Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г




Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года.

В первой половине XIX в. сформировались социально политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.

За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.

Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859— 861 гг.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: "Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".

Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.

Реформа Киселёва.

Первым результатом работы таких комитетов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.

Всю массу казенных крестьян выводили из непосредственного подчинения Министерству финансов. Проводить реформу было поручено министру П.Д. Киселеву, стоявшему во главе Министерства государственных имуществ (образованного по его плану в 1833 г.). Киселев продолжил дело, заложенное в 1803 г. Законом ≪О вольных хлебопашцах≫, полагая при этом, что освобождение крестьян может лучше всего осуществить частная инициатива.

В разработанном проекте предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны быть установлены правительством и оставаться без изменений.

Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян.

Последовавшие за ≪Киселевской реформой≫ акты лишь частично затронули проблему. Не были определены ни размеры обязательного крестьянского надела, ни объемы обязательных отработок крестьян в пользу помещика (положения Закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали).

Обсуждение проектов реформы.

В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А.Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858—1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.

Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами. Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления   в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян    в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.

В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...