Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №4 Объяснить понятие безопасности системы «человек – машина» (СЧМ).




СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений

 

Экзаменационный билет №14, 39

Вопрос 1. В каком случае применим экспоненциальный закон распределения?

Экспоненциальный закон распределения характерен для оценки свойств гальванических и химических покрытий. Этот закон применим и для оценки физико-механических свойств деталей в процессе их термической обработки.

 

Вопрос 2. Какими величинами руководствуются при оценке риска?
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ

Результаты оценки рисков оформляются в виде карт рисков произвольной формы с обязательным отражением в них:

· вида деятельности;

· идентифицированной опасности;

· дополнительных лиц, подвергающихся риску (подрядчик, посетитель, персонал);

· имеющейся системы контроля и реагирования;

· рекомендуемых действий;

· срока выполнения.

 

В Методических рекомендациях описана классификация рисков по уровню значимости.

 

Исходя из указанных в предыдущем вопросе значений Р (вероятность возникновения опасности) и S (серьезность последствий воздействия опасности) определяется уровень значимости рисков по матрице классификации рисков, где R (риск) имеет значение от 1 до 25.

 

Риски по уровню значимости классифицируются на:

· низкие;

· умеренные;

· существенные.

 

Книзким рискам (R < 6) относят потенциальные риски при ежедневной работе на рабочем месте. Риски с таким уровнем рассматривают как приемлемые при наличии мер по управлению ими.

Кумеренным рискам (R = 6-12) относят риски, при которых присутствует потенциальная угроза здоровью персонала и (или) нанесения ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматривают как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими. Они требуют постоянного контроля и анализа.

К существенным рискам (R > 12) относят риски, при которых присутствует потенциальная угроза жизни и здоровью персонала и (или) нанесения значительного ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматривают как неприемлемые. Они требуют дальнейшего обязательного управления ими.

 

Для существенных рисков в обязательном порядке разрабатываются мероприятия по их управлению.

Данные мероприятия могут быть связаны:

- с производственным оборудованием (модернизация оборудования, механизмов и устройств, транспортных средств, приспособлений и других объектов производственного назначения и т.п.);

- осведомленностью и обучением персонала (обучение, повышение квалификации, переподготовка и т.п.);

- процедурами по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.

После выполнения разработанных мероприятий проводятся повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.

 


Вопрос 3. Объяснить понятие безопасности системы «человек – машина» (СЧМ).

СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...