Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Исторический характер детства
Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио: детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима... А на самом деле все здесь не так просто. Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет (и не лучших ли?) на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»? Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа. Хватает фонда наследственных приспособительных реакций (инстинктов)... Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития... Д. Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник — ролевая игра — связаны с уровнем развития производительных сил общества. Детство самого человечества почти не оставляло места для, так сказать, индивидуального детства каждого члена первобытного сообщества. В ту далекую историческую эпоху дети еще не составляли специальной, относительно изолированной группы, жизнь которой идет по своим законам, как к этому привыкли в наши дни. Простота общественного производства позволяла детям прямо включаться в его процесс в качестве полноправных участников. В обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными. Например, исследователь коряков 1 Р. Н. Стебницкий на основе наблюдений, проведенных в 20-е годы нашего столетия, отмечал, что резкого деления на детей и взрослых у них нет. Дети — равноправные, равноуважаемые члены общества. За общей беседой их слова выслушиваются так же внимательно, как и речь взрослого. Вы помните некрасовского мужичка с ноготок: «— А кой тебе годик? — Шестой миновал...» Кстати сказать, едва ли нынешний его сверстник с чувством собственного достоинства гордо заявит: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой да я...» Этот «взрослый» уровень самосознания у крестьянских детей сравнительно недавнего прошлого связан с тем, что у них, говоря словами А. П. Чехова, в детстве не было детства: они слишком рано вступали в период взрослости, где основная деятельность уже не игра, а труд. Именно ведущая деятельность человека определяет стадию его личной истории. Здесь одинаково вредны и перескок через период, и искусственная задержка. Вопросы и задания:1) Что значит выражение «Детство — продукт исторического развития»? 2) Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества? 3) Какие аргументы приводит автор для доказательства исторического характера понятия «детство»? 4) Как меняется ведущая деятельность при переходе от детства к взрослости?
§ 30. Направленность личности
Вспомните:
|
|
| какую роль играют ценности в жизни человека? Как связаны между собой потребности личности и ее интересы?
| | | | Изучая деятельность человека как форму его активности, вы уже познакомились с основными отличиями этой деятельности от поведения животных. Не последнюю роль во взаимодействии человека с окружающим миром играет структура мотивационной сферы личности. В данном параграфе речь пойдет о системе мотивов, их соотношении и влиянии на социальное поведение. Именно строение мотивационной сферы и ведущие мотивы деятельности, которым подчинены все другие, определяют ценностную ориентацию личности и основную линию ее поведения. Для социальной психологии и педагогики направленность личности представляет интерес потому, что это свойство личности всегда социально обусловлено и формируется под непосредственным влиянием общества. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или ее искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям социальных норм и отклоняющемуся поведению.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
В науке понятия «социальное действие», «социальное взаимодействие» и «социальное поведение» нередко употребляются как синонимы. Термин «социальное действие» широко использовался немецким социологом, экономистом и юристом М. Вебером (1864—1920 гг.), который писал: «Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл». Проще говоря, действие — это осмысленное человеческое поведение. Социальное действие — это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты. Социальное действие, с одной стороны, направлено на удовлетворение потребностей и интересов самого человека, с другой — ориентировано прямо или косвенно на других людей. И в тех случаях, когда действие или поступок затрагивают интересы окружающих, они вызывают какой-либо отклик с их стороны. Социальные действия могут быть разделены на два вида: рациональные и иррациональные. Рациональное социальное действие — это такое социальное действие, при котором субъект предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы ее достижения. Иррациональное социальное действие — это аффективно-импульсивное действие, при котором субъект не дает себе ясного отчета о цели, средствах и способах ее достижения. Следует отметить, что в реальной жизни часто встречается смешанный тип — частично рациональный и частично иррациональный. Это бывает в тех случаях, когда из трех компонентов (цель, средства, способы) не продуманы или плохо продуманы один или два компонента. Однако даже иррациональное действие далеко не всегда выступает как полностью бессмысленное, т. е. абсурдное и вредное. Выделение названных видов социального действия важно для характеристики поведения любого конкретного человека с точки зрения его социальной значимости. Если известно, что данный человек обычно действует рационально, то, скорее всего, он расчетлив, рассудителен, уравновешен, надежен в делах, его действия в типичных ситуациях предсказуемы. И это существенно облегчает сотрудничество с ним. Если же человек чаще действует иррационально, то это может означать, что он плохо себя контролирует, его увлекают эмоции, подчас неуправляемые, так что он сам не знает, что сделает в ближайшую минуту. Действия можно разделить на ответственные и безответственные (волюнтаристские). Ответственное действие — это такое инициативное социальное действие, при котором действующий субъект берет на себя ответственность за возможные последствия для других людей и окружающей социальной и природной среды. Данный вид социального действия превращает человека в действительно цивилизованное социальное существо, которое понимает, что свобода, допускающая любую инициативу, но не дополненная ответственностью, ведет к бездумно-претенциозному волюнтаризму. Безответственное действие — это инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей и не желая брать на себя ответственность за возможные негативные для общества и природы последствия, избирает любые средства, способные привести к цели. Такой человек — волюнтарист, всегда исходящий из принципа: «Я так хочу, и все, а дальше — хоть трава не расти». Так возникает индивидуалистическая мораль, носитель которой думает только о собственной выгоде. Основной принцип такой морали изрек Людовик XV, живший в роскоши среди общего разорения и нищеты: «После нас хоть потоп». Характер поведения в социуме во многом определяется ценностной направленностью личности.
СТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Направленность проявляется в целой гамме иерархически представленных мотивов: влечении, желании, стремлении, интересе, склонности, идеале, мировоззрении и убеждении. Влечение — это особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо. Желание представляет собой мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Желание, в отличие от влечения, — это вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, причем осознается не только то, что именно хочет человек, но и то, как этого достичь. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Стремление тесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие в зависимости от того, достигнута или не достигнута цель. Наиболее исследована учеными такая форма направленности личности, как интерес. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение одного интереса обычно ведет к появлению новых. Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Одного человека политика интересует ради конкретной цели получения власти, другой не может объяснить, что именно его привлекает в политике. В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами. Хотя, справедливости ради надо признать, что неустойчивые интересы могут быть эмоционально захватывающими. Интересы также бывают широкими и узкими. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Иногда интересы называют мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести «Старосветские помещики». Герои Н. В. Гоголя, безусловно, люди добрые, сердечные, но их интересы не выходят за пределы замкнутого мирка забот о дне насущном. Если интерес соединяется с волей, он становится склонностью. Интерес к музыке может перерасти в склонность, если человек проявляет волевые усилия в музыкальных занятиях. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Поэтому многие великие художники, музыканты проявляли соответствующие склонности еще в детстве. Следует отметить, что, помимо позитивных склонностей, встречаются и вредные, и даже опасные. Идеалом применительно к социальному поведению называют образец, представление о наилучшем воплощении цели. Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружающий мир, но и изменять его в соответствии с идеалами. Идеалы конкретного человека тесно связаны с системой его ценностей. Высшей формой направленности личности называют убеждения. Словари определяют убеждения какосознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями.Основу убеждений составляют глубокие знания, окрашенные сильными чувствами и особым отношением к действительности. Действенная природа убеждений чаще всего проявляется в поведении. Именно убеждения делают поведение целеустремленным и последовательным. История знает немало примеров, когда ради убеждений людям приходилось идти на серьезные жертвы. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям. Убеждения, сложившиеся в целостную, упорядоченную систему, выступают как мировоззрение человека. Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированность мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Подробнее о мировоззрении речь впереди, при изучении духовной жизни общества и духовной культуры. Итак, направленность личности включает в различном сочетании сложную иерархию мотивов, причем на вершине этой иерархии могут быть разные по содержанию мотивы. Тем не менее психологи сходятся в том, что наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу, другим людям. В зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности (их называют также личными, эгоистическими) или мотивы, связанные с интересами других людей (их называют также альтруистическими, коллективистическими, просоциальными), строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания. Напомним, что альтруизм — это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Поэтому альтруистическая направленность личности строится на мотивах, ориентированных на помощь людям, учет их целей, интересов, понимание движущих причин поступков. У людей с превалирующей общественной (просоциальной) направленностью преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Без такой направленности общество не смогло бы существовать как целостное образование, а человек вряд ли смог бы стать тем существом, каким он является. Противоположной альтруистической является эгоистическая направленность, при которой действиями человека движут мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей, общества. Наряду с указанными двумя видами направленности многие исследователи выделяют третий вид направленности личности — так называемую деловую направленность личности, столь же важную, но несводимую к личной и общественной. В деловой направленности (ее также называют направленностью на задачу) побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности. Такой мотивацией руководствуется художник, который рисует свою картину потому, что его увлекает сам процесс рисования. Вот что писал о роли деловых мотивов в жизни вообще и в науке в частности великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870 гг.): «Если бы только польза от науки сделалась целью науки, то она не продвинулась бы ни на шаг вперед и перестала бы приносить пользу. Действительный же ученый занимается наукою для науки и, так сказать, по дороге открывает в ней средства или удаления страданий, или приобретения новых наслаждений, и, конечно, не для себя». В чистом виде все эти три вида направленности встречаются нечасто. Правильнее говорить о доминировании тех или иных мотивов поведения человека в определенной ситуации.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ
Направленность личности является фундаментом, на котором формируются ее жизненные цели. В течение жизни каждому человеку доводится осуществлять разнообразные виды деятельности. Каждая деятельность реализует определенную цель. Но цель отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Жизненная цель объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из промежуточных целей — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Так, если жизненная цель человека может быть определена как служение идеалам благородства, то в конкретных проявлениях в течение жизни эта цель может преобразовываться в частные цели: хорошо выполнять свою работу, уважать партнеров по общению, не допускать отступлений от принятых в социуме норм, служить своей Родине и т. п. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Если человеку удаются дела на пути к цели, он переживает волнение, воодушевление, творческий подъем. Непреодолимые препятствия, которые могут возникать на пути достижения цели, напротив, могут вызывать глубокие переживания, огорчения. Это состояние называют фрустрацией (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов). Люди по-разному реагируют на преграды, которые перед ними возникают. Психологи выделили несколько типичных видов поведения людей. Одни в ситуации фрустрации переживают подавленность, безразличие, другие, наоборот, становятся более активны, возбуждены. А кто-то впадает в агрессию, стремится к разрушению, кто-то слепо повторяет раз за разом попытки достичь цели без особого успеха. Другие как бы становятся «маленькими», возвращаясь к формам поведения, типичным для более ранних периодов жизни. Обратим внимание, что поведение в этой ситуации обусловлено как особенностями личности, так и социальными условиями, в которых это поведение проявляется. Необходимыми признаками ситуации возникновения фрустрации являются ярко выраженное стремление достичь цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды на пути ее реализации. Чаще всего в подобных обстоятельствах человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, может возникать состояние фрустрации. С одной стороны, оно изменяет, деформирует поведение человека, а с другой — позволяет лучше узнать его. Недаром принято считать, что люди познаются в беде.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Поведение человека в социуме всегда сопровождается определенными переживаниями. Понятие «установка» в социальной психологии понимается как процесс переживания личностью значимости социального объекта. В современной науке существуют различные определения социальной установки. Часто используют такое определение: социальная установка — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта. Еще в середине прошлого века установилась традиция различать в структуре установки три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный (познавательный) компонент обнаруживания в виде мнений и утверждений относительно объекта. Эмоциональный (аффективный) компонент проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний. Поведенческий компонент состоит в готовности индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом. Человек не рождается с готовым набором социальных установок, но развивает их по мере взросления. Установка формируется на основе не только собственного опыта человека, но и опыта, полученного от других людей. Основные свойства установок — устойчивость и изменчивость. Если человек во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки. Поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия («когнитивный диссонанс»), то под влиянием поступления новой информации и разумных аргументов в ней могут происходить изменения. Изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соответствует интересам и нуждам человека в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате более близкого знакомства оценка человека может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и само поведение по отношению к этому объекту. Основная функция установки — регуляция социального поведения человека. Различают положительные (за объект), отрицательные (против объекта) и нейтральные установки. Система индивидуальных установок человека обеспечивает возможность его ориентировки в окружающей действительности. Кроме того, установка имеет защитную функцию. Она достигается благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения. Так, например, члены одной семьи придерживаются, как правило, схожих установок. Если же установки сильно разнятся, то это может приводить к частым конфликтам и непониманию. Можно также сказать, что социальная установка защищает самооценку человека в группе, если он думает и действует схожим с остальными образом и воздерживается от иного, несанкционированного поведения. Когда социальные установки долгое время устойчивы и закрыты от влияния нового опыта, то они трансформируются в стереотипы. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще хорошо или плохо применительно к любому объекту.
«Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней».
Станислав Ежи Лец
| Основные понятия: социальная установка, направленность личности. Термины: социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, альтруизм, фрустрация.
1) Что такое социальное поведение? 2) Какие мотивы составляют направленность личности? 3) Кратко охарактеризуйте основные виды направленности личности. 4) В чем состоит особенность жизненных целей человека? 5) Чем характеризуется социальная установка? Какова ее роль в структуре личности?
Подумайте, обсудите, сделайте
| 1. Согласитесь или опровергните следующее суждение: «Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, влияющих на деятельность личности и относительно независимых от тех конкретных ситуаций, в которых она действует». 2. Охарактеризуйте те проявления направленности личности Сальери, о которых А. С. Пушкин писал: Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музы́ке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музы́ке. 3. Продолжите список исторических личностей, чьи интересы были широкими. Леонардо да Винчи... 4*. Представьте схематически мотивы социального поведения любого литературного героя (Онегина, Печорина и др.), которые, с вашей точки зрения, наиболее точно выражают направленность его личности. Устно поясните представленную схему, выделив ведущие мотивы, определяющие направленность личности выбранного вами персонажа.
Ознакомьтесь с отрывком из работы американского психолога Д. Майерса.
Поведение и установки
Три соперничающие теории объясняют, почему наши действия влияют на утверждения, отражающие наши установки. Теория самопрезентации считает, что люди, особенно те, кто контролирует свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, подгоняют свои высказывания, дабы они казались соответствующими их поступкам. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди приспосабливают утверждения, отражающие их установки, из-за опасения, что о них подумают другие... Две другие теории считают, что наши поступки приводят к изменениям первоначальной установки. Теория когнитивного диссонанса 2 объясняет это тем, что после совершения поступка, противоречащего нашим установкам, или принятия трудного решения мы чувствуем напряжение. Чтобы уменьшить его, мы ищем внутренние оправдания своему поведению. Далее теория диссонанса исходит из следующего: чем меньше внешних оправданий для совершенного нами нежелательного поступка, тем больше мы чувствуем за него ответственность, и, следовательно, тем больший диссонанс возникает, и тем больше изменяются установки. Теория самовосприятия считает, что, когда наши установки нестойки, мы просто ведем наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки. Одной из любопытных сторон теории самовосприятия является «эффект сверхоправдания». Вознаграждение людей за то, что им нравится делать, может привести к тому, что удовольствие от работы сменится чувством тоски (если награда ведет к необходимости приписать свое поведение вознаграждению). Факты поддерживают обе теории, если каждая из них описывает происходящее при определенных условиях. Вопросы и задания: 1) Как объясняет соотношение поведения и установки теория самопрезентации? 2) Как вы понимаете соотношение поведения и установки с точки зрения теории когнитивного диссонанса? 3) Согласны ли вы с объяснением соотношения поведения и установки в теории самовосприятия? 4) Приведите примеры, конкретизирующие представленные в тексте теории.
§ 31. Общение как обмен информацией
Вспомните:
|
|
| что такое общение? Какую роль оно играет в становлении личности? Какую роль играет общение в передаче информации? Какие существуют средства общения? Какие барьеры препятствуют эффективному общению?
| | | | Из курса основной школы вы знаете, что общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных). Проблема общения является одной из базовых проблем социальной психологии. Она имеет междисциплинарный характер, составляя предмет исследований социологов, социальных психологов и специалистов по теории информации. С одной стороны, многозначность исходного понятия затрудняет исследование проблем общения, а с другой — дает дополнительные ресурсы для понимания этого феномена. Среди наиболее актуальных направлений современных исследований стоит назвать следующие: осуществление коммуникативных воздействий с использованием технических средств (телефона, Интернета и др.), трудности интерпретации невербального общения, сущность коммуникативной компетентности. Актуальны также проблемы диалогического, т. е. доверительного, общения. Интересуют специалистов и проблемы создания технологий эффективного общения в профессиональных сферах (управленческой, маркетинговой, политической, связи с общественностью и др.), и преодоление опасности превращения человека в объект манипулирования. В данном параграфе речь пойдет об общении как обмене информацией или о коммуникативной функции информационного обмена. Общение наряду с информационной стороной характеризуется еще интерактивной и перцептивной сторонами, о чем речь пойдет далее.
КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ
Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и другими результатами психической деятельности. Однако в общении людей коммуникация не сводится только к информационному процессу. В общении информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому при описании коммуникативной стороны общения необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. Во всех подобных случаях возникают отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на его мотивы, цели, установки (в то же время не упуская из поля зрения своих собственных целей, мотивов, установок). Но и этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от партнера. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею. По мнению специалистов, главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль для каждого участника общения играет значимость информации. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Эффективность процесса измеряется именно тем, насколько удалось воздействие на партнера по общению. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» коммуникативных информационных процессах, когда, к примеру, информация передается с одного компьютера на другой. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования. На обыденном языке это правило выражается в словах: «важно находить общий язык». Это особенно важно потому, что участники общения в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь, если знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Для общения необходимы не только единая лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Поясним это на житейском примере. Жена встречает у двери мужа словами: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек». Эта фраза имеет не только буквальный смысл. Помимо известия о сделанной покупке, муж должен понять, что ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку. Или, возможно, семье требуются лампочки про запас, жена купила их впрок и ждет от мужа одобрения такой покупки. Понять точный смысл сказанного в данной ситуации можно, только зная предшествующую ситуацию. В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические барьеры в общении, о которых речь уже шла в курсе основной школы. Напомним, что барьеры могут быть не только психологическими, но и социальными, политическими, религиозными, профессиональными и порождать разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации. Барьер в обмене информацией может быть связан с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии барьеров, ведь даже военные противники ведут переговоры, но при этом ситуация общения значительно усложняется. Барьеры в общеении могут быть напрямую вызваны индивидуальными психологическими особенностями общающихся. Например, общению мешают чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего. Могут возникать барьеры по причине сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п. В процессе общения происходит циркуляция информации между участниками этого процесса. В некоторых случаях информация распространяется от одного человека непосредственно к другому. Чаще всего такая информация носит сугубо личный характер. Значительно чаще в обществе информационные сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В этом случае говорят о сетевом коммуникативном процессе.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения общая схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию). Он, прежде чем сообщить что-либо, владеет определенной информацией, а затем воплощает ее в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» («говорящего» и «слушающего»). Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Одна из возможных моделей речевого общения включает пять элементов: 1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор, 2) что? (передается) — сообщение, 3) как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно, 4) кому? (направлено сообщение) — адресат, 5) с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или неэффективное общение. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условий включения в систему деятельности, а это включение обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем. Речь дополняется не только экспрессивными реакциями, но и смыслом поступков. Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не уделяем должного внимания невербальным средствам.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Среди невербальных средств общения можно выделить оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты (жестикуляция руками), мимику (движения разных элементов лица), пантомимику (позы). Большинство движений различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение невербальных сигналов в ситуацию общения придает ему особую эмоциональную окраску. При этом нюансы невербального общения оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах.
Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» — это отрицание, и наоборот.
| Известные «добавки» к вербальной коммуникации дает паралингвистическая система — это качество голоса, его диапазон, тональность. Существует еще и экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все это придает дополнительную окраску значимой информации «околоречевыми» приемами. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных характеристик коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. Описаны, например, хронотоп «больничной палаты», хронотоп «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия, например не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик». Итак, обращение к средствам невербального общения показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Информационный аспект проблемы общения занимал и занимает не только социальных психологов, социологов и лингвистов, но и фантастов и футурологов — ученых, изучающих будущее, описывающих его возможные сценарии. И пусть не все ожидания последних оправдались, следует признать, что они первыми задумались о грядущих изменениях в сфере общения и обмена информацией. На практике выяснилось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения. Изучение специфики обмена информацией в условиях перехода к информационному обществу только начинается, однако данные исследователей позволяют изменить представление о классическом общении. Еще до массового распространения компьютеров люди стали общаться с помощью технических средств (телефона, телеграфа), которые заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Техника облегчает передачу информации при общении (сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения). Представьте себе, сколько времени отделяло получение письма от его отправки, если между участниками переписки было несколько тысяч километров. Сегодня с помощью факса можно не только переслать послание в течение нескольких минут в оригинальном исполнении, но и пообщаться в сети Интернет в онлайновом режиме. В связи с расширением сферы общения с помощью современной техники не только меняется его способ, стиль, характер. Меняется и структура коммуникативного опыта человека. Так, в среде новых информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Виртуальный партнер по общению во многом является синтезом того, что известно о нем из сообщаемой информации, и того, что додумывает о нем другой участник общения, не видя его непосредственно. Общение в глобальных информационных сетях, с одной стороны, свободно от жестких форм (пользователи сети сами выбирают форму и содержание общения). Однако, с другой стороны, открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью самого виртуального коммуникативного процесса, которому недостает эмоциональной насыщенности, а подчас и социальной ответственности. Ученые отмечают, что интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмыслении и усвоения. Такой «информационный бум» может оказывать негативное воздействие на психику человека.
За период с 1992 по 1998 г. у российских пользователей сети устойчиво возрастал интерес к научной информации (преимущественно естественно-научной, особенно к программному обеспечению) с одновременным ростом интереса к источникам, связанным с юмором, хобби и проведением досуга.
| Уже само накопление больших объемов информации предъявляет повышенные требования к их интерпретации субъектом. Один из парадоксов современной коммуникации образно сформулировал кинорежиссер А. Кончаловский: «Чем больше информации, тем меньше смысла». Разнообразию форм представления информации далеко не всегда сопутствует ее смысловая насыщенность. Глобализация средств информации задает своеобразный «мировой информационный порядок», сущностью которого становится насильственное распространение западных, североамериканских стандартов культуры по всему миру. При этом реципиент (тот, кто воспринимает информацию) реально мало влияет на содержание этой информации. Основные понятия: общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе. Термины: коммуникация, невербальное общение.
1) Чем общение отличается от коммуникации? 2) Какую роль в процессе обмена информацией играет речь? 3) Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения? 4) Что такое невербальные средства общения? 5) Чем отличается общение в информационном мире?
Подумайте, обсудите, сделайте
| 1. Составьте сравнительную таблицу «Общение и коммуникация». Устно сделайте выводы из такого сравнения. 2. Выполните упражнение «Мысль одна, а слов много». Предложите как можно больше вариантов передачи другим словами следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого». Постарайтесь выполнить следующие условия: 1) не искажать смысл высказывания; 2) ни одно слово из данного в условии предложения не должно употребляться в предлагаемых вами вариантах. 3. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: «В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик). 4. Проведите самостоятельно небольшое социологическое исследование по теме «Мои знакомые — пользователи Интернета»; при классификации знакомых вам пользователей всемирной паутины используйте следующую информацию. В ряде прикладных исследований отмечается, что влияние интернет-коммуникации на личность связано не с опытом виртуального общения как такового, а с характером осознания личных целей, которым удовлетворяет компьютерно-опосредованное общение. По этому принципу пользователей Интернета можно разделить на «хакеров», «любителей» и «прагматиков». «Прагматики» — те, кто интересуется сетью эпизодически, в соответствии с конкретной задачей; межличностная коммуникация, активное участие и идентификация с сетевыми сообществами играют для них второстепенную роль. «Любители» не идентифицируются с пользователями сети в целом или же с конкретными ее сообществами, но и не используют ее в узко прагматических целях. «Хакеры» же максимально идентифицируются с пользователями Интернета как с социальной категорией. 5*. В последнее время издано немало книг о невербальном общении. Составьте с их помощью свой словарь жестов, указав, какие жесты какую информацию несут.
Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И. Рогова «Психология общения».
Коммуникативные барьеры
Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. [...] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. [...] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. [...] Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д. Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом: [...] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.
1 Один из народов Севера. 2 От cognitio — знание, познание и dissonans — отсутствие гармонии, несоответствие, противоречие чему-либо, разлад.
§ 32. Общение как взаимодействие
Вспомните:
|
|
| что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношений существуют? Что составляет специфику межличностных отношений? Какую роль в межличностном взаимодействии играют эмоции?
| | | | Общение не ограничивается обменом информации. Можно представить себе, что происходит, когда несколько человек сообща осуществляют какую-либо деятельность. Например, нескольким ученикам поручено сообща провести уборку класса. Кто-то из них отлынивает, кто-то приносит воду для мытья пола, кто-то протирает пыль, а кто-то ухаживает за комнатными растениями. В этом случае общение между участниками в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие). В науке существует ряд теорий, которые по-разному объясняют суть межличностного взаимодействия. Так, сторонники теории обмена полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. При этом вознаграждение далеко не всегда понимается как материальное, а затраты — не только физические или ресурсные. Другая теория рассматривает поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира в зависимости от значений, которые им придают люди. Существует теория, которая ситуацию социального взаимодействия рассматривает как подобие драматического театра, в котором актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе. По теории психоанализа на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни.
ДВЕ СТОРОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Процесс взаимодействия, или интерактивная сторона общения, включает два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент представлен своеобразным регламентированным порядком действий в каждой конкретной ситуации. Можно даже говорить об этикете общения. Второй компонент относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия. Есть такие потребности, которые могут быть удовлетворены только вместе и посредством других людей. Нередко эти потребности не осознаются, поскольку кажутся абсолютно естественными. Тем не менее их удовлетворение требует расхода психической энергии. К числу таких потребностей относится, например, потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса. Стоит людям собраться вместе, как они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Вам наверняка приходилось наблюдать, что в любой компании люди располагаются относительно друг друга определенным образом, выражают общность интересов и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность друг от друга. Вспомните мудрую детскую сказку Г.-X. Андерсена о гадком утенке. Впервые попав на птичий двор, утята-дети сразу увидели, что главной здесь является утка с красной тряпицей на лапе. Именно ей предстояло понравиться всему выводку. Именно перед ней заискивали все участники смотрин. Именно она, заметив, что один из утят слишком велик и неуклюж, предложила его переделать. Потребность в определении принадлежности к себе подобным реализуется именно во взаимодействии. Другая потребность, связанная с взаимодействием, — потребность в поддержании хороших отношений. Если такие отношения не складываются, человек испытывает психологический дискомфорт. Вот почему взаимодействие может рассматриваться как серия ритуальных действий, служащих сигналами добрых намерений человека по отношению к другим людям. В процессе общения люди вступают в бесконечное количество разного рода взаимодействий. По мнению одного из исследователей, взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего. Можно представить взаимодействие как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного контакта, выраженного в вербальной или невербальной форме. Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная деятельность в процессе общения находится в прямой зависимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми. Недаром принято говорить об эффективном общении, что люди понимают друг друга без слов, действуют слаженно, как один человек. Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию. В первом случае в процессе общения происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование этих сил). Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. В самом деле, невозможно представить себе полноценного общения партнеров, каждый из которых молчит, не проявляет активности. Как невозможно аплодировать одной рукой, так и в общении реальных индивидов необходимы действия обоих. Вы, возможно, знакомы с понятием конкуренции в экономике. В отличие от конкуренции в экономике конкуренция в общении так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия. Наиболее ярко конкуренция как тип взаимодействия проявляется в своей крайней форме — конфликте. Подробнее о конфликте речь впереди. Но вы сами легко припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились. Для того чтобы представить общение как успешное взаимодействие, стоит рассмотреть, что такое психологическая совместимость.
СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
В процессе совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве — им мешает присутствие коллег, общение отвлекает от работы. Другие могут хорошо выполнять свою работу только в сотрудничестве. Некоторые способны на эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих, — общение в этом случае помогает установить диктат. Существуют и другие стратегии в процессе общения. Эти стратегии зависят от психологической совместимости партнеров по общению или иной деятельности. Под психологической совместимостью понимается такое сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально дополняют других. При общении психологически совместимых партнеров или вовсе отсутствует напряжение, или же оно сравнительно легко преодолевается. Исследования показали, что наиболее совместимыми оказались люди, которые имеют высокую потребность в общении. Особенно важным это качество оказалось на первом этапе взаимодействия, когда контакт только устанавливался. Любопытно, что психологическая совместимость может возникать как при сходстве тех или иных качеств личности (общительный с общительным, эмоциональный с эмоциональным), так и при их противоположности (сильный — слабый). Психологами выявлены социальные качества людей, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на эффективность общения. Рассмотрим некоторые из них. Участники общения могут рассматриваться как доминантный и недоминантный собеседник. Доминантный собеседник, если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает собеседника, но при этом болезненно реагирует, если перебивают его. Если он что-либо объясняет, то буквально «втолковывает». Если выслушивает — непременно задает уточняющие вопросы. Одним словом, он лидирует в общении. Не всегда такая манера общения оказывается приятной. Для полноценного общения с таким собеседником стоит держаться спокойно и уверенно. Но не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы. Важно помнить, что умный доминант весьма ценный партнер по взаимодействию: он умеет принимать на себя ответственность. Наделенные благородством и великодушием, такие партнеры по общению нередко становятся любимцами в своей среде. Противоположный описанному выше типу партнера по общению чаще всего застенчив, чуток к внешним признакам силы собеседника, нерешителен. Для того чтобы взаимодействие с ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять. Исходя из того, что недоминантный собеседник склонен перекладывать ответственность на других, уместно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение. Другая пара противоположностей в общении — мобильные и ригидные собеседники. Первые с легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра, даже тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую. Если с таким собеседником решается проблема, ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими. Очевидно, что для успешного взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на выбранной стратегии совместного действия. Совсем иное дело — ригидный собеседник. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий. Он, как тяжелый маховик, постепенно набирает обороты, а набрав их, проявляет основательность. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится, отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером достаточно утомительно. Однако, если знать особенности такого партнера по взаимодействию, их можно успешно использовать, стоит лишь не лениться повторить еще раз то, о чем вы договорились, не раздражаться и не торопиться завершать начатый разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное. Экстраверты и интроверты (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) также различаются в общении при взаимодействии. Экстраверт весьма расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления (детали одежды, прическа и т. п.). Чаще всего совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринужденно, обид он не помнит, «камня за пазухой не держит». Интроверт, напротив, не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его и действительно иногда трудно понять, потому что он как бы ведет внутренний разговор с собой). Многие интроверты кажутся окружающим странными. Им иногда легче выучить план города, чем спросить дорогу. Конечно, в реальном взаимодействии партнеры по общению нередко предстают как нечто среднее между этими идеальными типами, несут в себе черты тех и других. Однако, для того чтобы общение проходило как успешное взаимодействие, полезно иметь в виду, что нужно учитывать психологические особенности участников общения, стремиться понять другого, стать на место другого.
ОБЩЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|