Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности, её задачи.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Реферат по дисциплине: «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» на тему: «Понятие, сущность, назначение и правовые основы ОРД ОВД»
Выполнил: курсант 3 курса ФПД рядовой полиции З.Г.Раднаев
Проверил: зам. нач. кафедры, к.э.н., полковник полиции С.М. Сергеев
Иркутск 2015 Содержание Введение . . . . . . . . . . . 3 1. Понятие, сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности . 4 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности. . . . . 9 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности . . . 11 Заключение . . . . . . . . . . 13 Литература . . . . . . . . . . 14 Введение. Возникновение оперативно-розыскной деятельности было обусловлено социальной необходимостью борьбы с преступностью. При этом практическая оперативно-розыскная деятельность появилась несколько раньше следственной. Сущность оперативно-розыскной деятельности с самого начала связывалась с осуществлением обще уголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом, негласными методами. Поэтому становление и развитие оперативно-розыскной деятельности всегда объединялись со становлением и развитием уголовного сыска. Сегодня правовая регламентация оперативно-розыскной деятельности закреплена Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Признание теории оперативно-розыскной деятельности самостоятельной наукой позволяет включить ее в число наук, данные которых используются в криминалистике в непосредственном или преобразованном виде. Можно предположить, что по мере дальнейшей разработки этой теории все большее число ее положений будет использоваться при разработке новых технических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений. Во многом накопление соответствующей эмпирической информации и теоретических разработок по вопросам оперативно-розыскной деятельности, последующее формирование соответствующей теории оперативно-розыскной деятельности и ее обособление от теории криминалистики, а также успешная реализация основных положений теории оперативно-розыскной деятельности на практике и послужили признанию этой теории в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Понятие, сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности, её задачи. Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности,осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1] Анализ приведенного определения позволяет выделить следующие признаки, которые законодатель установил в качестве обязательных элементов конструкции ОРД: - осуществляется только государственными органами; - субъектный состав этих органов определяется Законом об ОРД; - круг субъектов, осуществляющих ОРД, может быть изменен только путем внесения соответствующих поправок в Закон об ОРД; - может осуществляться исключительно в целях, установленных Законом об ОРД (т.е. в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств); - осуществляется только оперативными подразделениями; - данный вид деятельности может осуществляться гласно и негласно; - осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Все эти признаки можно разделить на две основные группы: - объективные признаки определяются самой природой ОРД и являются необходимыми и достаточными для отграничения ее от всех остальных видов человеческой деятельности. По большому счету, в качестве такого критерия выступает механизм осуществления ОРД, а именно: ОРД может осуществляться исключительно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий; - субъективные признаки — все остальные признаки ОРД, содержащиеся в легитимном определении. Они зависят от воли законодателя и носят динамический характер.[2] Фактически субъективные признаки выступают в качестве искусственных границ, которые из огромного массива ОРД в ее объективном понимании (т.е. любой деятельности, осуществляемой посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий) выделяют отдельный достаточно узкий сегмент. Это достигается посредством ограничений, накладываемых законодателем на субъектный состав и целевые установки ОРД. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Два абсолютно разных определения и, соответственно, два различных вида деятельности. Единственное явное совпадение — и Закон об ОРД, и Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в качестве субъектов ОРД и контрразведывательной деятельности выделяют только государственные органы. Причем очерченный законодателем круг государственных органов, осуществляющих контрразведывательную деятельность, еще уже, чем круг субъектов ОРД. По-разному сформулированы и цели рассматриваемых видов деятельности. Однако более детальный анализ дает все основания говорить о единой объективной природе ОРД и контрразведывательной деятельности. А если быть более точным, то можно сделать вывод: контрразведывательная деятельность является искусственно ограниченным сегментом ОРД в широком смысле слова. Действительно, согласно приведенному определению контрразведывательная деятельность — деятельность, которая осуществляется посредством проведения контрразведывательных мероприятий. Те же самые оперативно-розыскные мероприятия, но с некоторыми специфическими особенностями, обусловленными их сферой применения. Но наличие специфических особенностей характерно и для оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях борьбы с общеуголовной преступностью, — тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии преступлений в сфере компьютерной информации и бытовых убийств имеет ничуть не меньше таких особенностей. Более того, Закон об ОРД в качестве одной из целей ОРД определяет добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2). Таким образом, наблюдается совпадение и одного из главных субъективных признаков оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.[3] Аналогичная ситуация обнаруживается и при сравнительном анализе оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. Достаточно сравнить цель ОРД, приведенную в предыдущем абзаце с целями органов внешней разведки: «добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц» (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»). Основная особенность разведывательной деятельности — это то, что в основном она осуществляется за пределами Российской Федерации. Однако в современном мире, в связи с появлением транснациональных организованных преступных сообществ, арена проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительной направленности также выносится за пределы границ отдельно взятого государства.[4] Задачи ОРД: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших. ОРД осуществляется организационными мерами: – обеспечение оперативно-тактической готовности к реагированию на сигнал; – организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, Которые участвуют; – осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативном учете. 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания + розыска без вести пропавших: – это система организации процессуальных оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение лиц, установление негативных факторов, способствующих их длительному пребыванию на нелегальной территории и укрывательству; 3) добывание информации о событиях или действиях, которые создают угрозу государству, военной, экономической или экологической безопасности РФ.[5]
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |