Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные особенности расселения населения России
Современная Россия — одна из самых слабозаселенных стран мира. Средняя плотность населения России составляет всего 8,5 чел./км2. При этом чрезвычайно высоки территориальные различия в плотности ее населения. На карте размещения населения России отчетливо прослеживается ареал более высокой плотности населения, занимающий почти всю европейскую часть страны (за исключением ее северной окраины), а за Уралом — протянувшийся на восток сравнительно узкой полосой вдоль Транссибирской магистрали (см. рис. 9). Эта зона сплошного заселения территории получила название «главной полосы расселения» (ГПР). Занимая 1/3 территории России, она сосредоточивает более 93% населения страны. Здесь находятся все российские города с населением более 500 тыс. жителей и все крупные городские агломерации. В пределах ГПР наблюдаются ареалы концентрации населения в крупных и крупнейших городах и их ближайшем окружении, формирующие локальные системы расселения (ЛСР). ЛСР представляют собой взаимосвязанные группы населенных мест, между которыми имеют место интенсивные маятниковые миграции населения с трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными целями. Ареал ЛСР зависит от: • густоты и состояния транспортной сети, объединяющей населенные пункты в единое целое; • времени, затрачиваемого на передвижение между населенными пунктами (оно в большинстве случаев не должно превышать 1,5 часа в одном направлении); • степени налаженности транспортных сообщений (в России с ее плохими автодорогами наиболее надежны транспортные связи в ЛСР, обеспечивающиеся пригородными электричками). Самые крупные ЛСР — Московская и Петербургская включают в свой состав обширные территории, ограниченные конечными пунктами пригородных электропоездов. Московская ЛСР охватывает практически всю территорию Московской области и насчитывает более 14 млн человек, в Петербургской ЛСР — более 5,5 млн жителей. За пределами ГПР расселение населения носит очаговый характер. Особенно слабо заселен Крайний Север и приравненные к нему районы. На этих обширных территориях, занимающих 2/3 территории России, проживает лишь 1/15 часть ее населения — менее 10 млн человек. Исключительно низка плотность сельского населения России. Лишь на 5% территории страны плотность сельского населения превышает 10 чел./км2. Даже в таких относительно благоприятных для сельскохозяйственного производства областях России, как Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская и Псковская, она не достигает этой величины. А как показывает международная практика стран с рыночной экономикой, при дисперсном расселении сельских жителей и их плотности менее 10 чел./км2 не окупаются затраты на строительство транспортных коммуникаций и их эксплуатацию — это одна из бед российской глубинки.
Отраслевая структура хозяйства России
Основное отличие отраслевой структуры хозяйства России от развитых стран — повышенный удельный вес производства товаров и существенно более низкая доля производства услуг. Так, в ВВП развитых постиндустриальных стран доля производства услуг значительно превышает 70%, а в России она лишь в последнее время достигла 55%. Приоритетное внимание на протяжении всего советского периода оказывалось развитию промышленности во главе с ВПК. САМОСТОЯТЕЛЬНО: http://info.minfin.ru/prom.php Http://info.minfin.ru/gdp.php И все же в целом переориентация хозяйства России на рыночный путь развития способствовала оздоровлению отраслевой структуры отечественной экономики. Главный показатель ее эволюции — существенный рост в ВВП доли услуг. Наиболее динамично развиваются в этом направлении торговля и кредитно-финансовая сфера. Международный валютный фонд дает следующую классификацию отраслей услуг: • фрахт; • другие транспортные услуги; • туризм; • прочие услуги. В основе не расшифровываемой статьи «прочие услуги» лежат многие сравнительно новые виды так называемых деловых услуг, связанных с предпринимательством. В группу деловых услуг входят: профессиональные и управленческие услуги (все виды консультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных и т. д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); полный ассортимент банковских и страховых услуг; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, все виды посредничества; услуги в области связи и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования и др. В России в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований действует несколько иная классификация отраслей сферы обслуживания: § торговля; § общественное питание; § жилищно-коммунальное хозяйство; § бытовое обслуживание населения; § транспорт и связь; § образование; § наука и научное обслуживание; § здравоохранение; § культура и искусство; § физическая культура и спорт; § государственное управление; § оборона и охрана общественного порядка. В современной России из всего комплекса сферы обслуживания наиболее развиты те отрасли, которым уделялось большое внимание еще в годы социалистического строительства, среди них лидировали: транспортные услуги, наука и научное обслуживание, образование. По уровню развития всех этих отраслей Россия занимает видное место в мире. Из всех типично рыночных отраслей сферы обслуживания в последние годы наиболее динамично развивалась торговля, что само по себе, безусловно, положительное явление, однако частично это результат стремительного роста посредников на пути товаров и услуг от производителя к потребителю. Остальные отрасли сферы услуг нуждаются в серьезном реформировании с учетом требования рынка и российской специфики.
Территориальная дифференциация уровней экономического развития в Российской Федерации
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |