Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные гарантии при потере работы и безработице




Социальные гарантии — это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить граж­данину при потере им работы и безработице.

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социаль­ных и культурных правах» 1966 г. (Международное право в доку­ментах. М., 1982. С. 308—317) предусматривает, что каждый че­ловек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства долж­ны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции России, поскольку в ст. 37 уже предусматривает­ся реализация права на труд в безопасных условиях, т. е. охрана

98

труда. В ст. 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жили­ще, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответ­ствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей стра­ны на данном этапе ее развития.

Закон РФ «О занятости населения» предусматривает следую­щие виды социальных гарантий таким гражданам:

— пособие по безработице;

— выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготов­ки или повышения квалификации;

— возможность участия в оплачиваемых общественных ра­ботах с сохранением получения пособия по безработице;

— компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;

— компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым ра­ботникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса;

— оплату в период безработицы пособия по временной нетру­доспособности, в том числе пособия по беременности и родам;

— оказание материальной помощи членам семьи безработ­ного (путевки в санатории, детские лагери и т. д.), а также без­работным, потерявшим право на пособие по безработице в cwf-зи с истечением срока его выплаты;

— досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту.

Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.

Пособие по безработице имеют право получать лица, зареги­стрированные органами занятости как безработные (включая инвалидов III группы), уволенные по любым основаниям или впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принима­ется одновременно с регистрацией безработного.

Размер пособия устанавливается в процентах к последнему за­работку (окладу содержания) за три месяца:

75% за первые три месяца безработицы;

60% следующие четыре месяца;

40% начиная с восьмого, но не ниже минимальной оплаты труда и не выше среднего заработка по региону (области, краю).

Размер пособия, выплачиваемого инвалидам III группы, ра­вен минимальной оплате труда. Размер пособия по безработице

99

увеличивается на 10% на каждого нетрудоспособного иждивенца безработного, но не более размера его среднего заработка на всех иждивенцев. Из этого пособия могут удерживаться только суммы по решению или приговору суда.

Срок выплаты пособия — до трудоустройства гражданина, но не более 12 месяцев. Местные органы власти за счет своих бюд­жетов могут устанавливать более длительные сроки выплаты по­собия или продлевать установленные законом при определенных случаях. Срок выплаты может быть продлен сверх 12 месяцев гражданам предпенсионного возраста в зависимости от того, на­сколько у них общий трудовой стаж превышает требуемый для пенсии по старости (за каждый год превышения — 2 недели, но весь дополнительный срок выплаты для этих лиц не должен превышать двух лет).

Выплата пособия может быть отложена на срок до трех меся­цев в следующих случаях: при увольнении по вине работника;

при отказе безработного от двух вариантов подходящей работы;

длительного (более месяца) отсутствия без уведомления органа занятости. Выплата пособия может быть приостановлена до двух месяцев в двух случаях: трудоустройства безработного на времен­ную работу или с неполным рабочим временем без уведомления об этом органа занятости; нарушения безработным правил реги­страции и перерегистрации каждые две недели. Срок отложения выплаты засчитывается в общий срок выплаты пособия.

Стипендия за время профподготовки, переподготовки, повыше­ния квалификации по направлению органа занятости выплачивает­ся в размере:

— 75% среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты и не выше средней по регио­ну — тем, у кого трудовой стаж не менее года;

— со стажем менее года или не имеющим его — в размере стипендии соответствующего учебного заведения;

—< утратившим профессиональную трудоспособность из-за трудового увечья — 100% их среднего заработка за счет средств соответствующего производства.

При наличии нетрудоспособных иждивенцев к стипендии добавляется 10% на каждого иждивенца. Размер стипендии мо­жет быть уменьшен или ее выплата приостановлена в случае не­успеваемости или пропуска занятий без уважительных причин.

Общественные оплачиваемые работы организуются органами местного самоуправления по предложению и при участии органа занятости на действующих предприятиях по благоустройству, ре­монту дорог и т. п. за счет местного бюджета. Участие в них без­работных по направлениям службы—исключительно добро-

100

вольное. Безработный принимается в качестве временного ра­ботника, и на этот период на него распространяется трудовое законодательство. Соответствующее предприятие заключает с ним срочный трудовой договор. Преимущественное право на­правления на общественные работы имеют безработные, не по­лучающие пособия по безработице (стипендии).

В период безработицы, если гражданин заболел, оплату боль­ничного листка производит орган занятости (не более 30 кален­дарных дней в размере пособия по безработице за счет фонда за­нятости (Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными»). Если болезнь наступила не позднее одного месяца после увольнения по уважительным причинам и продолжалась более одного месяца, то оплата этого пособия производится по прежнему месту работы за счет фонда социального страхования. Пособия по беременности и родам без­работным женщинам выплачивает орган занятости в размере ми­нимальной оплаты труда за счет фонда занятости.

Членам семьи безработного, а также безработным, не полу­чающим пособие, может оказываться материальная помощь как органом занятости, так и его прежним работодателем в различ­ных видах: выдачи путевки в санатории, детский лагерь, допла­ты за жилье и коммунальные услуги, за пользование обществен­ным питанием и т. д.

Контроль за установлением социальных гарантий безработ­ным и за соблюдением законодательства о занятости осуществ­ляют соответствующие органы, местные органы и профсоюзы.

За нарушение Закона о занятости работодатели несут адми­нистративную ответственность в виде штрафа от 10 до 100 тыс. руб., налагаемого в судебном порядке, а работники органа заня­тости — дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения и административную в виде штрафа до трех должностных окла­дов, а в соответствующих случаях — и уголовную. Лица, винов­ные в принуждении к труду, несут административную ответст­венность в виде штрафа от 1 до 10 тыс. руб., налагаемого судом.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...