Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Власть как категория политической науки
Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие, право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр: 1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр. целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими, подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия. Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов (разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия. 3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами. В политологии несколько подходов к пониманию природы власти. 1) Биологический. Власть берет свое начало в биологич. природе чел-ка. Она не только есть в чел-ких отношениях, но наблюдается и в среде животных. 2) Социальный (по Марксу). Власть исключит социальн. явление, кот. хар-но только для чел-ких отношений. Власть – угнетение чел-ка, насилие класса. 3) Власть – это социальн. явление по своей форме, однако в ее основе лежит борьба за сущ-ие. Концепции власти: 1) Волевая. В – это способность навязывать свою волю другим. 2) Силовая. Существенная во власти – сила. 3) Функциональная. В – это функция коллектива или системы по руководству людьми для налаживания совместной деятельности. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия Ресурсы власти 1. Понятие ресурсов власти, их сущность и типологизация. Полит власть ф-ционирует через систему социальных институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование орг-ций установленных норм, санкций для достижения общих целей и ценностей. Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния) ПВ: экономические – нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания; силовые – выполняют ф-цию обеспеч. обороны страны, охраны внутр. порядка, обеспеч. безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения; социальные – социальная п-ка в больш. совр. зап. странах строится т.о., что в сохранении существующ. полит власти заинтересовано большинство насел.: здесь широкая система страхования, высокий ур-нь пенсион. обеспеч., широко развита развита система благотворит. орг-ций и т д.; информационные – СМИ; военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д. Легитимность власти-нормальное функционирование полит. Властиосущ. на базе двух основных принципов: суверенитета и легитимности. Эти понятия характ. полит. власть по двум основным аспектам:1.с точки зрения выделения внутри нее главной составляющей гос-ва , 2.в плане опр-я использования различных средств и ресурсов власти для достижения полит. целей. Принцип сувер. Означает верховенство и независимость гос власти. Принцип легитимности связ с обоснованием мех решений, кот приним власть и добровольности их выполнения со стороны граждан. Легитимность власти-признание обществом законами и правомерн офиц власти и ее право управлять ею. Три типа легит власти: традиционная, харизматическая, рационально-правовая.
Принципы организации и функционирования власти Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется парламентом (Национальным собранием). Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти. Третья функция - обеспечение стабильности в стране. Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная. В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня: высший уровень - макрополит система высших органов власти; средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов; третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей,
Теория политической системы. Системный подход к изучению политики П-кая с-ма об-ва (ПСО) возни. вместе с появл. чел-ого общ-ва и необх-тью посредств. власти обеспечить управление общ-вом. Если в родоплем. общ-ве власть держалась на авторитете вождя, то по мере развит. полит. общ-ва понадобились спец. учреждения и рычаги упр-ия. ПС – единый централиз.-управл. полит. властью организм; выражение интересов госп-щих классов; политич. ин-т, кот. осущ. власть. Сущность ПС: 1) Полит. системе принадл. верх-во в общ-ве, т.к. ч/з ПС осущ. власть, принимаются решения, обязательные для всех. 2) Обусловлена и др. сферами жизни, т.к. ПС – надстройка над экономич. Базой. 3) ПС зависит от активности масс, т.к. последнее активно на нее воздейств. в ходе избир. кампании, референд.в и т.д. 4) Хар-рен широкий спектр методов, использ. для осуществл. своих задач, (разъяснит., пропагандистский, принудит., насильств.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |