Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность контакта




Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 2

ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ................................................ 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ........................................................ 4

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................... 6

Целостность организма............................................................. 6

Контакт....................................................................................... 6

Граница контакта....................................................................... 7

Последовательность контакта................................................... 8

Предконтакт............................................................................... 8

Контактирование........................................................................ 8

Финальный контакт.................................................................... 9

Постконтакт............................................................................... 9

Незавершенная ситуация......................................................... 10

Осознавание............................................................................. 11

Сопротивление......................................................................... 11

Интроекция.............................................................................. 13

Ретрофлексия........................................................................... 16

Дифлексия (отклонение).......................................................... 19

«Self» в гештальт-терапии....................................................... 20

ПРОЦЕСС ТЕРАПИИ................................................................... 22

Фокусировка проблемы и постановка цели............................ 23

Экспериментирование.............................................................. 24

Финальный контакт, действие с объектом.............................. 25

Интеграция............................................................................... 25

ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ......................................... 25

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ............................................. 27

«Суппрессивная техника»........................................................ 27

«Экспрессивная» техника»....................................................... 28

Эксперимент «пустой стул»..................................................... 29

Работа с горем......................................................................... 30

Работа со страхом.................................................................... 30

Работа с телом......................................................................... 32

Работа со сновидениями.......................................................... 34

Работа с рисунком................................................................... 34

Фантазия................................................................................... 37

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ.......................................... 37

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ............................................................ 40

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................. 41

 

Немного о гештальт-терапии.

Автор: кандидат психологических наук, преподаватель гештальт-терапии, супервизор Московского Гештальт-института В.И.Тарасов.

 

В данной брошюре изложены теоретические и практические положения гештальт-терапии, приведены основные понятия, принципы и техники данного психотерапевтического направления.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое психотерапевтическое направление, имеет своих клиентов и своих последователей среди практиков. Человек, заинтересовавшийся практической психологией, выбирает из довольно большого числа представленных сегодня течений наиболее понравившееся, ориентируясь в большинстве случаев на свои знания, чувства, представления, мнения близких друзей и т.п. Кто-то, предпочитая четкость и алгоритмичность, выбирает НЛП или дианетику, кто-то обращает свои взоры на телесноориентированные школы (биоэнергетику, райхиановскую терапию и т.п.), другие ищут «восточный» подход и попадают в группы динамической медитации (или просто медитации) имени господина Шри Раджнйша (ОШО) и т.д. Каждая школа имеет свою методологию и по-своему объясняет психические явления. Это характерно и для гештальт-подхода, который постепенно приобретает популярность в нашей стране.

Интерес к этому направлению вызван не только его высокой эффективностью в деле психотерапии и развития личности, но и возможностью широкого применения как в обычной жизни, так и в различных профессиональных сферах: бизнесе, управлении, педагогике, психологическом консультировании и т.п.

Современная гештальт-терапия открыта различным влияниям, ее вполне можно сочетать и с телесноориентированной терапией, и с психодрамой, и с психосинтезом и т.п. Кроме того, многие новые психотерапевтические направления, такие, например, как НЛП или дианетика, берут свое начало из гештальт-терапии и основываются на некоторых из ее положений.

В настоящее время в России вышло достаточно много литературы о гештальт-терапии, однако ее все равно недостаточно, и она не отражает всего разнообразия подходов и возможностей ее применения. В этой брошюре делается попытка собрать в одном месте основную информацию о методологии и техниках гештальт-терапии. Здесь отражен и личный опыт автора, и то, что уже было опубликовано в разных изданиях.

 

ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

«Гештальт» - немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале двадцатого века. Оно определяется как функциональная структура, интеграция элементов, в отличие от суммирования частей.

Термин «гештальт-терапия» впервые был употреблен в заглавии книги Ф. Перлза с двумя соавторами — проф. Р. Хефферлином и П. Гудменом. В этой книге (с подзаголовком «Возбуждение и рост в человеческой личности»), опубликованной в 1951 г., излагались основы нового подхода, выступавшего как ревизия психоаналитической теории 3. Фрейда.

Основателем гештальт-терапии считается Фредерик С. Перлз. Он родился в Берлине в 1883 году, в мелкобуржуазной еврейской семье. Пройдя обучение психиатрии и психоанализу, иммигрировав из Германии в 1933 году, он основал Южноафриканский институт психоанализа. Здесь Перлз начал писать свою первую работу, очерчивающую возникавшую у него теорию и технику, которая позже превратилась в книгу «Эго, голод и агрессия» (4), где он пересматривал фрейдовскую теорию. В 1936 году Перлз после встречи с 3. Фрейдом, которая принесла огромное разочарование, открыто разорвал с психоанализом.

В 1952 году в США, в Нью-Йорке, Перлз совместно с женой Лорой, Полом Гудменом, Изидором Фромом и некоторыми другими психотерапевтами основал Институт гештальт-терапии. И вслед за этим появились гештальт-институты в Кливленде во главе с И. Польстером и в Калифорнии с Д. Симкином.

В середине 60-х годов Перлз был приглашен в Эсален, в только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставший Меккой для Движения Развития Потенциала Человека. В это время гештальт-терапия испытывала значительный подъем, однако в то время как дань моде Перлз незначительное внимание уделял развитию теории гештальт-терапии, заменяя ее рекламными лозунгами, такими, как «Здесь и теперь» или «Молитва гештальтиста».

Это способствовало разделению гештальт-сообщества на два направления: «Восточное побережье» (77, Гудмен, Л. Перлз, И. Фром) и «Западное побережье» (Ф. Перлз). Бывшие единомышленники критиковали Фрица за принятие антитеоретической интуитивистской позиции, обвиняя его в неспособности «дать гештальт-терапии теорию». Особенно ярко критика Ф. Перлза проявилась после его смерти (1970 г.).

Современная гештальт-терапия переживает подъем во всем мире, в том числе и в нашей стране. Инструменты и понятия, разработанные гештальт - терапией за пятьдесят с лишним лет своего существования, ассимилируются другими психотерапевтическими течениями. Гештальт - подход распространяется на смежные дисциплины и теперь используется в медицине, психологии, педагогике, управлении, бизнес-консультировании. Гештальт-терапия получает признание все большего числа людей, профессиональное сообщество пополняется новыми членами, ведутся научные исследования в области ее применения, возникают новые организации, выпускаются книги и журналы, развитие не останавливается.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Теория гештальт-терапии во многом была заимствована Ф. Перлзом из развивавшихся в то время философских и психологических направлений: психоанализа, райхиановской терапии, гештальт-психологии, экзистенциализма, феноменологии, психодрамы Морено и дзен-буддизма. Перлз стремился не столько к созданию новой теории личности, сколько к расширению и пересмотру психоанализа. При этом расхождения Перлза и Фрейда касались скорее психотерапевтических методов, чем основных теоретических представлений о бессознательной мотивации, динамике личности, паттернах человеческих отношений и т.д. (14).

Первоначально различие теорий касалось теории инстинктов и либидо. В отличие от Фрейда, выделявшего «основные инстинкты» человека (секс и агрессию), Перлз считал, что организм имеет мириады потребностей, которые ощущаются, когда каким-то образом нарушается психологическое и/или физиологическое равновесие. Все потребности, по его мнению, - это прямое выражение организмических инстинктов и среди них нет «основных».

Обращаясь к психоаналитическим методам интерпретации и свободным ассоциациям, Перлз критиковал их за то, что они позволяют пациенту избежать непосредственного переживания того, о чем он рассказывает, и это делает их малоэффективными для самоисследования. Кроме того расхождения с психоаналитической теорией отмечались во взглядах на «сопротивление», «перенос», позицию психотерапевта и др.

Большое влияние на развитие теории Перлза оказала гештальтпсихология, появившаяся в Германии и Австрии в последнем десятилетии девятнадцатого века. Идеи гештальтпсихологии явились своеобразным перцептивным основанием для построения теории и терапевтического процесса.

В основу гештальт-терапии были положены следующие принципы.

Во-первых, холистический подход к рассмотрению человека. Организм рассматривается как целое, и уже потом отслеживается видоизменение целого в части. Этот принцип базируется на предпосылке, что люди не воспринимают других людей, вещи, пространства и/или события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое.

Во-вторых, изучение психологических явлений в терминах фигуры-фона и базовых отношений. Под этим подразумевается особое внимание личности к наиболее яркой психологической потребности, образующей фигуру. Контекст, в котором возникает эта потребность, образует фон (основание). Отношение между фигурой и фоном образует гештальт (значимый паттерн или конфигурацию).

В-третьих, организму присуще стремление завершить перцептивно незавершенный опыт. Например, незавершенная круговая линия будет все равно восприниматься как круг. Следовательно, индивид будет постоянно бороться за завершенность личностного опыта. Если ее нет, то возникает напряжение, ведущее к организмической рассеянности и к когнитивным/поведенческим попыткам «завершить» незаконченное дело. Такая рассеянность может вызывать сопротивление в естественном процессе саморегуляции.

По мнению Ф. Перлза, гештальт-терапия является экзистенциальной психотерапией: она опирается на философию экзистенциализма и исполь-зует феноменолого-экзистенциалистские принципы.

В духе экзистенциальной философии Ф. Перлз соглашался с тем, что мир переживаний человека может быть понят только из его собственного непосредственного описания той уникальной ситуации, в которой он живет. Он утверждал, что разговор терапевта с клиентом — это экзистенциальная встреча двух человеческих существ, а не разновидность классического отношения врача и пациента и клиент является активным участником терапевтического процесса. В рамках данного подхода Ф. Перлз отвергал идею разделения ума и тела как двух несовместимых аспектов существования и наряду с ней — разделение объекта и субъекта и даже организма и среды, отказываясь рассматривать человека как противостоящего отдельному от него самого миру. «Люди творят и создают свои миры; для каждого мир существует через его раскрытие» (4).

Большое влияние на формирование теории гештальт-терапии оказали идеи В. Райха о связи тела и разума. В ее основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У индивида нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Например, в терминах В. Райха индивид будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией, или «возвратом к себе». Нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы, многие из которых могут состоять из избирательно напрягающихся определенных мускульных групп, создавая то, что В. Райх называл телесной броней (1). При расслаблении этих мускульных групп освобождается энергия, ослабляется напряжение, и эмоции выражаются. Однако, в отличие от Райха, гештальт-терапия рассматривает «телесный панцирь» не как отдельное навязанное внешним миром чуждое человеку образование, а как напряжение, создаваемое самим субъектом, выполняющее определенные адаптационные функции.

Влияние на гештальт-терапию дзен-буддизма и других восточных религий отражается в применении концепции проживания и получения опыта «здесь и сейчас». Это не означает, что прошлый опыт не важен, он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.

Из дзен-буддизма Ф. Перлз также заимствовал парадоксальный взгляд на изменение. Изменение - динамический процесс, и он происходит постоянно. Человек может успешно замедлять процесс изменения через «Я-вмешательство», однако изменение все равно происходит, когда индивид достигает точки застоя или «тупика». В этом случае обычный ответ - проскочить или противостоять настоящей ситуации - поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и теперь, когда он позволяет себе быть в данный момент, т.е. когда он принимает себя и свою ситуацию.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целостность организма

Одним из центральных в теории гештальт-терапии является представление о целостности организма, которая касается как его внутреннего функционирования, так и взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности (организм-среда). Это представление позволяет рассматривать любой аспект поведения человека как проявление целого - его бытия.

Холистический подход в гештальт-терапии распространяется за пределы интраорганизмического уровня, рассматривая человека в единстве со средой. Поэтому вопрос о том, движим ли человек внешними или внутренними силами, не имеет смысла, поскольку одни причины неотделимы от других (1). Вместе с тем между индивидом и его средой существует «контактная граница», которая определяет отношения между ними.

Контакт

Представление о саморегуляции организма в гештальт-терапии опирается на понятия поле «организм-среда», «контакт», «граница контакта» и «творческое приспособление».

Ф. Перлз ввел понятие «контакт» в теорию гештальт-терапии уже в своей работе «Эго, голод и агрессия». Для обеспечения жизнедеятельности организму необходимо полноценное взаимодействие со средой. Не существует ни одной функции у животного, которая не включала бы в себя контакт с каким-либо внешним объектом. Для того чтобы обеспечить выживание, ему необходимо дышать, двигаться, кормить себя, прятаться, размножаться и т.д. Физиологические функции организма не могут совершаться очень долго, не испытывая потребности в ассимиляции чего-то из окружающей среды, хотя бы для того, чтобы он мог выжить и развиваться. Для получения чего-либо из окружающей среды необходимо, чтобы организм стремился к чему-то и взял бы что-то (необходимое для удовлетворения физиологических или ментальных потребностей).

Контакт в гештальт-терапии понятие довольно широкое, включающее в себя не только взаимодействие кого-то с кем-то, но и осознавание поля и двигательного ответа в нем, поведение, нацеленное на ассимиляцию нового. Контакт всегда предполагает наличие внешнего объекта. По мнению гештальтистов, говорить о контакте с самим собой - заблуждение, поскольку невозможно «питаться самим собой», необходимо идти навстречу окружающему миру и черпать из него. Контакт связан с определенными действиями в поле организм-среда и осознанием того нового, что приобретается в этом поле. Через контакт организм устанавливает и сохраняет свое отличие (14).

Граница контакта

Главным предметом исследования в гештальт-терапии является граница контакта между организмом и средой, где и происходят все психологические явления и где собственно можно и говорить о реальном существовании «Я» (3).

Граница контакта осуществляет функцию «творческого приспособления» организма к среде. Творческое приспособление включает в себя две части: приспособление и творчество. Приспособление это процесс взаимодействия потребностей организма с возможностями окружающей среды. Творчество связано с понятием нового: открытием нового решения, созданием новой конфигурации, новой взаимосвязанной целостности, исходя из наличных элементов. «При этом если приспособление обеспечивает измерение реальности и адаптации, то творчество открывает измерение фантазии и расширение возможного» (9). Это позволяет понимать творческое приспособление не как «реактивное» существование субъекта, а скорее как активный поиск эффективного способа существования организма в окружающем мире.

В гештальт-терапии выделяют четыре основные формы творческого приспособления, регулирующие границу между организмом и средой: конфлюенция (слияние), интроекция, проекция и закрытие границы (ретрофлексия и дифлексия) (З)[1].

Последовательность контакта

Возникновение потребностей происходит постоянно, одна сменяет другую. При этом в данный момент времени лишь одна является наиболее актуальной. Она и образует «гештальт», т.е. фигуру, доминирующую на определенном фоне.

Процесс возникновения и удовлетворения потребностей можно рассмотреть на примере потребности в пище. Будучи не удовлетворенной, она вызывает чувство голода, которое в определенный момент становится фигурой и, выдвигаясь на передний план, прерывает все другие ощущения и занятия. Фигура «голод» будет развиваться, наполнять человека энергией, заставлять вступать в контакт с окружающей средой, искать пищу. По мере усвоения пищи, потребность будет удовлетворяться, а гештальт (фигура) «голод» — разрушаться, что позволит актуализироваться другой потребности и возникнуть новому гештальту (9). По этому же пути развиваются и другие потребности, в том числе и социальные (потребность в поддержке, в понимании, признании и т.п.).

Последовательность построения и разрушения гештальтов - «цикл контакта» (названная так, поскольку описывает то, каким образом организм контактирует с окружающей средой) протекает согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт.

Предконтакт

Первая фаза (предконтакт) содержит то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело, поскольку именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. На этой фазе происходит отделение фигуры от фона, которая затем будет принимать все более четкие очертания. Если обращаться к примеру с чувством голода, то на этой фазе человек обнаружит ощущения в животе, простым языком обозначаемые как «сосет под ложечкой». К концу этой фазы он понимает, что он хочет есть, и переходит в следующую – фазу «контактирование» с окружающей средой.

Во время предконтакта у людей могут возникать затруднения в связи с неспособностью построить гештальт с ясными контурами, т.е. определить актуальную потребность (что я хочу?).

Контактирование

Когда гештальт начинает принимать форму, т.е. потребность или желание осознается, становится ясным, он вызывает возбуждение, энергитизирующее фон, на котором появляется новая фигура. Она формируется из вероятных возможностей среды, способных удовлетворить потребность посредством контакта. Т.е. человек обращается к окружающей среде в поиске необходимого объекта. На этой фазе организм, манипулируя объектами среды, производит то, что техническими терминами обозначается как идентификация и отчуждение. Иными словами, происходит выбор из ресурсов окружающей среды того, что подходит для человека, и отвержение того, что не подходит. Для удовлетворения потребности в пище человек будет искать что-то съедобное, если же актуальна потребность в эмоциональной поддержке, то - другого человека, способного ее оказать.

Блокирование возбуждения, возникающего на этой фазе и необходимого для осуществления контакта, является, по мнению Ф. Перлза, одним из корней тревоги.

Финальный контакт

Финальный контакт — это цель контактирования (но не функциональный итог, итог — это ассимиляция и рост). В этот момент окружающая среда уходит на задний план, и выбранный объект становится наиболее значимой фигурой, в которую всецело вовлечен человек. Во время финального контакта в какой-то момент будет иметь место до определенной степени неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время (в момент полного контакта) границы между организмом и объектом среды исчезают, фигура сливается с фоном. Это хорошо видно на примере со съеданием чего-либо и плохо поддается описанию при контакте с другим человеком.

Прерывание контакта на этой фазе может произойти с помощью механизма контроля и прерывания спонтанности через сохранение границ (эготизм).

Постконтакт

Это последствия контакта. Эта стадия связана с развитием и личностным ростом. В фазе полного контакта граница открывается, чтобы впустить объект контакта, затем, в фазе постконтакта, граница вновь закрывается для начала процесса ассимиляции полученного опыта. Происходит разделение организма и среды, наступает удовлетворение (чувство сытости в примере с яблоком и ощущение понимания, близости с другим человеком в примере с эмоциональной поддержкой). Фигура исчезает, в поле не остается ничего актуального. Создается возможность для возникновения нового гештальта.

Ассимиляция, которая подразумевает дистанцирование и уход, может быть нарушена попытками избежать отделения, продлить финальный контакт.

Последовательность фаз контакта рисуют в виде графика, называемого «кривая контакта», или «кривая развития потребности» (см. рис. 1).

Рис. 1. Цифрами на рисунке обозначены фазы контакта:

 

1 - предконтакт, 2 - контактирование, 3 - финальный контакт, 4 - постконтакт.

 

  Формирование и завершение гештальтов — процесс постоянный, однако большинство людей прерывают эту последовательность. Прерывание может быть контролируемым, добровольным и, следовательно, управляемым, если человек сохраняет способность выбирать. Он может отложить определенное действие на какое-то время и продолжить его позже или сделать обдуманный выбор и сознательно прервать последовательность, если, например, для ее завершения не хватает каких-либо условий.

  Патогенная ситуация возникает, когда прерывание происходит без сознательного выбора, как бы само собой. Поэтому основная задача терапевта во время работы помочь клиенту осознать прерывание контакта и вместе с ним посмотреть, как оно проявляется, что на него влияет, так чтобы субъект вновь обрел возможность сознательного выбора (прерывать или нет) и получил возможность творческого приспособления.

  Для понимания данного тезиса необходимо рассмотреть два понятия: «незавершенная ситуация» и «осознание».

Незавершенная ситуация

  Незавершенная ситуация — это зафиксированная при определенных условиях ситуация контакта, прерванного по той или иной причине, в которой не достигнуто удовлетворение.

  О незавершенной ситуации говорят, когда человек теряет способность к творческому приспособлению в настоящем и реагирует в данный момент старым способом, который был эффективным в прошлом, но сейчас перестал быть таковым. Так, например, человек, испугавшийся в детстве собаки и убежавший от нее (в целях защиты), может испытывать страх перед всеми остальными собаками. Встреча с ними подсознательно напомнит ему первоначальную ситуацию, в которой он когда-то находился, и заставит воспроизводить способы поведения, характерные для прошлого (т.е. убегание), не замечая того, что угроза является мнимой.

В процессе сеанса клиент с помощью психотерапевта воспроизводит первоначальную травмирующую ситуацию. Однако, в отличие от реальности, он получает больше поддержки и. безопасности от терапевта, который, кроме того, не позволяет ему повторить невротические привычки, помогает мобилизовать свои творческие ресурсы, воспринять то новое, что возникает в этой ситуации, и выработать адекватный ответ.

Осознавание

Одним из основных рабочих терминов гештальт-терапии является осознавание («awareness»). «Awareness» — форма осознавания, которая является одновременно и двигательной, и сенсорной, интегрирующей совокупность всех показателей поля. Это осознавание является немедленным и имплицитным знанием.

Процесс развития в гештальте понимается как расширение зон осознавания, а основной фактор, препятствующий психологическому росту, — его избегание. Ф. Перлз называл осознавание центральным механизмом исцеления (7). Он полагал, что выделение наиболее важной в данный момент потребности и ее удовлетворение произойдет само собой, если только человек просто осознаёт свой собственный опыт от мгновения к мгновению.

В качестве упражнения Ф. Перлз предлагал ученикам и пациентам попробовать поддерживать континуум осознавания: просто сознавать, какой опыт в данный момент проживается. Человеку свойственно прерывать осознавание в тот момент, когда он встречается с неприятными переживаниями. Это является причиной застревания в незаконченной ситуации.

По мнению гештальтистов, существует три зоны осознавания: внутренняя (осознавание себя, своих ощущений, желаний и т. п.), внешняя (осознавание окружающего мира и того, что в нем происходит) и промежуточная, или зона фантазий (осознавание того, что лежит между первой и второй). Для эффективного функционирования саморегуляции организма человеку важно осознавать и разделять эти зоны.

Сопротивление

По мнению гештальт-терапевтов, прерывание контакта является основной причиной невротических нарушений. Всего выделяют пять основных способов прерывания, которые одновременно являются основными типами регуляции границы контакта: слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия и дифлексия. Пользуясь терминологией психоанализа, эти способы называют сопротивлениями, однако в гештальт-терапии признается их необходимость как для онтогенетического развития человека, так и для регулирования отношений между организмом и средой.

Слияние

Слияние (конфлюенция) - это процесс, когда нет понимания отдельности каждого человека и не учитывается разница между двумя существами. «Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое - он слит с ним» (Perls, 1971).

Этот механизм является ведущим на стадии предконтакта. Он позволяет организму погрузиться в свои ощущения и не пропустить значимых признаков потребности, воспринимать их как нечто целое. Однако если слияние не сменится другим механизмом - интроекцией (четким обозначением вида потребности), то позитивная «слитность-целостность» перерастет в негативную (спутанность, неопределенность) и начнет сдерживать развитие гештальта (3).

В процессе онтогенеза слияние как ведущий механизм встречается в пренатальном и новорожденном периодах. Это позволяет ребенку наиболее эффективно получать все питательные вещества и энергетическую и затем эмоциональную поддержку от материнского организма, а матери – хорошо чувствовать его состояния.

Примерами здорового функционирования могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «Я-ТЫ» в терапии, групповой работе, работа в команде.

Как уже говорилось, если в определенный момент не происходит смены слияния на интроекцию, то оно превращается в невротический механизм. Такое слияние делает контакт невозможным, так как последний подразумевает наличие «другого», а «конфлюэнтный» человек не признает различий между людьми, границы между «Я» и «Не-Я», не дифференцирует себя и других. Такие люди верят, что знают мысли другого, переживают чувства и опыт другого и часто не понимают, где чьи чувства. В межличностных контактах им свойственно стремление сглаживать различия, «стирать» черты своей индивидуальности, приспосабливаясь к другим людям.

Этот механизм проявляется в частом использовании выражения «мы» в структуре предложений; в отсутствии уважения к разнице между собой и другими, в проявлении злости, когда такая разница вскрывается. В общении такие люди слишком быстро понимают, о чем идет речь, стремятся заканчивать предложения за собеседника, не касаться «больных» тем. Им сложно выделить главное в своих словах.

«Противоядием» против слияния могут быть хороший контакт, дифференциация и проговаривание. Человек должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми (1).

Вопросы типа «Что вы сейчас чувствуете?» или «Чего бы вы хотели сейчас?» - могут помочь человеку сфокусироваться на самом себе. Первым шагом к изменению конфлюэнтных отношений становится разговор о собственных потребностях и желаниях сначала с терапевтом, а затем, возможно, и тем человеком, с которым связаны его ожидания. Обращаясь к своим потребностям и проговаривая их, человек может понять, чего же он хочет на самом деле, и найти способы достичь желаемого.

Интроекция

Интроекция - это процесс, во время которого концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся личностью без критической проверки, без усвоения. Такие «непереваренные» концепции, отношения, стандарты поведения и т.д. называются интроектами (Perls, 1973).

Интроекция — следующий после слияния механизм регулирования границы контакта в процессе формирования гештальта. Он важен для определения потребности, которое происходит за счет имеющихся в организме интроекций-обозначений («У меня выделяется слюна, значит, это пищевая потребность») или за счет актуального интроецирования в виде воображаемого представления о том, что внутри меня, во рту находится кусочек хлеба, и осознавания, не увеличиваются ли при этом признаки потребности (3). Нарушения контакта возникают, когда организм, определив потребность, заглатывает объект ее удовлетворения целиком, не «пережевывая», не проверяя, подходит он или нет.

Интроекция как способ взаимодействия с окружением является ведущим в начале жизни, когда ребенок интериоризирует «правила» жизни, полученные от главных заботящихся взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. Если говорить о процессе развития, то ребенок начнет подвергать сомнению свои интроекции на стадиях автономии и подростковой. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований главных заботящихся о нем людей. Эта борьба проявляется, когда ребенок пытается жить своей жизнью по правилам других, добиваясь в то же время своей автономности (1).

Нездоровое функционирование данного механизма возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. присваиваются, не проверяясь. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует, а что хотят другие, чтобы он чувствовал, или просто, что чувствуют другие. Одним из видов патологического интроецирования является замена своего желания чужим.

При интроекции к минимуму сводится разница между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, что он на самом деле хочет, если он вообще позволяет себе замечать подобное различие. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает агрессии, необходимой для изменения того, что существует. Из новых впечатлений человек выделяет только то, что соответствует прошлому опыту, усиливая его незыблемость, и очень заботится о том, чтобы заранее знать, что произойдет. Он не допускает ничего нового и при этом утрачивает ощущение остроты жизни, которое возникает только из непосредственного опыта (8).

И. Польстер и М. Польстер выделяют три основных качества, ведущих к интроекции: нетерпение, Заставляющее человека немедленно все «сглатывать», лень, не позволяющая делать работу, требующую больших усилий, и жадность, выражающаяся в стремлении получить как можно больше и как можно быстрее.

К проявлениям интроекции относят:

— Жизнь по правилам других; люди, которые умеют нравиться.

— Вербальные выражения типа: «Я должен!», «Мне следует!»

— Один гуру сменяет другого.

— Нереалистичные ожидания от себя и других. Намеки на поиск хороших, ригидных поведенческих паттернов.

Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждение его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя». Это может сопровождаться выделением интроективното послания и человека, дающего это послание; отделением собственных потребностей, взглядов, верований и т. п. от взглядов, потребностей и т. п. человека, дающего послание; и в конечном итоге принятием решения жить собственной жизнью, т.е. решением не жить по чужим ожиданиям и, возможно, даже причинять этим боль другим. Достичь этого можно, составляя предложения о себе и о терапевте, начиная сначала с «Я», а потом с «Ты». Или сочинять предложения, начинающиеся со слов: «Я думаю, что», а затем обратить внимание на то, какие из этих заявлений содержат убеждения, основанные на собственном опыте, а какие переняты у других (8).

Освобождение от интроекций связано с пробуждением энергии, с агрессией. Это может быть опасным и поэтому рискованно, однако, чтобы преодолеть интроекцию, такой шаг необходим (8).

Проекция

Проекция — это процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведения или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются объектам и/или людям. Она является противоположностью интроекций. «Если интроекция — это тенденция принимать на себя ответственность за то, что в действительности является частью окружения, то проекция - это тенденция делать окружение ответственным за то, источником чего является сам человек» (Perls, 1973).

В цикле контакта проекция появляется на фазе контактирования после интроекций и выражается в приписывании внешним объектам определенных желаемых признаков и активном проективном манипулировании с границами объекта, которому потенциально приписывалась проекция «предмет потребности» (3).

В онтогенезе проекция также появляется после стадии интроецирования. «Интроецировав поведенческие паттерны, способы отношений, манеры, основные представления о людях, религиозные верования и практики, ценности и бесчисленное количество других феноменов, маленькие дети пытаются действовать по ним. Это означает, что они проецируют их в свой мир. Через такую проекцию человек воздействует на мир и получает реакции или обратную связь» (1).

Здоровое функционирование можно наблюдать в личностной идентификации и эмпатии с другими. Это означает, что никто не может знать, как видит мир кто-либо другой; человек может только использовать собственное воображение для того, чтобы предположить это. Здоровая позиция состоит в том, чтобы ясно видеть мир, чувствовать, что происходит и собирается произойти, понимать и принимать ответственность за свои наблюдения, осознавать проекции и быть восприимчивым к новой информации (1).

Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, например, потому что «не должен» чувствовать и поступать так. Эта интроекция может вызывать у человека глубинное непринятие своих чувств. Он не может принять на себя ответственность за них, не признает их и поэтому приписывает другим людям. Так, например, утверждение кого-либо о том, что окружающие относятся к нему негативно, пытаются обмануть и т.п., может быть основано на непринятии такого же своего отношения к людям.

Нездоровое функционирование также состоит в критическом осуждении других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействие с окружением.

При взаимодействии проекция проявляется в языковых выражениях, оборотах, репликах, таких, как: «ты», «вы», «они», «оно», используемых вместо «я»; предложениях, которые начинаются с «ты», «вы»; критических и осуждающих заявлениях и поведении, направленных на других и на мир в целом.

Жан-Мари Рабин (10) описывает три формы проекции:

§ зеркальная проекция, в которой субъект находит в другом или образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь («Ты такой же, как я»);

§ проекция катарсиса, в которой субъект приписывает другому или образу другого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он таким образом освобождается («Это ты злишься, а не я»);

§ дополнительная проекция, в которой субъект обнаруживает или приписывает другому или образу другого характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные («У тебя есть то, чего мне не хватает»).

Основной фокус процесса вмешательства при терапии - это возврат тех свойств, отношений, верований, поведений и чувств, которые клиент проецирует на других. Это может сопровождаться предоставлением клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «пустом стуле»[2]. Терапевт, в ответ на проекцию клиента (например: «Он не, хочет меня слушать»), может предложить сказать ту же фразу о самом себе («Я не хочу его слушать») или спросить о том, что клиент чувствует сам. Интеграция происходит тогда, когда клиент вновь возвращает себе непринятые части себя (силу, чувствительность и т.п.), что может происходить, например, в разыгрывании роли какого-либо персонажа своей истории.

Психотерапевтическая техника работы с проекцией основана на предположении о том, что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая свою причастность к ней, обретаем силу для изменений. Иными словами, присваивание проецируемого материала позволяет человеку осознать и в итоге принять или изменить отвергаемые части личности (эмоции, чувства и т.п.).

Ретрофлексия

Ретрофлексия буквально означает «обращение назад на себя» и в гештальт-терапии понимается как процесс возврата чувств назад, точно против себя. Человек делает себе то, что хотел бы сделать другому, или то, что хотел бы получить от другого.

В цикле контакта ретрофлексия возникает после проекции и вызывается необходимостью закрытия границы после того, когда предмет потребности уже выбран, иначе этот выбор так и не произойдет, постоянный поиск новых объектов не завершится (3). Как невротический механизм она может сдерживать действия с выбранным объектом.

В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (Э. Эриксон) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. «сдерживать» и «отпускать». Эта физиологическая необходимость затем переводится в психологическую - «допускать» или «сдерживать» выражение чувств, по-ведение и т.п.

И. Польстер и М. Польстер описывают ретрофлексию как центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого — на того, над кем производится действие, и того, кто это действие производит (8). «Эта способность имеет разные проявления. Человек может разговаривать сам с собой. Об этом расщеплении свидетельствует чувство юмора, потому что он может посмотреть на себя со стороны и увидеть нелепость и абсурдность своего поведения. Чувство стыда или смущения - тоже проявления самонаблюдения и самооценки»(8). Мышление также является продуктом ретрофлексии. Кроме того, здоровое использование ретрофлексии выражается в самоконтроле и самодисциплине, в останавливании своих рискованных спонтанных реакций. Например, мать может останавливать себя, чтобы не ударить своего ребенка.

Ретрофлексия становится особенностью характера, когда постоянно возникает ступор между противоположными стремлениями человека. В этом случае можно говорить о невротическом механизме прерывания контакта, который выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, т.е. калечение самого себя, вместо обращения агрессии против внешних объектов. При этом временная и разумная задержка спонтанного поведения закрепляется в отказе от дейс-твия, и человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему. Такая форма невзаимодействия с окружением поддерживается интроекциями заботящихся людей, относящимися к природе чувств и их выражению, полученными еще в детстве. Например, ребенок интроецирует послание: «Большие мальчики не плачут!», - и, столкнувшись с болевыми ощущениями, прячет свою боль внутрь, останавливает слезы и причитания.

В результате ретрофлексивной борьбы человека с самим собой возникает напряжение, которое, в частности, проявляется и в телесных движениях, и позах. При этом изначально энергия блокируемого действия направлена на объект внешнего мира, но переводится на самого себя. Так, например, женщина, которая хочет обнять понравившегося ей мужчину может блокировать объятия как действие с мужчиной и вместо него обнимать себя (сжимать себя руками). Причиной этого может быть интроекция: «Обнимать недостаточно знакомых мужчин нельзя». Человек, блокирующий агрессивное поведение, может проявлять его по отношению к себе различными способами: грызть ногти, бить себя по ноге или неосознанно ударяться, падать, попадать молотком себе по пальцам и т.п.

Ирвин и Мириам Польстер описывают два уровня сопротивления освобождению от ретрофлексивного поведения. На более мягком уровне человек переносит на себя то, в чем он нуждается. Он позволяет себе производить с собой действия: поглаживания, объятия, мастурбация и т.п. Когда он делает это, он получает часть того тепла, которое мог бы получить от других. Во втором случае люди так мало обращают внимания на свои потребности, что они недоступны даже сами для себя. Для таких людей запретным является любой контакт, в том числе и с самим собой. В таких случаях частыми становятся психосоматические заболевания (язва, астма и любые другие), возникающие в результате блокирования энергии потребности.

Признаками ретрофлексивного поведения являются: задержки дыхания; «проглатывание» чувств; мускульные проявления, такие, как сжатие кулаков, закусывание.губ или, например, ситуации, когда человек задыхается; изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки; положение тела (сдерживание одной части тела другой, так называемые «закрытые» позиции), действия с самим собой (поглаживания и т.п.); жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию; в речи наличие возвратной частицы «ся».

Особой формой ретрофлексии является эготизм. При эготизме субъект поддерживает непроницаемую границу с окружающей средой в фазе финального контакта. Это проявляется через торможение себя в момент, когда, чтобы достичь полного контакта, необходимо быть спонтанным.

Психотерапевтическая работа с ретрофлексией строится на переводе ее в проекцию, т.е. на разворачивание вектора действия с самого себя на внешний мир. При этом если речь идет о втором (более глубоком) варианте, то на первом этапе необходимо, чтобы человек позволил определенные действия к самому себе, а уже затем к окружающим. Движение по направлению к росту может заключаться в перераспределении энергии так, чтобы внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный ранее, была вскрыта. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением (8). Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и в соответствующий момент экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений.

Для освобождения от ретрофлексии человеку необходимо осознание того, как он сидит, как держит себя среди других людей и т.д. Понимание внутренних процессов позволит ему преобразовать энергию в реальное действие с внешним объектом. Т.е., как пишут И. и М. Польстер, он «сможет представить себе, с кем он хочет посидеть вместе, кого обнять, кому дать в зубы, кого сожрать или покусать» (8).

Дифлексия (отклонение)

Дифлексия (deflection) — это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний и/или от контактов с окружением. Этот механизм способствует усилению изоляции человека как от других, так и от его собственного опыта. Впервые он был описан Ирвином и Мириам Польстер в 1973 г.

Дифлексия — это способ снятия накала актуального контакта. Уменьшить интенсивность контакта можно с помощью избегания прямого взгляда на собеседника и непосредственного обращения к нему (говорить о нем в третьем лице), с помощью перевода разговора в шутку или долгих разглагольствований. Это позволяет проявить минимум чувств, снизить напряженность и эмоциональную вовлеченность в процесс взаимодействия.

В цикле контакта этот механизм встречается в фазе контактирования непосредственно перед «финальным контактом». Его роль, как и роль ретрофлексии заключается в закрытии границ при выборе объекта[3] (3). В процессе развития человека дифлексия может быть обнаружена на стадии, когда ребенок начинает учиться строить кооперирующие отношения с окружением в момент выполнения школьных дел. Такая кооперация может рассматриваться как непрямолинейная и вежливая.

Здоровое функционирование можно увидеть в «языке политиков и дипломатов», необходимом при разрешении конфликтных ситуаций, вызывающих слишком большой накал страстей, которого следует избегать. Примером могут быть конфликты на национальной почве.

Невротическая дифлексия возникает, когда прерывание контакта повторяется и постепенно становится привычным, теряет осознанность. В этом случае человек отсутствует в реальном контакте с окружением, пускаясь в рассуждение о банальностях, произнося общие фразы, говоря о прошлом, когда речь идет о настоящем, и т.п. При этом его поведение не достигает цели, оно становится вялым и неэффективным. Дифлексиный человек не собирает «урожай» своих поступков. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Даже если такой человек вполне «правильно» общается, он не проникает в мир другого и не чувствует его по-настоящему [8. С.78].

Нездоровое функционирование можно увидеть в действиях, которые мешают значимому контакту человека с собой или с окружением и составляют процесс отклонения, например, в пагубных пристрастиях или в других принудительных поведениях. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

К проявлениям дифлексии относят: отсутствие контакта глаз (однако некоторые расовые/этнические группы лимитируют контакт глаз как проявление уважения и/или почтения, применительно к этой группе этот признак может не свидетельствовать о дифлексии); поворот тела от контакта с человеком; постоянные движения, топтание на месте; стремление не выделяться; изменение предмета разговора.

Психотерапевтическая работа с дифлексией направлена на усиление контакта с собой или с окружением. Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на своих чувствах, его учат центрироваться на себе, его просят установить визуальный и вербальный контакт в прямой манере с другим человеком и прерывают процесс отклонения директивным вмешательством типа: «Прекрати разговаривать, обрати внимание на чувства!», «Попробуй сказать это одним предложением», «Обратись к этому человеку напрямую» и т.п.

Все описанные типы сопротивления (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дифлексия) характерны для любого «нормального» организма. Кроме того, трудно выделить «чистые типы», однако можно говорить об акцентуированном, т.е. о наиболее характерном для человека типе сопротивления. При этом эффективность творческого приспособления зависит от степени гибкости (или ригидности) изменения одного механизма сопротивления на другой и уместности данного конкретного способа в данной конкретной ситуации.

«Self» в гештальт-терапии

Под «self» в гештальт-терапии понимают интегративное измерение, объединяющее функции, необходимые для запуска процесса творческого приспособления. Иногда в отечественной литературе «self» заменяется понятием «Я», однако, в отличие от «Я», стремящегося быть твердой и стабильной целостностью, «self» указывает на процесс в действии. В дидактических целях, для анализа практики выделяют три особые модальности функционирования «self»: «Оно» (Ид), «Личность» («Персона») и «Эго». Эти модальности проявляются и функционируют одновременно и взаимосвязанно, хотя на границе контакта могут быть обнаружены феномены, вызванные действием какого-то одного из них.

Функция «Оно» (Ф. Перлз называл ее «собакой снизу») отвечает за проявление потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, незаконченных ситуаций. Ее проявления отражаются в теле, она проявляется через ощущения, чувства и т.п. Состояние «Оно» - безответственное состояние, в нем человек не чувствует ответственности за то, что делает.

Функция «Личность» (Ф. Перлз называл ее «собакой сверху») несет в себе аккумулированный опыт, индивидуальную историю жизни: усвоенные организмом социально-культурные ценности, нормы, знания, правила поведения, опыт, накопленный человеком в ходе собственного онтогенетического развития. «Это то, что я знаю о себе, то, что я думаю о том, каковым я являюсь. Это не значит, что я такой и есть! Это только то, что я думаю о своей сущности, как я представляю свой опыт» [9. С. 38].

Эта функция фиксирует опыт в его возможном словесном выражении и выражает его не всегда осознанно.

«Эго» - состояние связано с функцией выбора, самоопределением организма в той или иной ситуации. Эта функция, которая совершает идентификации и отвержения, т.е. собственно вступает в контакт с окружающей средой, а уже через нее - две первые части «self», поочередно или одновременно. Например, осознавая определенное желание через функцию «Оно», человек вступает в контакт с внешним миром через «Это» и выбирает то, что подходит для удовлетворения этого желания, а что нет.

Нарушение трех этих функций приводит к дезадаптации организма и проявляется следующим образом.

«Личность» может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Например, он может считать, что он поэт, хотя ни разу не писал стихов. В более сложном варианте его представление о себе может гласить: «Я слабый и болезненный», и тогда он будет пытаться соответствовать этому варианту, вместо того чтобы проверять эту информацию, измеряя свою силу и количество болезней. К нарушениям функции личности можно отнести также разрушение представлений о себе и своей жизни, планов на будущее в результате кризиса.

Нарушения функции «Оно» отмечается при психозе, когда человек может не испытывать, например, чувство холода и гулять при сильном морозе легко одетым. В невротическом состоянии человек может не осознавать своих потребностей, но не теряет их.

Потеря возможности осуществлять выбор и контакт со средой является следствием нарушения функции «Это», когда человек не в состоянии обеспечить установление границы между собой и средой. Это может происходить при нарушении «Оно» и «Личность», поскольку информация, поступающая из них, не соответствует реальности. В случае утраты «Эго» - функции или ее недостаточного функционирования контакт заменяется механизмами границы (сопротивлениями), описанными выше, которые переходят из здорового функционирования в невротическое.

В рамках этого представления целью гештальт-терапии является восстановление способности человека к осознанному выбору, что является основой творческого приспособления.

ПРОЦЕСС ТЕРАПИИ

Гештальт-терапия как психотерапевтическое направление ориентировано на процесс, в частности, на процесс построения контакта. В терапевтической сессии большое внимание уделяется осознаванию того, что происходит здесь и теперь, в отношениях между терапевтом и клиентом, как он (клиент) строит контакт с окружением. При этом техника, с помощью которой происходит получение и осознание опыта, вторична, а важно то, как терапевт понимает происходящее во время сеанса.

Терапевтический процесс можно разбить на четыре стадии, которые соответствуют фазам цикла контакта (рис.2).

1 - фокусировка проблемы и постановка цели; 2 – экспериментирование с объектом, поиск новых форм поведения; 3 - финальный контакт, действие с объектом; 4 - интеграция.

Психотерапевтическая работа, как индивидуальная, так и групповая (причем не только в гештальт-терапии), всегда начинается с создания терапевтического контекста (договора), в который входит информация о месте, времени, количестве встреч, их частоте и продолжительности, о стоимости работы терапевта и других условиях. Такой договор закрепляет социальные роли (терапевт, клиент), создает некоторую стабильность и безопасность и, что самое важное, разделяет ответственность за лечение между терапевтом и клиентом. В этой части работы терапевту важно определить степень своей компетентности, т.е. сможет ли он справиться с решением предложенной клиентом проблемы или какую часть работы он может взять на себя. Большую важность это имеет для терапевта. Так, решение задач, в которых он недостаточно компетентен (например: гештальт-консультант вряд ли сможет справиться с лечением шизофрении), может завести работу в тупик.

Все условия контекста могут рассматриваться как экспериментальные, потому что должны быть приспособлены к каждому конкретному клиенту и в то же время удовлетворять терапевта (9).

Если договор заключен и клиент согласен с выполнением поставленных условий, то дальнейшая терапевтическая работа строится согласно четырем стадиям, отмеченным выше (на рис. 2). Разберем эти стадии подробнее.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...