Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Альтернативный курс Основы журналистики




 

Введение.

 

 Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.

 Слушание лекции учителя. Составление плана.

 История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.

 Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты.

 Закон о СМИ.

 Форма обучения - Диалог.

 Слушание лекции учителя. Составление плана.

 

Тема 1. Технологии создания текста

 

Как писать статью: модели процесса.

10 способов научиться писать регулярно.

4 способа преодолеть нежелание писать, когда отступать некуда.

Анализ типичных ошибок слушателя по готовым текстам (предоставляются заранее, если таковые имеются, если нет – пишется тестовый материал на заданную преподавателем тему). Составление индивидуального плана работы.

5 приемов письма: порядок слов, понятие сильных глаголов, употребление наречий, роль точки в тексте, функциональная «территория слова».

Практикум по теме.

 

Тема 2. Элементы композиции: обязательные и вариативные.

 

Композиция журналистского материала.

Роль преамбулы и концовки.

10 способов начать и закончить материал.

5 приемов письма: игра со словами, выяснение подробностей, оригинальные образы, простота и доходчивость изложения, поиск истоков исходного сюжета.

Практикум по теме.

Тема 3. Работа над заголовком.

 

Заголовок и его функции. Виды заголовков. Подзаголовки.

Техники создания эффективных заголовков.

5 приемов письма: преуменьшение и преувеличение, ритм статьи, «лестница абстракции», интересные имена и названия, раскрытие черт характера.

Практикум по теме.

Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

 Методы- традиционные, исследование.

 Форма обучения- дебаты, деловая игра.

 

Тема 4. Поиск информационного повода. Сбор информации.

 

Создание информационных поводов. Методика поиска темы.

Источники информации.

Сбор, проверка и интерпретация важной информации.

5 приемов письма: соединение непохожих элементов, количество элементов, мини-интрига, чтение текста вслух и восприятие на слух, возможности повествования.

Практикум по теме.

 

Тема 5. Новости и пресс-релизы. Репортаж.

 

Композиция новости. Правило двух источников. Типы лидов.

Обязательные блоки пресс-релиза.

Методика подготовки репортажа. Виды репортажа.

5 приемов письма: использование цитат и/или диалогов, предвидение непредвиденного, «принцип перевернутой пирамиды»: за и против, сегментация текста и использование подзаголовков, прием намеренного повторения.

Практикум по теме.

 

Тема 6. Интервью.

 

Виды и формы организации интервью. Принципы подготовки к интервью, его проведения и завершения.

Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать.

5 приемов письма: плюсы и минусы длинных предложений, использование языковых находок, смена дистанции и ракурсов, описание места действия, эффектная концовка.

Практикум по теме.

 

Тема 7. Ситуативно-аналитические жанры публицистики.

 

Жанровые признаки комментария, корреспонденции, статьи и обозрения, рецензии и обзора СМИ.

Глубина анализа. Правила убедительной аргументации.

5 приемов письма: параллельные структуры, ведение дневника, сокращение текста, правило 10%, пунктуация как средство построения ритма. 

Практикум по теме.

 

Тема 8. Журналистское расследование.

 

Приемы журналистского расследования. Источники информации. Проверка информации.

Организация и этапы журналистского расследования. Преграды в расследовательской деятельности журналиста. Плюрализм мнений. Безопасность журналиста.

5 приемов письма: формулировка миссии статьи, план и подпланы, коллекция кратких письменных форм, активные глаголы против пассивных, жанровые гибриды.

Практикум по теме.

 

Тема 9. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.

 

 Разработка кодекса чести журналиста.

 Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

 Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

 Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.

 Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

 

 Тема 10.  Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 3 часа.

 

 Анализ периодической печати.

 Обзор региональных газет.

 Презентация любимой газеты.

 Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

 Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа

 Исследование.

 Анализ текстов газетных жанров.

 Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Петербург в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

Газетная информация.

 Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые

 помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации

 Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.

 Методы- метод исследования.

 Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.

 Анализ периодической печати.

 Обзор региональных газет.

 Презентация любимой газеты.

 

Тема 11. Чужая речь в моём тексте.

 

 Чужая речь как элемент текста. Чужая речь- рефрен.

 Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи строки ?).

 Методы- традиционные, самостоятельная работа.

 Формы обучения - Практическая работа, исследование.

 

Тема 12. Житейская история. Легенда

 

 Анализ текста-легенды.

 Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".

 

Тема 13. Необычные тексты.

 

 Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые

 черты и языковые средства необычных текстов.

 Метод исследования.

 Форма обучения - исследование, практическая работа, деловая игра.

 Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)

 Редактирование собственных текстов.

 

Тема 14. Репортаж.

 

 История репортажа. Событие- неприкосновенно. Законы репортажа.

 Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".

 Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

 Методы- работа в разновозрастных группах, традиционные.

 Формы обучения- диалог, экскурсия.

 "Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

 Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

 

Тема 15. Рецензия. Статья

 

 Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация.

 

 Тема 16. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос

 

 Соцопрос.

 Тренинг: конкурс обозревателей.

 Обзор СМИ.

 

 Тема 17. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

 

 Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

 Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

 Редактирование.

 

Тема 18. От отзыва к рецензии.

 

 Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.

 Методы - Традиционные.

 Формы обучения - лекция.

 Практическая работа.

 Эксперимент.

 Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"

 

Тема 19. Фельетон, юмореска.

 

Фельетон. Юмореска. Анекдот. Байка. Памфлет.

Ученики должны знать особенности юмористических и сатирических произведений; 

понимать функции сатирической статьи;

уметь создавать юмористические и сатирические статьи.        

 

Тема 20. Типографско-издательское дело.

 

Название и оформление издания. Макетирование.

Ученики должны знать правила подготовки макета газеты;

понимать роль графического плана размещения текстов, иллюстраций,

заголовков;

уметь создавать композиционно-графическую модель газеты; проводить

презентацию группового проекта «Номер газеты».

 

Методическое обеспечение

 1. Имеющийся материал:

 А) Диагностические тесты по риторике, тестовый материал по темам курса риторики.

 Б) Методические разработки для уроков:

 Методическая литература;

 Поурочное планирование;

 Наглядные пособия:

 - таблицы по изучаемым темам;

 - блок-схемы

 Раздаточный материал:

 - практические работы;

 - разноуровневые задания по изучаемым темам.

 Пособия для учащихся:

 - Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи - М., 1998г.

 - Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике - М., 2004г.

 - Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. Просвещение - М.,1989г.

 - Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение - М., 1991г.

 2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.

 При изучении риторики основной метод - безоценочный. Выставляемые оценки- зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.

 3. Количество лекционных, практических, лабораторных работ.

 Определяется в зависимости от способа развертывания во времени и средства достижения учебных целей.

 Лекционные занятия-2;

 Практическая работа-3;

 Исследования-2.

 4. Техническое и программное обеспечение:

 Аудиомагнитофон; видеокамера; диктофон; компьютер

 Таблицы по изучаемым темам.

 5. Средства коммуникации:

 Телефонная линия; компьютеры;

 Круглые столы.

 

Литература:

для учащихся:

 1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.

 2. Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.

 3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.

 4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.

 5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

 6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.

 7. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.

 8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.

 9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.

 10. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.

 

для учителя:

 1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.

 2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.

 3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.

 4. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.

 5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.

 6. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.

 7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 509.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...