Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дефицит госбюджета и государственный долг




Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования. Понятие дефицита. Доходы и расходы органов государственной вла­сти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Де­фицит или профицит денежных средств может иметь место как в отноше­нии государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фон­дов. Центральное место занимают рассматриваемые в данном параграфе проблемы дефицита государственного бюджета и его покрытия.

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов и чис­того кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принци­пами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволя­ет определить, в какой мере сектор государственного управления покры­вает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной по­литики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм полу­чаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Ис­ходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус офици­альные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит — с отрица­тельным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина кото­рого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Эквивалентом понятия «дефицит/профицит» в пересмотренной сис­теме государственных финансов является общее сальдо (общее бюджетное сальдо).

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необяза­тельного сбалансирования поступлений и платежей и возможности ис­пользования государственных финансов для регулирования экономиче­ского развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государствен­ного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом не­благополучного состояния государственных финансов.

Альтернативные методы определения дефицита. В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефи­цита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться раз­личные подходы.

Определение дефицита с учетом сумм начисленных, но неоплаченных обязательств. Поступления и платежи органов государственного и му­ниципального управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств. Соответственно при состав­лении бюджетов всех уровней не учитывается их задолженность по на­численным, но неоплаченным обязательствам. Такими обязательствами могут быть неоплаченные государственные заказы, закупки, задолжен­ность государственным служащим по зарплате, задолженность в пенси­онный фонд. Также не включаются в дефицит бюджета не выплаченные вовремя дотации и субсидии, например угольной промышленности и др. Неоплаченные обязательства не принимают официально форму договор­ных обязательств с фиксированным сроком погашения. Часто они по су­ществу равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этих случаях необходимо произво­дить альтернативный расчет дефицита бюджетов государственных и му­ниципальных финансов с добавлением к дефициту, определенному в со­ответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных обязательств.

Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос означает рост предстоящего спроса на денежные средства и ведет к росту текущей задолженности. Возникает необходимость анализа дан­ных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для кото­рых не оформлены платежные поручения по расходованию и формирова­нию ресурсов для выплат в следующем году.

Определение дефицита в целях оценки воздействия операций сектора государственного управления на состояние финансовых активов и обяза­тельств других секторов экономики. Этот подход соответствует концеп­ции системы национальных счетов, в которой предусмотрено определение показателя чистого заимствования, включающего как финансирование де­фицита, так и чистое кредитование, в основе которого лежит правило сим­метричного отражения финансовых операций. В этих целях к финансиро­ванию дефицита бюджета добавляется чистое кредитование, включая продажу акций. Операции кредитования могут рассматриваться по ана­логии с операциями финансирования и, следовательно, не объединяться с расходами. Это позволяет проанализировать финансовые операции ор­ганов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности ч получения прибыли и определения общего влияния сектора государственного управления на состояние финансовых активов и пассивов ос­тальных секторов экономики. В случае объединения категории «креди­тование минус погашение» с категорией финансирования появляется возможность определения чистой финансовой позиции сектора государ­ственного управления или, иначе говоря, соотношения его активов и обя­зательств (разность финансовых активов и обязательств).

Определение дефицита в целях оценки воздействия органов государ­ственного управления на внутренний спрос и платежный баланс. Внут­ренние и внешние операции органов государственного управления по-разному влияют на экономическое положение страны. При этом в случае значительной несбалансированности поступлений от нерезидентов и сумм внешних платежей объемы внешних поступлений могут не покрывать потребности в импорте. Для оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны может быть рассчитан внутренний бюджет и величина дефицита внутреннего бюдже­та. В этих целях в общую величину финансирования включается лишь внутреннее финансирование и исключается внешнее финансирование как источник ресурсов для удовлетворения внутреннего спроса независимо от обязательств по выплатам в будущем. Для оценки прямого влия­ния деятельности органов государственного управления на состояние платежного баланса и анализа воздействия на государственный сектор и макроэкономические показатели внешнеэкономических факторов мо­жет быть рассчитан внешний бюджет. Во внешнем бюджете отражаются все операции с нерезидентами, связанные с доходами, официальными трансфертами, расходами, заимствованием, представлением займов и изменением наличных денежных средств, имеющихся в распоряжении го­сударственных органов власти за рубежом. В этих расчетах следует учи­тывать также операции внебюджетных фондов.

Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычита­ния из общего объема поступлений общего объема платежей примени­тельно к разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с ре­зидентами и нерезидентами следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений из-за границы и полученных официальных трансфертов. К поступлениям из-за границы относятся полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления от некоммерческих и побочных продаж то­варов и услуг, от продажи капитальных активов, трансферты из негосу­дарственных источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит.

В зависимости от поставленных задач возможны и другие альтернативные расчеты дефицита. Их использование дополняет расчеты дефи­цита и методы его финансирования, производимые по концептуальной методологии, в соответствии с которой производится дальнейшее рас­смотрение проблем финансирования дефицита.

Общая потребность в заимствовании. Общая концепция определе­ния дефицита (профицита) позволяет оценивать потребность органов го­сударственной власти в чистом заимствовании и денежной наличности в дополнение к имеющимся доходам, официальным трансфертам и по­ступлениям в счет погашения ранее предоставленных займов для выпол­нения задач, стоящих перед органами государственного управления. Для выявления общей величины валового заимствования и уменьшения за­пасов наличности можно объединить сумму погашения долга с суммой расходов и чистого кредитования. При этом учитывается, что валовое за­имствование и уменьшение запасов наличности в сумме с доходами, трансфертами и погашением ранее выданных займов необходимы для своевременного погашения задолженности и осуществления расходов и кредитования.

В государственных финансах разграничиваются операции финанси­рования и кредитования. Критерием отнесения операций к финансирова­нию или кредитованию является преследуемая цель. Основной целью операций кредитования, осуществляемых органами государственного управления (в отличие от других секторов экономики) является не со­кращение избытка ликвидных средств и получение дохода, а решение за­дач экономической политики. Именно поэтому государственное креди­тование и приобретение органами государственного управления ценных бумаг других предприятий и организаций отражаются не в финансирова­нии, а в категории «чистое кредитование» (кредитование минус погаше­ние). При этом кредиты предоставляются, как правило, по льготным ставкам.

Если операции кредитования имеют целью управление ликвидны­ми активами и получение прибыли, то они рассматриваются как финан­сирование. В качестве операций финансирования рассматриваются ин­вестиции сектора органов государственного управления в ценные бума­ги других секторов экономики, производимые в целях управления ликвидностью. Подобные операции осуществляются правительствами Российской Федерации, субъектов Федерации, местными органами Управления, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования.

При отсутствии какой-либо информации о целях покупки ценных бумаг органами государственного управления разграничение операций финансирования и кредитования определяется вовлеченным в сделку уровнем управления. Принято считать, что целью операций по покупке долговых обязательств, выпускаемых более высоким или тем же самым уровнем управления, является управление ликвидностью. Следователь­но, в отношении органа-кредитора эта операция должна рассматриваться как финансирование. Приобретение ценных бумаг, выпущенных ниже­стоящим органом управления, в учете органа-кредитора должно отражать­ся как кредитование. В то же время органами управления заемщика полу­чение финансовых средств от проданных ценных бумаг рассматривается как финансирование независимо от цели приобретения ценных бумаг (кредитование с целью проведения экономической политики или финан­сирование с целью управления ликвидностью) государственным органом. Исходя из этого органами кредитора ссуды должны рассматриваться в ка­тегории «кредитование», а заемщиками — в категории «финансирование».

Причины дефицита бюджетов. Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержа­ние армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения на­логов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обяза­тельств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличе­ние налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию произ­водства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако оста­ется фактом, что продажа государственных облигаций является сущест­венным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и на­циональный доход сокращаются, автоматически сокращаются также на­логовые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оста­ваться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитываю­щим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективно­стью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотации убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, пре­вышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негатив­ному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и со­кращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задол­женности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость без дефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стиму­лирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провоз­глашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и счи­тают дефицит фактором экономического роста. В 70—90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов яв­ляется обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений при­емлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП.

Основными причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использова­ния средств. Глубокий кризис производства и расстройство денеж­но-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством госу­дарственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сба­лансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими фактора­ми к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обя­зательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992—1994 гг. для финансиро­вания дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. В 1992 г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м — 10,1 трлн. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. сущест­венную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. С 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999—2000 гг. заимствование на международных рынках кредитных ре­сурсов было существенно сокращено. В 2000 и 2001 гг. в России имел ме­сто профицит бюджета как следствие роста доходов бюджета в условиях оживления производства и сдерживания роста расходов.

Финансирование дефицита денежных средств сектора государствен­ного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципаль­ных образований и внебюджетных фондов. Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.

Общий объем финансирования определяется на основе сопоставле­ния расходов органов государственного управления и источников их по­крытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобрете­ние финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения та­ких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов.

Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основ­ными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает так­же влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выпла­ту) задолженности и изменение остатков средств органов государствен­ного управления на счетах в банках, государственных резервов нацио­нальной валюты и ценных бумаг.

Финансирование дефицита с помощью займов. Категория финансиро­вания охватывает потоки платежей, поступающих к сектору государст­венного управления и исходящих от него, которые приводят к возникно­вению или погашению платежных требований. К ней относятся опера­ции, посредством которых осуществляется управление ликвидными средствами в целях обеспечения бесперебойного функционирования ор­ганов государственного управления. Таким образом, государственные финансы оказываются участниками рынка денежных капиталов. В отли­чие от обязательных и безвозвратных налоговых и неналоговых поступле­ний заемные средства предоставляются на условиях возвратности и плат­ности. При этом денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд, либо в обмен на ценные бумаги.

Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов при­влекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международ­ных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как категория государственных финансов отражает денежные отношения между органами государственного управления и юридическими и физическими лицами, в которых первые могут высту­пать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финанси­рования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финанси­рования различных программ, например проведения антиинфляцион­ных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облига­ций внутренних займов. Государственные долговые обязательства счита­ются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их по­вышенная привлекательность для инвесторов и одновременно относи­тельно низкая доходность.

Возможности размещения государственных ценных бумаг и стои­мость обслуживания государственного долга во многом определяются их качественными характеристиками. Они могут быть обращающимися или необращающимися, именными или предъявительскими, размещаемыми в принудительном порядке или на основе добровольности, размещаемы­ми на аукционах или по подписке, краткосрочными или долгосрочными, купонными или дисконтными, индексируемыми или не индексируемыми, погашаемыми в установленный срок или с правом досрочного пога­шения. Существенной характеристикой государственных долговых обя­зательств является их доходность, определяемая купонной ставкой или величиной дисконта. Возможен также выпуск выигрышных займов, по которым выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей. Однако инвесторы в большинстве предпочитают получение стабильного Дохода на основе процентов, объявляемых при эмиссии облигаций и дру­гих ценных бумаг.

Краткосрочные государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, с дисконтом. Долгосрочные, как показывает мировая практика, в основном являются купонными ценными бумагами. К краткосрочным относятся ценные бумаги со сроком обращения до одного года, к средне­срочным — со сроком обращения от одного года до пяти лет. Долгосроч­ные государственные долговые ценные бумаги выпускаются правитель­ством и другими органами государственной власти со сроком погашения свыше пяти лет. Они размещаются по цене, близкой к номиналу, с регулярной (раз в год или полгода) выплатой по купонам и погашаются по но­миналу. Купонный доход может быть фиксированным или с плавающей ставкой. Может иметь место индексация. В большинстве стран используются долгосрочные государственные долговые обязательства с фиксированными процентными ставками.

Развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг по­зволяет создать финансовый фонд для регулирования экономической конъюнктуры и денежного обращения. Этот фонд может быть использо­ван для формирования портфеля ценных бумаг и операций по сглажива­нию ценовых колебаний и иных операций с ценными бумагами.

Финансирование дефицита за счет выпуска новых денег. Государст­венное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются не эмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует разви­тию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых де­нег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражают­ся в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государ­ственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обяза­тельств органы государственного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изме­нение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами го­сударственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управ­ления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитова­ние, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств. Включение изменения остатков денежных средств органов государственного управления на сче­тах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирова­ния объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое разви­тие аналогично операциям заимствования. Хотя использование ранее на­копленных ресурсов не сопровождается привлечением заемных средств, оно также приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и по­лучение кредитов из центрального банка, поскольку и в том и в другом случае потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах в текущем периоде не уменьшаются. Подобным образом увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банковских сче­тах за счет использования средств других секторов ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в данном периоде аналогично погашению за­долженности центральному банку.

Наряду с указанными выше инструментами факторами финансиро­вания дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой вне реализационную прибыль (убытки) от пере­оценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрально­го банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств прави­тельства перед центральным банком. Вне реализационная прибыль пред­ставляет собой бухгалтерскую запись, появляющуюся в результате пере­оценки в национальной валюте резервов иностранной валюты или золотого запаса. Подобное начисление вне реализационной прибыли не означает поступления каких-либо денежных средств из-за границы и не уменьшает размера требований на финансовые ресурсы со стороны дру­гих экономических единиц внутри страны. Поэтому любые трансферты вне реализационных прибылей, связанных со стоимостной переоценкой, должны включаться в объем финансирования органов государственного управления центральным банком. Вне реализационные убытки вследст­вие стоимостной переоценки, понесенные органами государственного управления, отражаются в виде отрицательной записи в финансирова­нии, получаемом от центрального банка. Этот вид операций финансиро­вания имеет существенное значение при плавающем валютном курсе. В условиях «валютного коридора» роль этого вида операций финансиро­вания снижается.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуще­ствляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствова­ния внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост эконо­мической активности различно. С этой точки зрения существенным яв­ляется разграничение между внутренним и внешним заимствованием.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирова­ния дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (пред­ставительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной фи­нансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом кре­диты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В качестве источников финансиро­вания дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ пре­дусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, между­народных финансовых организаций, предоставленные в иностранной ва­люте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъ­ектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государст­венные займы за счет выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы РФ, и креди­ты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному ко­дексу субъекты Федерации могут также привлекать внешние займы в по­рядке, предусмотренном законодательством РФ. Источниками финанси­рования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты кредитных организаций.

Профицит представляет собой превышение полученных органами государственного управления доходов, официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов над расходами и валовым кредитованием. Он используется для уменьшения объема долговых обязательств органов го­сударственного управления, увеличения запасов ликвидных средств или на увеличение расходов. Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величин) сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобрете­ния сектором государственного управления финансовых активов, нефи­нансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх ут­вержденных законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному ко­дексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расхо­дов над утвержденными более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюд­жете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот за­кон (решение).

Объединение многочисленных операций финансирования в одно­родные экономические группы может быть произведено по различным основаниям и различными способами в зависимости от целей анализа. Существует потребность в разграничении операций, осуществляемых различными уровнями управления, в разграничении займов на внутрен­ние и внешние, на рыночные и нерыночные, краткосрочные и долгосроч­ное, внешние и внутренние, по экономическим секторам — источникам получения средств и т. д. Эти задачи решаются с помощью классифика­ций источников финансирования дефицита государственных финансов. Наиболее значительными являются классификация операций финанси­рования по типам кредиторов и классификация операций заимствования по типу долгового обязательства.

Классификация операций финансирования по типам кредиторов. Эта классификация представляет собой группировку данных о прямых креди­тах и займах, обеспеченных ценными бумагами, характеризующую рас­пределение заемных средств по типам кредиторов и владельцев долговых обязательств с относительно однородными моделями экономического по­ведения. Подобная классификация особенно эффективна, если показате­ли в ней представляются в разбивке на секторы и подсекторы, объединяющие самостоятельные экономические единицы с однородными целя­ми, стимулами и моделями хозяйственного поведения. Возможность составления подобной классификации и ее ценность определяются пол­нотой и точностью учета денежных средств, выплачиваемых или полу­чаемых органами государственного управления в счет погашения основ­ной суммы задолженности, а также четкостью отслеживания смены держателей ценных бумаг в процессе торговли. Практическая возможность использования классификации операций по типам кредиторов зависит от наличия надежной информации о суммах, получаемых и выплачивае­мых органами государственного управления, и информации, характери­зующей тип инвестора (кредитора), приобретающего ценные бумаги при первичном размещении и смене собственников в процессе торговли на вторичном рынке.

Все виды обязательств отражают поступления за вычетом погаше­ния. Для более подробного анализа наряду с сальдированными данными раздельно показываются погашения и поступления.

Под общим финансированием понимаются итоговые результаты го­сударственного заимствования и погашения задолженности. Оно опре­деляется как сальдо всех поступающих органам государственного управления платежей и денежных потоков от них, в отношении которых возникают или погашаются денежные требования, кроме требовании, приобретаемых в целях проведения государственной политики. В общее финансирование входит также изменение государственных запасов на­личных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, используемых для управления ликвидностью, в связи с проведением финансовых операции, но не в связи с переоценкой их стоимости. Общее финансирование подразделяется на внутреннее и внешнее.

Под внутренним финансированием понимаются все операций финан­сирования между органами государственного управления и резидентами данной экономики (органами управления, финансовым сектором, пред­приятиями, частными лицами и другими экономическими единицами) нa объем внутреннего финансирования оказывают также влияние опера­ции с государственными ценными бумагами, осуществляемые между ре­зидентами и нерезидентами. Данная категория также отражает измене­ние величины государственных резервов национальной валюты, депози­тов в финансовых учреждениях — резидентах и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами и используемых органами управления в целях управления ликвидностью. Внутреннее финансирование разграничива­ется по различным типам кредиторов. Это дает возможность определе­ния сумм заимствования у отдельных секторов экономики (от органов государственного управления, от финансово-кредитных учреждений, от нефинансовых предприятий и домашних хозяйств) и основных типов инвесторов.

Под финансированием от других частей сектора государственного управления понимаются изменения в объеме договорных обязательств с фиксированным сроком между отдельными составными частями секто­ра государственного управления. Эти изменения являются результатом операций заимствования и погашения долга, продажи и погашения цен­ных бумаг, а также изменения объема ценных бумаг других органов государственного управления при их использовании данным органом для управления ликвидностью. При консолидации данных по сектору госу­дарственного управления в целом данная статья исключается. Сюда не относятся долговые обязательства, владельцами которых являются не­финансовые государственные предприятия и государственные финансо­вые учреждения, и финансовые требования к этим предприятиям и учре­ждениям со стороны органов государственного управления.

В категории «финансирование от органов денежно-кредитного регу­лирования» отражаются изменения в объеме обязательств и требований по отношению к центральному (национальному) банку и другим органам Денежно-кредитного регулирования, а также другие операции, результат которых эквивалентен предоставлению или получению кредита от орга­нов регулирования. Они складываются из чистого объема заимствова­ла, изменения депозитов, изменения наличных денежных средств и ре­зультатов переоценки иностранной валюты.

Чистый объем заимствования отражает чистое изменение долговых обязательств органов управления по отношению к органам денежно-кредитного регулирования, которое является результатом прямого предос­тавления последними ссуд и авансов либо приобретения ими государственных ценных бумаг у самого правительства или в результате операций с другими экономическими единицами на открытом рынке или при операциях по поддержанию рыночных цен. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что кредиты Банка России (являющегося органом кредитно-денежного регулирования), а также приобретением долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муни­ципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. На практике, однако обстоятельства вынуждают прибегать к прямому кредитованию. Что касается запрета на приобретение на первичном рынке государственных долговых обязательств, то его можно довольно легко обойти с помощью операций на вторичном рынке. В начале 1998 г. Банк России и контролируемый им Сбербанк сконцентрировали около двух третей ГКО и ОФЗ.

Изменение объема депозитов отражает изменение объема государст­венных депозитов, находящихся у органов денежно-кредитного регулирования в результате операций органов управления с этими депозитами за данный период. Уменьшение объема депозитов отражается как положительная величина, поскольку оно означает, что органы государственного управления получили дополнительные финансовые средства. Увеличение объема депозитов показывается как отрицательная величина. К этой категории относятся также все счета органов управления в цен тральном банке. Если ухудшение состояния платежного баланса вследст­вие увеличения объема просроченных внешних платежей или внешних обязательств, подлежащих погашению в скором времени, сверх имею­щихся запасов иностранной валюты, приводит к необходимости открытия специальных депозитных счетов для последующего погашения внешней задолженности, такие счета должны относиться к органам де нежно-кредитного регулирования. Платежи на эти счета рассматривают­ся как расходы. Поэтому остатки на таких счетах не должны рассматри­ваться в качестве депозитов органов управления.

Изменение объема наличных денежных средств характеризует измене­ние объема денежной наличности в результате всей совокупности опера­ций органов управления с наличными денежными средствами. Как пра­вило, наличные деньги находятся в казначействе и его территориальных подразделениях, производящих выплаты и принимающих платежи от на­селения.

Перечисление органам государственного управления вне реализацион­ной прибыли или убытков вследствие переоценки иностранной валюты от­ражает суммы перечисленной органам государственного управления вне реализационной прибыли или убытков, образовавшихся в результате переоценки стоимости резервов иностранной валюты или золотого запа­са, которые учитываются на счетах органов денежно-кредитного регулирования в форме бухгалтерской записи. Использование государственными органами вне реализационной прибыли ведет к росту расходов в эко­номике. По своим результатам эта операция аналогична получению кредитов от центрального банка. Перевод вне реализационной прибыли может осуществляться как отдельная операция или в составе переводи­мой прибыли центрального банка.

В финансирование от коммерческих банков включается чистое изме­нение объема обязательств органов управления перед этими банками, отражающее либо прямые ссуды или авансы, предоставленные государ­ственным органам, либо государственные ценные бумаги, приобретен­ные этими банками. Крупными кредиторами органов государственного управления могут быть универсальные коммерческие банки, депозитные банки, инвестиционные компании, специализированные сберегательные и инвестиционные банки, страховые компании, негосударственные пен­сионные фонды и другие финансовые учреждения. Уменьшение объема требований в данной статье отражается как положительная величина, по­скольку означает увеличение объема средств, которые могут быть ис­пользованы органами управления.

Финансирование от нефинансовых государственных предприятий ха­рактеризует финансирование, поступающее от нефинансовых предпри­ятий, в которых органы управления владеют основной долей капитала.

Финансирование от нефинансовых частных предприятий характе­ризует чистое изменение объема обязательств государственных органов перед частными предприятиями промышленности, строительства, транс­порта и других отраслей. Такое изменение может отражать ссуды, пре­доставленные этими предприятиями органам управления, кредиты поставщиков в связи с государственными закупками в форме договорных обязательств фиксированным сроком, приобретение государственных ценных бумаг непосредственно у государственных органов, приобрете­ние и продажу государственных ценных бумаг на вторичном рынке, пога­шение органами управления кредитов и ценных бумаг наличными день­гами и выкуп государственных ценных бумаг, выпускаемых для продажи за наличные в счет уплаты налогов (обмен проданных государственных Ценных бумаг на налоговые освобождения). Сюда же включаются изме­нения объема ценных бумаг, за исключением акций, выпускаемых нефи­нансовыми частными предприятиями, которые используются государственными органами для управления ликвидностью. Государственное кре­дитование частных предприятий, не имеющее своей целью управление ликвидностью сектора государственного управления, а также погашение такого кредитования отражаются не здесь, а в категории «кредитование минус погашение».

В финансировании от домашних хозяйств отражается чистое измене­ние объема государственных ценных бумаг, приобретенных домашними хозяйствами и частными некоммерческими учреждениями непосредственно у органов управления или в результате операций с другими экономическими единицами. Сюда не включаются депозиты домашних хо­зяйств в форме вкладов на счетах сберегательной системы, которая считается частью подсектора финансовых учреждений. Финансирование органов управления, осуществляемое из этого источника, должно рас­сматриваться как чистый объем государственного заимствования, полу­ченного у финансовых учреждений. Получение или погашение домашни­ми хозяйствами ссуд, полученных от органов государственного управле­ния, отражается не здесь, а в категории «кредитование минус погашение». Данные о финансировании, получаемом от различных категорий кре­диторов, основываются на оценках, отличающихся от фактического по­ступления денежных средств и фактических платежей, осуществляемых органами государственного управления. Так, например, объем выпущен­ных долговых обязательств по номинальной стоимости отличается от фактического поступления заемных средств на величину премии или дисконта, а суммы финансирования от каждой категории кредиторов оп­ределяются по фактическому поступлению средств», т. е. исходя из цены эмиссии ценных бумаг. В ряде случаев в соответствии с условиями дого­вора о займе величина непогашенного долга, фигурирующая в реестре или других учетных документах, возрастает на сумму процентов, кото­рые были начислены за данный период, но еще не были выплачены. Это вызывает необходимость корректировок, которые нельзя соотнести с конкретной категорией держателей долговых обязательств.

Данные об изменении объема финансирования могут отличаться от величины изменения долга, зафиксированного в государственном реест­ре, вследствие выпуска государственных долговых обязательств, не связанного со встречными денежными потоками, так называемого без­денежного (не продаваемого за деньги) выпуска. Такие операции осу­ществляются в случае выпуска государственных ценных бумаг в целях увеличения капитала государственных предприятий, в случае приня­тия на себя долгов других органов управления или выпуска ценных бу­маг в пользу какого-либо учреждения, которое в последующем будет по­лучать платежи процентов и/или суммы в счет погашения основного долга, и т. п.. Такой вид государственной задолженности образовался, например, в результате принятия Российской Федерацией долгов быв­шего СССР (задолженность ЦБ РФ по кредитным ресурсам бывшего Сбербанка СССР, целевой заем 1990 г., государственные казначейские обязательства бывшего СССР, внутренний долг ЦБ РФ, принятый от СССР, и т. п.).

В ряде случаев данные о финансировании, получаемом от отечествен­ных кредиторов, базируются на стоимостной оценке непогашенного долга величина которой изменится, если его выразить в иностранной валюте или цен.

Внешнее финансирование. К внешнему финансированию относятся операции финансирования, проводимые органами государственного управления данной страны по договорам с международными организа­циями экономического развития, государственными органами других стран, банками, предприятиями, частными лицами и другими экономи­ческими единицами, не являющимися резидентами. Операции осуществляются как в иностранной, так и в национальной валюте. Как внешнее финансирование рассматривается также сальдо торговли между рези­дентами и нерезидентами государственными ценными бумагами. Кроме того, в объеме внешнего финансирования отражаются все изменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депозитов, депонированных в финансовых учреждениях — нерезидентах, а также из­менения в результате операций по купле-продаже в объеме ценных бу­маг, выпущенных организациями-нерезидентами и приобретенных государственными органами для управления ликвидностью.

В отличие от внутреннего финансирования при отражении внешнего финансирования по типу кредиторов классифицируются только опера­ции с государственными долговыми обязательствами.

В финансирование от международных организаций экономического развития включаются все заемные средства за минусом сумм погашения от Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и других международных организаций разви­тия. Эти средства могут поступать путем платежей кредиторов либо не­посредственно государственному органу — заемщику, либо поставщикам, от которых он получает оборудование, материалы или услуги. При пересчете в национальную валюту сумм заимствования и погашения ос­новного долга, выраженных в иностранной валюте, следует использовать Данные о фактической выручке или платежах в национальной валюте. В случаях отсутствия данных в национальной валюте для пересчета дол­жен применяться средний рыночный курс валюты сделки на момент совершения финансовой операции.

В финансирование «от зарубежных органов управления » включаются ссуды, предоставляемые официальными кредитными учреждениями иностранных государств.

В «банковские ссуды и авансы» включается поступление ссуд и авансов, предоставленных банками-нерезидентами органам управления, за вычетом их погашения. Под ссудами понимается заимствование определенных сумм с установленными сроками возврата; авансы представляют собой суммы, обычно краткосрочные, предоставляемые в счет полученного кредита в рамках оговоренной кредитной линии. Здесь также учитываются ссуды, обеспеченные долговыми обязательствами, не обращающимися на рынке ценных бумаг либо обращение которых не предусматривается. Ссуды официальных международных банков, членств( в которых представлено на уровне государств, должны показываться как ссуды международных организаций развития.

В кредиты поставщиков включаются государственные закупки в кредит у поставщиков-нерезидентов, осуществляемые в соответствии с договорными обязательствами с фиксированным сроком за вычетом их погашения. Сумма кредита отражается одновременно, как рacxoд и как операция по финансированию на момент выполнения условий возникновения долгового обязательства, определенных в контракте на по­ставку в кредит, а погашение долга органами управления — на момент фактического погашения.

Изменения в объемах наличности, депозитов и ценных бумаг, предна­значенных для управления ликвидностью — это изменения в величине го­сударственных резервов иностранной валюты, объеме депозитов в фи­нансовых учреждениях — нерезидентах, и объеме иностранных обращающихся ценных бумаг, используемых государственными органами для управления ликвидностью, которые являются результатом финансовых операций, а не переоценки. Эта категория относится в основном к так на­зываемым рабочим остаткам на счетах государственных органов в форме требований к экономическим единицам — нерезидентам и к активам в форме иностранных ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью или получения дохода. В нее не включаются активы для регулирования платежного баланса или управления международными резервами и активы, возникающие в результате государственного креди­тования. Уменьшение величины активов рассматривается как положи­тельная величина, отражающая увеличение объема средств, которые мо­гут быть использованы органами государственного управления.

В данной категории не учитываются любые активы органов управле­ния, связанные с исполнением ими функций органов денежно-кредитно­го регулирования: резервы иностранной валюты и иностранных ценных бумаг, а также какие-либо взносы, специальные права заимствования и кредитная позиция в Международном валютном фонде, которые могут быть отнесены к органам управления.

Выше указывалось, что государственное финансирование подразде­ляется на две основные категории: внутреннее финансирование, осуще­ствляемое резидентами, и внешнее финансирование, осуществляемое нерезидентами. Не менее важно, в какой валюте будет производиться возврат предоставленных финансовых ресурсов — национальной или иностранной, так как погашение задолженности в иностранной валюте будет воздействовать на платежный баланс страны иначе, чем ее пога­шение в национальной валюте. В связи с этим необходимо анализировать информацию о внутреннем финансировании, погашаемом в ино­странной валюте, и внешнем финансировании, погашаемом в националь­ной валюте.

Согласно российскому законодательству к внешнему финансирова­ли относятся все операции в иностранной валюте, хотя бы операции по предоставлению (получению) займов и их погашению осуществлялись с резидентами. Поскольку поведенческие мотивы внутренних и внешних инвесторов различны, следует иметь и анализировать данные об операци­ях с резидентами и нерезидентами независимо от валюты.

Классификация операций финансирования дефицита по типу дол­гового обязательства. Последствия государственного заимствования для бюджета во многом определяются условиями государственного за­имствования по видам долговых обязательств и срокам заимствования. В связи с этим при составлении и исполнении бюджетов используется классификация операций финансирования дефицита по типу долгового обязательства. Эта классификация представляет собой группировку раз­личных видов долговых обязательств в однородные группы в зависимо­сти от условий и сроков кредита, условий выпуска и сроков обращения долговых ценных бумаг.

В классификации проводится разграничение между внутренним и внешним финансированием, между заимствованием в форме прямых ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствованием в форме ценных бумаг. При этом во внутреннем и внешнем финансировании раз­граничиваются долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды и изменения объе­мов наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназна­ченных для управления ликвидностью. Краткосрочное финансирование включает все ссуды и ценные бумаги, первоначальный срок погашения которых не превышает одного года.

Данные о финансировании, классифицируемые по типу долгового обязательства, позволяют проанализировать способы, используемые го­сударственными органами для финансирования своего дефицита или Распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате пре­вышения доходов над расходами. Эти данные позволяют предвидеть наи­более вероятные последствия или экономическое поведение, связанные с размещением и погашением различных типов государственных долго­вых обязательств.

Данные о поступлениях от размещения каждого типа долгового обя­зательства должны соответствовать фактически полученным суммам, со­ответственно погашение долговых обязательств должно отражать фактические платежи, произведенные в счет погашения основной суммы долг Процентные платежи отражаются не в финансировании, а в расходах как затраты по обслуживанию долга. Все виды обязательств отражают посту­пления за вычетом погашения. Для более подробного анализа наряду с сальдированными данными раздельно показываются погашения и по­ступления (табл.7).

Классификация по типу долгового обязательства Таблица 7.

 

I Общее финансирование (I + II)
II Внутреннее финансирование
1 Долгосрочные облигации
2 Краткосрочные облигации и векселя
3 Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям
4 Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям
5 Прочие обязательства
6 Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью
III Внешнее финансирование
7 Долгосрочные облигации
8 Краткосрочные облигации и векселя
9 Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям
10 Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям
11 Прочие обязательства
12 Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью

 

Пояснения к понятиям «общее финансирование», «внутреннее и внешнее финансирование», данные при описании классификации по типам кредиторов, сохраняют свое значение и для данной классифика­ции. Поэтому ограничимся лишь дополнениями, вызываемыми спецификой данной классификации.

Внутреннее финансирование. В статье «Долгосрочные облигации» отражаются денежные поступления за вычетом погашения, получаемые органами государственного управления от всех ценных бумаг, первоначаль­ный срок погашения которых составляет больше одного года. Такие ценные бумаги имеют фиксированную ставку процента либо ставку процента, величина которой увязывается с каким-либо индексом, и подлежат погашению начиная с даты, устанавливаемой в момент эмиссии. При отраже­нии выпуска облигаций учитываются фактические денежные поступле­ния. При отражении платежей органов управления в счет погашения дол­госрочных облигаций в отличие от погашения основной суммы выплаты накопленных или просроченных процентов включаются не сюда, а в ста­тью «Расходы на выплату процентов». Доход по долгосрочным облигаци­ям выплачивается на основе купонов. Некоторые долгосрочные облига­ции могут не иметь купонов. Такие долговые обязательства, называемые облигациями с нулевым купоном, продаются со скидкой с номинала, а до­ход выплачивается одновременно с выкупом облигаций.

Статья «Краткосрочные облигации и векселя» характеризует де­нежные поступления (за вычетом погашения), полученные органами управления от продажи ценных бумаг, владельцами которых являются резиденты. Сюда включаются все виды заимствования, осуществляе­мого посредством выпуска векселей, облигаций или других долговых обязательств, срок погашения которых составляет один год или меньше. Краткосрочные государственные облигации, как правило, не имеют ку­понов. Продажа их осуществляется со скидкой с номинала, а погаше­ние — по номиналу. Погашение дисконтных бумаг, сумма процентов по которым вычитается заранее, должно учитываться только по цене эмис­сии, а сумму дисконта следует включать в расходы на выплату процентов.

В статье «Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям», отражается объем денежных поступлений за вычетом погашения, полу­чаемых органами государственного управления по ссудам, предоставлен­ным резидентами, которые не обеспечены долговыми обязательствами в форме ценных бумаг и имеют срок погашения, считая с момента заимст­вования, более одного года. Здесь отражаются все виды подобного заим­ствования у банков и поставщиков в форме долговых обязательств с фиксированным сроком.

Статья «Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим ка­тегориям» дает представление о краткосрочных ссудах и авансах, предос­тавленных банками и поставщиками. Здесь отражаются денежные посту­пления за вычетом сумм погашения, получаемые органами государствен­ного управления по ссудам, предоставленным резидентами, которые не обеспечены долговыми обязательствами в форме ценных бумаг со сро­ком погашения кредитов не более одного года.

Статья «Прочие обязательства» охватывает поступления средств в органы управления за вычетом погашения по прочим обязательствах не отраженным ранее. Здесь должны отражаться ссуды, полученные о коммерческих банков под залог государственных пакетов акций приватизированных предприятий, переданных им в трастовое управление В данную статью включается вне реализационная прибыль или убытки возникающие на счетах органов денежно-кредитного регулирования в результате переоценки иностранной валюты или золота.

Влияние на объем финансирования изменения государственных ре­зервов наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предна­значенных для управления ликвидностью, отражается отдельно от обя­зательств органов управления по статье «Изменения в объемах налич­ных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью». Она характеризует изменения в активах ор­ганов государственного управления в форме наличных денег, депозитов, хранимых в финансовых учреждениях — резидентах, и резервов ценных бумаг, выпущенных резидентами — предприятиями и учреждениями, включая государственные органы, которые используются ими для управ­ления ликвидностью. Уменьшение активов рассматривается как поло­жительная величина, поскольку означает увеличение объема денежных средств, использованных органами управления в течение данного перио­да. Увеличение активов, напротив, характеризует уменьшение объема средств на величину, израсходованную для приобретения дополнитель­ных активов.

Внешнее финансирование. При классификации операций внешнего финансирования по типу долгового обязательства содержание выде­ляемых статей тождественно аналогичным позициям внутреннего фи­нансирования с той разницей, что касается взаимоотношений органов государственного управления с нерезидентами. В России к внешнему финансированию относятся также долгосрочные облигации внутренне­го государственного валютного займа, поскольку они выражены в ино­странной валюте, хотя их держателями могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Этими облигациями была оформлена задолженность Внешэкономбанка СССР перед своими клиентами (т. е. имел место «без­денежный» выпуск). Поэтому в рассматриваемой статье сейчас должна показываться только сумма их погашения.

Статья «Изменения в объемах наличных денежных средств, депози­тов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью» охватывает изменения в активах органов государственного управления в форме иностранной валюты, депозитов в финансовых учреждениях " нерезидентах и резервов иностранных ценных бумаг, которые произош­ли в результате финансовых операций, а не вследствие стоимостных переоценок. Здесь не отражаются активы, предназначенные для регулиро­вания платежного баланса или управления международными резервами возникшие в результате кредитной деятельности государственных органов. Таким образом, из данной категории должны исключаться резервы иностранной валюты и иностранных ценных бумаг, а также любые взносы, СДР или кредитная позиция в Международном валютном фонде, связанные с выполнением органами управления функций органов кредитно-денежного регулирования.

Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрены раздельные классификации: «Классификация источни­ков внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Фе­дерации» и «Классификация источников внешнего финансирования фе­дерального бюджета Российской Федерации».

Поскольку в России пока не налажено формирование информации о заимствовании по типу кредитора и по типу долгового обязательства, эти классификации являются смешанными. В них присутствуют как эле­менты классификации по типу кредитора, так и деления по типу долго­вых обязательств. Такое смешение не позволяет выявить взаимосвязь ме­жду государственным финансированием и другими финансовыми потоками, определить степень влияния операций финансирования на совокупный спрос в экономике. Поэтому для обоснования эффективно­сти мер государственного воздействия на экономическое развитие необ­ходимы дополнительные классификации по типу кредитора и по типу долговых обязательств.

Недостатком является также отсутствие данных о суммарной вели­чине внутреннего и внешнего финансирования. Хотя классификации по­зволяют формировать суммарные данные, характеризующие общие ито­ги финансирования, однако такие итоги следовало бы формировать на регулярной системной основе. Потребностям планирования и анализа финансирования в больше мере соответствует классификация, предусматривающая как итоговые результаты операций финансирования, так и их подразделение на внутреннее и внешнее финансирование.

Управление государственным заимствованием является одним из на­правлений государственной экономической и финансовой политики. Объемы и инструменты государственного заимствования оказывают воздействие на денежное обращение, уровень процентных ставок, производ­ство и занятость. От способов финансирования бюджетного дефицита в существенной мере зависит финансово-экономическая политика корпораций, в частности направление инвестиций в государственные бумаги или в производство, управление оборотом денежных сред Н на предприятиях и др. Поэтому операции финансирования должны быть согласованы с общей экономической и финансовой политикой государства в целях обеспечения стабильного развития экономики.

Для покрытия дефицита бюджета, как уже говорилось, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Займы могут различаться по типам кредиторов, типам и условиям долговых обязательств с различной, эко­номической природой. Соответственно они оказывают различное, не­редко противоречивое воздействие на экономическое и финансовое по­ложение в стране. В связи с этим процессом финансирования дефицита бюджета нужно и можно управлять с помощью выбора тех или иных ис­точников финансирования, маневрирования условиями (объемом, сро­ками обращения, доходностью и т. п.) выпуска государственных ценных бумаг, соотношения внутренних и внешних займов, создания благопри­ятных условий для сохранения внутренних сбережений населения, ин­дексации ценных бумаг и вкладов, ограничения расходов по обслужива­нию государственного долга и т. д.

Целью операций по государственному финансированию, как и де­нежно-кредитных операций, является удовлетворение финансовых нужд органов управления для обеспечения стабильного развития экономики. Поэтому все эти операции должны быть согласованы с изменениями. происходящими в финансовой системе. Эффективное управление бюд­жетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных рас­ходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и занятости населения. Следует также учитывать, что если в финансировании дефицита и соответственно государственного долга принимает участие значительная часть населения, то это способствует формированию социального слоя, заинтересованного в стабильности со­циально-политической и экономической ситуации в стране.

Заимствование внутри страны означает перераспределение имею­щихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие внут­реннего заимствования на экономику определяется характером заимст­вуемых государством средств.

Если кредитные ресурсы, используемые государственными органа­ми, могли быть направлены в секторах экономики на какие-то другие це­ли, то заимствование их государством уменьшает объем расходов, произ­водимых другими секторами, и не ведет к росту совокупного спроса в эко­номике. Заимствование средств, которое не сокращает общего объема расходов других секторов, приводит к увеличению совокупного спроса и соответственно к росту экономической активности. Поэтому в условиях когда частный сектор располагает крупными средствами, которые государство может привлекать на условиях заимствования, государственные займы могут оказывать позитивное влияние на экономику, так как создают возможности для увеличения государственных расходов и общего спроса. В условиях, когда частный сектор сам нуждается в деньгах, когда низка насыщенность экономики деньгами и проводится рестрикционная денежная политика, государственные займы изымают деньги, необходимые самому частному сектору, и сужают возможности экономи­ческого развития.

Возможность обеспечения потребностей органов управления без со­кращения спроса на ресурсы со стороны других экономических единиц зависит от проводимой государством денежно-кредитной политики. В рамках этой политики определяется, должно ли кредитование государ­ственных органов центральным банком или коммерческими банками приводить к сокращению кредитных ресурсов, предоставляемых другим экономическим единицам.

Взаимосвязь между государственным финансированием и другими финансовыми потоками и воздействием операций финансирования на экономический рост в значительной мере определяется характером пре­доставляемых ссуд и кредиторами, задействованными в этих операциях. Вероятность сокращения расходов других экономических единиц в случае заимствования у банков, в частности, значительно меньше, чем при заимствовании у домашних хозяйств. В сущности, любая опе­рация, связанная с заимствованием средств органами государственно­го управления, может оказывать на расходы других экономических единиц только «сокращающее» или нулевое воздействие. Однако с уче­том расходования органами государственного управления полученных заемных средств такое воздействие либо ведет к росту расходов в эконо­мике, либо имеет нейтральный характер.

Размещение займов оказывает существенное воздействие на денеж­ное обращение. Центральные банки используют операции по покупке и продаже государственных ценных бумаг или выдаче кредитов под их залог как крупный инструмент регулирования ликвидности коммерче­ских банков и денежного обращения.

Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие произ­водственные затраты общая величина денежной массы в обращении со­кратится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий — не изме­нится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...