Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Качественная__Массовая_Бульварная
Ведомости АиФ Коммерсант Московский комсомолец Российская газета Комсомольская правда Известия Жизнь Новая газета Желтая газета
Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное — надежность фактов и мнений. Так, парижскую «Le Monde», в которой материалы проходят тройной контроль на достоверность, университетские преподаватели и студенты используют наряду с официально признанными учебниками. Респектабельностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым комментариям. Напротив, согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США», популярная (массовая) пресса — это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения; «желтая» журналистика ... это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «картинок» — стойкий признак их дизайна. В последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, развлекательные компоненты содержания, в том числе выполненные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ. Как показывают наблюдения за рынком сбыта продукции СМИ и опросы населения, досуговая журналистика, предназначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий. Нетрудно увидеть здесь параллели и с конъюнктурой информационного рынка за рубежом, и с нашим собственным историческим опытом. Типология и эффективность СМИ. Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией. Трансформация системы средств массовой информации В постсоветский период ИСТОРИЯ Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: 1) переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, 2) новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы. От вертикальной и партийной — к горизонтальной и коммерческой структуре. Советская система СМИ была вертикальной и партийной. Вертикальной: СМИ более низкого географически уровня находились под управлением СМИ боле высокого уровня; То, что разрешалось СМИ более высокого уровня, было запрещено для других. Например, журналисты областной газеты «Советская Сибирь» могли рекомендовать журналистам газеты какого-либо района Новосибирской области поднять или, напротив, не поднимать какую-либо тему, редактор «СС» мог направлять определенные тексты для публикации в районках, сотрудники «СС» регулярно проводили обзоры районной прессы и высказывали замечания, к которым обязаны были прислушаться журналисты малых газет. Партийной: несмотря на то, что официально, кроме партийной, то есть учрежденной коммунистической партий, прессы, была пресса советская (отраслевая), в состав учредителей которой входили различные общественные организации, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д., все официальные СМИ того периода не могли нарушать принципы партийности и четко контролировались через цензурные комитеты партийными органами различного уровня. Кроме того, в советские годы была организована обязательная подписка на некоторые партийные издания для всех членов коммунистической партии. Главной газетой страны была газета «Правда» - самая авторитетная газета, глас партии, руководства, ее тиражи были самыми большими. Иногда доходило до абсурда: например, тиражи других изданий («Труд» на рубеже 70-80 годов) умышленно урезались, ограничивались так, чтобы не превышать показателей «Правды», поэтому читатели спешили подписываться на любимые газеты с самого начала подписной кампании – а то могли не успеть. ТРАНСФОРМАЦИЯ Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. 1) Ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. 2) Распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная и преимущественно коммерческая структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Горизонтальная: теперь нет вертикальной зависимости (от центральных газет через областные к районной прессе). Возникает новая система управления – по горизонтали: сильные крупные издания открывают свои филиалы на региональном уровне, при этом центральный офис диктует, определяет редакционную политику своих филиалов. Или же образуются крупные издательские дома, выпускающие несколько изданий различных типов, при этом общее информационно-идейное, а главное – финансовое руководство осуществляет единый центр, дирекция ИД. Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня крайне ограничен, что отрицательно сказывается на цельности российского информационного пространства. Нишу, освободившуюся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам. Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий. Коммерческая: сегодня большая часть СМИ формально не принадлежит государству, органы власти не являются учредителем большинства СМИ. Кроме того, все чаще начали говорить об успешности медиа-проекта не как об идеологическом продукте, а как коммерческом предприятии. Успешный – значит прибыльный.
ТЕНДЕНЦИИ: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |