Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности этносоциологического исследования.




              Исследовательский интерес к разнообразию человеческих обществ и культур возник давно. Поэтому к категории "зачатков" социологического и этнографического знания иногда относят отдельные сочинения древних и средневековых авторов. Однако историю современных представлений об обществе, государстве и народе все же принято начинать с более позднего времени — эпохи Великих географических открытий, Реформации и первых европейских революций. На этом этапе преобладали описательный и умозрительный подходы . Попытки же регулярных прикладных и аналитических исследований феномена этничности и всего, что с ним связано, стали предприниматься только с XIX века. Их появление было вызвано несколькими причинами: во-первых, процессом образования национальных государств и сопутствовавшим ему кризисом "старых" европейских империй (Оттоманской, Австро-Венгерской, в меньшей степени Российской); во-вторых, колониальной экспансией отдельных западноевропейских стран, США, Японии, России в Старом и Новом свете. Изыскания велись параллельно в рамках нескольких дисциплин: демографии, истории, права, социологии, физической антропологии, филологии, философии, этнографии и др. (из диссертации Кудрина)

              Этносоциологическое исследование, обладающее всеми чертами, присущими кон кретно-социологическому исследованию вообще, в то же время отличается и некото рой спецификой, а именно — наличием такой важной, определяющей характеристики,, как этническое, национальное. Это обстоятельство требует применения соответствующих материалу методов. (Кондратьев В.С. Э ксперимент «ехpostfacto » в этносоциологическом исследовании //Советская этнография 1970 №2)

              Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход , т.е. учитывать особенности не только макросреды — социально-политические и экономические условия в стране, но и мезо- и микросреды — конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д. (учебник Арутюнова и др.)

              Этносоциология — междисциплинарное научное направление, и это усложняет методологию этносоциологических исследований. Каждый раз приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности . При таком варианте наиболее общим принципом является принцип деятельности . Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.

 

              Такой подход близок к функционализму Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, которые считали, что общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.

              Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.

              Один из них — культурологический , согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Другой подход — рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей , в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения . Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Наконец, очень важный подход — психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность.

              Как правило, этническая идентичность формируется и существует в контексте того социального опыта и процесса, с которыми идентифицируют себя люди, или идентифицируются другими, как члены определённой этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, идентичность группы основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от всех других групп, даже если они в культурном отношении очень близки. Различия, которые они могут проводить по отношению к другим, обычно довольно определённы и многоуровневые, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и стереотипичным критериям при определении характеристик группы. Так, например, цыгане в разных странах мира отличают себя не только от не-цыган, но и от других групп цыган. Этническая реальность предполагает существование социальных маркёров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Эти различительные маркёры образуются на различной основе, включая физический облик, географическое происхождение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже такие внешние черты, как одежда или пища.

Национальная политика в СССР, РФ. и РБ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 766.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...