Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение расх-х обяз-в и налог. дох. ФБ, РБ, МБ




Вопросы по курсу «Бюджет система Российской Федерации»

23. Становление и развитие бюджетного федерализма в России

Федерализм – это способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего гос-ва с интересами отдельных территорий, при этом обеспечивается единство и целостность всей страны, и соблюдаются сам-ть территроий в решении вопросов, входящих в их компетенцию. (осватель федерализма – Нохано Сальтузнус, 1ая страна федерализма – Швейцария).

В гос-ве с федеративным устройством федерализм можно рассматривать как отношения между центральными органами власти и органами власти членов федерации по поводу разграничения между ними предметов ведения и полномочий. Субъектами РФ являются 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 4 АО, 1 автономная область и 2 гор. Фед. значения. Каждый субъект имеет свой бюдж., который называется бюдж. субъекта Федерации (региональным бюдж.). РБ и свод МБ на его территории образуют Консолидированный бюдж. соотв. субъекта РФ.

Бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере.

Принципы бюдж. федерализма:

1. принцип самостоятельности всех бюдж.

2. законодательное разграничение расх. полномочий между органами власти всех уровней

3. равество всех бюдж. во взаимоотношениях с вышестоящими органами власти

4. наличие единых формализованных методов бюдж. регулирования

5. равенство бюдж прав субъектов РФ и МО

Бюдж. федерализм служит основой для организации МбО. МбО – отношения между публично – правовыми образованими по вопросам регулир-ия бюдж. правоотношений, организации и осущ-ии бюдж. процесса.

Модели бюджетного федерализма: В наст.времядве модели: 1.Кооперативная(Централизованная, Германская)модель(РФ,ФРГ,Австрия). Признаки:-центр несет ответственность за поступлением в регионы фин.ресурсов;-контроль и ограничение самост-ти регионов;-активная политика бюд.выравнивания. 2.Конкурентная (Децентрализованная, Американская)модель(США,Швейцария). Признаки:-независимость региона от центра;-отказ центра от контроля за бюд.деят-тью региона;-самостоятельность регионов в установлении налогов.

Основа трансфертных отношений была заложена в 1994 г., когда был образован Фонд фин. поддержки регионов, для оказания помощи для «нуждающихся» и «особо нуждающихся» регионов. К «нуждающимся регионам» относились территории, у которых среднедушевой доход ниже, чем по РФ в целом. «Особо нуждающиеся» регионы не могли покрыть собственными дох. даже текщие расх. Первоначально фонд формировался за счет НДС (22% от суммы НДС, поступающей в ФБ), однако в 1996 г. данную привязку в НДС убрали, и данный фонд пополнялся за счет 15% от всех дох. ФБ, за исключением таможенных пошлин. С 2000 г. объем фонда формировался по формуле: Vотч.г. = Vбаз. г. *iинфл. В 2008 г. засекретили информацию о расчете ФФПР. ( на 2008 г. = 328 млрд. руб.)

Первое распределение ср-в фонда проводилось в соотв. с группировкой след факторов:

· отдаленность от центральных районво страны при отсутствии ж/д и автосообщения.

· Более длительный отопительный сезон

· Ограниченные сроки завоза товаров и грузов

· Уд. вес численности населения, проживающего в этом районе.

Т.о. были сформированы группы регионов: в 1ую группу вошли 10 регионов (РКС и ПКС); 2ая группа – 20 регионов (регионы с РКС или ранее ПКС: ТО, Мурм. Обл., Еврейская АО..); 3яя гр – все остальные. В наст. время такая группировка не проводится. Современный принцип распределения – уровень БО каждого региона. 

БО = индекс налог. потенциала региона/индекс бюдж. расх. региона.

ИНП – относит-ая оценка нал. дох. консолид. бюдж. региона с учетом уровня развития и структуры экон-ки региона. ИНП применяется для сопоставления уровней и не явл-ся прогнозир-ой величиной налог. дох. в расчете на душу насел.

ИБР – относит. оценка расх. Консол. бюдж. субъекта по предоставлению одинакового объема бюдж. услуг в расчете на душу насел. В расчете ИБР учит-ся уд. вес расх на оплату труда (коррект-ся на РК/надбавки, компенсации затрат по отрасли), ЖК услуги (ст-ть услуг, капремонт…), прочие расх. (с учетом цен, транспортной доступности, доли насел. в возрасте до 17 лет и лиц старше трудоспособного т.п.). Т.о. дотации из ФФПР распред-ся между субъектами РФ, уровень расчетной БО которых не превышает уровень установленный в ачестве критерия: 0,6 <БО<1 – 2ая очередь

БО<0,6 – 1ая очередь

БО>1 – не перечисляются дотации

Т.о получателями 1ой очередив 2010 г. являлись: Респ. Саха (Якутия), Дагестан, Камчатсикй край, Алтайский край, Чечня. Всего 70 регионов в 2010 г. являлись получателями дотации ФФПР. Не получали: ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, ТО, Ленингр. Обл., Пермский край, Респ. Татарстан, г. М. и С-П., Липецкая обл., Самарская обл., Свердловская обл., Вологодская обл.

На 2011 г: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Астраханская область, Белгородская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Томская область, Тюменская область, Тульская область, Челябинская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Условия для получения дотации из ФФПР: 1.наличие у субъекта программы ↑ доходов и ↓ в будущем получаемых трансфертов; 2.при наличии задолженности по оплате труда перед работниками бюджетной сферы.

 

Кроме дотаций на выравнивание БО из ФБ выделяются дотации на поддержку мер по обеспечнию сбалансированности бюдж., напр., ТО на выравнивание ничего не получает, зато получает гигантские (до четверти доходной части!) дотации на сбалансированность бюджета, поскольку все налоговые сборы от добычи п.и. ушли в ФБ. А 10% консолидированного бюджета Татарстана составляют федеральные субсидии на объекты капитального строительства — в Казани готовятся к Универсиаде. И иные МбТ на обеспечение книжных фондов библиотек, повышение денежного довольствия сотрудников полиции и лиц. гос. безопасности).

Фонд компенсаций: Создан в 2001г. с целью фин.обеспечения передаваемых полномочий. Это в основном касалось реализации соц.законов, связанных с денежными выплатами, пособиями в адрес отдельных категорий граждан. Распределение субвенций из фонда производится между всеми субъектами РФ вне зависимости от их уровня бюд.обеспеченности и пропорционально численности категорий населения. Каждый регион явл. получателем средств. Перечисляются через органы фонда компенсаций гражданам.

Фонд софинансирования социальных расходов. Создан в 2002г. Цель:Он был образован в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально-значимых расходов, в том числе для стимулирования перевода в денежную форму льгот отдельным категориям граждан. В составе Фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ:• по предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;• по обеспечению социальной поддержки лиц, в том числе лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;• на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда;• на осуществление мер социальной поддержки тружеников тыла;• на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

С 2008г. к данному фонду присоединен Фонд регионального развития. Был образован в составе ФБ в 2001 г. с целью повышения уровня соц.-экономического развития субъектов РФ, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Предоставление средств ФРР осуществляется исключительно на условиях софинансирования. С 2003г фонд финансировал 7 фед.целевых программ: СЭР Татарии, Юг РФ, развитие Дал.Востока и Забайкалья. В наст время общий V субсидий из ФБ=492млрд.руб вкл. федеральные целевые программы. Субсидии из фонда получают все регионы.

Фонд реформирования регион-х и муниц-х финансов:в 2000г. создан при содействии МБРР. Был создан в целях активизации процессов фин.оздоровления, содействие реформированию бюд.сферы, стимулирование экономических реформ субъектов РФ. Ср-ва Фонда ежегодно предоставляются 10 субъектам на конкурсной основе. В г.Нижневартовске субсидии на кап.ремонт,книги закупки,мед.персоналу,увеличение з/п работникам бюд.сферы. Субвенции -инвалидам,питание в школах,ветеранам ВОВ,сиротам.Цель: поддержка и стимулирование бюджетных реформ. Форма помощи:субсидия. Распределение: конкурс с обязательным возвратом средств. Право на получение этих средств имеют регионы, которые успешно выполнили программу фин.развития и не имеют задолженности перед ФБ. В число участников входили бездотационные регионы: Москва, Питер. Условия предоставления: выполнение программы реформ.

24. Бюджетная классификация Российской федерации

Бюдж. дох и расх крайне разнообразны. Для их сравнения, анализа и учета существует бюдж. классификация. Бюдж. классификация – научно – обоснованная группировка дох и расх бюдж по однородным признакам, приведенная в определенную сист. и зашифрованная в надлежащем порядке. В 1996 г. выходит закон №115-ФЗ «О бюдж. классификации в РФ». В соотв. с ним, а также БК РФ (гл. 4), классификация стала единой для всех уровней бюдж. и вкл. в себя:

1 - классификация дох. бюдж

2, 3, 4 - классификация расх (экономич., функцион, ведомств.)

5, 6 - классификация источников финансирования дефицита бюдж (внутр./внешн)

7, 8 – классификация видов гос. долгов. (внутр./внешн)

В связи с изменениями БК РФ в 2008 г. был уточнен состав бюдж. классификации, т.е. вместо 8 группировок стали применятся 4:

1. классификация дох. бюдж

2. классификация расх

3. классификация источников финансирования дефицита бюдж

4. классификация сектора гос.управления (КОСГУ)

Структура 20 - значного КОДА ДОХ состоит из 4х частей:

1. ГАД

2. вид

3. подвид

4. КОСГУ по дох.

1

2

3

4

ГАД

Вид доходов

Подвид доходов

КОСГУ

группа

подгруппа

статья

подстатья

элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                                       

1 – 3 - ГАД явл – ся: органы гос. управления,ОМСУ, органы управления ГВФ, ЦБ РФ, налоговые и др. БУ (напр., 182 – ФНС ХМАО, 392 – ПФР, 393– ФСС)

4, 5, 6налоговые и неналоговые поступления:

101 – НПО и НДФЛ

102 – страх-ые взносы

103 – НДС и акцизы

104 – НДС и акцизы на импортируемые товары

105 – ЕНВД, ЕСХН

106 – нал. На имущество, игорный бизнес, транспортный, земельный

107 – НДПИ, водный налог

108 – гос. пошлина

109 – задолженность и пересчеты по отмененным нал. и сборам

110 – дох. от ВЭД ( таможенные пошлины/сборы)

111 – дох. от использования имущества (аренда) и т.д. до 119!

Безвозмездные поступления:

201 – безвозм-ые поступления от нерезидентов

202 – б.п. от др. бюдж БС РФ (дотации, субс., субв.)

203 – б.п. от гос. организаций и т.п.

дох. от п/п деят-ти:

310 – дох . от собственности

302 – рыночные продажи т/у

303 – безвозм-ые поступления

304 – целевые отчисления от гос/мун лотерей

7, 8, 9, 10, 11 - Дальнейшая детализация подгрупп осуществляется в разрезе соотв. статей и подстатей дох. бюдж, перечень которых утверждается Минфином.

12, 13 – элементами дох. являются:

01 – ФБ

02 – РБ

03 – г. М и г. С-П.

04 – бюдж. гор. округов.

05 – бюдж. мун. районов

06 – бюдж. ПФР

07 – бюдж. ФСС

08 – бюдж. ФФОМС

09 – бюдж. ТФОМС

10 – бюдж. поселений

14, 15, 16, 17 – Подвид дох. утверждает финансовый орган,

1000 – платеж по налогу

2000 – пени и % по налогу

3000 – штрафы и взыскания

18, 19, 20 - КОСГУ:

110 – налоговые дох

120 – дох. от собст-ти

150 – безвозм-ые поступления от бюдж

160 – взносы на соц. нужды

170 – дох. от операций с А.

В части расх. еще в 1996 г. был разработан принципиально новый подход. Расх. были подразделены на 3 структуры: функциональную, ведомственную и экономическую. Современная классификация не включает данное разделение.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХ. представляет собой группировку расх. бюдж. всех уровней и отражает направление бюдж. ср-в на выполнение единицами госсектора основных функций.

Код расх. состоит из:

1 – ГРБС

2 – кода раздела целевой ст. и вида расх.

3 – КОСГУ по расх.

1

2

3

ГРБС

раздел

подраздел

целевая статья расх

вид расх.

КОСГУ

 

программма

подпрограмма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                                       

ГРБС - орган гос. власти, ОМСУ, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, здр, имеющие право осуществлять бюдж. ассигнования между РБС и ПБС. Их перечень устанавливается законом (решением) О бюдж. в составе ведомственной структуры расх. бюдж.

Едиными для классификации являются разделы и подразделы, действующие в новой редакции с 01.01.11 гг.

 1 раздел: общегосударственные вопросы:

1.1 – функционирование Пред. РФ

1.2 – функционирование высшего долж-го лица субъекта и МО

1.3 - _________ законод-х (представ-х) органов

1.4 - _________ финансирование судебной системы

1,5 – Резервный Фонд

2 раздел: Нац. оборона

2.1 – Вооруж. Силы РФ

2.2 – Модернизация

2.3 – Ядерно – оружейный комплекс

3 раздел: Нац. безопасность и правоохранительная деят-ть

3.1 – органы прокуратуры

3.2 – ОВД

3.3 – Внутренние войска

3.4 – Органы юстиции

4 раздел: Нац. экономика

4.1 – Общеэкономические вопросы

4.2 – ТЭК

4.3 – с/х и рыболовство

4.4 – водное хоз-во

4.5 – транспорт

4.6 – дорожное хоз-во

4.7 – связь

5 раздел: ЖКХ (жилищное, коммунальное хоз-во, благоустройство…)

6 раздел: Охрана окр. среды (экологический контроль, сбор отходов и очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира…)

7 раздел: Образование (дошкольное, общее, нач. проф., сред. проф., молодежная политика…)

8 раздел: Культура и кинематография (культура, кино..)

9 раздел: Здравоохранение (стационарная мед. помощь, амбулаторная помощь, скорая помощь…)

10 раздел: Соц. политика ( пенсионное обеспечение, соц. обслуживание, охрана семьи и детства…)

11 раздел: Физ-ра и спорт (физ-ра, массовый спорт, спорт высоких достижений..)

12 раздел: СМИ (ТВ и радио, периодическая печать и издательство…)

13 раздел: Обслуж. гос/мун долга (внутр. гос/мун долг, внешний гос/мун долг)

14 раздел: МБТ (дот. на выравнивание БО, иные дот, прочие МБТ)

18, 19, 20 - КОСГУ:

211 – з/п

212 - Прочие выплаты

213 - Начисления на выплаты по з/п

222 – транспортные услуги

224 – аренда

231 – обслуж. внутр. долга

261 – пенсии/пособия/выплвты

КОД КЛАССИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА состоит из 20 знаков, который содержит код главного администратора (1-3), код группы/подгруппы/статьи (4-17), КОСГУ по источникам (18-20).

К источникам внутреннего финансирования относят (01): гос/мун цен. бум., кредиты КО в руб., бюдж. кред., остатки ср-в на сч. по учету ср-в.

 К источникам внешнего финансирования относят (02): гос. цен. бум., кредиты ин. гос-в/мн организаций, кред. КО в ин. вал.

КОД КОСГУ  состоит из след . групп:

100 – дох.

200 – расх.

300 – поступление нефин-х А

400 - выбытие нефин-х А

500 – поступление фин. А

600 – выбытие фин-х А

700 – увеличение обяз-в

800 – снижение обяз-в.

Т.о. бюдж. классификация – это документ, которому присуще организующее значение. Она приводит бюдж. в обозримый вид, обеспечивает сопоставимость показателей, создает условия для объединения бюдж в единый Консолидир-ый бюдж., облегчает их рассмотрение и анализ, упрощает конроль.

25. Методы бюджетного регулирования, пути их развития

Важнейшей частью бюдж. планирования и бюдж процесса является бюдж. регулирование, как на этапе составления, так и на этапе исполнения бюдж. Дох, закрепленные на постоянной основе за соотв-им бюдж. обеспечивают лишь часть расх, поэтому был предусмотрен доп-ый способ – бюдж. регулирование.

Бюдж. регулир-ие выполняет след. задачи:

· Обеспечивает сбалансированность всех бюдж., т.е. наделяет каждый бюдж. такими дох., которые позволяют бесперебойно и своевременно фин-ть все предусмотренные мероприятия.

· Усиление заинтересованности регионов и МО в выполнении плана поступления нал-х и ненал-х платежей в вышестоящий бюдж.

В законодательстве отсутствует понятие бюдж. регулирования, поэтому существует разные трактовки. Напр.:

Бюджетное регулирование -предоставление средств из государственных доходов или доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов.

Б.р., являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюдж. регулирование –это процесс сбалансирования бюдж. на основе разграничесния расх-х обяз-в и доходных источников, методы реализ-ии которых определяются вышестоящими органами власти, в зав-ти от экон-их, географ-х, климатических условий территории.

Методы:

1. метод %х отчислений.

Данный метод возник в 1931 г. и считался самой совершенной формой сбалансирования. Его применение основывалось на деление дох. на закрепленные и регулирующие. Закрепленные (собств.) дох. были неизменны,а регулир-ие менялись от периода к периоду в зав-ти от стабильности дох-ой базы регулируемого бюдж. метод просуществовал до 1991 г. в исконном виде. В 2005 г. понятие «регил-ие дох» отменяется, поэтому меняется сам смысл данного метода. К закрепленным (собст-м) относились налог. и неналог. дох, закреленные законодательством. К регулирующим (до 2005 г) относились: % отчисления от фед/рег нал и сборов, дотации, субс., субв.. трансферты из ФПР.

В наст. время БК РФ предусматривает порядок отчислений от нал. дох только в разрезе НДФЛ

2. метод изъятия части дох.

данный метод применялся в том случае, если объем закрепленных дох. превышал объем закрепленных расх. Этот метод прекратил свое существование с выходом закона «об основах бюдж. прав» (1993г), поэтому ср-ва нажестоящих бюдж. стали привлекаться на возвратной основе. Чаще всего использовались бюдж. ссуды сроком на 6 мес. С 1.01.05г. понятие «бюдж. ссуды» утратило смысл. Возвратную и возмездную основу предусматривает только бюдж. кредит (который выдается также и юр.л, и на неопред-ый срок). 

3. дотационный метод

в лит-ре 70-80х г.г. отмечался данный метод как резервный и к которому нужно прибегать лишь в крайнем случае, т.к. это снижает заинтересованность и ответственность нижестоящих огранов власти.

Дотация – МбТ, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления цели и/или условий использования. Как метод бюдж. регулирования дотации сначала подразделялись на общие и целевые. С 1990 г. часть их была трансформирована в более прогрессивный метод субвенций.

Субвенция – МбТ, предоставляемые нижестоящему бюдж., в целях фин. обеспечения расх-х обяз-в, возникающих при выполнении переданных полномочий (РФ или субъекта). Сов-ть субв. Образуют фонд Компенсаций на фед и рег. уровнях. Субв. активно использовались с 1924-1931 г.г. в наст. время субв. – это «федеральные мандаты», т.е. гос. полномочия, фин-ие которых идет в строгом соотв. с законод-ом, напр., соц. поддержка инвалидов, ветеранов и т.п.

Субсидия – б. с., предоставляемые др. бюдж., юр. л., ИП, физ. л. – производителям т/р/у на безвозм. и безвозвр. основах в целях возмещения затрат на условиях долевого фин-ия целевых расх.

Данный метод имеет противоречивый хар-ер, с одной стороны, МбТ создают иждевенческое настроение и их наличие не способствуют развитию хоз. инициативы. С др. стороны, сущ-ют территории, которые не могут себя обеспечить достаточными налоговыми поступлениями в бюдж., а также вся сов-ть дох. не способна покрыть все расх. и даже доп-ые налоговые отчисления не помогают сбалансировать бюдж. т.о. для данной территории МбТ просто необходимы (города – курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, наукограды).

4. Механизм трансфертов.

В 1994 г. появились трансферты, как новый способ выделения помощи регионам. В последствии отработанную методику распределения трансфертов стали применять и на рег. уровне. Законодательств унифицирует данную помощь. В 1994 г. был создан ФФПР, из которго выделялись дотации, субв., субс.. Субс. шли на компенсацию тарифов на электроэнергию территорий от Дальнего Востока до архангельской обл., а субв. шли на поддержку соц. инфраструктуры для районов Крайнего Севера и ПКС. С развитием МбТ произошло отделение форм друг от друга: дотации шли на выравнивание БО территории и закреплялись в ФФПР. Субв. определили в ФК, а субс. в фонд софинансирования расх. (ФСР).

5. метод текущего бюдж. регулирования

данный метод применялся на этапе исполнения бюдж. напр, корректировка планов, предоставление бюдж. кредитов и т.п.

Т.о. в наст. время происходит отказ от прежних категорий. Рассмотренные методы регулирования постоянно совершенствуются с целью пополнения дох. регионов и МБ и активизируют их деят-ть.

26. Распределение доходов по звеньям бюджетной системы, их характеристика

Дох. бюдж. – это часть НД, поступающая в бюдж. соотв-го уровня. Согл. БК РФ ст. 6, дох – это поступления в бюдж. д.с., за искл. ср-в, явл-ся источниками фин-ия дефицита бюдж.

Дох. бюдж. формируются в соотв. с бюдж. законодательством, закон-ом о нал и сборах, закон-ом об иных обяз-х платежах. Дох. Фед. нал. и сборов, рег. и местных нал., а также иные обяз-ые платежи зач-ся на сч. органов ФК для распределения в соотв-ии с нормативами. Органы ФК осущ-ют учет дох. и их распределение между бюдж. в соотв. с КБК РФ. Виды дох: Налог, неналог., безвозм. поступления.

Налоговые – это фед./рег/мест нал + спец. режимы + пени и штрафы по ним.

Неналоговые – это дох, полученные от спользования гос/мун собст-ти, от продажи имущества, от платных услуг КУ, ср-ва, полученные от применения мер гр-правовой/административной/уголовной отв-ти, ср-ва самообложения гр-н и пр.

Безвозм-ые поступления – ср-ва, предоставляемые одним бюдж. БС другому бюдж. – дот, субв, субс., пост. От физ и юр лиц, в т.ч. добровольные пожертвования.

Все перечисленные дох. за искл. субв, явл-ся СОБСТВЕННЫМИ.

Дох. ФБ формируются за счет:

1. Налоговые дох.

Ø НПО→2% (100%)

Ø НДС→100%

Ø АКЦИЗЫ→спирт этиловый из непищ-го сырья 100%/из пищевого сырья 50%, спиртосод-ая прод. 50%, табачные изделия 100%, авто/мото 100%, по ввозным подакц. товарам 100%.

Ø НДПИ→ в виде углеводород. сырья 100%, НДПИ на континент-ом шельфе 100%, др. 40%

Ø СБОР ЗА ПОЛЬЗ-ИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГ. РЕС. →20%

Ø ВОДНЫЙ НАЛОГ→ 100%

Ø ГОС. ПОШЛИНА →100%

2.  Неналоговые дох.

Ø там. сборы и пошлины

Ø сборы за выдачу лицензий на осущ-ие видов деят-ти, связ-х с оборотом и произ-ом этилового спитра и спиртосод/алкогольной прод-ии.

Ø Плата за использ-ие лесов

Ø Плата за негативное возд-ие на окр. среду (20%)

Ø Консультационнеы сборы и пр.

Общая сумма дох. ФБ на протяжении всего периода растет. Доходы ФБ в 2010 году составили по факту 8, 3 трлн. руб. (по плану 6,95 трлн. руб.). В 2011 г., согл. ФЗ «о ФБ на 2011 и пл. пер 2012-2013», доходы — 10,3 трлн. рублей. В 2012г. доходы федерального бюджета планируются в сумме 10,6 трлн. руб.

Дох. РБ формируются за счет:

1. Налоговые дох.

Ø Рег. нал.: налог на имущ-во орг. →100%, трансп. налог→100%, налог на игорный бизнес →100%.

Ø Фед. нал:

o НПО 18%→100%,

o НДФЛ→80%,

o АКЦИЗЫ на спирт этил. из пищ-го сырья→50%, на спиртосод. прод→50%, на бенз./дизтопливо/моторные масла→100%, на алкогольную прод. →100%, на пиво→100%

o  НДПИ общераспред. пи→ 100%, природные алмазы→100%. прочие→60%.

o СБОР ЗА ПОЛЬЗ-ИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГ. РЕС. →80%

o СБОР ЗА ПОЛЬЗ-ИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА. →100%

o ГОСПОШЛИНА→100%

Ø УСН→100%

Ø ЕСХН→30%

2. Неналоговые дох.

Ø Сборы за выдачу лиценз. за розничную торговлю алког-ой прод. (100%)

Ø За польз-ие водными объектами, нахся в собст-ти у субъекта (100%)

Ø Плата за негативное возд-ие на окр. среду (40%)

Ø Прочие.

3.  Безвозм-ые поступления:

Ø в виде дот. н выравнивание БО

Ø субс          

Ø субв.

Доходы РБ ХМАО в 2010 году составили по факту 100, 8 млрд. руб. В 2011 г. доходы — 124,0 млрд. рублей. В 2012г. доходы бюж. ХМАО планируются в сумме 143,7 млрд. руб. в т.ч. в 2010 г. и 2011г безв. пост. ~ 4млрд., в 2012 ~ 3 млрд. руб.

Дох. МБ формируются за счет (на примере гор. округа):

4. Налоговые дох.

Ø Мест. нал.: налог на имущ-во физ. л. →100%, земельный налог→100%

Ø Фед. нал:

o НДФЛ→20%,

o ГОСПОШЛИНА→100%

Ø ЕНВД→100%

Ø ЕСХН→70% (или 35%/35% в мун рай. /посел)

5. Неналоговые дох.

Ø Сборы за выдачу лиценз. за розничную торговлю алког-ой прод., выдаваемы ОМСУ (100%)

Ø Часть приб. МУПов

Ø Плата за негативное возд-ие на окр. среду (40%)

Ø Прочие.

6.  Безвозм-ые поступления:

Ø в виде дот. н выравнивание БО

Ø субс. на капремонты домов, библиотечные фонды, на выплату мед. прсоналу и т.п.    

Ø субв. на первичный воинский учет, питание школьников и пр.

Доходы МБ Нижневартовска в 2010 году составили по факту 11,3 млрд. руб. В 2011 г. доходы — 10,6 млрд. рублей. В 2012г. доходы бюж. Н-в. планируются в сумме 10,9 млрд. руб.

27. Расходные обязательства бюджетов Бюджетной системы РФ

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование расходов бюджета всех уровней БС осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.

Расходные обязательства (с 2006 г.) – это обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, МО) или действующего от его имени бюдж. учреждения предоставить физ. или юрид. лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту м/н. права средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджета до 2008 г. в зависимости от их экономич. содержания делились на текущие и капитальные. Текущие расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее фин-ие органов власти, БУ, оказания поддержки уровня бюджета и отдельным отраслям экономики и т.д. Капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деят-ть (бюдж. инвестиции, бюдж. кредиты, капремонт, увеличение имущества п/п, расширенное воспроиз-во). В наст. время все расх. бюдж. представленные в виде бюдж. ассигнований:

1. ассигнования на оказание гос/мун. услуг (закупка т/р/у гос/мун нужд, обесп. выполнения функций БУ и т.п.)

2. социальное обеспечение граждан (пенсии, пособия, компенсации и пр.);

3. предоставление бюдж. инвестиций юр. лицам, не являющимся гос/мун учреждениями;

4. предоставление субс. юр. лицам (за искл. субсидий гос/мун учреждениям), ИП, физ. лицам – производителям Т/Р/У;

5.обслуживание гос/мун долга;

6. предоставление МбТ

В расх. части бюджетов могут иметь место расходы со знаком «-» - средства от возврата гос. кредитов, бюдж. кредитов, в т.ч. средства, получаемые от продажи имущества и др. обеспечения. С 01.01.2005 г., в связи с разграничением расх. обяз-в между бюдж., расх. обяз-ва РФ возникают в результате: (БК РФ гл.11,ст.84).:

а) принятия ФЗ и НПА Президента РФ и Правительства РФ;

б) заключения договоров и/или соглашений

в) принятия ФЗ и НПА Президента РФ и Правительства РФ по МбТ

Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита ФБ. В случаях, установленных ФЗ, расх. обязательства РФ исполняются за счет средств бюджетов госуд. ВБФ РФ.

Инструментом учета расх-х обяз-в явл-ся реестры, которые обязаны вести органы гос. власти и ОМСУ, который представляет собой перечень НПА и заключ-х договоров/согл., предусматривающие их возникновение. Реестр расх-х обяз-в РФ представляет собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех вкл-х в ФБ расх, он был впервые применен при формировании бюдж 2007-2009. Это позволяет выделить публичные расх. обяз-ва, т.е. установленные законом и подлежащие безусловному исполнению.

Расх. обяз-ва до 2005г. (до разграничения обяз-в) Расх-ые обяз-ва после 2005г.
ФБ – 48% РБ – 27% МБ - 25% ФБ – 49% РБ – 35% МБ - 16%

Соотношение расх-х обяз-в и налог. дох. ФБ, РБ, МБ

Бюджет Расх. обяз-ва Доля налогов Доля налог. дох. Доля дох. с учетом МбТ
ФБ РБ МБ 49 35 16 92,2 5,6 2,2 67 26 7 50,4 34,7 14,9

Бюдж. РФ является социально направленным. В его структуре преобладают в основном расх. обяз-ва на соц. цели, т.к. на здр., соц. пол-ку, образование, культуру/кинематографию, физ-ру и спорт, МбТ, которые составляют более 50% всех расх. Соц. напрвленность бюдж. также находит свое отражение в ФЦП и нац. проектах. (ФЦП ~ 50, нац. проектов 4) в сферах развития инфраструктуры, новое поколение, науки/инноваций, развития регионов и т.п. Расх-ые обяз-ва РФ:

1. содержание Президента, Федер.Собрания, уполномоченные представители Президента;

2. м/н деят-ть (консулы);

3. нац. оборона;

4. атомная пром-ть;

5. исследование и использование космического пространства;

6. обслуживание гос. внешнего/внутр. долга и прочее

Расх-ые обяз-ва РБ:

Бюдж. каждого субъекта имеет свои особенности. Объем и стр-ра расх. определется многими факторами, напр., отраслевой стр-ой, уровнем ее развития, природными и демографическими факторами и т.п.:

1.содержание региональных органов власти.

2.формирование собственности субъекта РФ.

3.проведение выборов и референдумов террит-ого значения.

4.погашение гос. внутр-го долга субъекта РФ.

5.фин. помощь местным бюджетам.

6.финансирование региональных целевых программ.

Согл. Закону «О бюдж. ХМАО» в первую очередь подлежат выполнению след. расх. обяз-ва: выплата з/п и начисления на них, оказание услуг связи и коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, мед и перевязочных ср-в., выплата степендий, оказание гос. поддержки жил-го строит-ва, денежные выплаты физ. л., предоставление дот. и субв МБ (которые в стр-ре занимают ~40%)

Расх-ые обяз-ва МБ:

Ø Организация/содержание/развитие учреждений дошкольного, основного общего и проф. образования

Ø Содержание ОМСУ

Ø Организация/содержание/развитие учреждений здр.

Ø Организация/содержание/развитие мун. энерго/газо/тепло/водоснабжение

Ø Мун-ое дорожное строит-во, благоустройство

Ø Гос. полномочия, передаваемые ОМСУ – субвенции

Ø Обслуж. мун. долга

Ø Орган-ия утилизации бытовых отходов и т.п.

Совместные расходы (финансирование из всех трех уровней БС): охрана окруж. среды; ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий; противопожарная безопасность; НИОКР; соц. защита населения; правоохранительная деят-ть; поддержка отраслей пром-ти, с/х, строительства, за искл-ем атомном пром-ти, космической деят-ти.

Наряду с безвозмездными и безвозвратными ассигнованиями из бюджета предоставляются средства на возвратной и платной основе в форме бюдж. кредитов. Бюдж. кредит - ден. средства, предоставляемые бюджетом др. бюджету БС РФ, юр. лицу (за искл. ГУПов, МУПов), ин. гос-ву, ин. юр. лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюдж. кредит оформляется на основе договора при отсутствии задолженности по ден. обязательствам перед соотве-им бюджетом, а для юр. лиц – так же по налоговым. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на к-рые может быть предоставлен кредит, а так же условие и порядок предоставления и ограничения по заёмщикам. Бюдж. кредит предост-ся на срок: в пределах фин. года; выходящий за пределы фин. года.Способы обеспечения:банковская гарантия;поручительство;залог имущества; гос/мун гарантии – всё не менее 100% предоставляемого кредита.

Бюдж. кредиты юрид. лицам. Юрид. лицам кредит предост-ся на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства.

28. Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения

БС РФпредставляет собой сов-ть бюдж. различных уровней, взаимосв-х между собой. На каждом уровне происходит процесс разработки/принятия/исполнения/контроля бюдж. ФБ и РБ и бюдж. ГВбФ принимаются в форме закона, МБ – решения.

ФБ является главным звеном, обеспечивает фин-ие общенац-х задач и ф-ий. ФБ и свод Консол. бюдж. др. уровней БС образуют Консолид. бюдж РФ.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюдж. РБ и свод Консол. бюдж. МО, входящих в состав субъекта образуют Консолид. бюдж субъекта.

 Каждое МО РФ имеет собственный бюдж. Бюдж. мун. рай. и свод бюдж. гор. и с/х посел, входящих в его состав образуют Консолид. бюдж мун. рай.

Консолид-ый бюдж. - свод бюдж. на соотв. территории. Не явл-ся планируемым документом и законодательно не утверждается. Служит для целей прогноза, анализа бюдж. показ-ей.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

a. правовой базы;

b. денежной системы;

c. организации бюджетного процесса;

d. санкций за нарушение бюджетного законодательства

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями БС обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов, расходов и источников покрытия дефицита бюдж. за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и МСУ, а также определение их полномочий.

3. Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; определять направления расходования б.с..

4. Принцип равенства бюдж. прав означает, чтосубъекты РФ и ОМСУ имеют равный статус между собой и равноправны во взаимоотношениях с органами Государственной власти.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и МСУ должны в обязательном порядке и в полном объеме отражаться в их бюджетах.

6. Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

7. Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 471.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...