Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организационные основы управления и развития  потребительского комплекса национальной экономики.




Организационные основы управления, функционирования и развития подразделений потребительского комплекса национальной экономики складываются из следующих основных элементов:

1) Субъектов (органов) управления;

2) Объектов управления;

3) Механизма, воздействующего на состояние, функционирование и развитие потребительского комплекса и входящих в его состав отдельных подразделений.

Формирование субъектов (органов) управления потребительским комплексом национальной экономики и входящих в его состав подразделений осуществляется на базе действующего в стране законодательства, которое включает:

1. «Пакет» законодательных и нормативных актов, регулирующих различные стороны многоаспектной деятельности отраслей и подразделений, входящих в состав этого комплекса, их взаимоотношения с государством, потребителями результатов труда, с местными органами власти и хозяйственного управления.

2. «Пакет» федеральных, региональных (субъектов РФ) и местных программ, имеющих целью решение конкретных задач социального развития, социальной защиты и поддержки населения.

3. Социальные стандарты и нормативы обеспечения граждан (за плату, на льготной основе, бесплатно) продовольственными и непродовольственными товарами, а также услугами социально-культурного и социально-бытового назначения на уровне размеров государственных гарантий, предусматриваемых действующим законодательством.

Потребительский комплекс национальной экономики – сложный многопрофильный объект управления. Как объект управления его можно классифицировать по ряду признаков (критериев).

По видам деятельности этот комплекс делится на сферы:

-трудовую;

-общественно-политическую;

-культурно-духовную;

-социально-бытовую;

-охраны окружающей среды и среды обитания;

-охраны здоровья людей.

По областям использования комплекс распределяется на следующие группы:

-социально-экономическую;

-социально-бытовую;

По формам организации комплекс подразделяется на:

-линейную, или сетевую;

-точечную.

Линейная форма организации отраслей потребительского комплекса включает сеть транспортных коммуникаций (железных и автомобильных дорог, линий связи и городского пассажирского транспорта и т.д.)

Точечная форма представляет собой отдельные объекты социальной сферы (стадионы, больницы, школы, вузы и т.п.)

По отраслевому признаку потребительский комплекс подразделяется на конкретные отрасли и виды деятельности.

По формам собственности потребительский комплекс распадается на объекты, находящиеся в:

-государственной собственности;

-муниципальной собственности;

-смешанной собственности;

-частной собственности.

По способу предоставления результатов труда (материальных благ и услуг) комплекс подразделяется на платную, льготную и бесплатную формы.

По каналам формирования и уровням распределения материальных и духовных благ, создаваемых в отраслях потребительского комплекса, он делится на объекты, обслуживающие магистральные, региональные и локальные каналы.

Особенностями организации управления отраслями и подотраслями потребительского комплекса национальной экономики Российской Федерации являются:

1. Наличие в этом комплексе подразделений государственной (учреждения культуры, здравоохранения, образования, пенсионного и социального обеспечения), муниципальной (жилищное и коммунальное хозяйств, бытовое обслуживание и т.п.), смешанной и частной собственности (торговля, общественное питание, спорт, физкультура, туризм и т.п.).

2. Рост степени коммерциализации деятельности отраслей потребительского комплекса страны, особенно в части той доли платных услуг, которую население может получить сверх размеров, которые должны обеспечиваться государственными гарантиями, предусмотренными законом.

3. Обязательность контроля и регулирование деятельности подразделений частного и смешанного секторов потребительского комплекса национальной экономики государственными законодательными и нормативными актами государственных органов хозяйственного управления.

4. Необходимость сочетания административно-распорядительных, экономических и морально-идеологических методов воздействия на состояние, функционирование и развитие отраслей потребительского комплекса национальной экономики.

Среди экономических методов государственного воздействия на деятельность потребительского комплекса национальной экономики страны (цены, тарифы, налоги, субсидии, субвенции) особое место занимают методы финансово-кредитного воздействия, в частности сочетание практики бюджетного финансирования подразделений этого комплекса с поступлениями средств от внебюджетных источников (аренда, коммерческая деятельность и т.д.), средств спонсоров и благотворителей.

 Сущность рекреационного комплекса национальной                  экономики и его структура.

Современный этап развития любой национальной экономики характеризуется повышением степени направленности действующих в ней хозяйственных структур на решение социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством. Понятие социальной сферы достаточно многогранно. В нее включены самые различные отрасли национальной экономики: здравоохранение, народное образование, культура, торговля и общественное питание, отдых и др.

Важное место среди отраслей социальной сферы национальной экономики принадлежит активному отдыху населения (рекреации).

 Как элемент социальной сферы рекреация не только сохраняет здоровье и рабочую способность нации, но и удовлетворяет культурно-просветительные потребности населения. Поэтому потребность в рекреационных услугах является комплексной и включает совокупность частных потребностей, представляющих физическую, духовную, интеллектуальную, эмоциональную, социальную потребности. Спрос на рекреационные услуги отличается неустойчивостью и зависит от моды, рекламы, популярности, культурного уровня населения.

Одним из путей удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах является формирование рекреационных комплексов, представляющих собой сложную многоотраслевую и многоуровневую структуру.

Под рекреационным комплексом понимается единая система услуг: природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью, связанная со сопряженными с ней отраслями: сельским хозяйством и пищевой промышленностью, пассажирским транспортом и связью, торговлей и общественным питанием.

Рекреационные ресурсы состоят из совокупности природных и искусственно произведенных человеком объектов, пригодных для создания условий удовлетворения потребностей населения в активном отдыхе.

Динамичное развитие рекреационного комплекса национальной экономики требует наличия обеих групп ресурсов. Даже при высокой привлекательности природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, памятников культуры и искусства и др. развитие рекреации для широкого круга потребителей невозможно.

Рекреационные ресурсы должны обладать определенными свойствами, такими, как:

- Привлекательность;

- Климатические условия;

- Доступность;

- Степень изученности;

- Экскурсионная значимость;

- Пейзажные и видеоэкологические характеристики;

- Социально-демографические характеристики;

- Потенциальный запас;

- Способ использования и др.

Всего выделяют 6 типов территориально-рекреационных комплексов:

1) санаторно-курортный;

2) туристско-оздоровительный;

3) санаторно-туристско-оздоровительный;

4) охотничье-рыболовный;

5) туристско-оздоровительно- охотничье-рыболовный;

6) всеобъемлющий (всеобщий).

 

При всей важности социально-экономических составляющих ресурсов в формировании и развитии рекреационного комплекса главную роль играют благоприятные природные условия. Именно они являются одной из основных материальных предпосылок рекреации. Их наличие приводит к появлению рекреационных комплексов в новых, ранее экономически не развитых районах страны.

Наряду со своеобразной, неповторимой природой большой интерес для рекреации представляют памятники истории и культуры. В качестве рекреационных ресурсов целесообразно рассматривать и этнографические особенности населения, обладающего самобытной духовной культурой населяющих ее народов.

 Особенности формирования и развития рекреационного              комплекса России.

Процессы трансформации национальной экономики России протекают на фоне формирования в ней экономики социально ориентированного рыночного типа. Модель рыночного хозяйства такого типа подразумевает необходимость приоритетного решения в ходе экономического развития социальных проблем. Развития социальной сферы, т.е. сферы, обеспечивающей удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, в том числе и в активном отдыхе. Россия обладает достаточно благоприятными рекреационными ресурсами. По своему географическому положению она отличается разнообразными ландшафтами, богатым растительным и животным миром, климатическими контрастами.

Задачи, решаемые при формировании рекреационного комплекса:

- рациональное размещение рекреационных учреждений по территории страны с учетом природно-климатических, водных и прочих условий;

- всестороннее и эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов;

- становление оптимальных пропорций между отраслями рекреационного комплекса;

- достижение оптимального соотношения между отраслями специализации, сопутствующими отраслями и инфраструктурой;

- улучшение тепло-, водо- и электроснабжения, как путем создания их собственной базы, так и за счет получения этих ресурсов из других регионов страны.;

- создание местных ремонтных и строительных баз;

- обеспечение услугами бытового и культурного назначения, общественного питания, потребительскими и сувенирными товарами;

- развитие высокопродуктивного сельского хозяйства и пищевой промышленности, обеспечивающих в максимальной мере потребности отдыхающих и местного населения в продовольствии;

- развитие современной транспортной системы, сети дорог и всех видов связи;

- обеспечение занятости населения и рациональное использование трудовых ресурсов национальной экономики;

- охрана и улучшение природной среды на рекреационных территориях.

Условия, в которых происходит формирование и развитие рекреационного комплекса, подразделяются на 3 группы:

1) базисно - ресурсные условия – в качестве их выступают локальные природно-климатические ресурсы, обуславливающие начальную стадию формирования рекреационного комплекса (использование минеральных источников, целебных грязей, солевых пещер и т.п.)

2) пространственно – экологические условия – характеризуются двумя моментами: комплексы развиваются либо на базе крупных городских агломератов, как правило, в районах, достигших высокой степени экономического развития, либо исходя из специфического географического положения той или иной территории;

3) социально – экономические условия характеризуются тем, что размещение и уровень развития комплексов диктуется национальными, социальными, архитектурными и другими факторами национальной экономики.

В условиях переходной экономики на рынке рекреационных услуг возникает необходимость определения границ применения рыночных механизмов и выработки социальной политики государства. И что особенно важно, все преобразования должны проводиться в целях повышения не только экономической, но и социальной эффективности деятельности рынка рекреационных услуг. Степень и формы вмешательства государства в рыночное пространство определяются характером проблем, переживаемых национальной экономикой страны. Необходимо найти разумную меру регулирующего воздействия государства на рынок рекреационных услуг, разработать механизм реализации политики государства по выравниванию провалов рынка. Исходя из этого, основными направлениями государственного регулирования должны стать:

-принятие законодательных актов, регулирующих деятельность рекреационного комплекса страны;

-разработка нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную, финансовую и налоговую помощь предприятиям рекреационного комплекса;

-создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма.

В целях восстановления и развития рекреационного комплекса страны принято более 30 указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 октября 1996 г. ввел понятие «социальный туризм». Социальный туризм – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Однако, бюджетное финансирование социального туризма практически не осуществляется, хотя бюджетный тариф на платежи в Фонд социального страхования, из которого на 80 – 85% финансируются санаторно-курортные комплексы России, сохраняется на уровне 5,4% фонда заработной платы.

Государство должно выработать конкретные стратегии и программы развития рекреационного туризма, включающие механизм защиты окружающей природной и культурной среды, определить возможные границы их использования для рекреации; стимулировать разработку туристских продуктов, не нарушающих равновесия природной среды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...