Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фокусировка проблемы и постановка цели




На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. Для чего следит за языком тела клиента (куда смотрит, какую дистанцию держит с терапевтом, какие жесты использует и т.п.), слушает интонацию голоса, обращает внимание на свои чувства, возникающие во время рассказа. Эмпатическое присоединение к клиенту, понимание его чувств, «активное слушание» помогают создать безопасность обстановки и лучше понять то, что рассказывает клиент. Позитивным на данном этапе является безусловное позитивное принятие и уважение к клиенту, построение доверительных отношений.

Важным вопросом этой стадии (как, впрочем, и предыдущей) является вопрос: «Что вы хотите получить от этого сеанса?» При этом необходимо, чтобы клиент сформулировал свою цель в позитивных терминах, без частицы «не». Например, «хочу стать более уверенным», вместо «не хочу бояться выступать перед другими людьми». В этом примере в продолжение сессии гештальт-терапевт спросит, а что для вас значит быть уверенным? (Согласно Ф. Перлзу, основные вопросы гештальт-терапевта — «что?» и «как?», а не «почему?», так как последний вопрос позволяет уйти от переживаний реального опыта в избегание путем рассуждения. Он называл это эбаутизмом, от английского «about»): Прояснение цели работы должно достигать такого состояния, когда клиент и терапевт одинаково понимают желаемый результат, для чего терапевту необходимо сверять свое понимание с пониманием клиента.

Для фокусировки проблемы необходимо выяснить основные фигуры, включенные в проблему, основную ситуацию, в которой актуализируется проблема и основные чувства клиента в данной ситуации и их «место в теле». В примере с неуверенностью это раскрывалось бы следующими вопросами: «С какими людьми вы чувствуете себя неуверенным? В какой ситуации это происходит? Как вы ощущаете свою неуверенность телесно?» Здесь также уместно задать вопрос о том, что для клиента является наиболее важным из его рассказа.

К концу первой фазы преодолевается конфлюенция, становятся ясными неудовлетворенная потребность клиента и объект из внешнего мира, с которым связано ее удовлетворение.

Экспериментирование

Экспериментирование является сердцевиной гештальт-метода, оно имеет непосредственную связь с незавершенными ситуациями конкретного клиента. «Экспериментирование манипулирует различными параметрами, чтобы благодаря расширению поля найти в контакте новизну, восстановленные возможности идентификации и отвержения, творческое приспособление» [8. С. 54].

Основной смысл эксперимента в гештальт-терапии - моделирование истории, рассказываемой клиентом в ситуации «здесь и теперь». Например, если клиент рассказывает о конфликте с близким человеком, то терапевт может предложить ему разыграть данную ситуацию (в группе с другими людьми или с воображаемыми персонажами в индивидуальной работе).

Эксперименты могут быть направлены на увеличение осознавания («awareness»), когда терапевт предлагает осознавать свою позу, дыхание, жест или часть тела, могут исследовать тему, предложенную в скрытой метафорической форме. Например, если клиент говорит: «Я чувствую себя пешкой в этой игре», то можно предложить ему действительно сыграть роль пешки на шахматной доске. Исследование может происходить через акцентирование употребляемых слов и жестов. Например, терапевт может предложить клиенту усилить жест, который тот делает еле заметно, и понять, что он при этом чувствует.

Проводя эксперимент, терапевт продолжает следить за тем, как клиент осуществляет контакт, как выражает чувства, какие сопротивления демонстрирует, помогает ему осознать их. Одной из задач терапевта является возвращение клиента к тем чувствам, которые он прячет, избегает, при этом происходит нарастание возбуждения (которое при блокировании дыхания перерастает в тревогу). Оно показывает, что клиент движется в «правильном направлении».

Одной из важных характеристик эксперимента является его глубина. «У каждого клиента есть глубины эмоционального осознания, к которым он готов прикоснуться и понять. Если эксперимент не будет достигать достаточной глубины, клиент не будет работать с тем вопросом, который он поднял. Если эксперимент достигает слишком большой глубины слишком быстро, то клиент может чувствовать себя подавленным, переполненным и «отрезанным»; поэтому очень важно найти средний уровень» [1, С.15].

Финальный контакт, действие с объектом

Это стадия, в которой клиент вступает в полный контакт с выбранным объектом, здесь наиболее ярко проявляются чувства. Эта стадия связана с непосредственным удовлетворением потребности, которое достигается только посредством действия, для совершения которого клиент набирает энергию в предыдущих стадиях (имеется в виду нарастание возбуждения). Это действие выбирает и совершает сам клиент. Оно может иметь символический характер, как, например, приближение или удаление, и иногда проделываться в воображении. Данное действие должно отличаться от обычного поведения клиента, быть новым.

Задача терапевта на этой стадии заключается, с одной стороны, в том, чтобы отойти и не мешать выражению чувств и выполнению действия, а с другой — в том, чтобы следить за тем, чтобы контакт не прерывался с помощью эготизма.

Интеграция

Эта стадия - одна из самых важных, она совершается самим клиентом и заключается в принятии или отвержении нового опыта. Клиент в процессе работы получает возможность действовать по-новому, однако включит ли он эти формы поведения в структуру организма, т.е. будет ли он использовать этот новый опыт или нет, это зависит только от него.

Терапевт может участвовать в этом процессе посредством совместного с клиентом исследования возможных альтернативных форм поведения. Стадия интеграции завершает работу и помогает клиенту исследовать то, что он собирается делать в своей жизни по-другому. Этот процесс также усиливает «устойчивость» клиента и вне терапевтических встреч.

ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

В гештальт-терапии существует ряд принципов, которые определяют эффективность терапевтической работы.

1) «Здесь и теперь». Один из центральных принципов гештальт-терапии, определяющий взаимодействие терапевта и клиента. Смысл этого принципа в том, что наиболее значимым является то, что происходит здесь и сейчас. При этом прошлое и будущее имеют значение в том, как они представлены в настоящем (вспоминает клиент или думает о будущем, он делает это здесь и сейчас, т.е. переживает прошлую или предстоящую ситуацию в настоящем). Кроме того, этот принцип означает, что то, о чем рассказывает клиент, присутствует здесь и теперь, т.е. если он говорит, что мне скучно там и тогда, то скорее всего ему скучно здесь и сейчас. Для терапевта важно не только обращать внимание на поведение, речь, жесты, клиента и т.п., но замечать и свои чувства, которые он сам испытывает в процессе общения. Они часто являются показателем того, что происходит здесь и сейчас.

2) «Осознавание отношений терапевт — клиент». В ситуации индивидуальной терапии терапевт - единственный реально присутствующий человек для клиента, а в группе — один из самых важных. В отношениях с терапевтом клиент проявляет себя так же, как и во внешнем мире. Если клиент говорит, что его не понимают люди, то наверняка он будет делать так, чтобы его не понял и терапевт. Поэтому необходимо осознавать то, что происходит в этих отношениях, и выносить это в зону контакта, обсуждая с клиентом (Кто я для вас в этой ситуации?). Если, например, клиентка говорит: «Все мужчины похожи на деревья, старые и молодые, и мне больше нравятся молодые», то мужчина-терапевт может спросить: «А меня к какому дереву вы отнесете?» Во взаимодействии с клиентом терапевту необходимо осознавать свои переживания по поводу того, что делает клиент, и также выносить их в контакт. Например, клиент долго монотонным голосом, безэмоционально рассказывает какую-либо историю, а терапевт при этом скучает, зевает и т.п. В этом случае он может сказать: «Вот вы рассказываете свою историю, а мне скучно. Мне кажется, что и вас она не очень задевает». И далее: «Что вы чувствуете в связи с этим?» Выражение терапевтом своих чувств по поводу того, что говорит клиент, с одной стороны, является примером «правильного» поведения в терапии (открытости), а с другой - выражением обратной связи от окружающих людей и помощью в осознавании.

3) «Разделение ответственности за изменения». Необходимым фактором изменения является принятие клиентом на себя ответственности за то, что он делает, чувствует, за то, что именно он «хозяин своей проблемы» и только он сам может избавиться от нее. Задача терапевта при этом активизировать внутреннюю работу клиента, усиливать функцию «Это», предлагая ему выбирать тему сессии, ее глубину и т.д. Если же клиент отказывается от выбора, то терапевт может сказать ему об этом, но не делать это за него, подменяя тем самым его «Эго-функцию» своей. Кроме того, терапевту важно признавать выбор клиента при условии, если последний принимает ответственность за него, даже если это отказ от дальнейшей работы.

4) «Баланс фрустрации и поддержки». Для нахождения оптимальной глубины эксперимента терапевту необходимо, с одной стороны, оказывать клиенту поддержку, достаточную для проявления новых форм поведения, а с другой стороны - фрустрировать (создавать препятствия) попытки действовать прежним, неэффективным образом. Фрустрация позволяет клиенту оказаться в «тупике» (термин, предложенный Ф. Перлзом), выход из которого возможен лишь с помощью новых способов действия. Она возникает, когда терапевт не позволяет своему подопечному прервать контакт, т.е. уйти от важной темы, сложных переживаний и т.п. При этом, если не будет оказано достаточной поддержки, клиенту будет сложно интегрировать полученный опыт, восстановить потерянное равновесие. Для успешной работы необходим баланс, гармоничное сочетание этих двух воздействий терапевта на клиента (фрустрации и поддержки).

5) «Исследование сопротивления». Сопротивление, как и другие психические механизмы, является частью организма. Исходя из этого, задача терапевта состоит не столько в преодолении его, сколько в изучении и осознавании того, как клиент его создает, как с его помощью прерывает контакт. Такая работа позволяет клиенту выбрать, оставить этот Способ поведения или заменить его другим, более эффективным. В работе с сопротивлением важным вопросом является «Как ты это делаешь (сдерживаешься, уходишь от контакта и т.п.)?» При исследовании сопротивления терапевт может предложить клиенту обратиться к прошлому, к тому времени, когда появился тот способ поведения, который мы называем сопротивлением. Для этого предлагается сконцентрироваться на актуальном чувстве и назвать тот возраст, который первым «приходит в голову», а затем рассказать о событии, с которым связано данное сопротивление. Разбор (проживание) этого события при поддержке терапевта обычно помогает клиенту понять, как он переносит прошлое в настоящее, и выбрать — делать это или нет.

6) «Обращение в процессе сессии к трем функциям «self». Для того чтобы выбор был осознанным, необходимо учитывать информацию функций «Оно» и «Личность». Исследование функции «Оно» происходит при обращении к желаниям, чувствам или телесным реакциям («Что вы чувствуете?»), к функции «Личность» — при обращении к мыслям и представлениям, прошлому опыту («Как вы это представляете?»). «Эго-функция» задействуется вопросом — «Что вы выбираете?»

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Далее мы попробуем описать способы и техники взаимодействия с клиентами в рамках гештальт-терапии. Цель их применения состоит в содействии получению нового опыта и расширению осознавания. Среди них можно выделить способы взаимодействия с клиентом или группой, а также упражнения, проводимые терапевтом в группе, в индивидуальной работе или выполняемые самостоятельно.

В качестве техник взаимодействия К. Наранхо (5) выделяет «Суппрессивную», «Экспрессивную» техники и «Технику интеграции».

«Суппрессивная техника»

«Суппрессивная» техника заключается в подавлении избегания какого-либо чувства, что дает возможность ощутить его более полно и осознать. «Первое необходимое условие ощущения того, что мы потенциально можем ощутить, - как пишет К. Наранхо, - это перестать заниматься посторонним» [5. .С. 72]. В этом случае задача терапевта - концентрировать внимание клиента на том, что он переживает в данный момент, «здесь и теперь», и прекращать все попытки избежать этого переживания.

Наиболее распространенные способы избегания - это: рассуждения о чем-либо, объяснение причин, интерпретация, долженствование (т.е. говорить себе и другим то, что должно быть), вопросы (как формы манипуляции, направленные на сокрытие переживания), ответы (как реакция на манипулятивный вопрос), спрашивание разрешения, требовательность к другим и т.п.

«Экспрессивная» техника»

«Экспрессивная» техника» заключается в усилении выражения какого-либо чувства, переживания и т.п. Основной смысл экспрессии - это самовыражение, т.е. перевод своих чувств и мыслей в действия, слова и т.п. Без этого «мы остаемся фантомами, не ощущаем полноты бытия» [5. С.98]. «Экспрессивная» техника воспринимается в трех аспектах: инициация действия, завершенность действия и направленность действия.

Инициация действия подразумевает выражение чувств и переживаний в словах или действиях. В рамках этой техники терапевт может предложить клиенту сделать то, о чем он говорит.

Клиент: «Я злюсь на этого человека, просто готов ударить его».

Терапевт: «Попробуйте ударить его, например, по руке».

Или может отметить, что происходит реально в этой ситуации. В приведенном примере: «Вижу, что вы сжимаете кулаки, вы кого-то хотите ударить?»

Завершенность действия достигается интенсификацией самовыражения индивида и развитием его (самовыражения) элементов. Выделяется четыре типа процедур, ведущих к интенсификации действия:

1. Простое повторение (жеста, движения, фразы и т.п.). Например: «Повторите то, что вы сказали, несколько раз, обращая внимание на то, что вы чувствуете при этом».

2. Преувеличение и развитие (усиление незаметного жеста, повторение фразы с увеличением ее эмоционального содержания и т.п.). Например:

«Сожмите свои кулаки еще сильнее» или «Скажите эту фразу максимально громко».

3. Выявление и передача (озвучивание определенных действий, жестов и т.п., передача словами невербального выражения: слез, смеха, визуальных образов, телесных симптомов и т.п.). Например:

«Что бы сказала ваша левая рука правой» или «Озвучьте ваш больной позвоночник».

4. Идентификация и исполнение роли. Например: «Стань своей рукой» или «Сыграй этого человека». Играя предложенную роль, клиент идентифицируется с персонажем и испытывает те же переживания, что способствует расширению поля осознавания и интеграции.

Направленность действия или прямота выражения, необходимая для полного контакта, часто притупляется с помощью минимизации, окольности, неопределенности и т.п. Минимизация часто происходит при использовании союза «но», т.е. «само использование этого слова уже может быть сигналом» [5. С.118]. В большинстве случаев этот союз противопоставляет части предложения, разделенные им. Например: «Я хотел бы обнять тебя, но мне что-то мешает». В работе с такими фразами терапевт может предложить союз «но» заменить союзом «и» и посмотреть, какая получится фраза, или предложить выбрать одну из частей предложения и произнести ее. Источниками минимизации могут быть слова: наверное, возможно, некоторые, это, как бы. Например: «Я не могу сделать это» или «Это ему не понравилось бы». В этом случае терапевт предложит клиенту обратиться к человеку прямо, избегая употребления смягчающих слов.

В качестве«Техники интеграции» К. Наранхо выделяет две основных: «Ассимиляция проекций» и «Пустой стул» (внутриличностное столкновение). Первая заключается в «идентификации с проекцией посредством обыгрывания». Клиенту предлагается сыграть того человека, на которого он проецирует свои чувства (например, сказать, играя роль: «Ты некрасивая»), и затем сказать то же как свое мнение о себе («Я считаю себя некрасивой»).

Эксперимент «пустой стул»

Наиболее известной и, в общем-то, основной техникой гештальт-терапии считается диалог с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими персонажей из жизни субъекта, некоторые терапевты называют ее «пустой стул». Она была заимствована Ф. Перлзом из псходрамы.

Эксперимент «пустой стул» - это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей)[4].

Задача терапевта - поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления (1).

В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и предложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника.

Работа с горем

По мнению Б. Брински (1), горе - универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе - сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним — это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере (о том человеке, который умер, и т. п.).

Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул». Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, - использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на стул напротив (1). Терапевт может попросить клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего, и высказать эти чувства непосредственно умершему. Он (терапевт) может задать вопросы типа: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?», «Чего ты хочешь от этого человека?», «Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?» Во время этого диалога поощряются телесные/физические движения, например, прикосновение к подушке (умершему) и т.п., которые позволяют наиболее полно выразить чувства» (1).

Когда эмоции выражены, клиент может легко вспоминать об утрате и проститься с тем человеком, которого потерял, сказать «до свидания» и/или отнести стул (подушку), символизирующий его, на большее расстояние от себя, например, в другую комнату.

В некоторых случаях ситуация потери может быть настолько травмирующей, что для обращения к ней потребуется долгое время для создания клиенту безопасной ситуации, в которой эта работа могла бы проходить.

Работа со страхом

Работа со страхом может проходить по двум направлениям.

В первом страх является результатом проекции своей сильной (агрессивной) части на внешний объект. В этом случае объект страха осознается и является ясным и понятным (например, собаки). В этом случае основная задача вернуть спроецированную сильную часть. Одним из возможных ходов здесь может быть предложение клиенту сыграть роль того, кого он боится, и показать, какой он страшный, злой и т.п. В этой игре клиент вновь обретает способность противостоять внешней агрессии. При этом важно, чтобы эту агрессию он действительно проявлял. Здесь терапевт может столкнуться с ретрофлексией, когда энергия, которая могла бы идти на сопротивление нападению, тратится на сдерживание своих действий. Ретрофлексия проявляется в жестах и движениях, направленных на самого себя, в напряжении тела. Терапевт в этом случае может предложить клиенту сделать это же, например, с подушкой или стулом, символизирующим объект страха.

Во втором случае страх связан с конфлюенцией, при этом клиент боится неизвестно чего и предъявляет проблему как боязнь темноты, замкнутого пространства и т.п. Эти страхи (как и другие симптомы) могут быть связаны с незавершенными ситуациями в начале жизни человека, например, с рождением. В начале работы с ними необходимо более конкретно выяснить объект и то, чем он опасен, а затем интенсифицировать контакт с ним.

В психотерапии страхов (но больше во втором случае) для терапевта важно оказывать клиенту достаточно поддержки и создавать безопасную обстановку в начале сессии, чтобы он мог «пойти» в опасную область. Для этого можно узнать у клиента, что ему нужно сделать, чтобы уйти в безопасную зону (например, включить свет, выйти в другую комнату, накрыться одеялом, обратиться за помощью к какому-то человеку и т.п.).

Результат работы со страхом состоит в том, что клиент учится получать поддержку от самого себя, находить и использовать собственную силу. Эксперимент может строиться в технике «пустой стул». На одном из стульев будет находиться тот, кто боится (как правило, это внутренний ребенок, детская часть человека), а на другом - сильная часть, взрослый, который может противостоять опасности и поддержать «слабого». При этом итогом сессии может быть действие, символизирующее поддержку. Если такая сессия происходит в группе, то одну из частей могут играть другие участники.

Иногда проблема, предъявляемая как страх чего-либо, в контексте реальных отношений терапевт - клиент, в ситуации «здесь и теперь» может проявляться как агрессия. В этом случае клиент рассказывает нечто страшное, как бы стараясь напугать терапевта, и сам при этом не боится. Здесь задача состоит в том, чтобы обратить его (клиента) внимание на то, что происходит, и сделать это предметом осознавания.

Работа с телом

Гештальт-терапия рассматривает тело как составляющую часть целого, называемого - «человек». По мнению Ф. Перлза, ментальная деятельность - это просто деятельность, осуществляемая на менее интенсивном уровне, чем физическая. Из этого следует, что наше тело - непосредственное проявление того, что мы есть, и мы очень многое можем узнать о себе, просто наблюдая явное физическое поведение (позу, дыхание, движения и т.п.).

Базовая теория работы с телом заимствована Ф. Перлзом у В. Райха, и суть ее сводится к тому, что особенности характера человека, все стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела отражаются на теле в виде «мускульного панциря»[5] - хронически напряженных мышц. Эти напряжения возникают для подавления эмоций в связи с требованиями ситуации или родительскими предписаниями. В дальнейшем они (напряжения) становятся привычными и часто не способствуют адаптации человека, блокируют «свободное течение энергии» и таким образом приводят к соматическим заболеваниям. Психическим механизмом, создающим телесные напряжения, по мнению Ф. Перлза, является ретрофлексия.

Работа с телом в гештальт-терапии может проводиться с целью лечения психосоматических симптомов к которым, так или иначе, могут относиться практически все соматические заболевания. Она (работа) основывается на положении о том, что болезнь — это не совсем эффективный способ адаптации. Т.е. болезнь продуцируется организмом с определенной целью и часто является избеганием какого-либо контакта. Так, например, энергия агрессивных эмоций, адресованных отцу, через механизм ретрофлексии может направляться на собственное тело (наиболее безопасный для этого объект). И человек будет бить себя (в прямом или переносном смысле) по ноге, вместо того чтобы ударить своего отца (или выразить эмоции другим способом). В этом случае работа будет направлена на осознание того, что отношения с ногой - это отношения с отцом, и разворачивание ретрофлексии на внешний объект. Так происходит реинтеграция (воссоединение) частей тела, т.е. отвергаемая нога или рука снова становится частью организма, «свободное течение энергии» восстанавливается.

Обращение внимания на телесные реакции в процессе гештальт-сессии происходит при работе с ретрофлексией, когда в определенный момент вместо того, чтобы направлять энергию на контакт с внешним объектом, клиент направляет ее на самого себя (сжимает руки, топчется на месте, обнимает себя и т.п.). Здесь терапевт может предложить сделать с кем-то другим то действие, которое клиент делает с собой (сжать, обмять и т.п.).

В работе с телом можно использовать привлечение внимания к дыханию, телесное взаимодействие (касания, нажимы и т.п.), а также выполнение различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать свое тело, свои чувства и эмоции, скрытые внутри него.

Одно из упражнений было предложено Ф. Перлзом, П. Гудменом, Р. Хефферлином в книге «Практикум по гештальт-терапии» (7), оно было описано как упражнение для самостоятельного выполнения.

Инструкция: «Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, где у вас чувствуются боли - головная боль, боль в спине, желудочный спазм и т.п. Почувствуйте, где есть зажимы. Не «входите» в зажим и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжение глаз, шеи, вокруг рта. Дайте своему вниманию систематически пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шее, голове. Если вы заметите, что лежите сгорбленно, — исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции - тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуть - в другом и пр.

Выберите одно из наиболее ярких ощущений, например, головную боль (усталость, напряжение и т.п.). Сконцентрируйте свое внимание на нем и наблюдайте, дайте спонтанно развиваться фигуре/фону. Дайте процессу рассасывания боли происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Просто следите за тем, как происходит изменение боли. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт[6].

Этот эксперимент основан на предположении о том, что боль, отвращение и т.п. появляются не случайно, - «это способы, какими природа привлекает наше внимание к тому, что требует внимание». Поэтому, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме, необходимо пережить то, что он содержит, даже если это боль и страдание. «Если симптом получит внимание и возможность взаимодействовать со всем вашим поведением в целом, он, без сомнения, будет изменяться».

Некоторые упражнения по осознанию тела в работе с группой встречаются также в работах Д. Энрайта (17), О. Романенко (12).

Работа со сновидениями

По мнению Ф. Перлза, сновидения - это экзистенциальные послания, которые могут помочь нам понять, какие незаконченные ситуации мы в себе несем, чего не хватает в нашей жизни, чего и как мы избегаем, отчуждая части самих себя.

Работа со сном в гештальт-подходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части «Я» человека, а сам сон как незавершенную ситуацию, требующую завершения (1).

В процессе работы со сном клиенту предлагается вернуться ко сну и пережить его, как будто он происходит здесь и сейчас. Для этого он рассказывает сон от первого лица настоящего времени. Например: «Я иду по темной улице. Я боюсь». Затем ему предлагается выбрать наиболее важный отрывок сна, который он хотел бы исследовать, и материализовать его, т.е. разыграть, подставляя на место персонажей стулья, подушки или других людей (если это происходит в группе). Далее клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна он описывает свою роль в этом сне, отношение к другим элементам и т.д. В процессе работы определяются основные действующие лица (в том числе неодушевленные предметы), которые сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция.

Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется «тупиком», в котором обрывается незавершенное действие. Для его завершения можно предложить клиенту придумать окончание сна и разыграть его. При этом терапевт помогает клиенту выражать чувства, осознавать сопротивления, возникающие в процессе контакта, и т.д. (1).

В некоторых случаях сновидение, рассказанное клиентом, несет в себе зашифрованное послание терапевту, например, страшный сон может быть агрессивным посланием (клиент рассказывает его, чтобы «напугать» терапевта). В этом случае в фокус внимания должны попадать отношения между терапевтом и клиентом.

Работа с рисунком

Применение рисунка в гештальт-терапии — одно из современных приобретений. Наиболее широко рисунок и другие артсредства применяются в работе с детьми, о чем пишет В. Окландер (6), однако они используются и в терапии взрослых. В нашей стране разработкой этого вопроса активно занимается Д. Н.Хломов.

Одной из функций рисунка, позволяющей применять его в психотерапии, является выражение эмоциональных переживаний. Рисование дает возможность выразить на бумаге то, что не получается перевести в слова, и сделать это безопасным способом. Например, выразить агрессию можно, нарисовав страшный или агрессивный рисунок. Это хорошо заметно в детском рисовании, когда дети изображают чудовищ, убийства и т.п. Эту функцию - снятие напряжения от накопившихся эмоций - называют катарсической (очищающей).

Однако суть гештальтистской работы не в выражении, а в осознании. В этом смысле рисунок - поле переноса реальных частей личности на бумагу. Они проявляются в элементах рисунка так же, как в персонажах сновидения или любого другого образа.

В процессе терапии клиенту предлагается нарисовать что-либо, связанное с заявляемой проблемой (страх, злость, любовь, свой мир, важных для него людей и т.п.). Далее взаимодействие может строиться по двум направлениям: работа в поле рисунка или моделирование нарисованного материала в реальности и разыгрывание его «здесь и теперь».

В первом случае терапевт выясняет чувства и мысли клиента по отношению к тому, что нарисовано (Что тебе не нравится здесь? или Что из нарисованного наиболее важно для тебя?[7]), и предлагает изменить это так, как хотелось бы. На рисунке могут появляться новые фигуры, убираться и перерисовываться старые и т.п.

Второе направление предполагает идентификацию клиента с наиболее значимой частью рисунка (Попробуй стать этим цветком. Расскажи о нем от первого лица. Начни с: «Я цветок, расту возле дома» и т.д.). Далее возможно устроить диалог цветка с другим персонажем рисунка и выйти на то, с каким реальным человеком такие отношения и как их можно изменить.

Совместный рисунок с партнером можно использовать для анализа взаимодействия. В этом случае двум людям предлагается рисовать одновременно на одном листе бумаги (при этом не разговаривать), а затем исследовать, как строилось их общение, какие чувства они испытывали в процессе рисования и т.д. Этими людьми могут быть супруги, родители и дети, учителя и ученики или просто два участника психотерапевтической группы.

Интерпретации рисунка в гештальт-терапии не придается большого значения, однако в некоторых случаях она может быть необходима. Д.Н. Хломов предлагает строить анализ рисунка по четырем направлениям.

1. Композиционный анализ. Объекты, находящиеся рядом, обычно связаны друг с другом, противопоставленные, находятся в противоречивых отношениях. Изображенное в левом верхнем углу относится к рациональным проявлениям, в правом нижнем - к подсознательным, в левом нижнем - к прошлому, в правом верхнем - к будущему. Учитываются та-кже размеры фигур, наибольшая из них может играть ведущую роль в сюжете рисунка.

2. Цветовой анализ. Объективный анализ цветов:

теплые, холодные и т.п. Сочетания цветов: красный, желтый, оранжевый в сочетании могут характеризовать эмоции, связанные с матерью; синий, серый, голубой и зеленый - с отцом; желтый, зеленый, голубой - детские переживания; темно-серый, коричневый, черный - эмоции, связанные с прародителями. Можно использовать также интерпретацию цветов, предложенную Люшером.

3. Объектный анализ. Выяснение, какие объекты распознаются клиентом, какие нет. Хорошо прорисованный объект - скорее всего реальный, уже где-то виденный. На что похож нарисованный объект. Объекты, относящиеся к женским (вместилища: дом, сосуд и т.п.) и мужским (продолговатые формы) символам.

4. Технический анализ. Он соотносится с формами сопротивления (рис. 3). Возвратный штрих, округлые формы, восьмерка говорят о ретрофлексии; прямой штрих - о проекции; яркий, хорошо прорисованный объект, замкнутая форма - об интроекции; неясные границы, взаимопроникающие, размытые линии - конфлюенция.

 

1. Ретрофлексия.          2. Проекция.              З.Интроекция.

Рис. 3. Технический анализ рисунка.

Предъявление интерпретаций рисунка в гештальт-терапии имеет целью помочь клиенту в осознавании своего опыта, поэтому оно должно носить вероятностный характер (Может быть, этот объект для вас имеет большое значение? Вы так зарисовали его, что мне кажется, вы хотите его уничтожить.). Одна из задач терапевта следить, чтобы интерпретация не превратилась для клиента в интроекцию. Этого можно достичь, если заставлять его «пережевывать» информацию, т.е. выражать свои чувства и отношение к ней, и не допускать безапелляционные фразы типа: «Глядя на ваш рисунок, можно сказать, что у вас негативные отношения с матерью, они вам и мешают». Такая фраза является проекцией терапевта, которая может оказаться правдой, но скорее всего либо не будет принята им, либо превратится в очередной интроект. Важно, чтобы терапевт понимал, что это именно его мнение и оно может быть отвергнуто или вообще не относиться к данному случаю.

Фантазия

Работа с фантазией включает в себя исследование образов и метафор. Например, если клиент говорит, что чувствует себя слоном, то терапевт может предложить ему представить себя этим животным и пофантазировать о том, как он живет. Кроме того, фантазия широко используется для исследования неизвестного или опробования нового поведения в безопасном окружении. Путешествия по телу, по местам, где никогда не был, возвращение в прошлое или скачок в будущее, разговоры с людьми, которых никогда не встречал, - типичный пример экспериментов «фантазия» (1). Фантазии также используются, когда человеку необходимо опробовать новое поведение в будущих ситуациях или получить хотя бы опыт возможности такого поведения.

Одна из техник в работе с фантазией - «путешествие по телу». Оно может выполняться в группе в парах. Один из пары представляет свое тело в виде какого-то образа и двигается по нему, исследуя различные его отделы и части. Все это происходит в трансовом состоянии «путешествующего» и в контакте с ведущим, т.е. первый рассказывает второму все, что происходит и что он чувствует. Ведущий при этом может выяснять и уточнять, что видит и чувствует его подопечный, обращать его внимание на прерывание контакта с тем или иным образом. (Вопросы типа: «Что ты видишь»?; «Что ты чувствуешь»?; «Хочешь ли ты пойти дальше»?; «Что тебе мешает исследовать это»?). В этом упражнении клиент может столкнуться с сильными эмоциями, поэтому терапевту необходимо быть внимательным и не «вести» его туда, куда он не хочет.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ

Изначально гештальт-терапия формировалась как индивидуальный метод. Однако с середины шестидесятых годов широко применяется и групповая форма работы (13).

Гештальт-терапия в группе, «как ее описывал Ф. Перлз и практиковали многие ученики, представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать клиентом, сев на так называемое «горячее место», т.е. на стул рядом со стулом терапевта» [13. С. 138]. Остальные участники при этом остаются молчаливыми зрителями и наблюдают за происходящим. Через механизм идентификации с человеком, работающим на «горячем стуле», они актуализируют свой собственный опыт, испытывая реальные эмоции, и в результате этого начинают лучше понимать себя и собственные проблемы. Кроме того, зрители принимают участие в обсуждении терапевтической сессии, делятся своим опытом проживания похожих ситуаций. Например, если клиент работает со своим ночным кошмаром, то люди, когда-либо встречающиеся с такой проблемой, будут сопереживать ему и таким образом разберутся со своими снами и смогут оказать поддержку, рассказывая о том, как это происходило у них, и выражая свои чувства к происходящему. При этом, как правило, тема работающего на горячем стуле актуальна и для остальных участников.

Иногда члены группы используются как активные участники обсуждения какого-либо случая. В. Шлей и С. Папе предлагают схему такого обсуждения в группе, которое состоит из нескольких фаз (15)[8].

Фаза первая включает сообщение случая (спонтанное, неподготовленное, ассоциативное). Задача группы активно слушать, внимательно наблюдать, регистрировать собственные реакции.

Фаза вторая: «Вспышка» (высказывается каждый участник по кругу): какие чувства вызвал во мне этот случай, что я чувствую сейчас? Здесь разрешается выражать только чувства, субъективно оставаясь в рамках собственного состояния, запрещается задавать вопросы.

Фаза третья. Внешнее восприятие и собственные наблюдения участников в процессе сообщения случая. (Что мне бросилось в глаза при представлении случая?). Не разрешается давать советы и интерпретировать.

Фаза четвертая. Внутреннее восприятие. Здесь участники высказывают свои фантазии, образы, чувства, связанные с идентификацией с каким-либо персонажем. (Как бы я себя чувствовал на месте кого-либо из рассказа?). Реакции группы на рассказанную историю.

Фаза пятая. Проработка. Углубление отдельных аспектов, теоретические толкования, диагностические заключения, общественные взаимосвязи и т.п.

Интерпретация реакций членов группы.

Фаза шестая. Возможные решения. Идеи, предложения по поводу поведения альтернативы к поступкам, ролевая игра, план поведения и т.п.

Некоторые гештальт-терапевты более активно используют членов группы, применяя драматизацию, разыгрывание рассказанной проблемы. В этом случае место «пустых стульев» занимают реальные люди, которых на предлагаемые роли выбирает клиент. Такой подход в работе с группой лежит на стыке психодрамы и гештальт-терапии. В России такой подход практикуется Н.Б. Долгополовым и его учениками.

Проблема клиента, работающего на «горячем стуле», очень часто является отражением проблем, связанных с развитием отношений внутри группы. Т.е. если, например, клиент говорит о нарушении отношений с окружающими, то, возможно, он говорит именно о людях, присутствующих «здесь и сейчас». Поэтому терапевту, работающему с группой, необходимо иметь представление о процессах, происходящих в ней.

Развитие отношений в психотерапевтической группе проходит ряд стадий. В. Шутц (16) выделяет три фазы, которые последовательно проходит в своем развитии группа: фазу присоединения, фазу контроля и фазу открытости.

Фаза присоединения начинается с формирования группы. Каждый ее член решает вопрос о том, хочет ли он быть вместе с этими людьми или нет, и в какой мере, сколько он «готов изъять из остальной жизни с ее обязательствами и вложить в эти новые отношения» [16. С. 122]. На этой стадии решаются такие вопросы контракта, как время и правила работы группы, ответственность участников за их выполнение. Обсуждается заинтересованность и включенность людей в процесс терапий. Эта фаза характеризуется параллельной коммуникацией, направленной на ведущего, т.е. все послания участников адресованы терапевту. Задача данной фазы: установление взаимных контактов, работа с тревогой, возникающей из-за недостаточного доверия.

Фаза контроля наступает, когда «вопрос о существовании вместе как группы решен и начинают доминировать проблемы контроля: принятие решений, разделение ответственности и распределение власти» [16. C.I 23]. Эта фаза часто сопровождается конкуренцией, конфликтами и борьбой за лидерство. Участники выбирают то количество «влияния и ответственности», которое хотели бы иметь в этой группе, чтобы чувствовать себя комфортно. Увеличивается число коммуникаций между членами группы, формируются отношения между участниками.

После распределения власти и обозначения ответственности наступает фаза открытости. Она связана с решением вопроса: насколько открытыми могут быть участники друг с другом. При этом каждый член группы находит наиболее комфортный для себя уровень открытости и близости. «Для этой стадии характерны выражения позитивных чувств, открытая персональная враждебность, ревность, группировка по парам и в целом, повышенная эмоциональность в отношениях» [16. С. 124].

По мнению В. Шутца, три описанные фазы присутствуют постоянно, но вопросы каждой из них в определенный период являются наиболее важными и поэтому рассматриваются или отвергаются группой. При этом для каждого участника «наиболее волнующими являются вопросы, результирующие его личную проблематику и текущую фазу развития группы» [16, С. 24]. Каждая из описанных фаз прорабатывается группой настолько, насколько это возможно в данный момент, в связи со стоящими перед ней задачами. Однако «впоследствии группа возвращается к каждой из них, вырабатывая более устраивающее ее решение» [16. С.25].

Длительные перерывы или выход кого-либо из участников может вызывать регресс отношений и возвращение группы на ранние стадии.

При работе с группой терапевту важно также учитывать и другие характеристики, необходимые для успешной терапии, такие, как прием в группу, правила работы группы, роли участников и т.п. Наша брошюра не предусматривает подробного описания этих вопросов, а также и упражнений для групповой работы. Однако об этом можно прочесть у К. Рудестама(13).

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

К сожалению, овладеть гештальт-подходом, основываясь только на чтении книг, невозможно, хотя книги и позволяют получить теоретические знания и осознать свой прошлый опыт. Обучение гештальт-терапии всегда длительно по времени и включает участие в практических семинарах-тренингах, личную психотерапию и супервизию. Оно обычно проводится в негосударственных образовательных учреждениях - гештальт-институтах и предусматривает выполнение ряда дополнительных условий. Так, например, программа Московского Гештальт-института включает в себя три ступени подготовки. На первой участник осваивает теорию и методологию гештальт-подхода, проходит личную терапию. Вторая - предусматривает теоретическую и практическую подготовку в качестве гештальт-терапевта по различным специализациям (направления гештальт-терапии, работа в клинике, работа с семьями и детьми, терапия кризисных состояний и т.д.). Третья ступень предполагает обучение супервизии и преподаванию гештальт-терапии. По окончании каждой ступени участник, выполнивший оговоренные условия, получает сертификат, признаваемый не только в нашей стране, но и за рубежом.

В окончании данной брошюры хотелось бы пожелать читателю, достигнувшему ее конца, не останавливаться, а взять какую-либо книгу из приведенного ниже списка и приступить к ее изучению.



ЛИТЕРАТУРА

1. Брински Б. Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам. - С.-Петербург:000 «Институт личности», 1996. - 36 с.

2. Гештальт-терапия с детьми. Выпуск первый. - М., 1996.- 46 с.

3. Долгополое Н.Б. Гештальт «здесь и теперь» // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - №3. - С. 53-79.

4. Майер Э., Фредерик С. Перлз и Гештальт-терапия// Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер. М. Папуш. - М., 1995. - С.201-245.

5. Наранхо К. Гештальт-терапия. — Воронеж: «МОДЭК»,1995.-304с.

6. Окландер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ.— М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 336 с.

7. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра / Пер. с англ. - СПб: изд-во «Петербург-21 век», 1995. - 448с.

8. Полъстер И., Полъстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры терапии и практики. - М.: «Класс», 1997. - 272 с.

9. Рабин Ж.-М. Гештальт-терапия. -М.: «Эйдос», 1996.-64 с.

10. Рабин Ж.-М. Фигуры гештальта // Гештальт - 92. Сборник материалов Московского Гештальт- института. - М.: ТОО Гештальт-институт, 1992 г. - С. 26-42.

11. Резник Р. У Яд в курином бульоне // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер. М. Папуш. - М., 1995. - С. 255-274.

12. Романенко О. Практическая гештальт-терапия. М.,1995.

13. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

14. Симкин Д.С. Введение в гештальт-терапию//Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер. М. Папуш. - М., 1995. -С. 246-255.

15. Шлей В., С. Папе. Руководство по обсуждению случая в группе // Гештальт - 92 (сборник материалов Московского Гештальт-института за 1992 г.). — М.: ТОО Гештальт-институт. - 1992. - С. 71-72.

16. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии./Пер. с англ. - СПб.: «Роза мира», 1993.-218 с.

17 Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. - СПб., 1994.-140 с.

18. Perls F. Gestalt therapy verbatim, Lafayette, Calif.: The Real People Press.

19. Perls, Frederick S. Ego, hunger and aggression. - New York: Random House, 1967.


[1] Подробнее об этом в разделе «Сопротивление».

[2] Подробнее о технике «пустой стул» написано в разделе «Техники».

[3] В данном случае Н.Б. Долгополов относит дифлексию к феномену закрытой границы.

[4] Человек в данном случае воображаемый.

[5] Понятие «мускульный панцирь» было введено В. Райхом.

[6] Подробнее об этом упражнении читайте в книге Ф. Перлза и соавторов «Практикум по гештальт-терапии» [6. С. 383—385].

[7] Когда клиент говорит о том, что для него действительно имеет значение, он эмоционально реагирует на это. Эмоции при этом хорошо видны в невербальных проявлениях: покраснение лица, учащение дыхания, усиление жестикуляции, изменение позы и т.п.

[8] Подробнее об этом читайте в сборнике «Гештальт — 92» — С. 71—72.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 557.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...