Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальнаяполитикабольшевиков.




Этническиеэлитыреспубликиихотношениесфедеральнымцентром.

 

ВполитическихпроцессахреспубликРФрольрегиональныхэлитимеетстратегическиважноезначение. Начинаяс 1990-хгг., политическаясистемавРоссиимногократнопереживалапроцесстрансформации, оказывавшийнепосредственноевлияниенаформированиееёрегиональныхифедеральныхполитическихэлит, включаяиэтнополитическиеэлиты.

Особаязначимостьизученияформированияэтнополитическихэлитнасовременномэтапесвязанавпервуюочередьстем, чтополитикацентранаправленанацентрализациюипостроениевертикаливласти. ДанныйпроцессприводитквытеснениюбольшинстваполитическихэлитреспубликРФсареныфедеральныхполитическихпроцессов, асамаихполитическаядеятельностьпроводитсяподжесткимконтролемдоминирующейпартиивласти.

ОслаблениепозицийэтнополитическихэлитсубъектовРФнааренефедеральныхполитическихпроцессовлишилоихвозможностивыполнениясвоейпервоочереднойзадачи, аименно: отстаиванияинтересовсвоихэтносовитерриториивцелом, впервуюочередьвсфередействияСоветаФедерации, каквзонесогласованиярегиональныхинтересоввфедеративномгосударстве. Указаннаятенденцияприводиткформированиютакойрегиональнойэлиты, цельюдеятельностикоторойявляетсянеразвитиеполитического, экономическогоисоциальногопотенциаларегиона, аумениебыстрореализовыватьфедеральныетрансферты.

Проблемаинегативнаятенденцияданнойфедеральнойполитикиобусловленатем, чтопостроеннаявертикальгосударственнойвластинаадминистративныхресурсахЦентраполностьюзависимаотфедеральнойэлиты. Следовательно, любыесбоинаверхнихэтажахвертикаливластимогутпривестикеепараличунанижнихэтажах. ОднойизпричинэтойтенденцииявляетсяотсутствиеобратнойсвязиотрегиональнойместнойэлитыкЦентру.

Постепениподверженностипроцессупостроениявертикаливластиистратегиирегиональныхэлитвотношениисфедеральнымцентром, авторопределяетдватипареспублик: 1) лояльныефедеральнымвластям, играющиероль«наместников»ипроводниковвлиянияцентра (отмеченавдотационныхималоресурсныхреспубликах–Дагестан, Чечня, Калмыкияид.р.); 2) осуществляющиепоощряемыеэлитамипроцессыдецентрализацииипопыткигенерироватьсамостоятельныйкурс (Татарстан, Башкортостанидр.).

ОсновнымирычагамивлиянияфедеральногоцентранаполитическиепроцессывнациональныхреспубликахРФявляются, впервуюочередь, переходв 2004 г. отвсеобщихвыборовглаврегионовкихизбраниюдепутатамирегиональныхлегислатурпопредставлениюПрезидентаРФ, учреждениеинститутаполпредаПрезидентастранывфедеральныхокругах, атакжефинансоваязависимостьправящихэлитреспубликотфедеральныхпреференций.

Значительнаястепеньвлиянияфедеральногоцентраопределяетсяэкономическимнеблагополучиембольшинстварегионов. Ихдотационныйстатусиотсутствиезначительныхматериальныхифинансовыхресурсовнепозволяютрегионампроводитьсамостоятельнуюполитику. ПриэтомвниманиеЦентракнекоторымдотационнымрегионамноситэпизодическийхарактер, обусловленныйотсутствиемобратнойсвязифедеральногоцентракрегиональнымвопросам.

Вместестем, вполитикеЦентрапрослеживаетсятенденциявнедрениявэкономическиепроцессырегионовпредставителеймосковскогобизнеса, вобменналояльностьэлитыфедеральногоцентрапоотношениюкправящимэлитамреспублик (вданномслучаепримеромслужатвыборыПрезидентареспубликиБашкортостанв 2003 г.)

 

19. ЭтноязыковаяполитикаРоссийскойФедерации.

Проблему, решающую на государственном уровне в рамках логического треугольника – язык, политика. Этничность, в научной литературе принято называть языковой политикой.

Статус языка – место языка в обществе. Родной, не родной, государственный – статусы языка. На Земле 2 тыс. или 6800 языков на 260 стран. 50 государств мира используют английский язык в статусе государственного. 33 страны- французский, 10 стран – арабский, 5 стран – португальский языки.

Особенности русского языка:

· Русский язык на протяжении долгой истории Российского государства является государственным языком. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории является русский язык. Федеральный закон «О государственном языке» (2005 год), но в субъектах РФ 23 языка являются официальными или равно статусными с русским языком.

· Русский язык является языком контакта между различными народами, языком культуры и науки, проводники в мировую культуру для многих этносов.

· Русский язык является языком для большинства населения РФ.

Родной язык – язык, которым человек лучше всего владеет и на котором обычно говорит, это первый выученный в детстве язык.

После распада СССР русский язык в качестве государственного был отвергнут всеми новыми государствами и многими объявлен инструментом имперской политики.

Суверенизация национальных республик РФ, так же стимулировала обсуждение проблем, связанных с развитием титульных языков. Был сделана беспрецедентная в мировой практике попытка форсировать изучения языка титульного этноса. Сразу же была нагромождена целая система законов и инструкций по изучению титульного языка. Такая языковая политика по своей сути была признана очистить наиболее престижные социальные ниши от «нежелательных этнических контрагентов».

Таким образом, язык в социальной и политической жизни выступил мощным средством этнической реализации, ренессансом этнической самобытности титульных народов в условиях ассиметричного федерализма и провозглашение федеральным центром этнической специфики отдельных регионов ярко обозначилась особость. Автономность и независимость второго государственного языка в этнотитульных регионах.

За знание и умение использовать татарский язык в административной сфере чиновники в РТ стали получать надбавки в зарплате. В РТ готовился перевод татарского языка на латинскую графику, желание перейти на латиницу стало показателем дистанционированности от России.

НациональнаяполитикаРоссийскойимперии.

В решении национального вопроса в дореволюционной Росии существовало 2 полюса, определенных еще во второй половине 19 века.

· Лояльные к властям поданные, не делали особых различий между этнической и этнонациональной позицией;

· Питался космополитическими и интернационалистическими теориями. По началу слабо отличались друг от друга. Первыми приверженцами были петрашевцы, революционные народники и оппозиционная властям интеллигенция.

Как и космополиты интернационалисты не видели в нациях какой-либо самостоятельности и исторической ценности. Они полагали, что национальность есть лишь «остатки доисторического периода человечества, или бессознательные продукты его истории». (Лавров)

Сама по себе национальность это не враг социализма, не более как случайная помеха деятельности социализма.

 

Национальнаяполитикабольшевиков.

 

Ленинская национальная политика строилась из классовых, а не национальных интересов. Представляется крайне важной ленинская формулировка интернационализма, применительно к русской нации.

Обязанность бывшей «угнетенной нации» возмещать нанесенный ранее ущерб является средством выравнивания уровней развития этносов (прежде всего в социально-экономическом плане). Установление межэтнического мира в стране.

В 1918 году создана Республика Советов, как ядро будущей Мировой Федерации Советских Республик. После октябрьской революции наблюдается процесс распада Российской Империи. Финляндия и Польша, где существовал «буржуазный национализм» выделились и образовали самостоятельные государства.

Все остальные территории объявляя о своей государственной самостоятельности пытались лишь спасти себя в условиях гибнувшей центральной власти империи.

Во время гражданской войны национальные элиты (почти все) опирались либо на союз с белыми, либо с красными, т.е. на силы претендующие на центральную власть. Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились в лучшем случае к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности.

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР.

В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя Конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национально-коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКПб, это значительно упростило процесс объединения суверенных республик в единое государство. Кроме того к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывалась хозяйственная взаимозависимость и экономическая взаимосвязь национальных регионов.

Политическое бюро ЦКРКПб под руководством Сталина подготовила проект о вхождении Советских Республик в состав РСФСР на правах автономных объединений, но Ленин подверг план автономизации резкой критике, считал, что все Советские Республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав.

30 декабря 1922 года 1 Съезд советов СССР утвердил договор и декларацию «Об образовании союзного государства».

Значительную часть своих полномочий республики передали центральным органам:

· Международное представительство

· Оборона

· Внешняя торговля

· Бюджет

· Пересмотр границ

Начинают пересматриваться границы регионов. Большевики собрали большую часть Российской империи в единое государство.

В 1922 году было включено 4 республики, в последствии Таджикистан, Узбекистан и т.д.

В состав Советского Союза не вошли Финляндия и Восточная Польша.

В СССр всякий национализм, патриотизм, сепаратизм расценивались как явление не терпимое.

Сами идеи этнонации большевики не ликвидировали, был выдвинут тезис «только прогрессивноеэтнонациональное». Этнонациональная культура отвергалась, провозглашались интернациональные ценности.

В этноязыковой политике «при социализме совершиться процесс, который диалектически противоречивым путем приведет к постепенному уничтожению этнонациональных языков, слияние их в один или несколько могучих интернациональных языков». Язык выступал как средство и кротчайший путь внедрения интернациональной культуры, латинский был провозглашен алфавитом всемирного капиталистического общества; выполнялись планы переводы русского языка на латиницу, т.к. «русский алфавит несет в себе феодально-патриархальные пережитки». Т. Об. Национальная политика большивиков заключалась в том, чтобы поддерживать и развивать процесс стирания национальных различий ведущих к слиянию народов.

В середине 1920х годов существовал огромный разрыв в уровне экономического развития между различными регионами страны. Для его ликвидации был создан механизм осуществления политики выравнивания, который включал использование государственного бюджета СССР и Союзных Республик.

На первых порах общесоюзный бюджет состоялся исключительно из финансовых поступлений РСЫСР, получаемые из него средства направлялись в республиканский бюджет.

После революции менялась не только социальная, но и национальная база формирования интеллигенции.

Последовательно проводимый курс на «коренизацию государственного аппарата в союзных и автономных республиках повлек за собой расширение подготовки специалистов из числа титульных народов».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...