Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и функции политической системы




Структура ПС: гос. органы, полит. и неполитич. орг., весь мех-м участия граждан в полит. жизни, прав-ва, партии, профсоюзы, СМИ, творч. союзы, об-ные дв., политич. правовые нормы, кот. регулируют полит. отнош. в общ-ве (традиции, законы, полит. отношения, полит сознание, полит культура). Ядром явл. гос-во. Полит. отношения – это отнош. между соц. общн., между общн. и гос-вом. В составе ПС об-ва ф-ционир. в тесной взаимосвяз. 4 крупные подсис-мы: институциональная, регулирующ., коммуникативн. и политико-идеологич.. Институциональная подс-ема включ. полит. ин-ты и формы полит. правления (респ-ка, монархия), полит. режимы (демокр., тотал., авторит. и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, полит. партии и дв., многочисл. общ. орг., избир. с-му и др. Этой подс-ме принадл. ключ. роль в полит. с-еме. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющ. условия, возможности и границы функционир. всей ПС. Регулирующая подс-ма базир. на принятых в об-ве политико-правовых нормах, отраженных в конст. страны и других з-нодат. актах, регулирует формир. и деят-ть полит ин-тов и функционир. ПС об-ва в целом. Исходной базой, на которую опирается данная с-ма, являются не только политико-правов. нормы, но и нац., историч. сложившиеся обычаи и традиции, господств. в об-ве полит. взгляды, убеждения, принципы, воздействующ. на ПС общества. Коммуникативная подс-ма представл. собой совок-ть отнош., возникающ. в процессе функционир. ПС общества. Это прежде всего отношения по поводу управл. об-вом. Субъект. этих отнош. явл. полит ин-ты и орг-ции, полит лидеры, представит. полит элиты, граждане. Это также отношения, связан. с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологич.я подс-ма вкл. полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общ.-полит ин-тов, полит.-правовых норм, совершенствования полит отнош. и всей ПС.

 

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

политическая система - это достаточно сложное, многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. Политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: 1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества); 2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т. д.); 3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима); 4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном
обществе идеология).
 Компоненты политической системы: 1) политической структура — совокупность политических организаций, институтов и отношений между ними; 2) политических и правовых норм, существующих и действующих в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических
процессов; 3) политической деятельности, включающей разнообразные
виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразования и защиты системы осуществления политической власти в обществе; 4) политического сознания, прежде всего таких его составляющих, как идеология и политическая психология, которые в каждой политической системе обладают специфическими характеристиками.
Центральным элементом политической системы служит государство, именно оно осуществляет ее главную функцию — авторитарное распределение ценностей . Акцент на распределительной, а не на, скажем, производительной, собственнической или управленческой функциях политической системы достаточно красноречив и показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом. Установление же политической регламентации всех производственных отношений оборачивается ограничением производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей столь жесткую степень зависимости экономики от политики.
Контроль за сферой распределения ценностей — предпосылка реализации и такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимодействия и единства действий различных компонентов его структуры. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник — различия интересов, способов ориентации социальных групп), преодолевать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, куда включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть тотальным, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность значительной дифференциации в степени доступности этих социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп. Но следует иметь в виду, что дезинтеграция, распад общества начинается с того момента, когда все эти жизненно важные процессы идут или помимо, или вопреки усилиям органов политической системы, которая не выступает ни их посредником, ни регулятором, а как бы «зависает» над сферой генерирования социальных конфликтов, во все большей мере превращаясь в ненужного или даже опасного для общества паразита.
Факторами обеспечения эффективности деятельности политической системы служат: полнота и качество информации, влияющей на определение стратегии действия; скорость ответа системы на воздействие внешней среды, всякого рода запаздывания и отсрочки в реагировании снижают ее эффективность, служат признаком нарастания кризисных явлений; сам результат коллективного действия, чем меньше он расходится с первоначально выдвинутой целью, тем политическая система действует эффективнее. Об эффективности и устойчивости политической системы говорит также ее способность сосуществовать с несогласием. Подавление несогласия — явный признак слабости и недолговечности политической системы, отсутствия развитого механизма поддержания социального равновесия и гражданского мира.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...