Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И. П. Деревяго – доцент кафедры экономической теории и маркетинга учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», кандидат экономических наук




Маркетинг инноваций

Учебная программа для специальности

1-26 02 03 Маркетинг

 

 

Минск БГТУ 2011



СОСТАВИТЕЛЬ

И. П. Деревяго – доцент кафедры экономической теории и маркетинга учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», кандидат экономических наук

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В. А. Бороденя – декан факультета маркетинга, доцент кафедры логистики и ценовой политики учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент;

С. А. Касперович – декан инженерно-экономического факультета, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», кандидат экономических наук, доцент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой экономической теории и маркетинга учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»

(протокол № 8 от 23.02.2011 г.);

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»

(протокол № № 5 от 02.03. 2011 г.).

 

Ответственный за редакцию:              И.П. Деревяго

 

Ответственный за выпуск:                  И.П. Деревяго


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Инновационная деятельность – основа устойчивого экономического развития как страны в целом, так и отдельных предприятий, в частности. В современных условиях возросшей конкуренции на рынке разработка и доведение инноваций до потребителя становится основным условием повышения конкурентоспособности.

Настоящая учебная программа по дисциплине «Маркетинг инноваций» разработана в соответствии с учебным планом по специальности «Маркетинг». Основная цель дисциплины – формирование системы знаний и компетенций по проблемам маркетингового управления инновационной деятельностью предприятия.

В процессе подготовки ставится задача сформировать у студентов четкое представление о маркетинге как о философии бизнеса, целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной на решение задач по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребности активных и потенциальных покупателей. Маркетинг рассматривается как ключевое звено в инновационной деятельности, которое отвечает за своевременное отслеживание рыночных потребностей и разработку инновационных идей в соответствии с данными потребностями.

Изучение дисциплины в методологическом плане базируется на концептуальных выводах теории маркетинга и управления инновационной деятельностью, разработках и положениях прикладных маркетинговых дисциплин, включая ценообразование, маркетинг предприятия, стратегический маркетинг, сбытовую политику и т. д.

Основными задачами изучения дисциплины выступают:

‑ усвоение понятий инновационной деятельности и маркетинга инноваций;

‑ исследование особенностей маркетинговой деятельности в инновационной сфере;

‑ овладение инструментами маркетинга применительно к инновационной деятельности;

‑ приобретение умений в области организации маркетинга инноваций на предприятии.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

‑ предмет, метод и инструменты маркетинга инноваций;

‑ основные понятия и категории инноваций как вида деятельности и процесса;

‑ особенности, природу и источники современного инновационного развития экономики;

‑ принципы и функции современной концепции маркетинга и способы их реализации в инновационной деятельности;

уметь:

‑ проводить маркетинговые исследования продуктовых, процессных и организационных инноваций;

‑ давать рыночную оценку инновационному продукту, прогнозировать перспективы его продвижения и сбыта;

‑ осуществлять ценообразование на инновационные продукты и услуги;

‑ использовать приемы и инструменты позиционирования и продвижения инновационного продукта;

В результате изучения данной дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

– обладание базовыми научно-теоретическими знаниями о маркетинге инноваций;

– умение проводить оценку инновационной деятельности на предприятии и определять направления ее развития;

‑ умение анализировать маркетинговую среду предприятия;

– умение разрабатывать стратегию и политику маркетинга инноваций на предприятии;

– умение организовывать работу по управлению маркетингом инноваций на предприятии;

– умение работать с научной, отраслевой, справочной, маркетинговой литературой, пользоваться сетью Интернет.

Для преподавания дисциплины рекомендуется использовать технологию обучения в имитационно-деятельной игровой форме (деловая игра «Генерация новых идей»), технологию рейтинговой оценки знаний, метод оценки креативности (абсолютный и относительный уровни) студентов.

Предполагается, что для успешного освоения дисциплины «Маркетинг инноваций» студенты должны владеть знаниями таких дисциплин как «Интернет-маркетинг», «Маркетинг предприятия», «Стратегический маркетинг» и др.

Учебным планом по дисциплине предусмотрено всего 73 часа, в том числе 45 аудиторных: 25 часов лекций и 20 часов практических занятий, рекомендуемая форма итогового контроля – зачет.

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

п/п

 

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего лекции практ. занятия
1. Маркетинг и инновационная деятельность 14 8 6
1.1. Содержание инновационной деятельности на предприятии   5 3 2
1.2. Инновационная деятельность как объект маркетинга   5 3 2
1.3. Внешняя и внутренняя среда в маркетинге инноваций   4 2 2
2. Маркетинг продуктов инновационного процесса 18 10 8
2.1. Маркетинговые исследования в инновационном процессе   4 2 2
2.2. Проектирование нового продукта и выход с ним на рынок   7 4 3
2.3. Маркетинг знаний и технологий   7 4 3
3. Маркетинговое управление инновационным развитием предприятия 13 7 6
3.1. Маркетинг инноваций как элемент системы управления предприятием   5 3 2
3.2. Маркетинговые индикаторы инновационного потенциала предприятия и их оценка   4 2 2
3.3. Формирование маркетинговой стратегии инновационного развития предприятия   4 2 2

Итого

45 25 20

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Маркетинг и инновационная деятельность

 

 

Тема 1.1. Содержание инновационной деятельности на предприятии

Инновации в современной экономике. Природа и источники инновационного развития. Инновационная роль предпринимателя. Инновации как фактор экономического роста. Понятие технологического уклада. Классификация инноваций. Основные понятия инновационной деятельности: новшества, нововведения, изобретения. Инновационная деятельность предприятия. Основные инструменты управления инновациями на предприятии.

 

 

Тема 1.2. Инновационная деятельность как объект маркетинга

 

Социально-экономическая сущность маркетинга и его цели. Основные понятия (нужды, потребности, товар, рынок и т.д.). Технология маркетинга. Обоснование комплекса маркетинга. Задачи маркетинга. Концепции управления маркетингом. Эволюция маркетинга. Концепция развития практического маркетинга. Принципы практического маркетинга. Виды современного маркетинга. Основные функции практического маркетинга в инновационной деятельности предприятия.

 

 

Тема 1.3.Внешняя и внутренняя среда в маркетинге инноваций

Внутренняя инновационная среда на предприятии. Основные факторы внешней микросреды инновационной деятельности (фирма, поставщики, посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории). Контролируемые и неконтролируемые факторы. Основные факторы внешней макросреды функционирования фирмы (демографические, экономические, природные, научно-технические, политические и культурные). Конъюнктура рынка.

 

 

Раздел 2 Маркетинг продуктов инновационного процесса

 

 

Тема 2.1. Маркетинговые исследования в инновационном процессе

 

Направления исследований рынка инноваций. Цели, принципы и критерии рыночной сегментации. Продуктовые инновации. Потребительский рынок. Модель покупательского поведения и факторы, влияющие на него. Факторы культурного и социального порядка. Факторы личного и психологического порядка. Особенности рынков технологий, товаров и услуг. Рынок технологических инноваций и модель поведения покупателей на нем. Процесс принятия решения о закупках. Рынок промежуточных продавцов. Рынок государственных учреждений. Оценка риска инновационной деятельности.

 

 

Тема 2.2.Проектирование нового продукта и выход с ним на рынок

Понятие товарной политики, стратегии и тактики. Товар и его жизненный цикл. Подходы к созданию нового товара. Процесс создания нового товара. Методы получения идей о новых товарах: системно-логические методы, интуитивно-творческие методы, алгоритмические методы. Понятие позиционирования товаров. Подходы к позиционированию новых товаров. Методы ценообразования на рынке инноваций. Подходы к продвижению и распределению инновационного продукта.

 

 

Тема 2.3. Маркетинг знаний и технологий

 

Знания как элемент интеллектуального труда. Маркетинговый механизм превращения знаний превращения знаний в товар. Понятие интеллектуальной собственности и ее роль в инновационном развитии предприятия. Состав интеллектуальной собственности и ее виды. Патентный портфель и его структура. Маркетинг ученых и научных школ, образовательных учреждений. Технология как объект маркетинга. Понятие коммерциализации технологий. Принципы и показатели оценки технологий. Понятие инжиниринга. Особенности маркетинга инжиниринговых услуг. Продвижение инжиниринговых услуг.

 

 

Раздел3. Маркетинговое управление инновационным
 развитием предприятия

 

 

Тема 3.1. Маркетинг инноваций как элемент системы управления предприятием

 

Понятие инновационного менеджмента. Типы маркетинговых структур. Маркетинг в системе управления инновациями на предприятии. Служба маркетинга в общей системе управления. Основные документы и процедуры в работе службы маркетинга. Организация маркетингового управления инновационной деятельностью. Маркетинговый контроль инноваций. Требования, предъявляемые к контролю. Виды контроля.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...