Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расчет времени рейса морского транспортного судна




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ФЛОТА

Методические указания

 для проведения практических занятий

 

 

Специальность 7.050201 «Менеджмент организаций»

 

Одесса 2009

           Методические указания разработаны доктором экономических наук, профессором Примачевым Николаем Тимофеевичем, кандидатом экономических наук Москвиченко Ириной Михайловной – доцентом кафедры «Менеджмент и маркетинг» Одесского национального морского университета и Стадник Викторией Григорьевной – ассистентом этой же кафедры.

 

       Методические указания одобрены кафедрой «Менеджмент и маркетинг» ОНМУ (протокол № 14) от 30 марта 2009 г.

 

 

       Рецензент проф. Постан М.Я.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..3

Практическое занятие № 1 Эксплуатационно-технические показатели работы флота…3

Практическое занятие № 2 Расчет времени рейса морского транспортного  судна…….6    

Практическое занятие № 3 Определение параметров, характеризующих судоходную

линию.............................................................................................. ………………………….8

Практическое занятие № 4 Расчет провозной способности судна ……………………….10

Практическое занятие № 5 Определение финансово-экономических показателей

работы судна в каботаже............................................................... ………………………….12

Практическое занятие № 6 Расчет финансово-экономических  работы

судна в загранплавании................................................................ ………………………….13

Практическое занятие № 7 Составление схем движения судов…………………………..15

Практическое занятие № 8 Распределение транспортных ресурсов судоходной

компании по заданным направлениям........................................ ………………………….19

Практическое занятие № 9 Оптимизация тоннажа и скорости линейных судов…………………………………………………………………………………………..21

Практическое занятие № 10 Расчет показателей контейнерных перевозок……………...22

Практическое занятие № 11 Планирование потребности в контейнерах……………… 25

 

ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ………………………….28

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Изучение дисциплины «Организация и планирование работы флота» предусматривает выполнение большого объема практических занятий, цель которых заключается в закреплении пройденного теоретического материала и развитии навыков применения полученных знаний для выполнения расчетов и исследований прикладного характера.

Методические указания по выполнению практических занятий включают задачи, охватывающие основные проблемы, которые возникают в области организации работы флота в современных условиях.

Для выполнения заданий студентам следует изучить соответствующие разделы дисциплины по конспекту лекций и рекомендованной литературе и выбрать исходные данные из выданных таблиц и приложений согласно номеру своего варианта.

 

Практическое занятие №1

Эксплуатационно-технические показатели работы флота

 

Для планирования, анализа и оценки работы морского флота используется система показателей, которые в общем виде могут быть разделены на количественные и качественные.

Количественные показатели характеризуют количественную сторону технологических процессов, т.е. показывают необходимые при планировании затраты времени работы технических средств флота. К количественным показателям работы морского флота относятся абсолютные величины – размеры тоннажа, затраты времени, объемы перевозок.

Качественные показатели характеризуют качество технологических процессов и показывают: при анализе – как использовались технические средства, денежные, материальные, трудовые ресурсы; при планировании – как должны быть использованы технические средства, сколько нужно затратить денежных, материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, чтобы получить максимально возможный производственный и экономический эффект. Качественные показатели использования флота – это относительные величины, получаемые отношением различных количественных показателей.

Количественные и качественные показатели работы судна, флота судоходной компании и всего флота национального морского судоходства исчисляются за различные периоды времени, чаще всего за месяц, квартал и год, а для судов они также рассчитываются по отдельным рейсам.

В общем виде на транспорте все количественные и качественные показатели подразделяются на эксплуатационно-технические, характеризующие количество и качество технических средств и их использование, и финансово-экономические, характеризующие финансовые и экономические результаты работы технических средств.

Эксплуатационно-технические показатели работы флота (количественные и качественные) можно сгруппировать следующим образом:

1. Показатели количества и состава флота.

2. Показатели перевозок и грузооборота.

3. Показатели технической работы и производственной мощности судна и флота.

4. Показатели провозной способности флота.

5. Показатели бюджета времени работы флота.

6. Показатели реализации технической скорости судна и флота.

7. Показатели использования грузоподъемности и грузовместимости судна и флота.

8. Результативные показатели технической производительности судна и флота.

9. Показатели интенсивности обработки судов в морских портах.

 

Таблица1.1

Количественные показатели

Наименование показателей Условное обозначение Единица измерения
1. Показатели количества флота Количество работающих судов Грузоподъемность судов физическая взвешенная Пассажировместимость судов     Единица   Тонна г/п-ти - // - пассажиро-место
2. Показатели перевозок и грузооборота Количество перевезенных грузов Количество перевезенных пассажиров Количество пройденных миль (дальность пробега тоннажа) Грузооборот (количество сделанных тонно-миль) Пассажирооборот (количество сделанных пассажиро-миль)     Тонна груза Пассажир   Миля Тонно-миля Пассажиро-миля
3. Показатели технической работы и производственной мощности судна и флота Тоннаже-мили Тоннаже-рейсы       Тоннаже-миля Тоннаже-рейс
4. Показатели провозной способности флота Тонно-мили Тонны     Тонно-миля Тонна
5. Показатели бюджета времени судна и флота Тоннаже-сутки в эксплуатации:  в т.ч. тнж-сутки ходовые  тнж-сутки стояночные: из них под грузовыми операциями вне грузовых операций: в т.ч. производственные стоянки стоянки по мет.причинам непроизводительные простои Судо-сутки в эксплуатации: в т.ч. судо-сутки ходовые судо-сутки стояночные: из них под грузовыми операциями вне грузовых операций: в т.ч. производственные стоянки стоянки по мет.причинам непроизводительные простои     Тоннаже-сутки -//- -//- -//- -//- -//- -//- -//- судо-сутки -//- -//- -//- -//- -//- -//- -//-

 

 

Этим перечнем не ограничиваются все количественные показатели, исопльзуемые на МТ. Так, нередко при учете по законченным рейсам время пребывания судов в эксплуатации подразделяют дополнительно на задержки в пути, маневры и швартовки; производственные стоянки подразделяют: на стоянки судов в пределах расписания, оформление грузовых документов, подготовку трюмов к приему груза, маневровые работы в порту, простои из-за отсутствия трехсменной работы, перерывы на обед, таможенные формальности и досмотры, бункеровка и т.п.

Из указанных выше количественных показателей выводятся следующие качественные показатели

 

 

Таблица 1.2

Качественные показатели

Наименование показателей Условное обозначение Единица измерения
1 2 3
1. Показатели состава флота Средняя г/п-ть работавшего судна Средняя суточная техническая скорость флота     Тонна г/п-ти Мили/сутки
2. Показатели перевозок и грузооборота Средняя дальность перевозки груза Средняя дальность перевозки пассажиров Коэффициент сменности груза Коэффициент неравномерности перевозок по времени Коэффициент неравномерности перевозок по направлению Средневзвешенная длина рейса судна     Миля -//- – – – миля
3. Показатели технической работы и производственной мощности судна и флота Коэффициент балластных пробегов Количество затраченных тнж-миль на сделанную т-милю   Коэффициент использования производственной мощности судна       % тнж-мили на 1 т-милю –
4. Показатели использования бюджета времени судна и флота Средняя продолжительность эксплуатационного периода Коэффициент использования календарного периода Коэффициент ходового времени Коэффициент стояночного времени       Сутки – – –
5. Показатели реализации технической скорости хода судна и флота Средняя суточная эксплуатационная скорость судна (флота) Коммерческая скорость доставки грузов       Мили/сутки   Мили/час
6. Показатели использования грузоподъемности и грузовместимости судна и флота Коэффициент загрузки судна Коэффициент использования г/п-ти судна и флота Коэффициент использования грузовместимости       – – –
7. Результативные показатели технической производительности судна и флота Производительность 1 т г/п-ти в сутки (количество т/миль на тонну г/п-ти в сутки) Количество т/миль на тонну г/п-ти за эксплуатационный период       Т-мили/тнж-сутки Т-мили на 1 т г/п-ти за экспл. период

Продолжение таблицы 1.2

1 2 3
8. Показатели интенсивности обработки судов в портах Средняя судо-суточная норма грузовых работ (валовая норма) Средняя судо-суточная техническая грузовая норма (чистая) Коэффициент приближения валовых норм к чистым     Тонна груза / судо-сутки -//-   %

 

Отметим, что статистика на МТ содержит не все из перечисленных выше качественных показателей. но все они используются при анализе перевозок и работы флота.

 

 

Практическое занятие № 2

Расчет времени рейса морского транспортного судна

Определить продолжительность времени рейса судна tp на основе выбранных исходных данных. Рассчитать коэффициенты ходового и стояночного времени судна, сделать выводы.

Продолжительность рейса судна складывается из ходового времени tx и стояночного времени , следовательно:

 

                                                                     (1)

 

Ходовое время рейса:

 

                                                              (2)

 

где  - чистое ходовое время, определяется по формуле

 

,                                                              (3)

 

 

где L - расстояние, пройденное судном (определяется по таблице морских расстояний), мили;

 - техническая скорость, определяется по ТЭХ судна, узл;

 - время прохождения магистральных каналов, рассчитывается как:

 

,                                                                  (4)

 

 

где - протяженность магистральных каналов, мили;

    - скорость судна при прохождении магистральных каналов, узл.;

 

 - ходовое вспомогательное время:

 

 ,                                         (5)

 

Где  - время лоцманской проводки, час.;

 - время маневрирования, выполнения швартовных операций, час;

- время прочих задержек в пути, кроме времени стоянок в портах захода, час.

 

Стояночное время рейса:

 

,                                                    (6)

 

где  -время выполнения грузовых работ:

 

,                                                          (7)

 

 

где   - суммарное количество груза погруженною или выгруженного в порту, т;

 - средняя норма грузовых работ, т/сутки:

 

,                                           (8)

 

где  и  - соответственно валовые нормы погрузки и выгрузки, обусловливаются обычаями портов, т/сутки;

 

- время нахождения судна в портах погрузки-выгрузки вне грузовых операций:

 

                                ,                                                  (9)

 

где - время производственных стоянок в портах (оформление грузовых документов, подготовка к приему-сдаче груза, таможенные формальности и досмотры, бункеровка и т.п.), час;

 - время стоянок в портах по метеорологическим причинам, час;

 - время непроизводительных простоев в портах, час.

 Если рейс круговой, соответствующие показатели следует умножить на два.

 

 Коэффициент ходового времени  определяется по формуле:

 

 Коэффициент стояночного времени  можно рассчитать как 1-  или как отношение стояночного времени к общему времени рейса.

 

 

Исходные данные для решения задачи:

Таблица 2.1

Порт отправления Одесса
Порт прибытия Генуя
Скорость судна, vm  
узлов 18

Продолжение таблицы 2.1

Время лоцманской проводки, tлоц, час.

 
1,0

Время прочих задержек в пути

tnpoч, час.

 
 
4,0
Количество груза,  
погруженного (выгруженного) в  
порту, , т 23000
Валовая норма  
погрузки, Мn,  
т/сутки 2500
Валовая норма  
выгрузки, Мв,  
т/сутки 3000
Время производственных стоянок в портах, tпр, час. 8,0
Время стоянок по метеорологическим причинам, tмет, час. 3,5
Время непроизводитель­ных простоев в портах, tн.пр., час. 6,0

 

      Примечание: время лоцманской проводки указано для одного порта; время выполнения маневров в одном порту tман  принять равным 0,5 час.

 

Практическое занятие № 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...