Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Графическое представление бюджетного процессаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Бюджетный процесс
Включает 4 стадии: 1. Составление проекта бюджета; 2. Рассмотрение и утверждение; 3. Исполнение бюджета; 4. Составление отчета об исполнении бюджета. Нормативная база бюджетной деятельности – это БК РФ, а до него был закон 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Участники бюджетного процесса: 1. Президент РФ - разработка Бюджетного послания; подписание проекта бюджета. 2. Органы законодательной власти в лице Федерального собрания. 3. Органы исполнительной власти (Главы субъектов; главы местного самоуправления; финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования – ЦБ (держатель средств Минфина и платежным агентом); органы государственного, регионального и муниципального финансового контроля – Счетная палата, Казначейство; государственные внебюджетные фонды (примерно 45% бюджета; принцип адресности финансовых ресурсов); распорядители бюджетных средств – губернаторы, начальники отраслевых управлений; бюджетные учреждения, ФГУПЫ, ГУПЫ, МУПЫ. Основные задачи бюджетного процесса 1. Выявление полных материальных и финансовых резервов государства; 2. Максимально реальный расчет доходов бюджета (соответствуют принципу полноты; зависит от фактической нефтяной цены); Бюджет 2012 = 100 долл. Прогноз = 110-115 долл. 3. Максимально точный расчет расходов бюджета; 4. Обеспечение максимальной сбалансированности бюджета: Баланс бюджета дефицитный: доходы + дефицит = расходы Баланс бюджета профицитный: доходы = расходы + профицит Баланс бездефицитный: доходы = расходы – минимальное условие финансовой устойчивости Рост налогов – это не источник финансирование дефицита; облигации, эмиссия. 5. Согласование бюджета с проводимой экономической политикой; бюджет отражает политику, не опережает; 6. Бюджетное регулирование – распределение между отраслями, предприятими. 7. Финансовый контроль.
1. Составление проекта бюджета Минфин. Основывает на следующих документах: - Бюджетное послание Президента; - ПСЭР; - Основные направления бюджетной и налоговой политики; - Прогноз сводного финансового баланса; - Планы развития государственного, регионального и муниципального сектора экономики. Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного ПСЭР формируется ПФП (Перспективный финансовый план), содержащий данные по прогнозу доходов, привлечению займов и финансированию расходов бюджета. Законодательно не утверждается, а нужен для информации. Первый этап формирования – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Плана-прогноза функционирования экономики на очередной год. На его основе Минфин разрабатывает основные характеристики бюджета и распределяет расходы (по разделам), а также корректирует методику межбюджетных отношений (МБО) и доводит до регионов. Второй этап – распределение министерствами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствие функциональной и экономической классификациями расходов по конкретных бюджетным получателям. Не согласованные вопросы рассматриваются межведомственной комиссией (Министр финансов). Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному, министерства должны разрешить разработку и согласование показателей бюджета и представляемых вместе с ним следующих документов: Прогноз консолидированного бюджета, структура госдолга и программа займов по его покрытию, программа предоставления государственных гарантий, оценка исполнения текущего бюджета. С 15 июля по 15 августа Правительство должно утвердить Проект закона о бюджете для последующего внесения в ГД. 2. Рассмотрение и утверждение Документ поступает в ГД на имя председателя ГД. Председатель направляет полученный проект в профильный комитет, в Счетную палату (предварительный контроль) для получения заключения. После этого документ проходит 3 формальных и неформальное «нулевое чтение». В «нулевом» чтении участвуют Президент, Председатель правительства, главы парламентских партий, Спикер СФ. В 1-ом чтении: ГД обсуждает концепцию и ПСЭР, основные направления финансовой политики, методику межбюджетных отношений, проект программы внешних займов и основные характеристики бюджета. Если ГД согласна, то переходят ко 2-ому чтению. А если не согласна, то возможны 3 варианта: 1. Вотум (недоверие) Правительству – Правительство в отставку, новый проект готовит новое Правительство. 2. Возвращается Правительству на доработку. Затем вновь на 1-ое чтение. 3. Создается Согласительная комиссия, она вырабатывает согласованный вариант и вносит опять на первое чтение. Во 2-ом чтении: ГД утверждает расходы бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов бюджета в первом чтении, также размер ФФПР (фонд финансовой поддержки). Если ГД согласна, то к 3-ему чтению. Если нет, то создается Согласительная комиссия. В 3-ем чтении: ГД рассматривает расходы по подразделам и статьям и распределение средств ФФПР по субъектам, федеральные целевые программы, перечень защищенных статей, программы внутренних и внешних займов, программы предоставления бюджетных кредитов и гарантий. Если ГД согласна, то в СФ. Если нет, то Согласительной комиссии (что чаще всего). СФ рассматривает в целом в течение 14 дней, если не укладывается, то принимается в том варианте, что поступил. В случае одобрения передается Президенту с последующей печатью в открытой прессе. Если нет, создается Согласительная комиссия: Минфин, депутаты, СФ. Затем вариант отправляется в ГД для голосования в 1-чтении и затем снова в СФ. 3. Исполнение бюджета В России с 1999 г. казначейское исполнение бюджета (до этого было через банки). Оно обеспечивает принцип единства кассы, т.е. зачисление поступающих средств на лицевой счет и контроль за расходованием с него. Также ведется единый сводный реестр бюджетополучателей, а также Главная книга Казначейства. Если в процессе исполнения бюджета снижаются поступления, то возможный режим сокращения расходов (секвестра); до 5% решений принимает Минфин, 5-10% - органы исполнительной власти, свыше 10% - закон или постановление законодательной власти. Существует двойственный подход к исполнению бюджета. С одной стороны, максимально полный сбор доходов бюджета в целом и по каждой статье (источнику), с другой стороны, полное и своевременное финансирование расходов. Для этого вводится понятие бюджетной росписи – по квартальный план-график поступления доходов и расходов. 4. Составление отчета об исполнении бюджета Минфин представляет в ГД отчет об исполнении бюджета со следующими документами: - Отчет об исполнении Внебюджетных фондов; - Отчет о расходовании резервных фондов Президента и Правительства; - Отчет о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и государственных гарантий; - Отчет о доходах от использования госимущества; - Годовые отчетные сметы; - Реестр федеральной собственности на начало и конец отчетного периода; - Отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга на 1-ый и последний день. Счетная палата проводит проверку в течение 1,5 месяцев, используя материалы своих проверок и ревизий. ГД рассматривает отчет по истечении 1,5 месяцев после получения заключений Счетной палаты. Графическое представление бюджетного процесса Бюджетная классификация
Систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Ее цель – обеспечить процесс бюджетного планированная и взаимосвязь финансовых ресурсов в иерархии бюджетной системы, и тем самым принцип единства. Нормативная база – Закон 1996 г. о бюджетной классификации, принят по указке МВФ и находится в русле международных финансовых стандартов. Включает: - Классификация доходов бюджета - Функциональная классификация расходов - Экономическая классификация - Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета - Классификация видов государственного внутреннего долга - Классификация видов государственного внешнего долга - Ведомственная классификация расходов Классификация доходов бюджета Включает 2 раздела: налоговые и неналоговые. Налоговые: налог на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги и пошлины. Неналоговые доходы: - Доходы от имущества в государственной и муниципальной собственности - Доходы от реализации государственных запасов - Доходы от продажи земли, НМА - Поступление капитальных трансфертов - Административные платежи и сборы - Штрафные санкции - Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, внебюджетных фондов - Доходы целевых бюджетных фондов (% доход от размещения Резервного фонда) Функциональная классификация расходов Группировка расходов бюджета всех уровней бюджетной системы, отражающая направления бюджетных средств на выполнение функций государства. Включает разделы, подразделы, статьи. Примеры разделов: - Государственное управление и местное самоуправление - Судебная власть - Международная деятельность - Национальная оборона - Правоохранительная деятельность и безопасность - Фундаментальные исследования и содействие НТП - Промышленность, энергетика и строительство - Сельское хозяйство и рыболовство - Охрана природной среды, картография, геодезия -Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика - Развитие рыночной инфраструктуры - ЖКХ -Предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций -Образование - Культура, искусство, кинематография - СМИ - Здравоохранение и физическая культура - Социальная политика - Обслуживание госдолга -Пополнение государственных запасов и резервов - Финансовая помощь бюджетам других уровней - Целевые бюджетные фонды - И другое.
Экономическая классификация Экономическая классификация уже, чем функциональная. Группировка расходов по экономическому содержанию и отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции внутри и вне страны. 3 составляющие: 1. Текущие расходы – часть расходов, направленная на текущее (краткосрочное) функционирование бюджетополучателей в виде дотаций, субсидий, субвенций. Примеры текущих расходов: - Закупки товаров и оплата услуг - Оплата труда госслужащих - Оплата транспорта, связь, коммунальных услуг - Выплаты % по внутреннему и внешнему долгу 2. Капитальные расходы – долгосрочные вложения в действующие или вновь создаваемые юридические лица и обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность. Включает: - Капитальные вложения в основные фонды - Создание госзапасов и резервов - Приобретение земли, НМА - Капитальное строительство, капитальный ремонт - Капитальные трансферты 3. Предоставление кредитов – включает в себя предоставление кредитов внутри страны и возврат кредитов, предоставление и возврат кредитов иностранными государствами. Характерные черты госкредитов: отсутствие залога, меняется состав участников, низкая ставка по госкредиту, низкий процент за просрочку, выдается в пределах бюджетного года. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - Выпуск государственных облигаций - Продажа собственности - Продажа госзапаосов, драгметаллов, драгкамней - Бюджетные ссуды от государственных внебюджетных фондов - Бюджетные ссуды от бюджетов других уровней - За счет кредита ЦБ (прямое финансирование) – покупка ЦБ гособлигаций Минфина Ключевые источники: выпуск гособлигаций, продажа собственности, кредит ЦБ. Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета - Выпуск евробондов - Кредиты международных финансовых организаций - Кредиты Правительств иностранных государств - Кредиты иностранных банков Классификация видов государственного внутреннего долга - Кредитные соглашения, договоры от регионов (подписывают губернаторы, министр финансов) - Государственные ЦБ (ГКО, ГОФЗ, ОГВВЗ, ОСЗ) - Пролонгированные обязательства государства прошлых лет - Переоформление долгов третьих лиц в госдолг или региональный долг Классификация видов государственного внешнего долга - Кредиты от Правительств иностранных государств - От иностранных банков и фирм - От международных финансовых организаций - Выпущенные долговые обязательства (облигации: крат - до года; средне – до 5; долго- свыше 5) Нормативная база займов – Закон о бюджете. Ведомственная классификация расходов Группировка расходов отражающая распределение бюджетных ассигнований (бюджетная роспись по прямым получателям средств бюджета – «платежный комментарий»). Необходима для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов. Вывод: БК обеспечивает сопоставимость, а значит единство, показателей бюджета всех уровней. Устанавливает единство формы бюджетной документации, предоставление необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РФ и субъектов. Включает группировку доходов и 7 градаций расходов. Эти направления являются едиными на территории РФ и используются на всех четырех стадиях бюджетной деятельности. Т. о. бюджетная классификация имеет важное как экономическое (направления расходования и функции), так и организационное значение (принцип единства). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 168. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |