Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство России в XVIII веке




Русское искусство второй четверти XVIII в. тесно связано с искусством предшествующей поры. Но вместе с тем характерные для искусства первой четверти XVIII в. известная строгость и простота постепенно утрачиваются. Большее значение приобретают пышность, декоративность, отвечавшие вкусам правящего дворянского класса.

В то же время в искусстве второй четверти XVIII в. Наблюдаются демократические, народные черты. Искусство ведущих художников было пронизано идеями борьбы за русское национальное искусство. Творчески перерабатывая образцы западного искусства, они выступали против механического перенесения иностранных форм.

В области архитектуры в 1730-х годах в Петербурге работали видные русские зодчие, занявшие ведущее место в "Комиссии санктпетербургского строения", созданной в 1737 г. Среди них выделялся П. М. Еропкин (1и90-е годы 1740), сторонник классических форм в архитектуре. В этом труде большое значение придавалось развитию русской национальной архитектуры, говорилось о необходимости подготовки русских зодчих. С этой целью проектировалось создание Академии архитектуры. В целом книга "Должность архитектурной экспеди ции" яркий образец русской прогрессивной мысли, родственной по замыслу великим творениям Ломоносова.

Передовым было и самое художественное творчество П. М. Еропкина и его товарищей И. К. Коробова и М. Г. Земцова. . Перестроенное Коробовым Адмиралтейство (в центре здания каменная, декоративно решенная башню, увенчанная 32-метровым шпилем с золотым корабликом вверху) сделалось как бы символом новой столицы и центром дальнейших градостроительных работ па Адмиралтейской стороне города.

В Петербурге работал также М. Г. Земцов. Его церковь "Симеона и Анны" (1728 1733) сохранила традиции предшествующего времени. Светские мотивы в ее убранстве выступают особенно отчетливо. Высокий шпиль венчает колокольню, декоративные классические детали в убранстве здания лаконичны и строги. Такими же качествами обладают и другие его произведения как дворцовые (Аничков дворец, перестроенный позднее Растрелли), так и рядовые здания. Среди последних выделяется дом для причта Исаакиевского собора (1739), а также проект Троицкого собора (1744).

Основным архитектурным мероприятием в отношении Москвы явилось составление ее генерального плана, начатое И. А. Мордвиновым (1700 1734) и продолженное талантливым архитектором И. Ф. Мичуриным (1700 1763) Мичурин выступил со значительными проектами восстановления дворца на Воробьевых горах и собора Нового Иерусалима. Эти реставрационные проекты не только свидетельствуют о глубоких знаниях зодчего и его большой любви к русской национальной архитектуре, но и объясняют наличие в произведениях Мичурина черт древнерусского зодчества, наглядно представленных в построенных им надвратной церкви Златоустовского монастыря, соборе Свеиского монастыря под Брянском (1749 1758) и др. Деятельность Мичурина положила начало в Москве своего рода архитектурной школы, среди учеников которой выдвинулся такой известный архитектор последующих десятилетий, как Д. В. Ухтомский. Среди светских произведений И. Ф. Мичурина выделяется моск В архитектуре этого здания нельзя не усмотреть непрерывной линии развития, связывающей архитектуру первой четверти XVIII в. с классическим зодчеством второй половины XVIII в. Творческие принципы Мичурина были глубоко связаны с русской традицией. овский Суконный двор (1746).

Многокрасочные изразцы, резной белый камень и кованое железо во фронтонах использованы с редким для этого времени расточительством. Названные примеры дают право говорить об общей линии развития русской архитектуры второй четверти XVIII в.

В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистического искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличивалась идея бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.

Иван Максимович Никитин (ок1690-1741). Портрет любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей в качестве покровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять не только натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающееся произведение, как "Портрет Напольного гетмана" (1720-е годы). Он исполнил портреты А. М. Измайловой (1754), Петра III (1762) и другие полотна, в которых самобытность творческой манеры автора и традиции народно-прикладного искусства, проявляющиеся в декоративности; сочетания ярких пятен чистого (локального) цвета, сплавлены воедино.В "Портрете Петра III" эта декоративность цвета заставляет сразу же уловить несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и запечатленным на ее фоне человеком. Маленькая головка, узенькие плечики и несоразмерно длинные ноги усиливают это впечатление.

2-я пол.18 века. Развитие портретного жанра. Художники парадного портрета стремились показать прежде всего достойного представителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а зачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положение портретируемого. В противоположность парадному интимный портрет стремился запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оценку личности.

Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора Степановича Рокотова (1736-1808/09). Раннее же признание художника обеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В. И. Майкова (1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е годы).

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 - 1822). Первоначальное художественное образование он получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры. Участие в работах по росписи киевского Андреевского собора, осуществлявшихся А. П. Антроповым, привело к последующему четырехлетнему ученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В ранних полотнах Левицкого отчетливо выступает связь с традиционным парадным портретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из  семи крупноформатных произведений, исполненных в 1773 - 1776 годах. Портрет Е. И. Нелидовой" (1773). Портреты М. А. Львовой, Н. И. Новикова, А. В. Храповицкого, мужа и жены Митрофановых, Бакуниной и другие, относящиеся к восьмидесятым годам, свидетельствуют о том, что Левицкий, соединив в себе суровую точность Антропова и лиризм Рокотова, стал наиболее выдающимся представителем русской портретной живописи XVIII столетия.

Плеяду крупнейших живописцев-портретистов XVIII века завершает Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825). Аллегорические росписи в Кременчуге, выполненные в 1787 году к приезду Екатерины II. Портрет М. И.Лопухиной (1797).

В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Школу Н.Жилле (франц. скульптор) ,заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие.

Иван Мартос (1752-1835 гг.) создает вполне классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работ других мастеров. Он был известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве.

Иван Прокофьев (1758-1828 гг.) Сильнее чувствуется сентименталистская струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии - это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств.

Федота Шубина (1740-1805 гг.) становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А.М.Голицина, З.П.Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII-века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом отношении бюсты П.В.Завадовского и А.А.Безбородко (1798 г.). Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция- усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г.А.Потемкина (1791 г.) , Е.М.Чулкова (1792 г.) , М.В.Ломоносова (1793 г.)

Э.М Фальконе (1716-1791 гг.) им создана в России всего одна работа "Медный всадник".

Родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России.

XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества. Небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...