Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правительство (Совет министров) Франции.




Особенности конституционного права Франции

Особенностью Конституции Франции 1958 г. является то, что нынешняя конституция состоит из 3 частей, принятых в разное время - собственно Конституции 1958 г., Преамбулы к Конституции 1946 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

Конституция 1958 г. регулирует только вопросы организации государственной власти (устройство государства, структуру, порядок формирования государственных органов). Права и свободы человека и гражданина урегулированы не в тексте Конституции, а в двух других, во многом исторических документах - Преамбуле к Конституции 1946 г. и Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

Необходимо отметить, что Преамбула 1946 г. не является одновременно преамбулой к Конституции 1958 г. - она помещена после конституционного текста, а Конституция 1958 г. имеет собственную преамбулу, причем весьма специфическую. Специфика заключается в том, что она имеет нормативный характер, хотя обычно преамбула конституций не содержат норм права, играя, скорее политическую роль.

Статья 1 является ключевой и включена прямо в преамбулу. Она характеризует Францию в целом и гласит: "Франция является неделимой, светской, социальной и демократической республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания".

Изменения и дополнения могут быть внесены в Конституцию двумя способами:

· либо приняты в каждой палате Парламента абсолютным большинством голосов от числа членов каждой палаты с последующим одобрением на референдуме;

· либо приняты Конгрессом большинством в 3/5 голосов об общего числа членов Конгресса (без референдума).

Предметом пересмотра не могут быть:

- территориальная целостность Франции,

- демократический режим,

- республиканская форма правления.

Центральной фигурой в системе органов государственной власти Франции является глава государства - Президент.

Президент Францииизбирается:

o  непосредственно французским народом;

o  по 2-туровой системе абсолютного большинства (то есть для избрания необходимо более 50 % голосов участвующих в голосовании; если никто из кандидатов не набирает данного количества, то через 2 недели проводится второй тур, где участвуют 2 кандидата, набравших наибольшее количество голосов по результатам 1-го тура);

o  на 5-летний срок;

o  с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем.

В случае смерти или отставки Президента проводятся новые выборы.

Основными полномочиями Президента Франции являются:

· самостоятельное назначение премьер-министра и по представлению премьер-министра - министров;

· освобождение от должности премьер-министра и министров;

· промульгация законов;

· право законодательной инициативы;

· назначение всех высших должностных лиц в стране;

· осуществление функций верховного главнокомандующего;

· назначение руководящего состава вооруженных сил;

· назначение дипломатических представителей за рубежом;

· право роспуска "нижней" палаты Парламента;

· принятие любых мер в случае, если республике, ее общественному строю угрожает опасность.

Последнее полномочие вызывает особые нарекания у противников президентской власти, т.к. они видят в этом конституционную возможность в любой чрезвычайной ситуации ввести личную диктатуру.

Парламент Франции

Парламент Францииимеет двухпалатную структуру и состоит из Национального собрания и Сената.

Национальное собрание состоит из 577 депутатов, избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах. Для избрания кандидату необходимо набрать более 50% голосов избирателей, участвующих в голосовании.

Если в 1-м туре никто не избран, то через 2 недели назначается второй тур, в котором участвуют все кандидаты, набравшие в 1-м туре более 12,5 % голосов от числа зарегистрированных избирателей. Избранным считается тот их них, кто наберет больше голосов. Если в 1-м туре 12,5 % голосов набрал только 1 кандидат либо никто, то во второй тур выходят 2 лучших кандидата по результатам первого тура.

Сенат («верхняя палата») состоит из 305 сенаторов, избираемых путем непрямых выборов (коллегий выборщиков) от департаментов на 9-летний срок, при этом обновляется треть сенаторов каждые 3 года.

В среднем от департамента избирается 3-5 сенаторов. Специально для выборов сенаторов в департаменте формируется коллегия выборщиков численностью примерно 1000 человек, в состав которой входят:

· все депутаты национального собрания, избранные от департамента (5-7 депутатов);

· депутаты представительного органа департамента (30-50);

· представители, выдвинутые коммунами - муниципальными единицами самого нижнего уровня, - около 1000 (примерно по 10-15 делегатов от каждой коммуны).

В связи с тем, что представители от коммун явно превосходят по численности все другие категории выборщиков, можно считать, что французских сенаторов фактически избирают представители коммун.

Для того чтобы быть избранным депутатом Национального собрания (на 5 лет путем прямых мажоритарных выборов), или членом Сената необходимо обладать избирательным правом и достичь возраста:

· 23 лет - для депутата;

· 35 лет - для сенатора.

Для принятия Конституции, внесения в нее изменений, принятия конституционных законов обе палаты Парламента заседают вместе как единый орган (то есть как одна палата из 882 парламентариев), который именуется Конгрессом. Во всех иных случаях палаты заседают раздельно и именуются Парламентом.

Французский Парламент имеет две отличительные особенности:

· Абсолютно ограниченные полномочия (это значит, что Парламент Франции имеет только те полномочия, которые прямо указаны в Конституции 1958 г., никаких других полномочий Парламент иметь не может;

· "Слабую" верхнюю палату, т.к. ключевую роль в деятельности французского Парламента играет именно Национальное собрание.

Правительство (Совет министров) Франции.

Помимо Президента исполнительную власть в стране осуществляет Правительство . С одной стороны, Правительство ответственно перед Президентом, который лично назначает премьер-министра и министров и освобождает их от должности, с другой стороны, Правительство ответственно перед "нижней" палатой Парламента - Национальным собранием.

Президент хотя и самостоятельно назначает Правительство, должен считаться с расстановкой сил в Парламенте (по результатам парламентских выборов), иначе Правительство будет неустойчивым и в скором будущем получит вотум недоверия. Национальное собрание имеет право выразить вотум недоверия Правительству.

По сложившемуся конституционному обычаю Президент назначает премьер-министром лидера партии, победившей на парламентских выборах (либо ее представителя), и формирует Правительство из представителей этой партии.

Несколько раз это приводило к сосуществованию "разноцветных" Президента и Правительства, когда Президент принадлежал к одной партии, а Правительство - к идеологически противоположной. В новейшей истории Франции такая ситуация имела место трижды:

· в 1986-1988 гг., когда при "левом" Президенте Ф. Миттеране действовало "правое" Правительство Ж. Ширака;

· в 1993-1995 гг., вновь при "левом" Миттеране - "правое" Правительство Э. Балладюра;

· с 1997 г. уже при "правом" Президенте Ж. Шираке работает "левое" Правительство во главе с социалистом Л. Жоспеном.

Несмотря на возникающие трудности, такое "сосуществование" имеет и свои плюсы - соблюдается баланс интересов различных сил общества.

Двойная ответственность Правительства, возможность сосуществования "разнополюсных" Президента и Правительства позволяют говорить о Франции как о смешанной, президентско-парламентской республике.

Судебная система Франции

Она включает две ветви - суды общей юрисдикции и административные суды.

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

· трибуналы малой инстанции (имеются в департаментах); рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;

· трибуналы большой инстанции, рассматривают гражданские и уголовные дела средней сложности;

· апелляционные суды;

· суды ассизов - выполняют роль суда присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает 5 лет лишения свободы; состоят из 3 профессиональных судей и 9 ассизов - грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;

· специальные суды (коммерческие, трудовые)

· кассационный суд - возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Административные суды:

· региональные административные суды (низовое звено);

· административные апелляционные суды;

· государственный совет (высшее звено).

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов во Франции существует два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками. Это - Суд правосудия (судит министров) и Высокий Суд правосудия - рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против Президента.

Особенностью Франции является отсутствие специализированного конституционного суда. Функции конституционного суда (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный орган - Конституционный Совет, в который входят:

· бывшие Президенты республики (являются пожизненными членами по праву);

· 9 назначаемых членов, 3 из которых назначает Президент (из их числа обычно утверждается председатель Конституционного совета);

· председатель Национального собрания;

· председатель Сената.

Срок полномочий членов Конституционного совета (кроме пожизненных) 9 лет без права повторного переизбрания. Каждые три года Конституционный Совет обновляется на 1/3.

Помимо Конституционного Совета, осуществляющего контроль за актами законодательной власти, контроль за конституционностью актов исполнительной власти осуществляет другой орган - Государственный Совет, одновременно возглавляющий систему административной юстиции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...