Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Муниципальные финансы и бюджетная система




 

 Муниципальные финансы – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, субъектами хозяйственной деятельности. Муниципальные финансы являются «фундаментом» бюджетной системы страны и наиболее слабым звеном, т.к. они зависят от региональных и федеральных финансов.

Город, район, поселок, поселение.

Включают в себя 3 элемента: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, ЦБ, принадлежащие органам власти, другие денежные средства в собственности муниципалитета.

Они основываются на принципах самостоятельности, региональной и федеральной финансовой поддержке и гласности.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности в пользование физическим и юридическим лицам. Имеют право создавать предприятия (МУПЫ), регулировать их цены и тарифы.

ОМС могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территорий, поддерживать, ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания населения.

2 основные функции:

1. Распределительная функция. Перераспределение – это вторичное распределение. И распределение.

2. Контрольная – за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды. Контроль за адресным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Принципы муниципальных финансов:

1. Единая законодательная база;

2. Открытость и прозрачность (транспорентность);

3. Целевая ориентированность;

4. Экономичность и эффективность. Бюджет экономичный - долговой (1992-2000), бюджет эффективный - развития (после 2000);

5. Управляемость финансовыми ресурсами на централизованной основе;

 

Бюджет муниципалитета

Бюджет муниципального образования – централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, составление, утверждение, исполнение и отчет, которого производят ОМС самостоятельно (при условии жестких ограничений и контроля).

Доходы муниципалитета

Формируются на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

К налоговым доходам относятся: собственные (закреплённые) налоговые доходы в виде местных налогов и сборов, регулирующие налоговые доходы, передаваемым местным бюджетам федеральным и региональным законодательством + госпошлины.

К неналоговым доходам относятся: от использования имущества в муниципальной собственности, от продажи имущества муниципальной собственности, от платных услуг, которые оказывают ОМС и бюджетные учреждения, штрафы и пени, финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

В доходах бюджета учитываются:

1. Арендная плата от использования имущества муниципальной собственности.

2. Процентные поступления по остаткам бюджетных средств на счетах банка.

3. Средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление.

4. Средства от возврата муниципальных кредитов.

5. Плата за пользование предоставленными бюджетными средствами.

6. Дивиденды как часть прибыли МУПов.

 

ОМС имеет право предоставлять налоговые кредиты по платежам в свои бюджеты (только при условии отсутствия задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед региональным и федеральным уровнями власти).

ОМС самостоятельно распоряжается средствами местных бюджетов. Это означает, что сумма профицита не изымается в вышестоящий бюджет, а остается и тратится в местном уровне власти по своему усмотрению. С другой стороны, образовавшийся дефицит не покрывается трансфертом.

Федеральные и региональные власти обеспечивают муниципалитетам минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, которые в свою очередь устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности населения.

Доходная часть местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным и региональным законом. Если доходная часть минимального местного бюджета не обеспечивается этими источниками, то федеральные и региональные власти передают другие доходные источники.

ОМС удовлетворяют основные жизненные потребности населения в соответствующих сферах на уровне не ниже минимальных госстандартов, которые гарантируются государством путем закрепления в доходы муниципалитета отчислений от федеральных и региональных налогов.

Увеличение расходов или уменьшение доходов ОМС в результате принятия мер, решений или законов федеральным и региональным уровнями власти компенсируются этими уровнями.

ОМС вводят местные налоги и сборы.

ОМС могут создавать целевые внебюджетные фонды, могут выпускать муниципальные займы (МИО – в Челяб.Обл муниципальные инвестиционные облигации), могут создавать муниципальные банки и муниципальные казначейства.

Органы гос. власти гарантируют право ОМС самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов, право ОМС самостоятельно распоряжаться остатками средств местных бюджетов по окончании финансового года. В результате рост доходов и/или экономия нарасходов, компенсацию роста расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в результате принятия федеральных и региональных законов.

Доходы бюджета делятся на собственные и регулирующие. Собственные - доходы закрепленные на постоянной основе. Включают: доходы от приватизации муниципального имущества и 10% от приватизации федерального и регионального имущества на территории муниципалитета; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, штрафы.

Регулирующие доходы – процентные отчисления от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы.

Расходы муниципалитетов

Согласно экономической классификации делятся на текущие и капитальные. Капитальные (инвестиционные) – те, за счет которых, происходит простое и расширенное воспроизводство субъектов хозяйствования. Могут быть на возвратной и безвозвратной основах (возвратной – инвестиционный кредит, безвозвратной – инвестиционная субсидия).

Текущие расходы бюджета – ассигнование на содержание бюджетных учреждений, средства на оплату товаров, работ, услуг согласно муниципальным контрактам, трансферты населению, гранты физическим и юридическим лицам, инвестиции в УК юридических лиц, бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии бюджетам других уровней, средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая по выданным гарантиям, налоговые расходы, в размере предоставленных налоговых кредитов.

Совместно за счет федерального, регионального и местного бюджета финансируются:

- господдержка от отраслей промышленности;

- правоохранительная деятельность;

- НИОКР;

- социальная защита населения;

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

- деятельности СМИ;

Только из местного бюджета финансируется:

- содержание ОМС;

- формирование и управление муниципальной собственностью;

- содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, СМИ в муниципальной собственности;

- содержание муниципального ЖКХ, дорожное строительство, благоустройство;

- транспортное обслуживание населения;

- реализация муниципальных целевых программ;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- и другое.

Муниципальный заказ на работы, услуги происходит на основе открытого конкурса (тендера), правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Ключевой критерий – минимум цены.

Принципы межбюдежтных отношений

1. Взаимная ответственность

2 Единая для всех муниципалитетов методология

3. Максимальное сокращение встречных финансовых потоков

4. Гласность

5. Прозрачность

6. Стимул ОМС к увеличению собственных доходов

7.Компансация муниципалитетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов в результате принятия федерального и регионального закона

Методика МБО

 

Нормативная база – бюджетный кодекс, бюджетное послание президента, программа развития бюджетного федерализма в РФ.

Основная задача – обеспечить экономическую эффективность, бюджетную ответственность (в плане контроля за показатели, достижение поставленных целей; перед населением – муниципалитета, региона, всей страны), социальную справедливость (минимальная бюджетная обеспеченность, индексация пенсий, демографический аспект), политическая консолидация, территориальная интеграция, т.е. единое бюджетное и экономическое пространство.

Принципы МБО:

1. Вертикальное распределение финансовых ресурсов на осуществление расходных полномочий между:

А) федеральным и региональными бюджетами

Б) региональными и местными

Исходя из доходных возможностей консолидированного бюджета России (региона) и сложившейся структуры распределения расходов.

2. Передаваемые на региональный, местный уровень расходные полномочия, нормативы по которым в законодательном порядке устанавливаются федеральным (областным) законодательством (так называемые федеральные и областные мандаты). Они обеспечивают отдельно целевым образом трансфертные либо в виде долей отчисления от регулирующих налогов из создаваемого фонда компенсации. Причем данные средства распределяются между территориями области вне зависимости от бюджетной обеспеченности.

3. Распределение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий происходит на основе единого формализованного подхода, который основан на объективной (а не субъективной с 91-98) оценке доходного потенциала территорий и их расходных потребностей по единым бюджетным показателям. Причем:

А) доходный потенциал территорий определяется на основе показателя ИНУ (индекс налоговых усилий; фактические поступления/ плановые поступления)

Чем выше ИНУ, тем трансферты в этот регион выше.

Б) расходы оцениваются через ИБР (индекс бюджетных расходов) по системе единых бюджетных показателей.

Например, численность населения, численность конечных потребителей бюджетных услуг.

4. Основная цель межбюджетного регулирование – выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, т.е. перераспределение финансовых ресурсов на сближение возможностей территорий предоставлять населению однозначные бюджетные услуги.

5. Бюджетная обеспеченность территорий (бюджетные средства на душу населения) определяется исходя из объема средств, предназначенных на выравнивание в соответствие с возможностями бюджетной системы области, муниципалитета на планируемы год.

6. Факторы регулирования бюджетной обеспеченности:

- планируемый объем средств для реализации федеральных в областных мандатов

- показатели вертикального распределения (% в ФБ, % в регион, в муниципалитет) финансовых ресурсов консолидированного бюджета на обеспечение текущих расходов.

- доходный потенциал территорий по собственным (закрепленным) доходам

- параметры единых нормативов отчислений от регулирующих доходов за региональными (местными) бюджетами

- индекс бюджетных расходов определяется исходя из численности конечных потребителей услуг и характера их предоставления на каждой территории

- показатель налоговых усилий территорий по сбору собственных и регулирующих доходов

Анализ факторов, определяющих трансферт в МБО

1. Целевое финансирование передаваемых на региональный (местный) уровень расходных полномочий: орган гос. власти передают местным бюджетам финансовые ресурсы, либо в виде доле нормативов отчислений от регулирующих налогов, либо в виде целевых компенсаций.

Целевое обеспечение позволит областным органам власти контролировать использование бюджетных средств и позволит местным органам власти нести ответственность за их исполнение перед населением муниципалитета.

2. Вертикальное долевое распределение средств консолидированного бюджета между областным и местными бюджетами. Объем средств к распределению определяется исходя из прогнозируемого объема доходов консолидированного бюджета и объема средств для реализации общеобластных целевых расходов. Причем пропорции распределения зависят от фактического конкретного распределения расходов областного и местных бюджетов в базовом периоде с необходимой корректировкой.

3. Доходный потенциал территорий рассчитывается с учетом налоговой базы территории по всем отраслям и по всем видам налогов.

 

 

Т. о. общий доходный потенциал каждой территории складывается из доходных потенциалов по всем платежам в бюджет соответствующей территории.

4. Закрепление на временной основе единых нормативов отчислений от регулирующий налогов. Такое закрепление создает стимулы для развития налоговой базы местных бюджетов с большим экономическим потенциалом. Такое закрепление позволяет сглаживать большой разброс подушевых бюджетных доходов территорий как по собственному, так и по регулирующим доходам.

5. Расходные потребности территорий. Численность потребителей бюджетных услуг по отдельным статьям расходов может отличаться от численности населения территорий. Например, по отрасли образования ниже численности населения (школьного), по отрасли здравоохранения превосходит численность населения, постатья социальная помощь меньше численности населения, по прочим отраслям совпадает.

Такой подход позволяет рационально использовать объект социальной инфраструктуры, более экономно и адресно расходовать бюджетные ресурсы, что в итоге позволяет выровнять доступ населениям разных территорий к базовым бюджетным услугам.

Относительный уровень расходных потребностей оценивается с помощью ИБР – показывает насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств на душу населения на данной территории с учетом объективных территориальных факторов и условий по сравнению с областью для предоставления одинакового уровня бюджетных услуг.

6. Выравнивание доходной бюджетной обеспеченности территорий. Предназначены для выравнивания в средствах, распределяется между территориями области в целях сокращения дифференциации их доходной бюджетной обеспеченности скорректированной на ИБР.

Причем выравнивание происходит путем пропорционального сокращения разрыва доходной бюджетной обеспеченности территорий до среднего по области уровня.

 

 

ДПи определяется как сумма доходных потенциалов территорий по собственным и регулирующим доходам.

 

 

Как определить ИНУ:

 

В результате трансферт определяется как разница между причитающейся сумме к выравниваю для и-той территории и регулирующими налогами, которые и-той территории передает областной бюджет. Это означает, что первичными инструментами регулирования являются налоги, а потом уже трансферты.

Цель данной методики – определить объем финансовой поддержки и-той территории из фонда финансовой поддержки муниципалитет (аналогично для регионов из федерального бюджета).

Сначала считают доходные потенциалы по собственных и регулирующим налогам, затем сравнивают с областью, получаем ИНУ и ИБР, затем на основе этого находят величину трансферта для каждой и-той территории индивидуально, но по строгим общим принципам. В результате трансферт определяется таким образом, чтобы у территории был стимул для собственной эффективной бюджетной политики (показатель ИНУ, чем выше, тем эффективней).

Анализ бюджетного кодекса

 

Составить конспект «принципы бюджетной системы». 5 глава

1. Единство - единая правовая база, единая бюджетная классификация и документация, единая социально-экономическая и бюджетная политика. (ст. 29)

2. Разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами БС –закрепление за каждым бюджетом, а также определение полномочий субъектов управления (органов гос. власти, внебюджетных фондов). (ст. 30)

3. Самостоятельности бюджетов –обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования. К собственным источникам относятся: а) закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; б) отчисления по регулирующим доходам; в) дополнительные налоги. (ст. 31)

4. Равенства бюджетных прав субъектов, муниципальных образований – определение бюджетных полномочий органов гос. власти и местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование доходов бюджета. (ст. 31.1)

5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета – доходы и расходы должны отражаться в полном объеме. (ст. 32)

6. Сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов. (ст. 33)

7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджет участники БП должны исходить из необходимости достижения заданного результата с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием заданного количества средств. (ст. 34)

8.Общего (совокупного) покрытия расходов бюджета – расходы бюджета не могут быть связаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 35)

9. Прозрачности (открытости) - проект бюджета и сам бюджет публикуются в Российской Газете (ст. 36)

10. Достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, реалистичность расчета расходов и доходов бюджета.(ст. 37)

11. Адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных бюджетополучателей с указанием цели их использования.(ст. 38)

12. Подведомственности расходов бюджета - бюджетополучатели могут получать бюджетные средства только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. (ст. 38.1)

13. Единства кассы - ведение всех расчетных операций единого счета бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом.(ст. 38.2)

Принципы бюджетного процесса:

1. Максимальное выявление материальных и финансовых резервов государства («Полнота»).

2. Гласность.

3. Правдивость.

4. Балансовый метод составления. Доходы, расходы, дефицит, профицит.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...