Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Авторский договор. Классификация авторских договоров




Для авторского права традиционной является договор­ная форма взаимоотношений автора с лицами, исполь­зующими результаты его творчества, поскольку именно эта форма позволяет в наибольшей степени обеспечить соблюдение прав и законных интересов автора.

126

I

Анализируя авторский договор, все специалисты подчер­кивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность в ряду других гражданско-правовых дого­воров. Это означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права (правила о формах и условиях действительности сделок), так и соответствующие нормы обязательственного права, касаю­щиеся, например, порядка заключения и исполнения дого­воров, ответственности за их нарушение и т. п.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательства­ми, театрами, радио-, киностудиями и т. д.) и авторами по поводу создания и использования произведений твор­чества, другие возникают в связи с деятельностью куль­турных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражда­нами на создание и использование произведений для удов­летворения личных потребностей.

В законодательстве не закреплено определение автор­ского договора. Однако в цивилистической литературе ав­торский договор понимается как соглашение двух или не­скольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав на объекты, охраняемые авторским правом. Авторский договор служит средством передачи имущественных прав. Имущественные права автора могут быть уступлены пол­ностью или в части и могут быть переданы для использо­вания по авторскому договору.

Авторский договор о передаче исключительных иму­щественных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицом, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать другим лицам подоб­ное использование произведения.

Содержание авторского договора. Авторский договор дол­жен предусматривать: способы использования произведе­ния (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право, и территорию, на кото­рую распространяется действие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядок определения

127

размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письмен­ной форме, если его условия изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.

Классификация авторских договоров. Авторский договор является особым типом гражданско-правового договора. Он подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует много оснований, по которым можно классифицировать авторские договоры:

1) вид произведения. В связи с этим могут быть выделе­ны авторские договоры на создание и использование лите­ратурных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных произведений, произведений изобразительного искусства;

2) готовность произведения. В зависимости от того яв­ляется ли предметом авторского договора уже готовое произ­ведение или произведение, которое только еще необходимо создать, различают авторские договоры на готовое произ­ведение и авторские договоры заказа; ■

3) другие основания.

Смежные права

В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т. е. сопряженных, со­предельных с авторскими правами. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

В Законе Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об автор­ском праве и смежных правах» выделены четыре вида смеж­ных прав:

128

• исполнительские права;

• права на фонограммы;

• права на передачи эфирного вещания;

• права на передачи кабельного вещания.

Иными словами, смежные права как институт граж­данского права выполняют те же функции, что и автор­ское право, в отношении произведений науки, литерату­ры и искусства. Сходны также и источники смежных и ав­торских прав. К отношениям в сфере смежных прав при­меняются многие нормы Гражданского кодекса, регламен­тирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Субъектами смежных прав являются исполнители, про­изводители фонограмм, организации эфирного или кабель­ного вещания.

7. Защита авторских и сметных прав

Субъектами права на защиту являются авторы, облада­тели смежных прав, а также наследники и иные правопре­емники.

Защита авторских и смежных прав может осуществлять­ся уголовно-правовым, административно-правовым и гра­жданско-правовым способами. Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.

В зависимости от характера нарушения обладатели ав­торских и смежных прав могут требовать от нарушителей:

• признания своего авторского или смежных прав;

• восстановления положения, существовавшего до на­рушения авторского или смежных прав;

• прекращения действий, нарушающих права или соз­дающих угрозу их нарушения;

• возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

• принятия иных мер, связанных с защитой авторско­го или смежных прав.

Во избежание незаконного использования контрафакт­ных (незаконно тиражированных) экземпляров произве­дений или фонограмм они подлежат обязательной конфи­скации по решению суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю ав­торских или смежных прав по его просьбе. Кроме того,

129

может быть вынесено решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и вос­произведения контрафактных экземпляров.

Незаконное распространение или иное незаконное ис­пользование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, присвое­ние авторства либо принуждение к соавторству и др. влекут наказание в соответствии со ст. 201 Уголовного кодекса Рес­публики Беларусь. Ряд нарушений авторских и смежных прав влечет административную ответственность.

Тема 64. Право промышленной собственности

1.  Право промышленной собственности. Общие положения.

2. Охраняемые объекты права промышленной собственности.

3. Правовая охрана изобретений, полезных моделей,

промышленных образцов.

4. Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

5. Недопущение недобросовестной конкуренции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...