Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ




 

В настоящее время стало вполне ясно, что будущее однознач­но за распределенными технологиями обработки информации и за их раздельной централизованной и децентрализованной конечным пользователем ИС, но он может их также создавать, развивать и целенаправленно, эффективно использовать на сво­ем рабочем месте.

Эти важные свойства каждого работника предприятия явля­ются его ресурсом в области создания, развития, использования и эксплуатации ИС и составляют часть кадрового ресурса пред­приятия. Предприятию, во-первых, необходимо приложить уси­лия и затратить средства для приобретения работником началь­ных знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность);

во-вторых, в соответствии с избранным профилем его деятель­ности необходимо интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и функциях информационного менеджмента.

Поскольку спрос на квалифицированных работников со зна­нием экономической информатики в нашей стране еще в течение ряда лет вполне очевидно будет превышать предложение, необ­ходимо в рамках стратегического менеджмента создавать пред­посылки для формирования на предприятии обстановки привле­кательности роста квалификации работников в сфере обработки информации и планировать этот рост; следует учитывать и ис­пользовать также возможные переходы (переводы) работника из одного подразделения в другое.

Стратегическое требование сохранения и развития квали­фикационного потенциала у каждого из сотрудников предпри­ятия должно преобразоваться в форму соответствующих про­грамм обучения персонала. При этом естественно ориентиро­ваться на планируемые предприятием инновационные проек­ты и использовать программы обучения персонала для их освоения. Наряду с программами повышения квалификации общего характера, которые работники могут посещать добро­вольно, требуются также специальные программы планового обучения для освоения определенных ИТ и применения мето­дов обработки информации в прикладных областях, для конк­ретного применения ИС, предназначенных для определенных групп работников в обязательном порядке. В рамках такого «менеджмента развития» могут применяться также системы оценки, в которых обучение дополняется контролем в той или иной форме.

Еще раз следует подчеркнуть, что все планируемые мероприя­тия по обучению предназначены не только для работников под разделении обработки информации, а вообще для всех работай ков предприятия; поэтому они должны быть включены в «менеджмент развития» всего предприятия.

 

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Затрачиваемые на информационные системы, как правило, весьма значительные капиталовложения (капитал), в особенности на дорогостоящие ИС высокой эффективности, ориентирован­ные на обеспечение предприятию успешной конкуренции на рынке, всегда вызывают острые вопросы. Такие ИС - неотъемлемая составная часть оснащения предприятия (например, при внедрении или проникновении предприятия на какой-либо региональ­ный рынок), и расходы на них оправдывают себя только в рам­ках общей стратегии предприятия из-за значительного объема затрачиваемых на них капиталовложений. Часто привлекаются и Другие критерии для оценки целесообразности капиталовложе­нии (например, типовые решения, принятые в данной отрасли или имеющиеся в распоряжении предприятия для создания и раз вития ИС Другие производственные ресурсы). При этом играет

роль и оценка эффективности создаваемых ИС. Например, экономической эффективности.

Во многих случаях к стратегическим задачам информаци­онного менеджмента, в этом направлении принадлежит также

осуществление выбора между различными формами вложения

капитала в ИС - между приобретением ИС, их арендой или

оплатой на основе лизингового соглашения. Это обусловлено прежде всего тем, что развился настолько оживленный рынок некоторых СИ (как Hardware, так и Software), что стали возможными различные формы расчетов по весьма широкому спектру изделий и услуг. Производители СИ идут на смягче­ние условии оплаты их продукции с целью укрепления связей с потребителями.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Вместе с повышением стратегического значения сферы обра­ботки информации на самых разных предприятиях все большую роль играет требование комплексной защищенности ИС как таковой и созданных на ее основе информационных ресурсов. Это качество системы следует обеспечивать на всех этапах процесса обработки информации. Наиболее широко известная и понятная проблема обеспечения защищенности данных (против потери или порчи), а также требование правовой охраны данных (зашита чьих-то персональных данных от несанкционированного дос­тупа) являются уже классическими требованиями к любой ИС. Информационные системы должны быть защищены и от тех­нических отказов, и от технологических нарушений при эксплуатации.

Непривычным пока является использование ИС в «динамике соперничества» : при разработке следует так строить информа­ционную систему, чтобы у предприятия на возможно более дол­гое время возникало существенное опережение по отношению к тем конкурентам, которые могут стремиться повторить его сис­тему, что всегда определит дефицит возможностей у «преследо­вателя».

Защита предприятия от катастроф или аварий при эксплуата­ции ИС сегодня является необходимым условием защищеннос­ти. Это может быть собственная страховка (например, строитель­ство запасного ВЦ) или использование специального плана за­щитных мероприятий, которые при необходимости обеспечива­ют доступ к постороннему ВЦ.

Мероприятия по защите данных на многих предприятиях. конечно, уже детально разработаны и хорошо знакомы работни­кам, отвечающим за их выполнение. Однако еще не на всех пред­приятиях и не всем работникам хорошо понятны задачи обеспе­чения комплексной защищенности ИС и фирмы в целом. Кроме того, в составе задач оперативного информационного менедж­мента этого профиля будет и текущий анализ состояния (напри­мер, опережения) конкурентов.

На основе таких данных и имеющегося опыта соответствую­щему персоналу следует постоянно упражняться в мероприятиях по опережению конкурента и в преодолении кризисных ситуа­ций, которые должны специально создаваться и моделироваться службой ИМ, чтобы в ответственный момент персонал мог ока­заться на высоте.

В заключение необходимо отметить, что защита системы не может быть идеальной и не должна строиться как абсолютная. Это потребовало бы существенного увеличения затрат как на ее создание, так и на ее эксплуатацию; защита должна строиться рационально, т.е. с оптимальными по некоторому критерию ха­рактеристиками, что в каждом случае составляет предмет само­стоятельного исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...