Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные проблемы биомедицинской этики
Во второй половине ХХ в. появились биоэтика, валеология – комплексные дисциплины, находящиеся на стыке философии, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Они явились своеобразной реакцией на новые проблемы здоровья человека, его жизни и смерти (пересадка органов и тканей, генная инженерия, экстракорпоральное оплодотворение). Валеология, например, большое внимание уделяет проблеме здоровья как ценности человеческой жизни, как научной проблеме, решение которой зависит во многом от культуры и образа жизни человека. Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и по отношению к собственному телесному и духовному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества. В настоящее время биоэтика охватывает такие сферы, как этические проблемы эвтаназии, аборта, суицида, пересадок органов, включая мозг, новые технологии деторождения (включая суррогатную беременность), генной инженерии, половой самоидентификации человека, отношения к психическому здоровью. Эти проблемы решаются на основе существующих морально– этических подходов в рамках мировых и национальных религий, гуманистической этики свободомыслия, а также различных правовых систем. Особое внимание в последние годы привлекает эвтаназия (дословно «счастливая смерть») как новое явление в жизни общества, требующее глубокого философского размышления. Термин появился еще во времена Ф. Бэкона, который предложил так называть легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. В основе этого явления лежат права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится и к самоубийству. Решая вопрос о законности и моральной обоснованности эвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчать участь страждущего. В современном мире эвтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, а в других странах, в том числе и в России, она запрещена. Однако проблема существует, и в ряде стран изобретены даже устройства для безболезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В истории философской мысли было немало высказываний относительно права человека принять такое решение. Так, Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит, настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становятся традицией «поминки при жизни», когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближение смерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируют хосписы – больницы для безнадежных больных, где можно умереть. Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал З. Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное право не только жить каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей современности является то, что гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.
Тесты по теме 9
Бытие человека Выбрать правильный ответ
1. Человек – существо (марксизм): А. Биологическое Б. Социальное В. Биосоциальное 2 . Здоровье человека – результат, прежде всего: А. Развития медицины Б. Климата В. Способности организма адаптироваться к окружающей среде 3 . Человек – это саморазвивающаяся, биосоциальная, психофизиологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его рост и развитие. Это положение: А. Средневековья Б. Нового времени В. ХХ в. 4 . К биологическим параметрам человека относится: А. Его культура (ценности, нормы) Б. Продолжительность жизни В. Вера 5 . К социальным параметрам человека относится: А. Раса Б. Пол В. Личность
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Выбрать правильный ответ
7. «Человек – разумная машина». Это идея этики: А. Античности Б. Средневековья В. Нового времени
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__
Выбрать правильный ответ
9. Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным: А. Это согласуется с теорией Дарвина Б. Это противоречит теории Дарвина 10 . Между человеком и животным миром различие в том, что человек – творение Бога: А. Это согласуется с теорией Дарвина Б. Это противоречит теории Дарвина 11 . Труд и общественный характер жизни создали человека: А. Марксизм Б. Религия В. Космическое происхождение жизни 12 . Соблюдение нравственных норм (медицина ХХ в., валеология): А. Благое пожелание общества Б. Условия здоровья и выживания (спасения человека, его души) В. Лицемерие «слабых людей» 13 . Распространенные сегодня заболевания (язва желудка, сердечнососудистые, диабет) – это результат, прежде всего: А. С способности организма человека адаптироваться к стрессам, современной цивилизации Б. Отставания медицины В. Наследственности 14. Психика человека зависит от соотношения сознания, инстинктов и культуры («Я», «Оно», «Сверх-Я»), – утверждал: А. Фрейд Б. Павлов В. Ламброзо 15 . Создатель иерархической теории человеческих потребностей: А. Маслоу Б. Адлер В. Сеченов 16 . Пренатальный период в процессе формирования психики – это: А. Внутриутробное развитие плода Б. Социализация в семье В. Социализация в кругу сверстников 17 . Маугли, выросший в волчьей стае, мог стать нормальным, психически здоровым человеком: А. Да Б. Нет В. Таких случаев не наблюдалось 18 . Психические черты генетически обусловлены и физически выражены, в частности у преступников, – утверждал: А. Ламброзо Б. Фрейд В. Павлов 19 . Создатель теории зависимости психического здоровья от удовлетворения человеческих потребностей: А. Маслоу Б. Фрейд В. Мечников 20 . Любая патология в своей клинике требует практиковать психодиагностику и другие методы психотерапии, так как: А. Заболевания тела сопровождаются психическими отклонениями Б. В целях профилактики и уточнения диагноза В. Это соответствует традициям 21 . Набор определенного генотипа, выраженный в анатомических и физиологических признаках: А. Раса Б. Национальность В. Вера 22. Все формы духовной жизни и сознательной организации людей выросли из нужд материального производства, для удовлетворения биологических потребностей: А. Марксизм Б. Идеализм В. Религия 23 . Религия сформировалась на основе потребности в вере и обрядности и обеспечила выживание рода: А. Материализм Б. Метафизика В. Идеализм 24 . «Человек – это животное, способное трудиться» (Ф. Франклин): А. Материализм Б. Религия В. Идеализм 25 . Социальная сущность человека выражается понятием: А. Индивид Б. Индивидуальность В. Личность 26 . В основе личности лежат: А. Автономия и ответственность Б. Социальная среда В. Семейные традиции 27 . Человек – высшая ценность; личность развивается на основе собственной деятельности, автономии; самоопределение и ответственность за свои поступки: А. Гедонизм Б. Гуманизм В. Стоицизм 28 . Самый большой грех в христианской морали: А. Гордыня Б. Убийство В. Воровство 29 . Высшая добродетель в христианской морали: А. Доброжелательность Б. Благотворительность В. Смирение
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__
Вопросы для обсуждения
1. Предмет философии антропологии. 2. Сущность и природа человека. 3. Происхождение человека. 4. Биологическое и социальное в человеке. 5. Понятие индивида, индивидуальности, личности. 6. Проблемы свободы личности. 7. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.
Темы рефератов и докладов
1. Специфика понимания личности в разных типах культур. 2. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий. 3. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации. 4. Идеи космизма в мировой и отечественной философской мысли. 5. Новые проблемы жизни и смерти в конце ХХ в. и пути их решения. 6. Здоровый образ жизни. 7. Культурные, социальные и правовые формы защиты здоровья. 8. Биоэтика: предмет и проблемы. 9. Валеология – наука о здоровье, основные проблемы. Объясните понятия: антропология, антропосоциогенез, альтруизм, расизм, индивид, индивидуальность, личность, соматика, подсознательное, интеракционизм, социализация.
Тема 10 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |