Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов.




Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для:накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;использования и/или обезвреживания.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений

б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, представляют заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в территориальные органы Росприроднадзора по месту предлагаемого размещения отходов.

49. Экологическое законодательство устанавливает следующие запреты в сфере обращения с отходами ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

размещение опасных, в том числе радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским населенным пунктам, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и т.д., где может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экосистем и здоровья человека.                                                                                                                      

Отдельно регулируются вопросы захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе. Как указывается в ст. 34 Закона о континентальном шельфе выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза. Отдельно следует выделить блок экологического законодательства, включающий ограничения и запреты в области размещения отходов в пределах ООПТ. Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона об охране озера Байкал к числу видов деятельности, запрещенных или ограниченных на Байкальской природной территории, относится размещение отходов производства и потребления. При этом предельно допустимый объем размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством РФ и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской природной территории.

50.Под радиоактивными отходами понимаются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Разновидностью радиоактивных отходов является, к примеру, отработавшее ядерное топливо.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами», Ф3 "Об использовании атомной энергии", Ф3 "О радиационной безопасности населения", Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Ф3 "Об охране окружающей среды", Законом "О недрах", ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

При хранении и переработке радиоактивных отходов должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или к захоронению. При хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение таких отходов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Их хранение или захоронение должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии.

51. Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в преамбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха»

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

 В соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регулируются общественные от ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматривающие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, растительного и животного мира.

52. В соответствии со ст. 14. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установление платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз действий, и ряд других.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполни тельной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды — Минприроды России

53. Основной глобальной экологической проблемой ученые считают изменение климата. При этом основными причинами изменения климата считаются:

 изменения интенсивности солнечной радиации, вызванные орбитальным движением Земли;

изменения в циркуляции мирового океана;

кратковременные вариации (в шкале десятков и сотен лет) в солнечной энергетической освещенности;

влияние человеческой деятельности или антропогенный фактор.

В настоящее время ученые пришли к выводу, что всевозрастающим фактором изменения климата Земли является хозяйственная деятельность человека. Основными факторами антропогенного воздействия на климат являются увеличение концентрации парниковых газов (водяного пара, углекислого газа, метана, окиси азота, озон, ряд хлорфторуглеводородных соединений), а также увеличение выбросов аэрозолей в атмосферу.

Для решения проблемы изменения климата были принята рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1992 г.), Киотский протокол (1997 г.), постоянно проводятся конференции ООН по изменению климата.

Еще одной экологической проблемой, носящей глобальный характер, является разрушение озонового слоя Земли.

Озон жизненно необходим для человека и других живых существ, населяющих освещенную Солнцем Землю, поскольку он определяет температурную стратификацию атмосферы и одновременно защищает от интенсивной ультрафиолетовой радиации. Помимо негативного влияния на здоровье, истощение озонового слоя приводит к усилению парникового эффекта, снижению урожайности, деградации почв, общему загрязнению окружающей среды.

Обеспокоенность судьбой озонового слоя, который защищает биосферу от губительного влияния ультрафиолетового излучения, а также формирует тепловую структуру нижней атмосферы, привела к принятию целого ряда беспрецедентных международных соглашений и правительственных решений об охране озонового слоя. Так в 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (UNEP) был принят «План действий по озоновому слою», в 1985 г. в Вене была принята «Конвенция об охране озонового слоя», в 1987 г. в Монреале тридцать шесть стран подписали Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, в 1990 г. в Лондоне правительства девяноста двух стран подписали соглашение о полном прекращении производства хлорфторуглеродов к 2000 г., а в 1992 г. был расширен список веществ запрещенных к производству и потреблению.

54. Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Общее водопользование осуществляется гражданами на основании закона и собственного волеизъявления. Получение право удостоверяющих документов не требуется. В соответствии со ст. 6 ВК каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.. Специальное водопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании индивидуальных правоудостоверяющих документов: договор водопользования; решение о предоставлении водного объекта в пользование; иные установленные экологическим законодательством документы

В соответствии со ст. 11 ВК заинтересованным лицам необходимо заключить договор водопользования в случае, если целью водопользования является: забор воды из поверхностных водных объектов; использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Договор заключается не более чем на 20 лет.

55. Под правовой охраной водных объектов следует понимать установленные нормами права меры, направленные на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение, улучшение и восстановление водных объектов, а также меры по предупреждению негативного воздействия вод.

Общие требования охраны водных объектов установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». На этапе проектирования водопользователи обязаны учитывать последствия своей деятельности на водные и другие природные объекты (ст. 35). Они также обязаны применять наилучшие существующие технологии, устанавливать технические средства обезвреживания сточных вод (ст. 36).

Специальные меры охраны водных объектов от деградации, в том числе меры обеспечения рационального водопользования, содержатся в водном законодательстве. Запрещается загрязнение засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами (ст. 57 ВК) и тд.

Важным правовым механизмом обеспечения охраны водных объектов является нормирование. Статья 35 ВК предусматривает установление следующих нормативов и иных качественных показателей для водных объектов: нормативов допустимых воздействий на водные объекты; нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ПДК); целевых показателей качества воды в водных объектах; нормативов допустимых сбросов с объектов водопользования.

56. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

поверхностные водные объекты;

подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

водотоки (реки, ручьи, каналы);

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

болота;

природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

ледники, снежники.

К подземным водным объектам относятся:

бассейны подземных вод;

водоносные горизонты.

Субъектами (участниками) водных отношений являются:

Российская Федерация и федеральные органы государственной власти;

субъекты Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ;

муниципальные образования;

физические лица;

юридические лица.

57. Учитывая, что состояние водных объектов зависит не только от водопользования, но и от деятельности, осуществляемой на водосборной площади, водное и земельное законодательство предусматривают установление для каждого поверхностного водного объекта водоохраной зоны, в пределах которой действует режим ограничений на хозяйственную и иную деятельность (ст. 65). Водоохранная зона — это территория, примыкающая к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон запрещены такие действия, как использование сточных вод для удобрения почв, захоронение отходов, радиоактивных, химических и иных опасных веществ, размещение кладбищ и скотомогильников, движение и стоянка транспортных средств, за исключением их проезда по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В состав водоохранной зоны входит прибрежная защитная полоса — часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к береговой линии. Здесь действует более строгий режим хозяйствен ной деятельности: запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных, размещение отвалов размываемых грунтов. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его размеров. Так, для рек и ручьев в зависимости от их протяженности ширина водоохранной зоны колеблется от 50 до 200 метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Внешние границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности специальными информационными знаками

58. Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Охрана объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с действующим фаунистическим законодательством осуществляется посредством: 1. Установления ограничений и запретов пользования объектами животного мира: - на определенных территориях и акваториях; - на определенный срок; - ограничения или запрета использования различных орудий добычи. 2. Регулирования численности объектов животного мира. 3. Изменения вида пользования объектами животного мира — без изъятия из естественной среды обитания; 4. Сохранения мест обитания объектов животного мира. 5. Переселения, гибридизации и акклиматизации объектов животного мира. 6. Ведения Красной книги РФ и (или) Красных книг субъектов РФ и др. Основной закон ФЗ «О животном мире».

59. Пользование животным миром можно определить как юридически обусловленную деятельность физических и юридических лиц, возникающую по основаниям, предусмотренным законодательством об охране и использовании животного мира, по изучению, добыче объектов животного мира или получению иными способами пользы от указанных объектов в целях удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового,

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Категория совместного ведения реализуется путем разграничения полномочий в области охраны и использования животного мира между органами государственной власти РФ (ст. 5), органами государственной власти субъектов РФ (ст. 6.1) и органами местного самоуправления (ст. 7). В соответствии со ст. 6 Российская Федерация передает ряд полномочий для осуществления органам государственной власти субъекта РФ. На региональный уровень делегируются такие важнейшие полномочия, как охрана и воспроизводство объектов животного мира; установление объемов (лимитов) их изъятия; регулирование численности; введение на территориях субъектов РФ ограничений и запретов на использование объектов животного мира; осуществление таких управленческих полномочий как мониторинг, учет, выдача разрешений на пользование объектами животного мира и т. д.

В ст. 34 Федерального закона «О животном мире» закреплены виды права пользования животным миром. Юридические лица и граждане могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: - охота; - рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и мор ских млекопитающих; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания и тд. Этот перечень не исчерпывающий.

60. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ. Эти объекты животного мира подлежат особой охране (ст. 24 Федерального закона «О животном мире»). Красная книга РФ — это официальный документ.

Согласно ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.

Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ

Правила добывания объектов животного мира, при надлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. № 13, согласно которому добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, зане сенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.

61. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Использование лесов, согласно статье 25 Лесного кодекса РФ, может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты и тд.

Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 Лесного кодекса РФ, закрепляющей право граждан свободно и бес платно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять за готовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.

Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам — в безвозмездное срочное пользование и в аренду.

62. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"и Лесным кодексом РФ.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

мониторинг пожарной опасности в лесах;

разработка планов тушения лесных пожаров;

тушение лесных пожаров и тд.

Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений”

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

- лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

- авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов и тд.

63. Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.

Недра предоставляются в пользование для (виды):

1) регионального геологического изучения, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контролю за режимом подземных вод;

2)геологического изучения;

3) разведки и добычи полезных ископаемых;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5)образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с Законом≪О недрах≫ пользование недрами возможно только при наличии лицензии. Лицензии на недропользование, в свою очередь, бывают срочными и без ограничения срока. Вопрос о сроке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами.

В соответствии с законодательством участки недр предоставляются в пользование на определенный срок

или без ограничения срока. На определенный срок участки - недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения - на срок до 5 лет;

добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

 добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

 добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года.

Без ограничения срока пользования могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

64. Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет путем ведения государственного кадастра, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

65. Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

К основным международно-правовым источникам МПОС относятся:

обычаи;

международные соглашения;

резолюции и решения международных организаций и международных конференций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное, право);

• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное, право).

В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

 

66. Официальная кодификация специальных принципов международного права окружающей среды была осуществлена МПОС в Международном пакте по окружающей среде и развитию 1995 г., в котором содержатся следующие принципы:

принцип обеспечения конституционных экологических прав человека;

принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба;

принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;

принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды;

принцип защиты экологических систем Мирового океана;

принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду;

 принцип обеспечения экологической безопасности;

принцип международной правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде;

принцип предосторожности или предосторожного подхода

 

67. Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды:

ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — UnitedNationsEducational, ScientificandCulturalOrganization — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАЕ), принятая в 1970 г.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.

Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

Неправительственные международные организации

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200—500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

Международный союз по охране природы — МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) — созданв 1948 г. вФонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП — инициатор ведения Красных книг.

Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF — WorldWideFundforNature) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн. долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.

Римский клуб (РК) — международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности — организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.

Членство в Римском клубе ограничено (100 чел.). Это люди, не занимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран.

Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.

Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.

К началу 1980-х годов было создано более десятка крупномасштабных моделей развития мира. Наиболее известны модели Дж.Форрестера, Д.Медоуза с соавторами, Месаровича-Пестеля, Глобал 2000, латиноамериканская, британская, японская и мировая (ООН).

ГРИНПИС (Greenpeace — «Зеленый мир») — независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн. членов, 1/3 которых — американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.

68. Право природопользования имеет несколько значений:

как институт экологического права, точнее природоресурсного права, право природопользования представляет собой систему эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов;

право природопользования как субъективное право представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (конкретных компонентов природных ресурсов).

В юридической литературе выделяются различные виды права природопользования.

1. По критерию основания возникновения различают:

Общее право природопользования - представляет собой право использования природных ресурсов в общем порядке без получения разрешительных документов.

Специальное право природопользования - представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующего разрешительного документа.

2. По виду компонента природной среды различают следующие виды права природопользования:

землепользование;

недропользование;

водопользование;

лесопользование;

пользование растительным миром;

пользование животным миром;

пользование атмосферным воздухом.

3. В зависимости от субъектов экологических отношений выделяют:

право природопользования организациями;

право природопользования гражданами.

69. Объектами права природопользования являются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица - предприятия, организации и учреждения, а также граждане.
Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность - наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц - как общей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

70. Как правило, для возникновения права природопользования требуется проведение самостоятельных специальных юридических административных процедур, основаниями для проведения которых является: 1. Решение уполномоченного органа о предоставлении при родного ресурса в пользование. Такие решения могут приниматься Правительством Российской Федерации, федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, совместным коллегиальным решением федерального органа государственной власти и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также решением органа местного самоуправления. 2. Заключение договора на право пользование природным объектом с уполномоченными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. В частности, необходимость заключения специального договора предусматривается лесным, водным законодательством, законодательством об охоте и рыболовстве и т. д. 3. Выдача лицензии на право пользования природным ресурсом. В настоящее время лицензируемая деятельность на право пользования природным ресурсом сохранилась только в сфере недропользования. Изменение условий природопользования осуществляется исключительно по основаниям и в строгом соответствии с порядком, установленным действующим природоресурсным и (или) гражданским законодательством. Наиболее характерными основаниями прекращения права природопользования являются: - отказ природопользователя от дальнейшего пользования при родным объектом; - истечение срока природопользования, указанного в разреши тельной документации; - неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока; - использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в разрешительной документации; - нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором, законодательством; - изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

71. Международное экологическое право — это исторически молодое, интенсивно развивающееся направление правового регулирования в системе международного публичного права. Оно имеет самостоятельный предмет правового регулирования — международные экологические отношения как отношения между государствами, часто с участием международных организаций по поводу совместных усилий в решении общих задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Субъектами международных экологических правоотношений выступают преимущественно государства, нередко с участием межгосударственных организаций, а также, в ограниченном объеме физические лица и неправительственные (общественные) организации. Объектом международных экологических отношений выступает окружающая среда — природный мир всей планеты и ее отдельные компоненты. Принципы международного экологического права могут быть общи ми и специальными. К первым относятся те, которые распространяются на все международные отношения и охватывают экологические. Они закреплены в Уставе ООН и включают принципы суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств по международному праву, мирного урегулирования споров и неприменения силы. Ряд решений Генеральной Ассамблеи ООН и других международных организаций сформулировали такие принципы, как нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека, непричинение вреда другим государствам. Специальные экологические принципы сформулированы в целом ряде международных документов, не являющихся обязательными, таких как Стокгольмская Декларация ООН по окружающей человека среде (1972), Бразильская декларация ООН по окружаю щей среде и развитию (1992), Всемирная хартия природы (1982):принцип суверенного права государств на природные ресурсы и обязанность не причинять экологический вред за пределами национальной юрисдикции; - принцип предупреждения негативных воздействий на окружающую среду; - принцип предосторожности, который заключается в том, что в случае, если существует угроза серьезного или неотвратимого ущерба, отсутствие полной научной определенности не должно использваться в качестве причины для отсрочки или отказа от экономически разумных мер по предупреждению экологической деградации; - принцип «загрязнитель платит», который предусматривает, что расходы по компенсации причиненного экологического вреда несет государство, причинившее такой вред; - принцип общей, но различной ответственности означает, что независимо от доли вины в возникновении экологических проблем все государства в равной степени обязаны принимать меры по решению экологических проблем на национальном, региональном и глобальном уровнях, даже если возникновение этой проблемы не вызвано действиями своего государства (общая ответственность).Принцип равного права граждан на благоприятную окружающую среду означает, что граждане государства, на окружающую среду которого оказано или может быть оказано негативное воздействие с территории другого государства, должны иметь такое же право доступа к административным и судебным процедурам государства-источника для защиты своего права на благоприятную окружающую среду, как и его собственные граждане. К источникам международного экологического права относятся:

1) резолюции международных организаций по вопросам охраны окружающей среды, имеющие рекомендательный характер:
а) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 29 октября 1982 г. «Всемирная хартия охраны природы»;
б) Стокгольмская Декларация ООН от 16 июня 1972 г.;
в) Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.);
г) многие другие.

2) международные договора, соглашения, конвенции, обязательные для исполнения государствами-участниками:
а) двусторонние (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Москва, 3 июля 1997 г.);
б) трехсторонние;
в) многосторонние (Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга. Саратов, 13 января 1999 г.); г) политические (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Москва, 1963
г.); д) экономические (Договор об Антарктике. Вашингтон, 1959 г.)

72. Международная юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов – это возложение насубъекта международного права, который нарушил правовые экологические требования и обязательства, определенных взысканий и ограничений, а также обязанности по компенсации причиненного экологическим правонарушением вреда. Такие категории ответственности, как уголовная и административная не применяются в системе мер ответственности по международному экологическому праву. В этой области доминируют политический и экономический характер ответственности. Виды международно-правовой ответственности государств: политическая; материальная.

Основная форма политической ответственности – санкции. Наступление материальной ответственности происходит при нарушении государством своих международных обязательств, причем нарушение должно быть связано с причинением материального вреда.

Формы выражения материальной ответственности: репарации; реституции.

Также к субъекту международного права за совершение эколого-правового нарушения применяется такая форма ответственности, как ресторация. Порядок решения международных экологических споров предусмотрен в соответствующем документе – конвенции, договоре, соглашении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...