Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формальная структура профессиональных




информационных потребностей

 

Характеристика информации

и запросов

широкотематические

(ознакомительные запросы)

узкотематические

(производственные запросы)

Фактографическая концептографическая   фактографическая концептографическая
Текущие (постоянно- действующие запросы) а) отраслевые (профильные запросы) б) межотраслевые (непрофильные запросы)   Iа     I6   IIa   IIб   IIIa   IIIб   IVa   IVб
Ретроспективные (разовые запросы) а) отраслевые (профильные запросы) б) межотраслевые (непрофильные запросы)   Va     Vб   VIa     VIб   VIIa     VIIб   VIIIa     VIIIб

 

СТЗ выявлялась путем оценки анализа плановых за­даний и творческих функций, выполняемых тем или иным исполнителем. Диагностирование ОИПоказалось воз­можным и практически полезным в условиях местных органов информации, хорошо знающих наличный состав потребителей информации. Важно обратить внимание на то, что объективизация информационных потребностей абстрагируется от личностных особенностей специалис­тов, ориентируясь на безличных функционеров, имеющих тот или иной уровень СТЗ и не обладающих другими творческими ресурсами.

Теперь попытаемся осмыслить достижения научной информатики с позиции метатеории социальных комму­никаций. Если обратиться к типизации коммуникацион­ных потребностей (табл. 8.2), где представлены три типа группированных потребностей — АГ, ВГ, СГ,возникает вопрос: какому типу соответствуют ОИП и структурные составляющие профессиональных информационных по­требностей, приведенные в табл. 8.3? Эти потребности не являются ни изначально установленными (абсолютными) для целевых социальных групп, ни предопределенными их субъектным составом. Значит, они не относятся ни к АГ, ни к СГ-потребностям. Объективная предзаданность их содержания производственной деятельностью специ­алистов показывает, что они представляют собой вторич­ные коммуникационные потребности.

Действительно, для органов научно-технической ин­формации, видевших свое назначение в информационном обеспечении производственной деятельности специали­стов, углубление в коммуникационную типизацию вы­глядит излишним теоретизированием. Но для научной информатики такое теоретизирование не только не из­лишне, но просто необходимо, в противном случае теория информационных потребностей сводится к обобщению эмпирического опыта, и не более того. Здесь опора на метатеоретические выводы оказывается полезной для углубления содержания частной теории.

Абсолютные групповые коммуникационные потреб­ности (АГ-потребности) выводятся из очевидного факта, что целевые группы создаются для решения определен­ных общественных задач. Если бы искомое решение уда­лось получить не за счет трудоемких творческих усилий, а путем заимствования готового решения из потоков со­циальной коммуникации, была бы легко и просто достиг­нута цель, ради которой создавалась группа. Стало быть, первая абсолютная коммуникационная потребность целе­вой группы — АГ1 — это потребность в «готовом решении». Есть еще АГ2мнемическая потребность, состоя­щая в том, что коллектив специалистов, образовавших целевую группу, должен обладать определенной профес­сиональной квалификацией, т. е. знаниями и умениями, достаточными для того, чтобы своими силами выполнять производственные функции, не дожидаясь «готовых ре­шений», которых может не быть вовсе. Обратим внима­ние, что абсолютные коммуникационные потребности целевых групп хорошо коррелируют с дефиницией соци­альной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени. Итак:

АГ1 — обнаружение «готового решения» в социальной памяти;

АГ2 — формирование групповой памяти, достаточной для выработки «готового решения»;

Поскольку «готовое решение», как правило, не удается получить немедленно, начинается производственная дея­тельность, инициирующая коммуникационные ВГ-потреб­ности, хорошо известные информационным службам. Очевидна связь между абсолютными и вторичными потребностями: потребность в ретроспективной информа­ции — это потребность в поиске «готового решения» (ВГ1); потребность в текущей информации, как отраслевой, так и межотраслевой — это потребность в пополнении группо­вой памяти, т. е. поддержании компетенции специалис­тов на современном уровне (ВГ2). Остальные информа­ционные потребности, представленные в табл. 8.3, — это детализации различных аспектов ВГ1 и ВГ2, а не само­стоятельные, независимые от них потребности.

Феномен групповых спонтанных коммуникационных потребностей (СГ) был обнаружен представителями так называемого психологического направления в теории информационных потребностей. Основоположник этого направления С.Д. Коготков выступил с критикой обез­личенных моделей объективных информационных по­требностей, указывая на роль «информационных интере­сов» и «информационных установок», т.е. субъективных начал «информационно-потребительской деятельности». Термин «информационно-потребительская деятельность», а не просто «информационная деятельность» введен для того, чтобы акцентировать субъекта: не информационный работник, а потребитель информации. К сожалению, пси­хологическое направление пока не получило заметного развития, и феномен СГ-потребностей остается terra incognita.

Не реализована также идея «советующей парадигмы»информационного сервиса, которая, по сути дела, направ­лена на переход от удовлетворения ВГ-потребностей, ха­рактерного для современной «обслуживающей парадиг­мы»,к ориентации не абсолютные коммуникационные потребности целевых социальных групп. «Советующая парадигма» ставит перед информационными службами задачу не просто найти в информационно-библиотечных фондах «готовое решение», а оценить возможность его получения при современном уровне общественного зна­ния и указать специалистам путь (что и как нужно делать) для получения желаемого результата. Методология «со­ветующей парадигмы» разработана Э.С. Бернштейном в 70-е―80-е гг.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...