Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информация — функция самоуправляющейся системы




Функциональная концепцияинформации представ­лена двумя разновидностями: кибернетической, утверж­дающей, что информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых (технических, биологичес­ких, социальных) системах, и антропоцентристской, считающей областью бытия информации человеческое обще­ство и человеческое сознание.

Кибернетики, в свою очередь, довольно отчетливо под­разделяются на две группы. Одну группу образуют практи­чески мыслящие специалисты, которые, определяя инфор­мацию как содержание сигнала или сообщения, как обозна­чение содержания, полученного кибернетической системой из внешнего мира, как означающее нечто воздействие, несу­щее в себе след какого-то факта или события, по сути дела попросту отождествляют информацию и сигнал, ибо сигнал не может не иметь значения, а информация не может не иметь материального носителя. «Сигнальная» трактовка информа­ции вполне оправдывает себя в конкретных науках, особен­но — в информационной технике. «Сигнал» и «информация» Превращаются в синонимы, и можно было бы обойтись одним из них, как поступил, к примеру, И.П. Павлов, говоривший о сигнальных, а не информационных системах.

Другая группа состоит из философствующих киберне­тиков, склонных к «панинформистскому» мировоззрению.

Представители этой группы усматривают информацию не только в форме свободно распространяющихся сигналов, но и в форме свойственных материальным объектам структур (связанная, потенциальная, априорная, внутрен­няя информация, информация «в себе»). В отличие от свободной (актуальной) информации, информация «свя­занная» не способна самостоятельно переходить на дру­гие носители; именно она представляет собой то закоди­рованное «нечто», которое пытаются извлечь «информационные гносеологи».

Кстати, несовместимость атрибутивной и функцио­нальной концепции ясно проявляется, если соотнести понятие «связанной» информации с формулировкой «ин­формация — отраженное разнообразие». «Связанная» информация есть нечто иное, как разнообразие, свойствен­ное данному объекту[100]. Тогда выходит: «информация — от­раженная разновидность информации».

Функционально-кибернетическая концепция страда­ет тем же недугом, что и концепции, рассмотренные в пунк­те 7.1.2, только она отождествляет информацию не с отра­жением или организацией, а с сигналом или структурой. Собственно информация остается столь же неопределен­ной сущностью, что и ранее. Тем не менее с помощью од­ного неизвестного предпринимаются попытки объяснить другое неизвестное и тем самым разрешить принципиаль­ной важности философские проблемы, например пробле­му жизни.

Многие авторы считают информационные процессы органическими качествами живых систем, отличающими их от неживой природы, непременной субстанцией жи­вой материи, психики, сознания. «Специфика жизни свя­зана с наличием информации, с помощью которой через особого рода регуляцию обеспечивается процесс функци­онирования системы»[101], «жизнь — это способ существова­ния органических систем, основанный на использовании внутренней информации»[102] и т.п. Информация выступа­ет в качестве универсальной «жизненной силы», управ­ляющей метаболическими процессами в живых существах (бытует еще термин «информационный метаболизм»), организующей отражение среды и адаптацию к ней, обеспечивающей хранение и передачу наследственных призна­ков, формирующей популяции, биоценозы, биосферу в це­лом[103], наконец, определяющей биологическую эволюцию. Объяснение появления и эволюции жизни как пере­хода от неинформационных систем к информационным с последующим развитием последних внушало бы доверие, если бы подкреплялось убедительной трактовкой инфор­мации. Но этого нет. Авторы информационных теорий жизни характеризуют ее довольно сбивчиво как «свойство материальных систем», «меру организации», «воспроиз­водящую структуру» (Югай Г.А., с. 99—100), «существо­вание явлений в несвойственной их природе материаль­ной форме» (Серавин Л.Н., С. 15, 144) и т. п. В результате эти теории превращаются в «информационную» версию витализма.

Антропоцентристские взглядысуживают область су­ществования информации до пределов человеческого об­щества. Существование информации в живой, а тем бо­лее — в неживой природе отрицается; информация появи­лась в ходе антропосоциогенеза и оперировать ею могут только социализированные личности, владеющие языком, сознанием и самосознанием (отсюда — «антропоцентричность» этих взглядов). Антропоцентризм присущ обыден­ной речи и конкретным социально-коммуникационным дисциплинам (журналистика, педагогика, библиотекове­дение и др.). По сути дела антропоцентристская трактов­ка отождествляет понятия «информация» и «социальная информация»,ибо никакой другой информации, кроме социальной, не признает.

В общественных науках получила распространение де­финиция В.Г. Афанасьева: информация «представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлече­ны в орбиту общественной жизни»[104]. «Знания, сообщения, сведения...» не что иное как смыслы; вовлечение их в орби­ту общественной жизни означает не что иное как движение их в социальном времени и пространстве. Если сделать соответствующие подстановки в дефиницию В.Г. Афанасье­ва, оказывается, что социальная информация — это дви­жение смыслов в социальном времени и пространстве, т. е. социальная коммуникация!Этот вывод имеет прин­ципиальное значение для метатеории социальной комму­никации и мы к нему вернемся позднее.

7.1.4. Другие концепции

Точкам зрения, изложенным в пунктах 7.1.2 и 7.1.3, присуща одна общая черта: презумпция объективного(вне зависимости от человеческого сознания) существо­вания информации. Их антиподами служат скептическиерассуждения по поводу реальности информации, агностические заявления о непознаваемости информации (инфор­мация — неопределяемое исходное понятие), наконец, ни­гилистическое отрицаниеобъективности (онтологизации, физикализации) информации. Например, «никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию... Везде мы обнаруживаем лишь взаимодей­ствие материальных веществ, наделенных энергией и ни­где не обнаруживаем того, что обычно называем информа­цией. Почему? Да потому, что ее не существует в природе, как не существует флюидов, флогистона, эфира и т.д.»[105].

Предлагается использовать информацию в качестве меры самых разных свойств и отношений реальных объек­тов и систем. Например: неопределенности, присущей данному набору альтернатив; неоднородности распреде­ления материи и энергии в пространстве и во времени; изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы; разнообразия; сложности; организован­ности; активности отражения и т. д. Сюда можно для пол­ноты картины включить еще негэнтропию как меру упо­рядоченности (Л. Бриллюэн) и негинформацию как «меру трудности познания состояния системы» (П. Шамбадаль).

Итоги

Полярными воззрениями на природу информации являются не атрибутивная и функциональная концепции, как думалось ранее, а, так сказать онтологическое[106]и ме­тодологическое ее понимание. Первое: информация при­надлежит объективной действительности в качестве естественного явления материального мира или неотъемле­мой функции высокоорганизованных систем, включая человека; второе: информация — продукт сознания, позна­вательный инструмент, абстрактная фикция, искусствен­но созданная людьми. Эти две крайности несовместимы, нужно выбрать одно что-нибудь. В противном случае инфор­мация оказывается одновременно феноменом, функцией, фикцией; вещью, свойством, отношением; существующей повсюду и нигде не обнаруживаемой; количеством и каче­ством, познаваемой и непознаваемой и т. д. Именно этот не­вообразимый хаос имеет место сейчас в научном сознании. Казалось бы, нельзя не согласиться со словами М.И. Сетрова, приведенными в пункте 7.1.4. Информация, подоб­но флогистону или эфиру, никак не проявляет себя в ре­альной действительности. Нет таких реалий, относитель­но которых можно было бы сказать: вот это информация, а не сообщение, не сигнал, не знание, не отражение, не структура и т. п. Информация в «чистом» виде — чистей­шая абстракция. Но, вопреки очевидности, подавляющее большинство ученых, инженеров, просто носителей совре­менного языка говорят и думают так, как будто бы инфор­мацию можно реально создать, получить, передать, сохра­нить. Именно «онтологическое» понимание информации оказалось господствующим. Почему?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...