Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальная коммуникационная система Интернет




История возникновения Интернет такова. В конце 60-x ― начале 70-х годов Агентство перспективных разра­боток Министерства обороны США создало компьютер­ную сеть, охватывающую все научные центры страны (в основном — университеты), для обеспечения информаци­онного обмена между ними и сохранения ценной инфор­мации в случае поражения некоторых из этих центров во время ядерной войны. Была разработана технология свя­зи между сетью и компьютером посредством протоколов, которая используется до сих пор. Постепенно компьютерная сеть охватила все вузы США, к ней подключились ча­стные информационные и почтовые системы, различные образовательные, гуманитарные и коммерческие службы.

В начале 90-х годов в Европейском центре ядерных ис­следований в Женеве Тим Бернерс-Ли разработал техно­логию «Всемирной паутины» (World Wide Web = WWW). В эту «паутину» вошли организации различных стран, и Интернет стала международной, в принципе — глобальной компьютерной сетью. Но она была не общедоступным, а элитарным коммуникационным средством.

Во второй половине 90-х годов происходит взрывоподобное развитие сети Интернет и связанных с нею комму­никационных технологий. В конце XX века в Интернете насчитывалось более 300 млн. постоянно подключенных к ней серверов. Сервер — компьютер несколько большей мощности по сравнению с обычным персональным ком­пьютером, который служит физическим носителем ин­формации, доступной пользователя Сети. Интернет, по общему мнению, превращается в виртуальное государ­ствосо своей собственной «киберкультурой», территори­ей и населением, не зависящим от национальных или по­литических границ.

Россия, несмотря на кризисное состояние науки и экономики, с 1995 г. подключилась к Всемирной паути­не. В 1999 г. были сотни коммерческих провайдеров — владельцев серверов и региональных научно-образовательных сетей, обеспечивающих доступ к Интернет прак­тически во всех крупных городах России. Особенно боль­шую и активную деятельность по внедрению Интернет в России развернул Институт «Открытое общество» (фонд Сороса).

Дефиниция Интернет вытекает из сущностных функ­ций, присущих сети, а именно:

• Интернет ― глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу муль­тимедийных сообщений (коммуникационно-простран­ственная функция);

• Интернет — общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция);

• Интернет — вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

Исходя из сказанного, получаем дефиницию: Интер­нет глобальная социально-коммуникационная компью­терная сеть, предназначенная для удовлетворения лично­стных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. В этой дефиниции учтены следующие отличительные при­знаки Интернет:

социально-коммуникационная сущность сети, обус­ловленная коммуникационно-пространственной и комму­никационно-временной функциями, т. е. способностью обеспечивать движение смыслов в социальном простран­стве и времени;

• предназначенность для удовлетворения коммуника­ционных потребностей не общества в целом, а отдельных личностей и социальных групп, обусловленных их стрем­лением к социализации и самореализации;

• вхождение в систему электронной коммуникации, благодаря использованию компьютерной базы и телеком­муникационных технологий;

глобальные масштабы Сети.

Не касаясь технологических подробностей, перечис­лим основные технические решения и термины, при­нятые в Интернет.

WWW — Всемирная паутина представляет собой пространственно распределенную информационно-поисковую систему, состоящую из следующих элементов:

информационных ресурсовв виде: Web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе — многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; сайтов — совокуп­ности страниц, принадлежащих частному лицу или орга­низации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site — участок) имеют свои адреса; на одном сервере мо­жет размещаться несколько сайтов; каталогов и файлов — средств организации информационных ресурсов;

информационно-поисковых языковсловарного и классификационного типа, служащие для поиска инфор­мации по ключевым словам и индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблep, Апорт, Индекс, Ау; англоязычные — Altavista, Info-seek и др.);

логических операций,используемых при поиске с помощью операторов И, ИЛИ, НЕ, а также расширении поисковой зоны путем отбрасывания окончаний и суф­фиксов слов;

технических средств реализациив виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средства­ми проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобаль­ную cmpукmypy сети;

программного обеспечения,включающего протоко­лы, регламентирующие обмен информацией между ком­пьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные програм­мы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы)и др.

Несмотря на постоянное повышение «дружелюбия» и комфортности диалога с Интернет, тематический поиск релевантных страниц в информационных ресурсах Пау­тины нисколько не проще традиционного библиографи­ческого разыскания и требует огромного трудолюбия, настойчивости, логичности мышления, интуиции, цепкой памяти, которыми всегда отличались профессиональные библиографы. Однако Интернет — не только информаци­онно-поисковая система; он решает задачу, которая совер­шенно не свойственна ИПС: он формирует виртуальные клубы духовно близких пользователей Сети. Этой цели служат телеконференции, списки рассылки, наконец, чаты (chat — англ. болтовня).

Характерным фактом виртуальной коммуникации является заявление в 1998 г. Радикальной Эсперанто Ас­социации о формировании «сетевого этноса». «Мы убеж­дены, — заявляют инициаторы, — что не только территория делает возможным существование государства, но также культура, самосознание. Сегодня исторический рост нашей культуры обязывает нас сделать качественный ска­чок в развитии нашего сообщества через создание своей Конституции и своего Правительства... Интернет позво­ляет сделать все это без расходов на постоянные очные встре­чи». При этом они ссылаются на то, что «число говорящих на эсперанто в Европе достигает 10 млн. человек и превы­шает население многих европейских государств»[68].

Использование Интернет, по сути дела, представля­ет собой реализацию прикладных функций Сети. Не будем рассматривать коммерческую эксплуатацию, а обратим­ся к бесприбыльным областям применения Интернет.

А.Образование.Учителя общеобразовательных школ охотно используют Интернет для общения друг с другом и с родителями своих учеников, для обмена профессио­нальным опытом, иногда обращаются к ресурсам Сети, чтобы обогатить содержание уроков, но многие педагоги настороженно относятся к стремлениям детей углубить­ся в виртуальное пространство Интернет, опасаясь неже­лательных последствий. Другое дело — средняя специаль­ная и высшая школа.

Здесь активно разрабатывается идея дистанционного обучения, суть которого состоит в замене физического пе­ремещения студентов к источникам знания на виртуаль­ное перемещение знаний к студентам. Дистанционное обучение особенно привлекательно для заочного образования. Большинство вузов имеет в Интернет свои сайты, где размещаются не только рекламно-ознакомительные материалы, но и электронные версии учебных пособий, методические материалы, контрольные задания и т.д. Существуют привлекательные проекты виртуальных вузов, предусматривающие мобилизацию лучших преподавателей и специалистов региона для участия в педагоги­ческом процессе.

Б.Библиотекииспользуют телекоммуникационные воз­можности Интернет: 1) для обслуживания читателей в ре­жиме теледоступа, без посещения читальных залов; правда, авторское право не допускает размещение на библиотечных серверах текстов первоисточников, но зато поиск инфор­мации в электронных справочниках, энциклопедиях и библиотечных каталогах вполне доступен; 2) для библиотеч­ной кооперации в виде обращения к электронным катало­гам других библиотек, скачивания библиографических записей из центра каталогизации, передачи фрагментов баз данных, заказа литературы в книжных магазинах, книгообмена и др.; 3) для развития профессиональных кон­тактов с отечественными и зарубежными коллегами пу­тем: электронной почты, подписки на тематические лис­ты рассылки, телеконференций и т. п. Библиотечные работники высоко оценивают колоссальные информаци­онные ресурсы Интернет, но склонны рассматривать их как дополнение к справочно-библиографическим фондам, а не как их замену.

В.Музеииспользуют свои серверы для предоставле­ния следующих услуг: справки об адресах, часах работы, телефонах; предварительный заказ билетов и организация экскурсий, публикация анонсов выставок и коллекций; проведение дискуссий специалистов и любителей искус­ства и др. Реализуется проект «Музеи России», который ставит задачи: открыть миру Российское культурное на­следие, способствовать росту культурного туризма в Рос­сию; развивать дистанционное образование; формировать среду общения для музейных специалистов. Создан «Все­российский реестр», включающий более двух тысяч му­зеев, многие музеи располагают сайтами, раскрывающи­ми их экспозиции.

Г.Здравоохранениев Интернет впечатляюще пред­ставлено телемедициной. Телемедицина — это использо­вание телекоммуникаций и компьютерной технологии в сочетании с опытом специалистов-медиков для оказания врачебной помощи в отдаленных районах, в любое время суток и при любой погоде. Телемедицина незаменима в чрезвычайных (ургентных) обстоятельствах и при ката­строфах. Кроме телемедицины, Интернет используется для распространения медицинских знаний, фармакологи­ческой информации, экологического мониторинга и под­держания экологической безопасности.

Д.Трудоустройствооблегчается с помощью баз данных Интернета, где собраны сведения о компаниях-работода­телях, об имеющихся вакансиях и требованиях к соискате­лям. Кроме того, есть банк биржи труда, куда работник мо­жет включить свои предложения по трудоустройству. Бла­годаря Сети, — утверждают американские специалисты, — «вы почти всегда можете найти рабочее сообщество, кото­рое вам подходит, если дадите себе труд поискать его».

Е.Гражданские инициативы.Виртуальное простран­ство Интернет — прекрасное поле для развертывания гражданских инициатив независимо от официального одобрения. Характерный пример — использование Интернет российскими правозащитниками.

Надо признать, что мнения относительно значимости и перспектив Интернет не отличаются единодушием: одни видят в нем миф о демократическом равенстве, о гармо­нии личности и власти; другие рассматривают его как мощное средство интеллектуального и духовного разви­тия людей; третьи усматривают в нем стимул для пробуж­дения социальной активности. Энтузиасты придумали интернетовский шлягер, где есть слова:

Для нас сомнений больше нет,

Что миром правит Интернет.

Познать поможет целый свет

И на любой вопрос ответ

Тебе подскажет Интернет.

Исчезни тьма! Да будет свет

С простым названьем — Интернет!

Феномен Интернет — привлекательный предмет для метатеоретических обобщений. Источниками материала для обобщающих выводов могут служить конкретные (частные) науки, изучающие различные аспекты явления Интернет.

• Философско-исторический аспект. Сточки зрения историософии (философии истории) очевидно, что появ­ление глобальной коммуникационной сети — убедитель­ный аргумент в пользу формирования Всемирной инфор­мационной цивилизации, т. е. постиндустриальной инфор­мационной культуры.Во-первых, Сеть транснациональна, она преодолевает государственные и национальные грани­цы, способствуя диалогу и сближению народов; во-вторых, она способствует интеграции национальных и региональ­ных экономических зон в глобальную экономику; в-тре­тьих, она способна сосуществовать с разными политичес­кими режимами, культурными и языковыми различиями; в-четвертых, она может стать платформой для формиро­вания всемирного универсума знаний человечества и все­мирного дистанционного университета. По мнению некоторых мыслителей, Интернет способствует становлению новой формы существования человека — виртуальных социумов, которые в перспективе сольются в глобальное виртуальное общество.

• Организационно-управленческий аспект.Главный организационно-управленческий принцип Сети, создаю­щий ей репутацию абсолютно демократического институ­та, заключается в децентрализации, в отсутствии верхов­ного управленческого органа и иерархии власти. Правда, есть уровень начальных организаторов-управленцев — это провайдеры. Провайдер — владелец фрагмента виртуаль­ного пространства, который взимает с клиентов плату за пользование доступом к Сети, но никак не ограничивает содержание их диалогов. Если провайдер по тем или иным причинам не устраивает клиентов, они могут расторгнуть заключенное с ним соглашение и перейти к другому соб­ственнику виртуальной области. Насколько устойчива и эффективна подобная организация, чтобы служить осно­вой для формирования глобального сообщества?

• Этико-правовой аспектобусловлен противоречиво­стью идеологии Сети: с одной стороны, — полная гласность и открытость, свобода слова и самовыражения; с другой стороны — неприкосновенность частной жизни, соблюдение этических норм, исключение насилия. Дело в том, что абсолютная гласность неизбежно приводит к нарушению privacy — неприкосновенности частной жиз­ни. Отслеживая поведение того или иного клиента в Сети при покупках, путешествиях, лечении, общении и т. д., можно синтезировать интимный облик человека, вовсе не предназначенный для публикации. Есть мошенники, ко­торые таким образом собирают и продают компромат на известных людей. Открытость Сети способствует распро­странению по всему миру клеветы и дезинформации, что провоцируется анонимностью авторов, входящих в Сеть. Для детей и юношества, образующих широкую аудиторию Сети, нравственно опасны порнографические, сексуальные, насильнические сайты, которыми переполнено про­странство Интернета. В целях защиты детей на персональных компьютерах устанавливаются фильтры, ведущие селекцию информации, поступающей извне. Но эффективность такой «домашней цензуры» очень сомнительна.

Нерешенной проблемой глобальной Сети остается со­блюдение авторского права. Согласно юридическим нор­мам, только владелец авторского права на интеллектуаль­ную собственность типа полиграфического издания (книги) или виртуального документа имеет право делать с них копии. Прочим людям предписано ограничиваться небольшими выдержками с обязательной ссылкой на первоисточник для целей цитирования, комментирования, пародии и т. п. Но в настоящее время нет средств для того, чтобы защищать интеллектуальные произведения от несанкционированного копирования и распространения.

• Социальный аспект— это осмысление круга пользователей Сети. В первый период становления Интернет это были профессионалы-технократы и компьютерная «боге­ма», создавшие физическую структуру Сети и ее программ­ное обеспечение. Ныне к ним присоединились менеджеры и бизнесмены, служащие, преподаватели и студенты, а также коллективные пользователи — банки, больницы, фирмы, университеты и школы, средства массовой ком­муникации, библиотеки, музеи и пр. Для этих пользовате­лей Интернет — удобный и незаменимый рабочий инстру­мент, позволяющий успешно решать производственные или учебные задачи. Сложилась третья группа — субкуль­турное сообщество пользователей Интернет, для которых Сеть — не вспомогательный инструмент деловой активно­сти, а жизненная среда, с которой связаны жизненные смыс­лы личности, место самореализации человека.

• Психологический аспектособенно отчетливо про­является при изучении субкультурного сообщества, состо­ящего главным образом из молодежи, не достигшей 30 лет. Виртуальная реальность при глубоком погружении воз­действует на все органы чувств человека, а также на его воображение и мышление. Сознание раздваивается из-за постоянных переходов от виртуального мира к реально­сти, и наоборот. В результате трансформируется духов­ный мир человека, его образ мысли и образ жизни. У него появляется ряд психических новообразований — интере­сов, мотивов, установок, стремлений, целей, ориентиро­ванных на виртуальность. Психиатры обращают внимание на появление таких психических отклонений как тревож­ность при работе с компьютером, Интернет-зависимость, хакерство, поглощенность компьютерными играми, социальная инфантильность. Особую озабоченность психоло­гов и педагогов вызывает проблема «Интернет и дети».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...