Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления в живописи ХХ века. Фантастическое искусство.




Фантастические элементы присутствовали в изобразительном искусстве во все времена, наиболее ярко они проявлялись в периоды социальных катаклизмов, смены эпох и общественных укладов. Характерные черты фантастического легко обнаружить в маньеризме, романтизме, символизме и сюрреализме. Фантастические произведения могут опираться на мифологические, эротические и другие мотивы, зачастую они посвящены нереальным, вымышленным, сверхъестественным сюжетам. Художники-фантасты следуют за своей интуицией, ищут собственный путь, опираются на воображение, изобретают невиданные, волшебные миры. Как правило, их творчество нельзя отнести ни к одному из господствующих течений в искусстве, оно слишком самобытно. Такие художники больше исследуют себя и свой внутренний мир, чем окружающую действительность. Питер Блюм, Арнольд Бёклин, Фернандо Ботеро, Маурицио Каттелан, Джейк и Динос Чэпмены, Джорджо де Кирико, Фабрицио Клеричи, Сальвадор Дали, Поль Дельво, Питер Доиг, Джеймс Энсор и т.д.

Венская школа фантастического реализма впервые в 1950-х годах сформулированный Иоганном Мишеком термин для обозначения тенденции в австрийском искусстве, которая близка к сюрреализму. Художники этой школы придавали особое значение технике Старых мастеров (немецкая и фламандская живопись XV—XVII веков), для которой характерна была точность и ясность изображения.Живописная манера не носит абстрактный характер и ориентирована на техническое совершенство старых мастеров, мотивы являются фантастическо-нереальным, иногда шокирующими, апокалиптического содержания, часто с акцентом на маньеризм. «Венская школа фантастического реализма» – одно из самых влиятельных направлений в живописи второй половины ХХ века, объединившее таких художников, как Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер, Эрнст Фухс, Рудольф Хаузнер, Антон Лемден.На первой групповой выставке современного искусства в Вене в Бельведере в 1959 году, за которой вскоре следуют выставки за рубежом, школа Фантастического реализма достигла прорыва и преобрела международное значение. Особый широкое влияние на ее развитие оказала распространение гравюр в большом колличестве экземпляров, а также через множество учеников и подражателей. Фантастический реализм оригинальным образом соединил техническое совершенство живописи с фантастическими сюжетами. Основой картин художников венской школы становились сюжеты, объединяющие религиозный или эзотерический символизм и элементы психоанализа –теории доктора Фрейда, предлагающей объяснение психической жизни человека. Наряду с техникой письма маслом фантастические реалисты раннего периода использовали темперу и миниатюрные техники (акварель, гуашь). Более того, от рисунков пастелью, сангиной или углем уже тогда требовали живописного эффекта. Рисунок карандашом признавался ими только в набросках или эскизах к картинам. в основу концепции фантастического реализма, сформированной его вдохновителем и ведущим демиургом Эрнстом Фуксом, была положена навязчивая идея эпистрофы (epistrophic) - возврата к изображению агонии жертвы, терзаемой бесконечными ужасами войн (и что есть история цивилизации, если не история бесконечных войн?), человеческого существа, подобно эмбриону, скорчившегося во мраке утробы социума, воспринимаемого в качестве громадной чудовищной вагины, которая выбрасывает обреченных рождаться для страданий и смерти, социума, существование в котором не может даже сравниться с самим фактом смерти. Одухотворенность, лаконичность и упругость линий, четкая тектоника, изощренность сочетания цвето- и светоэффектов отличают зрелый фантастический реализм.

Хауснер, Рудольф (1914-1994)Австрийский художник, представитель фантастического реализма. Родился в Вене, где с 1931 по 1936 гг. учился в Академии изящных искусств. В послевоенные годы художник увлекается сюрреализмом и творчеством Макса Эрнста. Поиски своего стиля приводят Хауснера к созданию совместно с Э. Фуксом и А. Лемденом «Венской школы фантастического реализма». В своем искусстве художники ориентировались на традиции немецкого Возрождения, его мистико-религиозное начало. Они обращаются к вневременным, вечным темам, исследуют самые потаенные уголки человеческой души. Любимые образы Хауснера - Адам и мужчина в матросском костюме, символизирующий миф об Одиссее. Своим персонажам художник придает черты сходства с собой, как бы примеривая на себя их роли и создавая порой ироничные и гротесковые автопортреты («Падение Адама», 1974; «Ковчег Одиссея», 1948-56). Художественная техника Хауснера, близкая живописи старых мастеров, строится на ярких спектральных цветах и частом применении в работе пуантилистской манеры письма (раздельными точками или мелкими квадратами). Творчество Хауснер сыграло существенную роль в развитии фантастического реализма, наиболее значительного движения в художественной жизни Австрии 1950-60-х гг. Хаузнер в своих произведениях настаивал на равнозначности сознательного и бессознательного в жизни человека. В течение нескольких десятилетий он создавал целую серию произведений, посвященных Адаму. В картине «Адам в трех лицах» художник обращается к образу первого человека, но наделяет его своими чертами. Это произведение можно интерпретировать и как автопортрет художника, который исследует явные и скрытые аспекты своего «Я». Хаузнер изображает три состояния сознания человека. Ребенок символизирует исходную точку – начало жизни. Две другие стадии – стадии сна и бодрствования. Художник настаивает на том, что эти состояния переплетены в жизни человека. В этом Хаузнер следует теории Фрейда и оперирует ключевыми для психоанализа понятиями: бессознательное и сознание. Сон – это сфера бессознательного, где могут проявляться скрытые фантазии, конфликты, страхи. Бодрствование – сфера, когда человек сознает и контролирует свои поступки.

Фукс, Эрнст (род. 1930)Австрийский художник, представитель сюрреализма. В 1945 г. он поступил в Академию художеств в Вене, где занимался под руководством Л. П. Гютерсло. Главная тема творчества Фукса этого периода - тема Апокалипсиса. Его картины полны апокалиптическим сознанием катастрофы, необратимого разрушения мира. Смерть во всех ипостасях постоянно присутствует в его работах, отмеченных печатью страха. В 1948 г. художник вместе с друзьями выступил основателем «Венской школы фантастического реализма». С1950 г. Фукс жил в Париже. Этот период отмечен тяготением к маньеризму, обращением к католической иконографии, увлечением Ницше, Фрейда. Он пишет «Херувимский цикл», созвучный по своей художественной манере искусству старых мастеров: Грюневальда, Ван Эйка. С 1952 г. Фукс много путешествовал, жил в бенедиктинском монастыре на горе Сион, где создал удивительные по силе религиозно-мистического духа картины. В1962 г. художник открыл в Вене галерею, ставшую центром приверженцев фантастического реализма. Фукс плодотворно работает в разных областях искусства: скульптура, монументальные фрески, театральные декорации, дизайн мебели и ювелирных украшений. он применял Mischtechnik (смешанная техника) живописи. В Mischtechnik, яичная темпера используются для создания объема, а затем глазурованная с масляными красками, смешанной с смолой, производит эффект драгоценности. Австриец Эрнст Фукс воплотил вечное женственное начало в чувственных сказочных образах, балансирующих, впрочем, на той неуловимой грани, что отделяет искусство от китча. его офорты на мистические и ветхозаветные темы, язык которых синтезирует сюрреализм, готику, романтизм. в знаменитом эскизе Э. Фукса «Св. Виргилий» (1985 г.), где епископ Зальцбурга, апологет учения об антиподах, возносится над этим городом. Нимб, окружающий его фигуру, одновременно представляет собой позднеготическую трактовку зодиакального круга и вагину, через которую человека вышвыривают в видимую реальность социума. Древняя тема борьбы между мужчиной и женщиной вновь поднимается в в работах Фукса «Красота и Скорбь» (1987 г.), «Саломея» (1987 г.), «Давид и Батшеба» (1995 г.), «Вавилонская Блудница» (1995 г.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...