Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественно-политический строй Речи Посполитой




Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского.

По ее условиям политическая автономия Литвы была окончательно сведена к ограниченной административной автономии в пользу местных магнатов. В Польше и Литве утвердилось единообразное государственное управление, общая денежная система, общий сейм. Речь Посполитая - государство народов Великого княжества Литовского и Польской Короны. Во главе государства стоял король, который избирался шляхтой и власть которого была ограничена сеймом. В Речи Посполитой количество сеймов было большим: конвокационные (выдвигали кандидатуры на пост короля и обсуждали их), элекционные (выбирали короля), коронационные (осуществляли коронацию короля), вальные (общепольские), генеральные (определенной территории государства), поветовые (местные) и реляционные (отчетные). Как видно, первые три созывались в период межкоролевья, а следующие три - по указу короля при необходимости решить те вопросы, которые не могли быть решены королевской властью: о войне, налогах, правах шляхты и т.д. Генеральные сеймики не являлись общепольскими учреждениями. Они созывались королевскими универсалами за несколько недель до вального сейма в определенном месте для определенной территории государства где выбирали послов на вальный сейм, составляли письменные инструкции послам, определяли требования шляхты, которые должны были отстаиваться на вальных сеймах. После окончания работы вального сейма на реляционных сеймах послы отчитывались перед шляхтой повета и воеводства. Генеральным сеймикам предшествовали поветовые сеймики.

Законодательную власть осуществлял вальный сейм, состоявший из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма. В его состав входили, как правило, магнаты (сенаторское сословие), архиепископы и епископы, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов (паны-рада) доходило до 150 человек. Из своих рядов сейм выбирал 28 сенаторов для королевской рады, которая фактически осуществляла управление страной и личной жизнью короля (женитьба, развод,

путешествия и т.д.). Нижней палатой сейма была посольская изба, в состав которой входили депутаты от шляхетских сеймиков. Количество депутатов посольской избы доходило до 200 человек. Группа депутатов или даже один депутат, выступающий против принятия того или иного решения, которое противоречило его инструкции, мог на законном основании не допустить принятия такого решения. Это право рассматривалось как одно из самых важных «золотых шляхетских вольностей» и называлось liberum veto (свободное вето). Во главе исполнительной власти стоял король, избираемый элекционным сеймом. Король был председателем сената, возглавлял «посполитое рушанье» - ополчение (позже оборона перешла в руки коронного гетмана), созывал сеймы, назначал заседания, осуществлял назначения на высшие государственные посты, управлял внешними сношениями. Каждому королю перед избранием шляхта предъявляла условия, которые он потом обязывался исполнять. Это так называемая «Пакта конвента» - присяга короля. Если король действовал против права и своих обязательств, то шляхта имела право не подчиняться ему и выступить против короля. Это право осуществлялось путем созыва конфедераций - союзов вооруженной шляхты для проведения определенных реформ или принятия некоторых законов. В тех случаях, когда конфедерации принимали характер прямого выступления против короля, они назывались рокашами. Смерть Сигизмунда II Августа привела к усилению хаоса и анархии в государстве. Выбранный в 1573 г. на польский престол французский принц Генрих Валуа, быстро сбежавший в Париж, внес свою лепту в процесс усиления шляхетского всевластия и анархии. Чтобы привлечь на свою сторону мелкопоместную шляхту, Генрих Валуа издал так называемые «Генриховы артикулы». В соответствии с «Генриховыми артикулами» король терял право без согласия сейма устанавливать новые налоги и пошлины, созывать общее ополчение. «Генриховы артикулы» были введены при избрании королем Стефана Батория в 1576 г., а затем подтверждались всеми королями Речи Посполитой. «Генриховы артикулы», как и «Пакта конвента», являлись составными частями «золотых шляхетских вольностей». Стефан Баторий указывал в письме к виленскому поветовому сейму в 1577 г., что Речь Посполитая все больше склоняется к хаосу, своеволию, анархии, насилию и беззаконию, которые сокрушают державу. Феодальная анархия значительно усилилась со второй половины XVII и в XVIII в. В период с 1652 по 1762 г. из 80 сеймов 44 были сорваны: они не приняли никаких решений. Среди магнатов разгорелась борьба за власть. В Великом княжестве Литовском основными соперниками были Радзивиллы, Пацы (Пацевичи), Сапеги, Огинские и Вишневецкие. Крупные магнаты обзаводились собственными вооруженными силами, артиллерией. Например, князь Радзивилл основал в своих владениях военные училища, где преподавали наемные иностранные специалисты, и самолично присваивал офицерские и даже генеральские звания. Это постепенно привело к полному параличу центральной власти и не прекращавшемуся вмешательству соседних государств во внутренние дела страны. Неудивительно, что когда в конце XVIII в. пришел для Речи Посполитой судный день, народ не пожелал защищать это государство. Соседи разделили его как пирог. Народные массы даже в самой Польше воспринимали ее государственную действительность как глубоко чуждую своим интересам – паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Православное население на протяжении всего существования Речи Посполитой тяготело к единоверному русскому государству.

2. Проблема единого рабочего и антифашистского народного фронта в Западной Беларуси. Межпартийные отношения.В 1930-х гг. ведущая роль в организации борьбы трудящихся Западной Беларуси по-прежнему принадлежала КПЗБ. В 1934 г. в ее рядах насчитывалось 4 тыс. коммунистов, при этом около 3 тыс. членов партии постоянно находились в тюрьмах. В рядах КПЗБ были воспитаны крупные организаторы революционного движения - А.С. Славинский, В.З. Хоружая, С.О. Притыцкий, и др. Приход к власти в Германии Гитлера, принятие в Польше в 1935 г. новой конституции, ликвидация остатков демократаческих свобод, заключение в тюрьмы и концентрационный лагерь Береза-Картузская тысяч коммунистов и оппозиционно настроенных людей коренным образом изменили политическую ситуацию.

Многие политические партии и организации стран Европы, в том числе Западной Беларуси и Польши, стали на путь создания единого народного антифашистского фронта, фронта борьбы против реакции, фашизма и войны. О солидарности трудящихся Западной Беларуси с рабочими и крестьянами других стран в борьбе против единого врага - фашизма - ярко свидетельствует тот факт, что 137 ее уроженцев сражались в рядах интернациональных бригад в Испании. Солидарность трудящихся Западной Беларуси и Польши проявилась в массовой кампании за спасение жизни С.О. Притыцкого. Вместе с тем на развитие национально-освободительного и революционного движения отрицательное влияние оказал необоснованный роспуск в августе 1938 г. Коминтерном Коммунистической партии Польши и ее составной части - Коммунистической партии Западной Беларуси, а также вынесение советскими властями смертного приговора многим руководителям Компартии Западной Беларуси как «агентам польской дефензивы». Обвинение против них было ложным. Доброе имя КПЗБ, ее руководителей и деятелей национально-освободительного движения было реабилитировано в 1956 г.

БИЛЕТ 14










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...