Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовая система европейского союза- основные черты и структурные части.




 

прежде всего, следует определиться в соотношении понятий «европейское право» и «право Европейского Союза», которые иногда употребляют почти как синонимы. Но понятия эти разнятся по содержанию и объёму.

 

Понятие «европейское право» официально используется в номенклатуре научных специальностей с шифром 12.00.10. - «Международное право. Европейское право». В широком смысле под европейским правом понимается единство следующих характеристик:

 

- во-первых, совокупность национальных правовых систем европейских государств (в этом контексте понятие является собирательным);

 

- во-вторых, совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между европейскими государствами (в этом смысле понятие применяется для обозначения региональной международно-правовой системы);

 

- в-третьих, особая правовая система, возникшая в результате европейской интеграции. Именно эта позиция находит более адекватное выражение в понятии «Право Европейского Союза», которое является более узким и точным.

 

Право Европейского Союза первоначально являлось международно-правовым феноменом, связанным с возникновением Сообществ на основе межгосударственных Договоров. Но уже в начале 1960-х гг. в связи с углублением интеграции Суд Европейских Сообществ определил, что складывается «новый правопорядок международного права, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права…»

 

Право ЕС развивалось по мере роста полномочий институтов Сообществ и постепенно происходило его обособление от международного права, существенная эволюция в сторону «национального» права.

 

В начале нового века право Европейского Союза именуют наднациональным, транснациональным, сверхнациональным, постнациональным, интеграционным, правом консоциативной федерации, правом квазифедеральной Европы. Адекватная данному явлению терминология пока не выработана. Но совершенно понятно, что в современной литературе право Евросоюза определяют как самостоятельную правовую систему.

 

Правовая система Европейского Союза характеризуется как сложная, многогранная и многоуровневая. Она пока слабо изучена как к теоретическом, так и в прикладном аспектах. Европейские исследователи справедливо отмечали, что в настоящее время «в Европейском Союзе существует такой конституционный порядок, конституционная теория которого пока ещё не выработана»[27].

 

Действительно, право Европейского Союзапредставляет собой феноменальную, особую правовую систему, нормы которой регулируют общественные отношения, складывавшиеся при развитии интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ и основанного на них Европейского Союза.

 

В качестве основных черт этой правовой системы можно выделить следующие:

 

- её уникальность, т.к. возникшая международно-правовым путём система Сообществ (и впоследствии Союз) создала уникальные юридические конструкции и стала государственно-правовым феноменом, не имеющим аналогов в мировой истории;

 

- динамичное развитие этой правовой системы, в процессе которого возрастают её целостность и системность;

 

- «самодостаточность» этой правовой системы, понимаемая как её достаточная обеспеченность внутренними материальными и интеллектуальными ресурсами развития и как её относительная самостоятельность по отношению к «классическим» системам внутригосударственного и международного права;

 

- её независимость, т.к. она не связана своим происхождением ни с какой из национальных правовых систем и не зависит ни от какой национальной правовой системы, а наоборот – оказывает определяющее воздействие на национальные правовые системы, интегрируется в национальные правовые системы и становится частью национального правопорядка, поскольку нормы права ЕС обязательны для применения в государствах-членах; независима она и от внешних факторов, хотя при этом право ЕС влияет на эти внешние факторы через деятельность ЕС в международных институтах и через принимаемые с участием ЕС международные акты;

 

- иерархичность (упорядоченность) правового массива на основе принципа строгого соответствия принимаемых актов положениям, содержащимся в учредительных договорах, имеющих конституционное значение; особенностью этой упорядоченности является то, что конституционное значение имеет не единый акт, а комплекс учредительных договоров, в текст которых вносятся изменения по мере развития Союза.

 

правовая система Европейского Союза имеет не только свои отличительные черты, но и особенности по сравнению с другими правовыми системами современности.

 

эти особенности выражены в следующих характеристиках.

 

1. Отсутствие чёткого подразделения содержащихся в ней норм на нормы публичного и частного права. Причинами этого является, во-первых, то, что типичная для европейского права договорная система нередко отвечает одновременно публичным и частным интересам, а также то, что большая часть правовых актов Европейских Сообществ и Европейского Союза, хотя и принимались носителями публичных интересов для решения публично-правовых проблем, но были сугубо прагматичными по своему характеру и касались сугубо частных конкретных вопросов. Отсутствие чёткого подразделения сказывается на унификации норм частного права, которую предлагается проводить с помощью директив, исходящих от Евросоюза, что рассматривается «как альтернатива их кодификации».

 

2. В правовой системе Сообществ и Евросоюза не сложились в зависимости от предмета регулирования отрасли и подотрасли, институты и субинституты права. В силу исторических обстоятельств наибольшее развитие получили нормы, регулирующие экономические и непосредственно с ними связанные отношения. Но при этом по существу происходит комплексное регулирование разнородных общественных отношений и поэтому складываются своеобразные комплексы правового регулирования определённых сфер общественных отношений. Возникающие в их рамках нормы определяются как «право общего рынка», «право внешнеэкономической деятельности», «право лоббистской деятельности» и др. и и включают нормы нескольких отраслей права. Условно можно выделить и конституционное, административное, таможенное, гражданское, трудовое право Европейского Союза, но лишь как систему норм, отражающих определённую сферу.

 

3. Право Евросоюза имеет интеграционный характер. В нём интегрированы черты международного (в силу условий возникновения ЕС) и внутреннего (национального) права государств-членов, поскольку оно отражает «перетекание» суверенных прав государств к наднациональным институтам.

 

В связи с разнородным составом Европейского Союза, в котором объединены государства, принадлежащие к разным правовым семьям, имеет место также интеграция континентального и англосаксонского права. Стержневую основу составляет, бесспорно, романо-германское право, но и влияние англосаксонского права нельзя недооценивать и в результате складывается своеобразный баланс правовых семей в формировании правовой системы Евросоюза.

 

Возможность конвергенции правовых семей основана на общности ценностей, целевых установок и задач, черт экономической, социально-политической, культурной жизни государств Евросоюза, единстве правовой идеологии и правовой политики, что создаёт общность проблем долговременного и текущего правового регулирования. Кроме того, в связи с глобализацией и европейской интеграцией в странах, составляющих ЕС, взаимодействуют друг с другом и с государственными и надгосударственными институтами многочисленные негосударственные институты, структуры гражданского общества, которые оказывают влияние на развитие права, требуя единообразного регулирования и единообразных гарантий для себя на всём пространстве Европейского Союза.

 

«Естественная конвергенция» романо-германского и англо-саксонского права осуществляется через возрастающее влияние континентального права на английское «общее право». это отражается в общем признании принципа «господства права» и повышении роли закона, в том числе конституционного законодательства, в странах англо-саксонского права, в расширении сферы кодифицированного законодательства, более широком использовании отраслевой классификации права.

 

В то же время отмечаются характеристики, которые говорят о влиянии англо-саксонского права на право Сообществ и Европейского Союза:

 

- прецедент признан нормативно-правовым феноменом и имеет большое значение в деятельности Европейского суда, решения которого, его акты толкования и судебного контроля воспринимаются как обязательные ориентиры;

 

- правовой и неправовой обычай повысил свою значимость, особенно в сфере частного права;

 

- в сфере частного права, коммерческого, корпоративного и др. идёт рецепция англо-саксонского права в его американском варианте, что проявляется во внедрении соответствующего понятийного аппарата (терминологии) и общих подходов к регулированию.

 

4. Правовая система Европейского Союза функционирует в территориальном пространстве, не имеющем единой суверенной власти.

 

Система права ЕС

 

В научной и учебной литературе сложились три подхода к построению внутренней системы права Европейского Союза.

 

1. функциональный подход, исходящий в систематизации из анализа причин принятия и социального назначения норм. В рамках этого подхода выделяют

 

- институциональное право – нормы, призванные закрепить устройство и компетенцию организации Европейского Союза, статус его институтов;

 

- материальное право – нормы регулирования разных сторон общественной жизни (право экономического союза, внешнеэкономическое право и др.);

 

- процессуальное право.

 

2. структурный подход.

 

Лиссабонский договор ликвидировал «структуру трёх опор» Евросоюза, и право Евросоюза приобретает в связи с этим более целостный характер. Но при этом в нём подразделяются первичное и вторичное право.

 

первичное право (ранее – «первая опора» права Европейского Союза) составляет так называемое коммунитарное право, т.е. право Европейских сообществ, совокупность юридических норм, обслуживающих Европейские Сообщества.

 

Нормы первичного права ЕС имеют конституционное значение и имеют императивный характер.

 

В системе первичного права закреплены общие целиЕвропейскойинтеграции:социально-экономические, внешнеполитические, гуманитарные, правоохранительные, организационные[28].

 

Закреплены здесь также специальные цели, определяющие содержание отдельных направлений деятельности Сообществ, посвященные конкретным сферам политики: промышленной политики, аграрной политики, научно-технической политики и др.

 

Общие и специальные цели закреплены в источниках первичного права как нормы и обладают высшей юридической силой, это так называемые цели-нормы.

 

Вторичное право– это нормативные акты Европейского Союза, учрежденного в 1991 г. на основе Европейских Сообществ. это правила, закрепляющие основы правового положения Европейского Союза в целом, прежде всего цели и принципы деятельности Евросоюза, единый порядок пересмотра учредительных документов Союза.

 

относительно самостоятельное место в структуре права занимает Шенгенское право, которое сначала развивалось как самостоятельное, вне права Европейского Союза. В 1985-1990 гг. группой государств-членов ЕС была выработана система правовых норм, регулирующих разнообразные отношения в связи с установлением прозрачности границ: определение единых правил въезда на территорию, порядка пересечения границ частными лицами и транспортом, отмену таможенных проверок, взаимодействие таможенных служб и полиций, введение единого визового режима на границах с третьими странами.

 

Шенгенское право по мере расширения зоны его применения постепенно инкорпорировалось в правовую систему Европейского Союза, хотя участниками Шенгенского соглашения являются не только страны-члены ЕС, а некоторые государства-члены ЕС не являются участниками Шенгенских соглашений[29].

 

3. предметный подход позволяет в зависимости от предмета правового регулирования выделять отрасли, подотрасли, институты права ЕС: таможенное право, административное право, транспортное право, экологическое право и др.

 

Особенностью права ЕС является значительная роль «комплексных отраслей», к которым могут быть отнесены аграрное право, правовые нормы в области общей внешней политики и безопасности,правовые нормы сотрудничества полиций и судебных органов[30], нормы, закрепляющие основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе и др.

 

Каждый из указанных трёх подходов к характеристике системы права Европейского союза имеет свои особенности и преимущества в качестве основы научной систематизации. Наиболее продуктивно сочетание этих подходов при изучении и характеристике конкретных правовых явлений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...