Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпринимательство и его окружение




ТЕМА 1. Сущность предпринимательства и его виды

Определение сущности предпринимательской деятельности

Место предпринимателей в структуре общества

Виды предпринимательской деятельности

 

Что такое предпринимательская деятельность?

Так, в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательской деятельности (предпринимательству) дается следующее определение: это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Предпринимательская способность – способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товаров, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.

 

Перечислите группы общества, составляющие базу отечественного предпринимательства

Во-первых, это управленцы разного уровня власти. Управляющие – наиболее влиятельная социальная группа, которая распоряжается материальными и другими ресурсами общества, обладает полезными социальными связями.

Вторая группа – это специалисты. Трудности бюджетного финансирования, невозможность реализовать себя привели их в группу предпринимателей. Однако до 30% занятых в частном секторе работают в нем частично (это их вторая работа) – они предпочитают рассматривать государственный сектор как своеобразную форму страхования.

В-третьих, молодежь, те, кто учатся или не так давно завершили обучение. Большинство из них оценивают предпринимательство как открытый канал социальной мобильности и быстрого достижения хорошего материального положения.

 

Основными критериями, позволяющими отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо – к предпринимателям, являются:

 

1. Управление капиталом с целью получения прибыли; к предпринимательству не может быть отнесена деятельность, не связанная с управлением экономическим, культурным, символическим и др. капиталом, общественная, благотворительная и др. деятельность, не имеющая целей извлечения прибыли.

2. Активность субъекта предпринимательской деятельности; данный критерий исключает пассивные формы получения дохода от собственности на капитал, землю, средства производства.

3. Систематичность предпринимательской деятельности; критерий позволяет исключить из рассмотрения в качестве предпринимательства случайные, эпизодические акты, принесшие прибыль их субъекту.

4. Самостоятельность и ответственность субъекта предпринимательской деятельности; каждый, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия.

5. Инновационность, т.е. наличие в структуре деятельности организационных, экономических, организационно-экономических, социально-психологических и прочих инноваций, обеспечивающих новое сочетание факторов производства или их элементов.

6. Следование общепринятым в конкретный исторический момент нормам ведения бизнеса. Данный критерий позволяет решить проблему отнесения к предпринимательству некоторых пограничных видов деятельности по извлечению прибыли.

7. Исходно заданная потенциальная рискованность деятельностив условиях неопределенности среды, не гарантированность предпринимательского дохода.Данный критерий учитывает риск предпринимательской деятельности, который не может быть предотвращен средствами страхования и подобными им.

 

По виду или назначению предпринимательскую деятельность делят на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство.

К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям).

Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродажи товаров и услуг.

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

 

 


 


ТЕМА 2. Субъекты предпринимательской деятельности

Предприниматель как основной субъект предпринимательской активности

Особенности субъектов предпринимательского процесса

Основными качествами предпринимателя можно назвать:

- уверенность в себе и своих способностях;

- умение спланировать свои действия;

- способность создать «нужную команду»;

- наличие культуры труда;

- способность к творчеству;

- способность принять на себя ответственность (готовность и способность к принятию решений)

Предпринимательский доход – дополнительный доход от управления. Излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или способностям анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Таким образом, прибыль предпринимателя складывается из двух элементов:

- обычная прибыль делового человека

- излишек над обычной прибылью (плата за риск и новые идеи).

Среди основных стимулов, мотивов и причин, побуждающих заниматься предпринимательской деятельностью можно выделить:

Ø материальную заинтересованность

Ø стремление к независимости

Ø возможность самореализации, самоутверждения

Ø неудовлетворенность своим положением (материальным, социальным)

Ø стремление реализовать свои идеи и изобретения

Ø желание лидировать

 

Государство может выступать в роли:

q Тормоза развития предпринимательства. В этом случае оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его вообще.

q Постороннего наблюдателя. В этом случае государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию.

q Ускорителя предпринимательского процесса. Государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. В этом случае государство выполняет следующие функции: образовательную (например, подготовка предпринимательских кадров); поддержание в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей; создание для предпринимателей требуемой инфраструктуры.

ТЕМА 3. Экономическая среда предпринимательства

Среда как объект предпринимательской деятельности

Предпринимательство и его окружение

 

Можно выделить 7 основных элементов среды предпринимательства:

1 Экономическая обстановка. Обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели, она также определяет виды приобретаемых ими товаров и ту сумму, которую они готовы уплатить.

2 Политическая ситуация. Оказывает влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

3 Правовая среда. Участники предпринимательства действуют в рамках соответствующей правовой среды

4 Социально-культурная среда. Определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности, отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя и посредством этого на его спрос, на товары.

5 Технологическая среда. Отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство.

6 Физическая, или географическая среда. Характеризует природные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеются в виду доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения.

7 Институциональная, организационно-техническая среда. Характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых предприниматель может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции (например, банки, учебные заведения, рекламные агентства, фирмы по трудоустройству, транспортные агентства).

Внешнее окружение предпринимателя включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов и т.д.

Все элементы внешнего окружения можно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия на организацию.

К элементам прямого воздействия следует отнести:

-потребителей

-конкурентов

-региональные органы власти

-профессиональные и предпринимательские ассоциации

-общества и ассоциации потребителей

К элементамкосвенного влияния относят:

-экономику региона (страны в целом)

-технологическое развитие отрасли

-средства массовой информации

-государственные органы управления

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 430.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...