Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Знакомство с новым предметом




Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры

Рабочая программа

Составитель:

Аптина Н.А., методист кабинета духовно-нравственного воспитания

Консультант:

Арещенко С. В., заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания

 

Кемерово 2014



Содержание

Пояснительная записка………………………………………. ……………3

Планируемые результаты ………………………………………………….

Учебно-тематический план ……………………………………..………….22

Содержание программы …………………………………………………23

Материально-техническое обеспечение ………………………………….25

Список литературы………………………………………………………..28

Пояснительная записка

Актуальность культурно-конфессионального содержания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) обусловлена целым рядом причин, связанных с реформами в области образования и коренными изменениями в жизни россиян как его социальных заказчиков.В результате назрела необходимость формирования проблемы духовно-нравственного воспитания и религиозного образования как в образовательном и культурно-политическом аспектах, так и в чисто теоретическом (научном) её применении.

Одним из главных результатов разработок данной научно-педагогической проблемы стал культурологический курс «Основы православной культуры», получивший с середины 90-х годов XX в. широкое распространение и прошедший многолетнюю практику.

В Общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования также говорится, что на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно- нравственного развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

В ФГОС включена новая предметная область – «Основы религиозных культур и светской этики». Основные задачи освоения этой области формулируются следующим образом: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Вышеобозначенная предметная область включает комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого заказчикам образования (с согласия обучающегося и по выбору родителей /законных представителей) предлагается выбрать один из шести модулей:

1) «Основы православной культуры»;

2) «Основы исламской культуры»;

3) «Основы буддийской культуры»;

4) «Основы иудейской культуры»;

5) «Основы мировых религиозных культур»;

6) «Основы светской этики».

Место модуля в комплексном учебном курсе ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры» является частью комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» составлена на основе нормативно-правовой базы:

1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).

2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

3. Требования федерального государственного образовательного стандарта (п. 12.4).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009 г.).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

6. Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и при­мерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Феде­рации, реализующих программы общего образования, утвержденные прика­зом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства об­разования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».

Цель и основные задачи изучения модуля «Основы православной культуры» предмета «Основы религиозных культур и светской этики» поставлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания), Обязательного минимум содержания по ФК ГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель курса «Основы православной культуры», как и всего комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», — формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;

• развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на ступени основной школы, гуманитарных учебных предметов;

• развивать способности младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной образовательной программе школы

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (в 4-м классе). По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Обучающиеся изучают один из модулей по выбору родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа в 4 классе (1 час в неделю, в вариативной части учебного плана). Оценивание курса – безотметочное. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.

Программа составлена на основе рабочей программы курса к учебнику для общеобразовательных учреждений А. В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Планируемые результаты изучения модуля

«Основы православной культуры»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (второго поколения) преподавание учебного курса «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» ориентировано на получение следующих результатов.

Личнотсные результаты:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

– формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;

– формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов;

– наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;

– приобщение к культурным отечественным традициям;

– формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;

– овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации;

– воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

– овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления;

– освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– формирование умений использования знаково-символических средств информации;

– формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, участие в диспутах);

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно- следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;

Регулятивные УУД:

– формирование умения высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;

– формирование умений определять общие цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

–уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

–уметь слышать, понимать и принимать разные точки зрения.

Предметные результаты:

– овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

– формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;

– формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;

– знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости.

– формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Требования к уровню подготовки

В результате прохождения программного материалы обучающийся будет знать:

–ценности человеческой жизни;

–основные понятия религиозной культуры;

–основные понятия православной культуры;

–об особенностях и традициях православия и их понимание;

–в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства, и историей православия в России;

– общие представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;

– представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви;

– религиозное и историческое основание православной культуры;

–назначение и особенности православной культуры, церковной живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства;

Будет уметь:

– описывать различные явления религиозных традиций и культур;

– устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

– излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

– строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Будет владеть:

– духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

– работы с православным календарем, праздниками, их происхождением и навыками празднования.

Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т.д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проектных работ.

Новые виды деятельности: викторина, тестирование, мини-сочинение, конкурсы, проекты.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела и темы

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

теоретических занятий практических занятий
1 Знакомство с новым предметом 2 1 1 беседа
1.1 Россия — наша Родина 1 1 - беседа
1.2 Духовные ценности человечества. Культура. Религия 1   1  
2 Введение в предмет «Основы православной культуры»        
2.2. Право­славная духовная традиция 1 1 1  
2.3. Что такое христианство? 1 1 - беседа
2.4. Особен­ности восточного христианства 1 1 - беседа
2.5. Культура и религия 1 1 - беседа
2.6. Добро и зло в православной традиции 1 - 1 беседа
2.7 Во что верят право­славные христиа­не 1 1 - опрос
2.8 Золотое правило нрав­ственности 1 1 - беседа
2.9 Любовь к ближнему 1 - 1 конкурс рисунков
2.10 Милосердие и сострадание 1 1 - тестирование
2.11 Отношение к труду 1 1 - экскурсия
2.12 Долг и ответственность 1 - 1 конкурс сочинений
2.13 Защита Отече­ства 1 1 - беседа
2.14 Десять запове­дей Божиих 1 1 -  
2.15 Заповеди блаженства 1 - 1 опрос
2.16  Православие в России 1 - 1 опрос
2.17 Православный храм и другие святыни 1 - 1 опрос
2.18 Таинства Православной Церкви 1 1 - тестирование
2.19 Древнейшие чудотворные иконы 1 - 1 викторина
2.20 Молитва 1 - 1 беседа
2.21 Православные монастыри 1 - 1 опрос
2.22 Почитание святых в православной культуре 1 - 1 мини-сочинение
2.23 Символический язык православной культуры: храм 1 1 - викторина
2.24 Икона, фреска, картин 1 1 - мини-сочинение
2.25 Колокольные звоны и церковное пение 1 1 - беседа
2.26 Прикладное искусство 1 1 - мини-сочинение
2.27 Православные праздники 1 1 - опрос
2.28 Православный календарь 1 1 - тестирование
2.29 Христианская семья и её ценности 1 1 1 викторина
3 Духовные традиции многонационального народа России 1 - 1  
3.1 Любовь и уважение к Отечеству 1 - 1 творческая работа
4 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 3 1 2 проект
4.1 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры» 1 - 1 проект
4.2 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры» 1 - 1 проект
4.3 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры» 1 - 1 проект
5 Итоговое занятие 1 - 1 проект
  Итого 35 20 14  

Содержание программы

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

1.1. Россия – наша Родина(2 час.)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Россия – наша Родина. Россия – огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. В России миллионы рек и озёр. Она омывается двенадцатью морями Мирового океана крупнейшим в мире озером. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли – излюбленная тема в русской культуре.

Понятие о другом официальном названии России – Российская Федерация. Главное в государстве – народ. Богатства России – заслуга народа, хранившего и приумножавшего её достояние, её культуру. Национальный состав России. Россия – общий дом для всех народов, её населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, её национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.

1.2. Право­славная духовная традиция(2 час.)

Знакомство с разными историческими именами России. Формирование понятий духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Формирование представления о православной духовной традиции и её роли в формировании культуры Отечества. 988 год – дата крещения Руси. Князь Владимир Святой – креститель Руси. Понятие «государственная религия». Представление о символическом значении, о кресте как главном христианском символе; о государственных символах: флаге, гербе, гимне. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.

1.3. Что такое христианство?

Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчёт времени. Иисус Христос – Спаситель мира. Святая Земля, Вифлеем – место рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Дуки, Иоанна. Значение слова «Евангелие». Богочеловек - Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».

1.4. Особен­ности восточного христианства

Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: восточное христианство, византийская, греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви – Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.

1.5. Культура и религия

Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.

1.6. Добро и зло в православной традиции

Библия – Священное Писание. Традиционный – религиозный – взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение души.

1.7. Во что верят право­славные христиа­не

Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы – вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природах Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.

1.8. Золотое правило нрав­ственности

Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, язык в Конституции России – Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила, распространённость в разных культурах

1.9. Любовь к ближнему

Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно- этический анализ притчи.

1.10. Милосердие и сострадание

Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.

1.11. Отношение к труду

Книга «Бытие» о сотворении ми и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через пророка Моисея.

1.12. Долг и ответственность

Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно- этический смысл притчи о талантах.

1.13. Защита Отече­ства

Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение святым. Воинские награды. Орден Святого Георгия – высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.

1.14. Десять запове­дей Божиих

Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе.

1.15. Заповеди блаженства

Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ей содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно- нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении Христа.

1.16. Православие в России(2 час.)

Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья- христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения Константинополе (Царьград), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры.

Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после Её крещения и развитие православной культуры.

1.17. Православный храм и другие святыни. (2 час.)

Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водружённым крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции.

1.18. Таинства Православной Церкви

Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства.

1.19. Древнейшие чудотворные иконы

Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный – первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец - святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

1.20. Молитва.

Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.

1.21. Православные монастыри

Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троице-Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Павнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский – основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.

1.22. Почитание святых в православной культуре

Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы; святые мученики и великомученики; святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, святые апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, Святитель Николай Чудотворец Мирликийский.

1.23. Символический язык православной культуры: храм

Символичность православной культуры. Символ – условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то важного понятия. Крест – главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.

1.24. Икона, фреска, картин

Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб - символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска - живопись водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов.

1.25. Колокольные звоны и церковное пение

Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV-XVI вв. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый Собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.

1.26. Прикладное искусство

Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни – символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, Потир.

1.27. Православные праздники

Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники, двунадесятые как главные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня - самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня

1.28. Православный календарь

Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковнойжизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники

1.29. Христианская семья и её ценности

Понятие о православной семье как малой Церкви. Скрепление супружества Таинством Брака (Венчания). Преподобные Пётр и Феврония – образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля – День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...