Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тематика и основное содержание практических (семинарских) занятий Тема 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии (4 часа) 1. Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. 2. Возникновение нейропсихологии на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Вклад А. Р. Лурия в становление и развитие отечественной нейропсихологии. «Источники» знаний о функциональной организации мозга: сравнительно-анатомические данные; физиологические данные: метод разрушения; физиологические данные: метод раздражения. 3. Взаимосвязь нейропсихологии с общей психологией, нейроанатомией, нейрофизиологией, психофармакологией и др. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление, нейропсихологический подход в психодиагностике - их задачи и методы. Клиническая нейропсихология как основное направление. 4. Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Определение синдрома, симптома, фактора. Методы клинического нейропсихологического исследования А. Р. Лурия. Значение нейропсихологии для медицинской практики: нейропсихологическая диагностика локальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций. Тема 2. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций (4 часа) 1. История изучения локализации высших психических функций: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция, отрицание возможности материалистического решения этой проблемы. 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Пересмотр понятий "функция", " локализация", «симптом». Основные нейропсихологические понятия. Общие признаки физиологических и психических функций как функциональных систем (приспособительный характер, иерархическое строение, пластичность, самоуправляемость и др.). 3. Специфические признаки психических функций (социальный генез, опосредованный характер, связь с речевой системой, прижизненное формирование и др.). 4. Принципы локализации физиологических и психических функций. Проблема хроногенной локализации высших психических функций человека. Различный вклад левого и правого полушарий мозга в мозговую организацию каждой психической функции. Роль лобных долей в формировании высших психических функций. Высшие психические функции - результат работы мозга как целого, где разные отделы выполняют дифференцированную роль. Развитие теории системной динамической локализации высших психических функций в современных нейроанатомических и нейрофизиологических исследованиях. Тема 3. Основные принципы строения мозга (4 часа). 1. Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата психических процессов (концепция структурно-системной организации мозга О.С. Адрианова). 2. Проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярные системы мозга. Концепция А.Р. Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга: энергетическом (блоке регуляции тонуса и бодрствования); блоке приема, переработки и хранения экстероцептивной информации; блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности. 3. Иерархическое строение функциональных блоков мозга. Морфологические и функциональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых полей задних и передних отделов мозга. Вклад функциональных блоков мозга в осуществление высших психических функций. Дифференцированное участие трех блоков мозга в мозговом обеспечении различных видов психической деятельности. Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа). 1. История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, физиологические и анатомические данные. 2. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга. Асимметрия трех функциональных блоков мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Парциальный характер функциональной асимметрии. Степень асимметрии. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Исследование типов межполушарной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики. Межполушарная асимметрия мозга как частный случай межполушарного взаимодействия. 3. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.). Синдром "расщепленного мозга". Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия. Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей. 4. Методы исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия невербальных и вербальных функций. Тема 5. Сенсорные и гностические нарушения работы зрительной системы. Зрительные агнозии. Сенсорные и гностические нарушения работы кожно-кинестетической системы. Тактильные агнозии (4 часа) 1. Основные принципы строения зрительного анализатора. Первичные корковые поля зрительной системы. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев зрительного анализатора (снижение остроты зрения, различные формы гемианопсий, скотомы, расстройства светоощушения, цветоощущения, фотопсии). Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочно-теменных областей мозга. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др. 2. Особенности нарушения зрительного восприятия при поражениях верхних и нижних отделов "широкой зрительной сферы" левого и правого полушарий мозга (у правшей). Псевдоагнозия, локализация поражения. Методы исследования нарушений зрительного гнозиса. 3. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Первичная теменная кора. Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. "Сенсорный человечек" Пенфильда. 4. Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении спинного мозга, зрительного бугра, первичных корковых полей, кожно-кинестетического анализатора. 5. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная и цифровая (тактильная алексия), агнозия пальцев (синдром Герстмана), агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Агнозия позы. Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга (у правшей). Участие кожно-кинестетической системы в регуляции мануальной и речевой моторики. Методы исследования нарушений тактильного гнозиса. 6. Основные принципы строения слухового анализатора. Первичная слуховая кора. Особенности строения слуховой системы, ее отличие от зрительной и кожно-кинестетической. Две слуховые функциональные системы: неречевой и речевой слух. 7. Сенсорные нарушения работы слуховой системы при поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев слухового анализатора (снижение слуха на различные частоты, явление рекрутмента, нарушения абсолютной и дифференциальной слуховой чувствительности, нарушения биноурального слуха, восприятия коротких звуков и др.). 8. Гностические слуховые нарушения при поражении вторичных корковых полей височных отделов левого и правого полушарий мозга (у правшей). Слуховая агнозия, амузия, аритмия, нарушения слуховой памяти. Нарушения речевого фонематического слуха. Особенности фонематического строя русского языка. 9. Методы исследования нарушений слухового (неречевого) гнозиса и фонематического слуха. Тема 6. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий (4 часа) . 1. Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы. Принципы построения двигательного акта (принцип сенсорной коррекции или обратной связи; принцип афферентационных ансамблей; принцип иерархии уровней мозга). Эфферентные механизмы произвольных движений: пирамидная и экстрапирамидная системы. 2. Основные принципы строения. Первичная моторная кора. "Двигательный человечек" по Пенфильду. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторной коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.). Корковые и подкорковые отделы экстрапирамидной системы. 3. Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.) Функции пирамидной и экстрапирамидной систем. Апраксии. Классификация апраксий по А.Р.Лурия. Основные симптомы кинестетической, пространственной, кинетической и регуляторной апраксий. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные), локализация поражения. 4. Методы исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |