Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм обеспечения национальной безопасности.




Уточненная систематизация угроз дает и новое видение механизмов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

-обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.

-подъем экономики страны, проведение независимого и социально-ориентированного экономического курса;

-преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

-обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

-совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления, законодательства Российской Федерации; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества.

-обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.

-обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира.

-подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

-укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

-принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведовательно-подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

-создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

-расширение рынков сбыта российской продукции;

-формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых государств;

-усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей;

-проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях;

-усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

-создание условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:

-правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

-усиление государственного регулирования в экономике;

принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа;

-переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике, основанной на оптимальных механизмах организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

В настоящее время можно говорить об определенной целостности политики национальной безопасности. Действующая Концепция конкретизирована в новой Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. № 706.

Министерство иностранных дел (МИД) РФ разработал Концепцию внешней политики Российской Федерации (опубликована в «Российской газете» 11 июля 2000 г.)

Приоритеты государственной политики в области национальной безопасности в полной мере отражаются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Советом Безопасности обсуждена Концепция информационной политики Российской Федерации.

Следовательно, можно сказать, что в России сформированы основы институциональной структуры национальной безопасности, что позволяет говорить об успешном возрождении и развитии этой важнейшей для функционирования государства и экономики системы.

 

Экономическая безопасность как система:

Определение, критерии.

Национальная экономика России стоит в настоящее время перед лицом целого ряда внешних и внутренних угроз, затрагивающих ее позиции и интересы в современной мировой экономической системе.

Национальная экономика оказывается незащищенной и в плане внутреннего иммунитета к факторам нестабильности и стагнации. Бесхозяйственность и неуправляемость приобретают совершенно новые измерения. В этих условиях в рамках национальной безопасности, охватывающей весь круг вопросов обеспечения защищенности интересов нации, общества, государства, закономерно выделяется проблема экономической безопасности, входящая в круг приоритетных направлений.

Экономическая безопасность включает комплекс экономических, политических, правовых, геополитических и геостратегических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии. Говоря об экономической безопасности страны, необходимо иметь ввиду широкий спектр вопросов, начиная с криминальных аспектов проблемы и кончая сложнейшими вопросами, связанными с современной геополитикой и новым мировым экономическим порядком.

Понятие экономической безопасности применимо к различным субъектам: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом.

Во внутриэкономической сфере экономическая безопасность связывается с природными, технико-технологическими, производственными, финансовыми, социальными, инфраструктурными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода деструктивных воздействий.

Во внешнеэкономической сфере экономическая безопасность характеризует конкурентоспособность страны на мировых рынках, устойчивость ее валюты и финансовых рынков перед лицом международных стратегических спекулянтов, транснациональных капиталов, нестабильности и кризисов мировых финансов.

В условиях открытой экономики, современных тенденций глобализации процесс интеграции в глобальную экономику может создать реальные угрозы экономической независимости страны.

Виды экономической безопасности специфицируются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности, соответствующих рынков.

1. Производственно-технологическая, промышленная безопасность. Сюда входит множество проблем, связанных с хаотическим и хищническим перераспределением национального богатства страны, утерей контроля над национальными ресурсами; неэффективной приватизацией. Разбазариванием бывшей государственной собственности. Криминальными и коррупционными аспектами приватизации; деиндустриализацией экономики; инвестиционной катастрофой4 падением экспортного потенциала и утерей рынков внутри страны под напором дешевого импорта. Как никогда выросло число и масштабы техногенных катастроф.

2. Энергетическая безопасность. Данный вид экономической безопасности сформировался в результате все возрастающей энергетической проблемы в стране. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами, между предприятиями-производителями энергоносителей, энергопроводящими сетями.

3. Финансовая безопасность, частными проявлениями которой являются инфляционная, валютная и другие подвиды безопасности, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

4. Внешнеэкономическая безопасность связана с взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешнихрынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом.

5. Информационная безопасность играет важную роль в защите информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках становится объектом экспансии иностранных монополий, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны.

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, Государственная стратегия требует учитывать:

1.Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства. Россия не должна допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Необходимо сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2.Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

3.Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, степенью защищенности интересов вкладчиков, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг.

4.Рациональная структура внешней торговли должна обеспечить доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок. Сбалансированная внешнеэкономическая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

5.Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6.Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7.Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8.Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...