Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)




К средствам индивидуализации участников граждан­ского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) относятся:

• фирменное наименование;

• товарный знак (знак обслуживания);

• географические указания.

Юридическое лицо, являясь участником гражданского оборота, нуждается в индивидуализации. Как коммерче­ские, так и некоммерческие организации имеют свое на­именование, содержащее указание на его организацион­но-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся ком­мерческой организацией, должно иметь фирменное наиме­нование.

В фирменном наименовании выделяют две части:

• корпус фирмы;

• добавления.

Корпус фирмы — обязательная часть фирменного наиме­нования, в которой сообщается об организационно-право­вой форме коммерческого юридического лица (например,

133

акционерное общество). Обязательным для фирменного на­именования является добавление, позволяющее отличать од­ного субъекта хозяйствования от другого (например, закры­тое акционерное общество «Милавица»). Фирменное наиме­нование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его уч­редительных документах и подлежит регистрации путем вклю­чения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо имеет исключительное право ис­пользовать фирменное наименование на товарах, их упа­ковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печат­ных изданиях, официальных бланках и иной документа­ции, связанной с его деятельностью, а также при демон­страции товаров на выставках и ярмарках, которые прово­дятся на территории Республики Беларусь.

Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (п. 1 ст. 1017 ГК). Товарный знак идентифицирует товары, знак обслуживания — работы и услуги по признаку их изго­товителей или лиц, выполняющих работы либо оказываю­щих услуги.

Регулирование отношений по приобретению прав на товарный знак осуществляется Гражданским кодексом, Зако­ном Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также актами патентного ведомства.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистриро­ваны словесные обозначения, включая имена собствен­ные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобрази­тельные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цве­те или цветовом сочетании (ст. 1017 ГК).

Товарный знак регистрируется в патентном органе. Ре­гистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в патентный орган.

Свидетельство на товарный знак удостоверяет приори­тет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свиде­тельстве, и содержит изображение товарного знака.

134

Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК).

Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с тер­ритории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или дру­гие характеристики товара в значительной степени связы­ваются с его географическим происхождением (ст. 1024 ГК). Понятие «географическое указание» включает в себя понятия «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара». Наименованием места происхождения товара признается название страны, насе­ленного пункта* местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара* особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов (на­пример, Боржоми, кубинские сигары, французские Духи, русская водка, уральские самоцветы и т. п.).

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Республике Беларусь предоставляется на основа­нии его регистрации в патентном органе или в силу между­народных договоров Республики Беларусь. На основании регистрации выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара. Состав заявки на регистрацию и порядок предоставления права пользо­вания наименованием места происхождения товара опре­деляются в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О географических указаниях».

5. Недопущение недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается.

Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской дея­тельности действия хозяйствующих субъектов, которые

135

противоречат требованиям Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», требованиям добро­совестности и разумности и могут причинить или причи­нили убытки другим хозяйствующим субъектам — конку­рентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было спосо­бом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности кон­курентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпри­нимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринима­тельскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества то­варов, работ, услуг конкурента;

4) другие действия, противоречащие требованиям законо­дательства о конкуренции (действия, направленные на пре-пятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение; ненадлежащая реклама: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, нарушающая требования законодательства и др.).

Лицо, осуществляющее недобросовестную конкурен­цию, обязано прекратить противоправные действия и опуб­ликовать опровержение распространенных сведений и дей­ствий, составляющих содержание недобросовестной кон­куренции. Лицо, потерпевшее от недобросовестной кон­куренции, вправе требовать от недобросовестного конку­рента возмещения причиненных убытков.

Законодательством Республики Беларусь за недобро­совестную конкуренцию предусмотрена гражданско-пра­вовая, административная и уголовная ответственность.

136

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...