Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Графическое представление бюджетного процесса




Бюджетный процесс

 

Включает 4 стадии: 1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение;

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета.

Нормативная база бюджетной деятельности – это БК РФ, а до него был закон 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса».

Участники бюджетного процесса:

1. Президент РФ - разработка Бюджетного послания; подписание проекта бюджета.

2. Органы законодательной власти в лице Федерального собрания.

3. Органы исполнительной власти (Главы субъектов; главы местного самоуправления; финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования – ЦБ (держатель средств Минфина и платежным агентом); органы государственного, регионального и муниципального финансового контроля – Счетная палата, Казначейство; государственные внебюджетные фонды (примерно 45% бюджета; принцип адресности финансовых ресурсов); распорядители бюджетных средств – губернаторы, начальники отраслевых управлений; бюджетные учреждения, ФГУПЫ, ГУПЫ, МУПЫ.

Основные задачи бюджетного процесса

1. Выявление полных материальных и финансовых резервов государства;

2. Максимально реальный расчет доходов бюджета (соответствуют принципу полноты; зависит от фактической нефтяной цены); Бюджет 2012 = 100 долл. Прогноз = 110-115 долл.

3. Максимально точный расчет расходов бюджета;

4. Обеспечение максимальной сбалансированности бюджета:

Баланс бюджета дефицитный: доходы + дефицит = расходы

Баланс бюджета профицитный: доходы = расходы + профицит

Баланс бездефицитный: доходы = расходы – минимальное условие финансовой устойчивости

Рост налогов – это не источник финансирование дефицита; облигации, эмиссия.

5. Согласование бюджета с проводимой экономической политикой; бюджет отражает политику, не опережает;

6. Бюджетное регулирование – распределение между отраслями, предприятими.

7. Финансовый контроль.

 

 

1. Составление проекта бюджета

Минфин. Основывает на следующих документах:

- Бюджетное послание Президента;

- ПСЭР;

- Основные направления бюджетной и налоговой политики;

- Прогноз сводного финансового баланса;

- Планы развития государственного, регионального и муниципального сектора экономики.

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного ПСЭР формируется ПФП (Перспективный финансовый план), содержащий данные по прогнозу доходов, привлечению займов и финансированию расходов бюджета. Законодательно не утверждается, а нужен для информации.

Первый этап формирования – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Плана-прогноза функционирования экономики на очередной год. На его основе Минфин разрабатывает основные характеристики бюджета и распределяет расходы (по разделам), а также корректирует методику межбюджетных отношений (МБО) и доводит до регионов.

Второй этап – распределение министерствами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствие функциональной и экономической классификациями расходов по конкретных бюджетным получателям. Не согласованные вопросы рассматриваются межведомственной комиссией (Министр финансов).

Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному, министерства должны разрешить разработку и согласование показателей бюджета и представляемых вместе с ним следующих документов: Прогноз консолидированного бюджета, структура госдолга и программа займов по его покрытию, программа предоставления государственных гарантий, оценка исполнения текущего бюджета. С 15 июля по 15 августа Правительство должно утвердить Проект закона о бюджете для последующего внесения в ГД.

2. Рассмотрение и утверждение

Документ поступает в ГД на имя председателя ГД. Председатель направляет полученный проект в профильный комитет, в Счетную палату (предварительный контроль) для получения заключения. После этого документ проходит 3 формальных и неформальное «нулевое чтение».

В «нулевом» чтении участвуют Президент, Председатель правительства, главы парламентских партий, Спикер СФ.

В 1-ом чтении:

ГД обсуждает концепцию и ПСЭР, основные направления финансовой политики, методику межбюджетных отношений, проект программы внешних займов и основные характеристики бюджета. Если ГД согласна, то переходят ко 2-ому чтению.

А если не согласна, то возможны 3 варианта:

1. Вотум (недоверие) Правительству – Правительство в отставку, новый проект готовит новое Правительство.

2. Возвращается Правительству на доработку. Затем вновь на 1-ое чтение.

3. Создается Согласительная комиссия, она вырабатывает согласованный вариант и вносит опять на первое чтение.

Во 2-ом чтении:

ГД утверждает расходы бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов бюджета в первом чтении, также размер ФФПР (фонд финансовой поддержки). Если ГД согласна, то к 3-ему чтению. Если нет, то создается Согласительная комиссия.

В 3-ем чтении:

ГД рассматривает расходы по подразделам и статьям и распределение средств ФФПР по субъектам, федеральные целевые программы, перечень защищенных статей, программы внутренних и внешних займов, программы предоставления бюджетных кредитов и гарантий. Если ГД согласна, то в СФ. Если нет, то Согласительной комиссии (что чаще всего).

СФ рассматривает в целом в течение 14 дней, если не укладывается, то принимается в том варианте, что поступил. В случае одобрения передается Президенту с последующей печатью в открытой прессе. Если нет, создается Согласительная комиссия: Минфин, депутаты, СФ. Затем вариант отправляется в ГД для голосования в 1-чтении и затем снова в СФ.

3. Исполнение бюджета

В России с 1999 г. казначейское исполнение бюджета (до этого было через банки). Оно обеспечивает принцип единства кассы, т.е. зачисление поступающих средств на лицевой счет и контроль за расходованием с него. Также ведется единый сводный реестр бюджетополучателей, а также Главная книга Казначейства.

Если в процессе исполнения бюджета снижаются поступления, то возможный режим сокращения расходов (секвестра); до 5% решений принимает Минфин, 5-10% - органы исполнительной власти, свыше 10% - закон или постановление законодательной власти.

Существует двойственный подход к исполнению бюджета. С одной стороны, максимально полный сбор доходов бюджета в целом и по каждой статье (источнику), с другой стороны, полное и своевременное финансирование расходов. Для этого вводится понятие бюджетной росписи – по квартальный план-график поступления доходов и расходов.

4. Составление отчета об исполнении бюджета

Минфин представляет в ГД отчет об исполнении бюджета со следующими документами:

- Отчет об исполнении Внебюджетных фондов;

- Отчет о расходовании резервных фондов Президента и Правительства;

- Отчет о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и государственных гарантий;

- Отчет о доходах от использования госимущества;

- Годовые отчетные сметы;

- Реестр федеральной собственности на начало и конец отчетного периода;

- Отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга на 1-ый и последний день.

Счетная палата проводит проверку в течение 1,5 месяцев, используя материалы своих проверок и ревизий. ГД рассматривает отчет по истечении 1,5 месяцев после получения заключений Счетной палаты.

Графическое представление бюджетного процесса

Бюджетная классификация

 

Систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Ее цель – обеспечить процесс бюджетного планированная и взаимосвязь финансовых ресурсов в иерархии бюджетной системы, и тем самым принцип единства.

Нормативная база – Закон 1996 г. о бюджетной классификации, принят по указке МВФ и находится в русле международных финансовых стандартов. Включает:

- Классификация доходов бюджета

- Функциональная классификация расходов

- Экономическая классификация

- Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета

- Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета

- Классификация видов государственного внутреннего долга

- Классификация видов государственного внешнего долга

- Ведомственная классификация расходов

Классификация доходов бюджета

Включает 2 раздела: налоговые и неналоговые. Налоговые: налог на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги и пошлины.

Неналоговые доходы:

- Доходы от имущества в государственной и муниципальной собственности

- Доходы от реализации государственных запасов

- Доходы от продажи земли, НМА

- Поступление капитальных трансфертов

- Административные платежи и сборы

- Штрафные санкции

- Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, внебюджетных фондов

- Доходы целевых бюджетных фондов (% доход от размещения Резервного фонда)

Функциональная классификация расходов

Группировка расходов бюджета всех уровней бюджетной системы, отражающая направления бюджетных средств на выполнение функций государства. Включает разделы, подразделы, статьи.

Примеры разделов:

- Государственное управление и местное самоуправление

- Судебная власть

- Международная деятельность

- Национальная оборона

- Правоохранительная деятельность и безопасность

- Фундаментальные исследования и содействие НТП

- Промышленность, энергетика и строительство

- Сельское хозяйство и рыболовство

- Охрана природной среды, картография, геодезия

-Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

- Развитие рыночной инфраструктуры

- ЖКХ

-Предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

-Образование

- Культура, искусство, кинематография

- СМИ

- Здравоохранение и физическая культура

- Социальная политика

- Обслуживание госдолга

-Пополнение государственных запасов и резервов

- Финансовая помощь бюджетам других уровней

- Целевые бюджетные фонды

- И другое.

 

 

Экономическая классификация

Экономическая классификация уже, чем функциональная.

Группировка расходов по экономическому содержанию и отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции внутри и вне страны.

3 составляющие:

1. Текущие расходы – часть расходов, направленная на текущее (краткосрочное) функционирование бюджетополучателей в виде дотаций, субсидий, субвенций.

Примеры текущих расходов:

- Закупки товаров и оплата услуг

- Оплата труда госслужащих

- Оплата транспорта, связь, коммунальных услуг

- Выплаты % по внутреннему и внешнему долгу

2. Капитальные расходы – долгосрочные вложения в действующие или вновь создаваемые юридические лица и обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность.

Включает:

- Капитальные вложения в основные фонды

- Создание госзапасов и резервов

- Приобретение земли, НМА

- Капитальное строительство, капитальный ремонт

- Капитальные трансферты

3. Предоставление кредитов – включает в себя предоставление кредитов внутри страны и возврат кредитов, предоставление и возврат кредитов иностранными государствами.

Характерные черты госкредитов: отсутствие залога, меняется состав участников, низкая ставка по госкредиту, низкий процент за просрочку, выдается в пределах бюджетного года.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета

- Выпуск государственных облигаций

- Продажа собственности

- Продажа госзапаосов, драгметаллов, драгкамней

- Бюджетные ссуды от государственных внебюджетных фондов

- Бюджетные ссуды от бюджетов других уровней

- За счет кредита ЦБ (прямое финансирование) – покупка ЦБ гособлигаций Минфина

Ключевые источники: выпуск гособлигаций, продажа собственности, кредит ЦБ.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета

- Выпуск евробондов

- Кредиты международных финансовых организаций

- Кредиты Правительств иностранных государств

- Кредиты иностранных банков

Классификация видов государственного внутреннего долга

- Кредитные соглашения, договоры от регионов (подписывают губернаторы, министр финансов)

- Государственные ЦБ (ГКО, ГОФЗ, ОГВВЗ, ОСЗ)

- Пролонгированные обязательства государства прошлых лет

- Переоформление долгов третьих лиц в госдолг или региональный долг

Классификация видов государственного внешнего долга

- Кредиты от Правительств иностранных государств

- От иностранных банков и фирм

- От международных финансовых организаций

- Выпущенные долговые обязательства (облигации: крат - до года; средне – до 5; долго- свыше 5)

Нормативная база займов – Закон о бюджете.

Ведомственная классификация расходов

Группировка расходов отражающая распределение бюджетных ассигнований (бюджетная роспись по прямым получателям средств бюджета – «платежный комментарий»).

Необходима для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов.

Вывод: БК обеспечивает сопоставимость, а значит единство, показателей бюджета всех уровней. Устанавливает единство формы бюджетной документации, предоставление необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РФ и субъектов. Включает группировку доходов и 7 градаций расходов. Эти направления являются едиными на территории РФ и используются на всех четырех стадиях бюджетной деятельности. Т. о. бюджетная классификация имеет важное как экономическое (направления расходования и функции), так и организационное значение (принцип единства).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...