Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пояснительная записка (учащимся).Стр 1 из 3Следующая ⇒
Курс журналистики для учащихся Общеобразовательных учреждений В системе дополнительного образования
Пояснительная записка (педагогам). В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.
1. Актуальность темы для школы. Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Учащиеся расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
2. Роль и место в образовательном процессе. Весь курс обучения журналистики направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.
3. Связь курса с профильными предметами. Учащиеся, прошедшие полный курс журналистики, будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса журналистики представлено вскользь в базовых курсах, поэтому курс журналистики позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.
4. Практическое и профессиональное применение. Данный курс ориентирован на учащихся, интересующихся журналистикой, желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее. Программа школьного курса журналистики включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений. Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики.
5. Воспитательный аспект. Государственная программа развития духовной сферы и системы образования в целом, основанная в "Комплекции гуманитарного образования" и в Послании Президента В.В. Путина, ставит своей целью формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты страны, чей научно-созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.
Цели:
Основная цель обучения журналистики школьников - дать учащимся дополнительные знания о русском языке и национальной культуре, сформировать практические навыки и умения, способствовать самоопределению школьника относительно профиля. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности. Задачей курса является усвоение творческих способов, приемов, методов и принципов труда журналиста, а также овладение различными технологическими приемами журналистской практики, как, в частности, конкретные методики сбора и анализа полученной информации. Изучение курса позволит учащимся составить представление о специфике труда журналиста и связать теоретические знания о журналистике с овладением навыков профессиональной работы в СМИ.
Ожидаемые результаты: Курс "Журналистика" даст учащимся возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни. Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся смогут:
Определить тему или идею текста; Составлять простой и подробный план текста; Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом); Оценивать чужую и свою речь; Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания; Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения; Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали; Брать интервью у знакомых и незнакомых людей; Вести репортаж с места событий; Составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека; уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста; уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания; уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Пояснительная записка (учащимся).
О курсах журналистики
Как писать статьи? Как выражать свои мысли? Учебный курс журналистики построен от простого к сложному, и полностью повторяет весь процесс освоения журналистом своей профессии. Основное внимание при этом мы уделяем не теории, а той реальной практике и проблемам, с которыми сталкивается человек, пришедший на работу в газету. Быть журналистом – значит быть всегда в центре событий, владеть информацией, узнавать все «из первых рук». Но самое важное в этом ремесле – донести информацию до читателей. Понять специфику этой профессии Вам поможет курс журналистики. Вначале мы покажем, с чего начинается работа над статьей, как выбрать ее тему, откуда взять информацию и как добывать «живые» комментарии. Далее расскажем, какими инструментами и знаниями можно пользовать в тех или иных случаях. Большую часть курса мы посвятим основным жанрам материалов: новостям, репортажу, интервью, обзору, рецензии и колонке. Вы узнаете, как писать каждый из них, чем пользоваться и какими правилами руководствоваться. Также мы рассмотрим ряд психологических проблем, с которыми сталкивается журналист после некоторого времени работы. Завершается курс занятиями по редактированию текста, по основам газетной верстки и дизайна и по управлению редакцией. Что важно, в курс включены занятия по электронным СМИ, как одному из самых перспективных направлений журналистики. Во время курса вы будете выполнять небольшие домашние задания. Выполняя их, вы сможете на практике почувствовать, с какими вопросами, задачами и проблемами сталкивается журналист на практике. Ваши работы будут публиковаться в Журнале "Кит + Ёж"и на сайте. Это позволит вам сразу же получить готовое портфолио, которым вы сможете воспользоваться в дальнейшем при поступлении на факультет журналистики или для работы в газетах и журналах.
Учебная программа курса:
1. Введение в журналистику
1.1. Личность журналиста. Особенности и специфика профессионального положения журналиста. Мотивационная сфера личности журналиста: содержание и структура. Психологический анализ трудовой деятельности журналиста. Психологические проблемы обработки информации. Психологические аспекты деятельности в особых и экстремальных условиях.
1.2. Методы журналистской деятельности. Традиционные методы журналистского познания: беседа, документ, наблюдение. Методы КСИ (конкретных социологических исследований). Способы взаимодействия с субъектом изучения. Непосредственное взаимодействие: эксперимент и наблюдение. Использование социологических методов в журналистике. Методы изучения объективированных фактов сознания (наблюдение, анализ документов, анализ практических действия). Методы изучения непосредственных фактов сознания (опросы). Беспрограммный опрос (личный, заочный, корреспондентский метод). Задачи фокус-группы. Способы работы журналиста с людьми в фокус-группе по установленной программе. Использование методов психологии в журналистике. Использование биографического метода в журналистике. Мониторинг общественного мнения. Методы литературоведения в журналистике. Проблема восприятия слов и выражений в зависимости от социального и психологического контекста. Метод сравнительного анализа. Логические процедуры и приемы в передаче информации (тезис, аргументация, форма доказательства, опровержения). Прогнозирование в журналистском произведении. Цели и виды прогнозов.
1.3. Методы анализа и обобщения материала в журналистских текстах. Группировка концентрация информации, фильтрация, классификация, ранжирование, систематизация, визуализация, типологизация, объяснение, выдвижение гипотез в аналитическом журналистском произведении как способы раскрытия закономерности явлений.
2. Работа с информацией и текстом. Методы фиксации информации и работа с фактами
2.1. Устные источники (интервью, опросы); библиотечные (каталоги, летописи и т. д.); информация из властных структур (отчеты, материалы брифингов). Статистические информационные бюллетени. Органы законодательной власти, органы исполнительной власти, правоохранительные органы, госпредприятия, коммерческие структуры, финансовые структуры, информационные органы, частные лица и др. Материалы пресс-центров и агентств PR. Внутриредакционные вспомогательные материалы (система вырезок, тематические подборки, энциклопедии, компьютерные банки данных и др.). Методика работы с источниками информации. Специфика работы с документами. Правовые основы использования документов. Особенности работы с людьми — источниками информации. Психологические приемы общения.
2.2. Интервью (беседа) как метод сбора материала. Работа с фактом. Отбор фактов для журналистского произведения. Методика проверки фактов. Оргтехника журналиста. Приемы фиксирования фактов. Работа с документальными источниками: поиск документов, освоение документов, проверка документальных данных.
2.3. Структура журналистского текста. Законы текстообразования и механизмы воздействия журналистского текста на аудиторию. Использования паралингвистических средств, их роль в процессе текстопостроения. Учет тезауруса, которым может обладать аудитория, и влияние его на выбор текстовой модели. Односторонние и двусторонние модели сообщений, наличие в тексте аргументов и контраргументов как фактора, влияющего на процесс моделирования. Самостоятельность, целенаправленность и целостность как основополагающие признаки письменного текста.
3. Методы воздействия и функции журналистского текста
3.1. Текст как носитель информации. Восприятие — процесс переработки информации, содержащейся в журналистском тексте. Факт — основа журналистского произведения. Факты наблюдавшиеся и ненаблюдавшиеся. Понятие и структура мнения. Понятие гипотезы.
3.2. Функции журналистского текста. Проблема обоснования знания в журналистском тексте. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Объективность знания и его практическая значимость. Динамика, цикличность и линейность, направление времени в журналистском тексте. Отношение к миру, другому, к самому себе в журналистском тексте. Удобность, доступность для восприятия, конкретность, эстетичность журналистского текста. Надтекст, подтекст и контекст. Отличие публицистических, художественных и научных текстов. Стилистическое единство элементов (рубрики, заголовки, письменный текст) на лексико-семантическом и синтаксическом уровне.
3.3. Влияние характеристик издания на журналистский текст. Маркировка издания. Девиз. Учредитель. Качественно-количественные характеристики издания. Категория читателей. Содержание. Периодичность. Формат издания. Тираж. Масштаб описания. Преимущественные источники информации. Оперативность подачи материала. Размер публикации. Композиция. Доступность изложения. Достоверность фактов. Форма и стиль общения с читателем. Социально-профессиональный статус аудитории. Сфера деловой активности (бизнесмены, политики и т. д.), принадлежность к политическим и общественным организациям, принадлежность к государственно-административному управлению; территориальные общности, возраст, пол.
4. Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий
4.1. Начальные стадии создания журналистского произведения. Формирование и разработка замысла как проблемной ситуации. Способы решения проблемы: от простого к сложному, от непознанного к познанному. Состоятельность авторской идеи. Претворение идеи в содержательную структуру произведения. Авторская интерпретация идеи.
4.2. Факт как основа журналистского произведения. Назначение факта в журналистском произведении. Типы фактов. Соотношение обыденных, эмпирических и теоретических фактов в журналистском произведении. Принципы работы с фактическим материалом: систематизация и группировка фактов по специфике отражаемых явлений (по способам фиксирования, по типам описания, по уровню обобщенности). Осмысление факта во взаимосвязи с другими фактами. Соотношение факта и идеи произведения. Авторское мнение. Оценка и интерпретация факта в тексте.
4.3. Композиционное построение журналистского произведения. Основные признаки композиции: соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным. Композиционные средства: кольцевая композиция, рефрен, временная диспозиция. Сюжет и композиция.
5. Журналистика новостей
5.1. Новости в современной газете. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, «предъявление факта». Краткая новость. Способы акцентирования главного в содержании новости. Вспомогательные элементы новости. Структура краткого сообщения.
5.2. Информационные жанры:
Репортаж. Главные отличия «репортерского» стиля от прочих способов изложения факта. Приемы наглядного воссоздания факта. Цвет, свет, колорит события. «Эффект присутствия». Познавательный, событийный репортаж.
Репортерское расследование. Предыстория события, сопоставление, блиц-интервью. Цифровые данные. Расследование как «детективная история». Автор в сюжете. Маски расследователя.
Интервью. Формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.). Свободное интервью. Модели интервью, виды интервью. Объекты интервьюирования («очевидец», «звезда», «интересный собеседник», «эксперт» и др.). Подготовка к интервью. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью («жесткое», «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание»). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.
Отчет. Своеобразие жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный отчеты; спортивные отчеты. Отчет и коммюнике.
5.3. Аналитическая журналистика:
Методы обобщения, анализа, синтеза. Мнение как новость, ожидаемая читателем. Поводы для комментирования событий.
Статья. Авторская концепция в качестве «новости». Интерпретация фактов в статье. Развитость содержания и богатство выразительных средств.
Рецензия. Оценка научного, художественного или общественно-политического произведения. Выбор предмета, критерии оценки, система доказательств. Логика авторского замысла и анализа в рецензии.
Обозрение. Исследование событий для выявления тенденций. Метод панорамирования. Эффект «наглядных» связей фактов и мнений. Социальное время в обозрении. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации.
5.4. Художественно-публицистические жанры. Комбинация фактов и событий. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом очерке. Роль психологического анализа. Публицистическое эссе. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Стиль — размышление: доверительность интонаций. Эффект «мыслей вслух», способы его достижения. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок.
Дополнительные программы: Travel-журналистика
Девиз: Cделай путешествия своей профессией!
Путешествия – работа или отдых? Для travel-журналиста не существует такого разделения. Эта редкая профессия поможет вам увидеть мир, попасть в ситуации, какие вы даже вообразить не могли в обычной жизни. И самое главное – вы сможете рассказать о своих похождениях и открытиях не только друзьям и родным, а всем-всем-всем. На какой еще работе вы сможете завести знакомство с папуасским вождем, поплавать с пингвинами, спуститься в жерло вулкана, помочь виноделам в Аргентине, сыграть на скачках в Гонконге, приготовить плов в Самарканде или выследить орангутангов в джунглях Суматры? Интересен такой образ жизни? Эта программа познакомит вас с профессией travel-журналиста. Вы узнаете, как путешествовать с приключениями, как писать захватывающие тексты и как потом продать их в журнал. Во время обучения у вас будет шанс попасть в средневековый город и написать свои первые путевые заметки, лучшие из которых будут опубликованы в одном из петербургских изданий.
Возраст участников - 7 - 17 лет. Расписание - 2 раза/неделю. Длительность программы: 10 занятий + поездка в Выборг.
Программа:
1 - 2 занятие: Знакомство с профессией travel-журналиста. Мифы и стереотипы. Какими качествами должен обладать журналист-путешественник. Этапы работы: от сбора чемоданов до публикации в журнале. Искусство путешествий. Как запланировать приключения и как попасть в интересную историю.
3-4 занятие: Жанры travel-журналистики (путевой очерк, репортаж, путевые заметки, обозрение, рекомендация, интервью, эссе, путеводитель). В каком жанре подать материал. Как превратить впечатления в темы будущих статей. Какие темы интересны редакторам. 5-6 занятие Рынок изданий о путешествиях. Массовые, специализированные, отраслевые, бортовые журналы. Как продать свой текст в журнал. Как разговаривать с редактором и поддерживать с ним дальнейшие отношения. Создание репутации. Где редакторы ищут тексты и авторов. Почему важно иметь свой блог/сайт. Активная интернет-жизнь: что это и зачем она журналисту.
7-8 занятие Работа с текстом. Поиск стержневой идеи. Выстраивание сюжета. Создание интриги. Что делает текст живым: художественные приемы, интервью, персонажи. Что делает текст познавательным: работа с фактами, цифрами и статистикой. Саморедактура. Проверка фактов.
9-10 занятие Анатомия статьи. Роль заголовка. Текст и фотографии. Какие фотографии любят в журналах. Связь текста и фотографий. Жизнь текста в редакции. Как редактор работает с полученным материалом. Где учат сочинять хорошие тексты. Вузы, курсы, тренинги, мастер-классы. Самостоятельное обучение и практика. Никогда не рано начинать. Детские издания, публикации в интернете.
Практические занятия:
1) Тематические прогулки по Петербургу. Увидеть знакомый город свежим взглядом путешественника.
2) Поездка в Выборг. 2 часа до Средневековья.
Обсуждение прогулок, поездок. Обмен впечатлениями. Групповая работа. Находим темы, на которые будем писать. Составляем планы будущих текстов.
Интернет-журналистика
Журналистика раньше была на страницах газет, теперь она переместилась на страницы интернета. В погоне за оперативностью никакие СМИ не могут соперничать с всемирной паутиной. Как же удается онлайн журналистам так быстро работать? И как уместить все самое важное в один маленький пост?
Программа:
Интернет все прочнее входит в нашу жизнь. С каждым днем информационное поле становится все обширнее и традиционные СМИ порой не успевают освещать все события так оперативно, как интернет-издания. Работа в интернет-газете имеет свою специфику. Ключевыми моментами здесь являются оперативность, умение быстро и интересно писать, способность уместить информацию в небольшой пост. Все секреты интернет-журналистики Вы узнаете на этом курсе.
Возраст участников - 7 - 17 лет. Расписание - 2 раза/неделю. Длительность программы: 18 академических часов
Занятие 1. Введение Понятие журналистики. Основные особенности интернет журналистики. Тенденции в медиа-пространстве интернета.
Занятие 2. Работа с информацией. Источники информации. Сбор и обработка. Определение актуальности. Целевая аудитория.
Занятие 3. Работа с текстом Стили текста. Новость. Аналитика. Информационная статья. Имиджевая статья
Занятие 4. Жанры Спич. Пост. Пресс-релиз. Рекламная статья.
Занятие 5. Формат Формат издания. Особенности написания статей для определенного формата. Плагиат, рерайт и SEO копирайтинг.
Занятие 6. Практическое задание Создание интернет-газеты.
Телевизионная журналистика Телевизионный журналист – человек, который всегда на гребне информационной волны и в эпицентре событий. Он обязан не только отлично выглядеть в эфире, но и уметь подать информацию, правильно расставить акценты, держать внимание зрителя. Множество информационных площадок породило спрос на хороших специалистов в области журналистики. Штурмуя эфиры кабельного и интернет телевидения в поисках своего зрителя, нужно владеть навыками работы над репортажем, интервью или документальными проектами. Видеосъемка, работа в кадре, монтаж – звенья одной цепи. Зная эти тонкости и обладая практическими навыками, уже завтра можно смело отправлять свое резюме работодателю или приступать к созданию своих сюжетов.
Программа:
Возраст участников - 7 - 17 лет. Расписание - 2 раза/неделю. Длительность программы: 18 академических часов Занятие 1. Введение в тележурналистику. Вводный ознакомительный урок. «А Вы, простите, вообще кто?» - знакомство с учеником в форме шуточного телеинтервью перед камерой. Ученик превращается в героя сюжета или гостя в студии; - «Круто, ты попал на ТВ» - разговор об особенностях современного телевидения; - «Не хлебом единым» - детализация актуальных профессий и специализаций на современном телевидении; - «Начало начал» или «Огонь, воды и медные трубы» - специфика профессии телекорреспондента–новостийщика. Просмотр и анализ ряда эфирных сюжетов преподавателя – как всё начиналось и чем закончилось; - «А ты думал - в сказку попал?» - личностные, психологические и моральные качества, необходимые профессионалу ТВ. Как развивать в себе эти качества?; - «Как жить-то будем-то – а жить-то надо» - федеральный и региональный рынки аудиовизуальных СМИ. Домашнее задание. Занятие 2. Особенности телевизионного текста. «Почувствуй разницу» - читаем вслух и сравниваем газетный и эфирный телевизионный текст. Определяем, какой текст легче для произнесения. Пытаемся догадаться, почему ТВ-текст произносить значительно легче; - «Всё гениальное – просто!» - практические советы по подготовке и написанию благозвучного текста – работа с цифрами, датами, а также синтаксис телевизионного материала. Смотрим конкретные тексты, разбираем их, определяем различия между жанрами. Домашнее задание.
Занятие 3. Видеоинформация как основа новостного выпуска. «Вперёд, за Питер!» - выезд с видеокамерой на реальное событие в город или за город. Цель - подготовка «альтернативного» текста по событию. В рамках выезда обсуждаем темы: - «А ларчик-то открывается просто!» - организация работы в современной редакции новостей. Механизмы ньюсмейкинга на телевидении. Пути поступления информации в редакцию. Принципы отбора новостей, которые становятся основой для будущей видеоинформации; - «Один за всех, все за одного!» - принципы организации и работы съёмочной группы редакции новостей. Домашнее задание.
Занятие 4. Сюжет как основа информационного выпуска. «Первый блин – комом?» - разбор получившегося альтернативного видеоролика с практического выезда. Просмотр получившегося оригинального видеосюжета, подготовленного учащимися; - «Большому кораблю – большое плавание!» - принципы отбора новостей, которые становятся темами будущих сюжетов; - разновидности телевизионных сюжетов; - «Порядок – прежде всего!» - структура новостийного сюжета; - «Иииии… ПИШЕМ!» - законы эффективного СТЕНД-АПА; - «Поехали!» - тренинг на улице по записи стенд-апа и интервью у прохожих, а также героя условного сюжета. Домашнее задание.
Занятие 5. Работа ведущего в кадре. - «Что выросло – то выросло» - просмотр записи интервью и стенд-апов, сделанных на предыдущем занятии. Анализ ошибок и рекомендации по работе в кадре; - «Разнообразие - та самая приправа к жизни, которая придает ей весь аромат» - разновидности передач и специфика работы ведущего в кадре в зависимости от формы передачи; - «Ну, с Богом!» - специфика работы в прямом эфире ведущего и корреспондента; - «Три, два, один, в кадре!» - выход в город и запись фальш-моста на одной из улиц города. Домашнее задание.
Занятие 6. Защита ученического видеопроекта. - «В путь-дорожку» - подготовка «под ключ» телевизионного сюжета. Хронометраж – 1,5-2 мин.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 718. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |