Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б)          Орфография как раздел языкознания в курс начальной школы.




Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.

А)

Положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т.п.)называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые.

Сильная позиция — это позиция, в которой данный звук  отличается  от всех других звуков.

Слабая позиция — это позиция неразличения звуков.

Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

Сильная позиция — позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие. В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков. Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся. Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается.

        В русском языке 36 согласных звуков. Согласные звуки русского языка — это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума. В первом случае образуются звонкие согласные, во втором — глухие.

       Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости. Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч'], [щ] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [й].

      Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [й'], [ч'], [щ].

Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной.Для согласного звука - это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми. При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить — [патшыт']; глухой перед звонким становится звонким: просьба — [проз'ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб — [дуп]; звук не произносится: праздник — [праз'н'ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть — [влас'т'].

         Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]) и [в](это сильныепозиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой - злой, твоих —двоих.

Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание ([з]).

Сильные позиции по твёрдости/мягкости — на конце слова (удар — ударь),

перед гласными (нос — нёс), перед твёрдыми согласными (изба — резьба).

Слабая позиция — перед мягким согласным: встаньте,(о) музыканте ([н'].

 

Орфография – это раздел языкознания, рассматривающий нормы правописания в русском языке. Основными орфографическими единицами являются орфограммы.

Орфограмма - это ситуация, в которой применяется правило орфографии по написанию буквы или последовательности нескольких букв с целью отражение некоторой последовательности звуков для определенной морфологической ситуации.
   Орфограмма происходит от греческих слов  orthós—правильный и  grámma — письмо.
Орфограмма включает в себя следующие компоненты:
1) варианты правильного написание (буква, последовательность букв)
2) ситуация, которая характеризует орфограмму.

Орфограммой  называется  «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».





Б)          Орфография как раздел языкознания в курс начальной школы.

Орфография в начальной школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Изучается раздел в начальной школе с 1-го (пропедевтического) по 4-й класс. Материал по орфографии зачастую не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него. Орфография в начальной школе связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Важнейшие темы по орфографии следующие: правописание безударныхгласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласныхзвонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; в некоторых программах - чередование гласных в корне слова; употребление заглавныхбукв; перенос слов; слитно-раздельное и дефисное написание и прочее. Принципы русской орфографии программой не предусмотрены, но они лежат в основе методики обучения правописанию: свойства русской орфографии определяют выбор методов и приемов обучения.

В обобщенном виде это определение орфографии можно представить как раздел языкознания, отвечающий за правописание.

Ведущим понятием в орфографии является орфограмма.

Термин «орфограмма» вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебниках 4 класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: «В скобках бывают буквы, выбор которых определяется правилом. Например, букву о в слове вода мы пишем по правилу о безударных гласных. Такие буквы называют орфограммами». (Русский язык: Учебник для 4 класса. – 1985.)

В данном определении обращает на себя внимание то, что содержание орфограммы раскрывается через правило. Возникает проблема: пока не изучено правило, ученик не может обнаружить орфограмму. Между тем умение находить орфограммы и писать, руководствуясь правилом, не одно и то же.

Кроме этого, в русском письме есть орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами и не связанные со звучанием: прописная буква, слитное и раздельное написание, правила переноса и сокращений. Однако признак незаданности произношением свойствен всем без исключения орфограмм (например, прописную или строчную букву по звучанию тоже не установишь).

Таким образом, можно сделать вывод:

Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и др. письменный знаки), которое не устанавливается на слух.

Типы орфограмм:

1. Связанные с обозначением звуков (фонем) буквами:

1.  Орфограммы слабых позиций:

А) Безударные гласные в корне,  в окончании,  в приставках,  в суффиксах.

Б) Сомнительные согласные (парные).

В) Удвоенная согласная.

Г) Непроизносимые согласные.

2.  Орфограммы в сильных позициях:

- Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, вст, здн и др.

- Разделительный Ь и  разделительный Ъ знаки

- Мышь-камыш (наличие Ь знака после шипящих у им. сущ. женского рода)

- Ь как показатель мягкости (спать, конь, банька)

- Мягкий знак в глаголах  (жечь, улыбаться, думаешь)

- О-Е после букв шипящих звуков  на конце наречий

- О-А на конце наречий (если приставки  из, до, с, то суффикс  а, если приставки в, на, за  то суффикс о). При определении суффикса можно подставлять существительное ОКНО и смотреть не его ударное окончание -а  или - о.

- Соединительные   О-Е в сложных словах (ледоход, вездеход)

- цирк, но птицы; написание гласных О или  Е после шипящих.

 

П. Не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем:

1. Прописная буква в начале предложения и именах собственных.

2. Слитное, раздельное и дефисное написание слов (предлог, союз, частица не).

3. Перенос слов.          

4. Сокращение слов или аббревиатуры ( БАМ, КИМ и

Орфографические умения:

1) ставить орфографические задачи (находить орфограммы). Орфографическая зоркость: умение слышать звучащие слова (фонематический звук) и знание признаков орфограмм.

2)  устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу (выбирать правило или тип орфограммы, если запоминаем словарное слово).

3)  применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи). Применить правило или вспомнить написание  словарного слова.

 4)  осуществлять орфографический самоконтроль.

Орфографические правила:

1) правило запрещение или правило разрешения (указание). Это правило не требует рассуждения и сложного действия или работы по алгоритму (жи-ши, ча-ща, чу-щу, правило переноса).

2) правило указания для выбора написания из двух предлагаемых. Необходимо рассуждение: опора на значение слова, либо на разбор слова (грамматический или фонетический анализ).

 3) правило  - результат наблюдения за языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер (правило написания однокоренных слов).

4)  грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают основу для орфографии.

5)правило предписание к выполнению действий. Оно не указывает конкретное  написание  слова (буквы) или его варианты, а только подсказывает применение проверки. Требует  применения алгоритма.

Три группы правил: одновариантные, двухвариантные, рекомендации.

Формирование орфографического навыка.

Виды орфографических упражнений:

1) Списывание (с пропуском и без пропусков орфограмм, выборочное по заданию, с творческими заданиями, контрольное списывание и др.).

2) Грамматико-орфографический разбор (ожёг и ожог, набок и на бок).

3) Лексико-орфографические упражнения (компания и кампания, Орёл и орел, пастель и постель).

4) Изложение (обучающее и контрольное).

5) Диктанты (обучающие: предупредительный, объяснительный, подготовительный, выборочный, с комментированием, свободный, творческий, с грамматическим заданием, словарный (двух видов); контрольный или проверочный и др.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...