Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функция финансовой системы страны




НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

ЛЕКЦИЯ 1. СИСТЕМА ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

Функция финансовой системы страны

 

Общее понятие о финансах. Термин «финансы» возник в XIII—XV вв.в торговых городах Италии. К этому времени уже существовали товар­но-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал лю­бой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с систе­мой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. В процессе раз­вития государственности постепенно образовались современные спосо­бы формирования и расходования денежных фондов государственных и муниципальных органов власти. Параллельно развивались финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организа­ционно-хозяйственных форм. Формирование финансовых ресурсов ста­ло необходимым элементом всех видов экономической деятельности.

В условиях широкого развития рыночных отношений финансовая сторона деятельности предприятий приобретает все большее значение. В конкурентной борьбе выживают и побеждают те предприятия, которые лучше организуют не только производственную, но и финансовую дея­тельность. В оборот вовлекаются огромные фонды денежных средств. Этот оборот осуществляется как в рамках отдельных государств, так и в рамках международных финансовых отношений. Происходит процесс глобализации финансов. Финансы оказывают все возрастающее воздей­ствие на социально-экономическое развитие. Их роль обусловлена ха­рактером экономических операций, которые они обслуживают, экономи­ческим содержанием понятия «финансы» и выполняемыми ими функ­циями.

В процессе экономической деятельности ее участниками по взаимно­му соглашению осуществляются различные экономические операции. В укрупненном виде основными видами экономических операций явля­ются:

— операции с товарами и услугами: их производство и реализация;

— операции с доходами: их распределение и перераспределение;

— операции с финансовыми инструментами: приобретение финан­совых активов и принятие финансовых обязательств.

Сферой финансов является совокупность операций с доходами, их распределением и перераспределением в процессе общественного вос­производства. В рамках процесса производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта образуются и расходуют­ся фонды денежных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассматриваемые в процессе их образования и движения, обра­зуют финансы субъектов экономической деятельности, обеспечивающие для них возможность нормального функционирования.

Финансы являются инструментом мобилизации средств хозяйст­вующими субъектами всех секторов экономики для осуществления эконо­мической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций. Это комплекс финансовых опера­ций, с помощью которых хозяйствующие субъекты и органы власти акку­мулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Вместе с тем денежные потоки являются составной частью всех пото­ков ресурсов, с которыми имеют дело субъекты хозяйствования. Поэтому они должны рассматриваться во взаимодействии со всеми другими, пре­жде всего материальными, потоками. Такое тесное взаимодействие дви­жения денежных и материальных потоков является важнейшим факто­ром, оказывающим влияние на величину активов.

Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образова­ния и движения являются носителями финансовых отношений. Субъек­тами этих отношений являются юридические и физические лица, а также органы государственного и муниципального управления. Экономиче­ские операции осуществляются с использованием денег. Денежный обо­рот — основа финансов. В связи с этим они отражают денежные отношения, складывающиеся в процессе распределительных и перераспредели­тельных процессов, осуществляемых участниками экономической деятельности.

Деньги представляют собой товар особого рода, используемый в ка­честве всеобщего эквивалента, позволяющего измерять стоимость всех других товаров. Они выполняют функции: меры стоимости, средства рас­чета при обмене, средства платежа, накопления и сбережения. Поскольку финансы имеют дело с деньгами, то они также являются частью денежных отношений. Их основное отличие от других составных частей денеж­ных отношений заключается в том, что финансы являются комплексом (совокупностью) операций, позволяющих в ходе распределительных процессов формировать и расходовать фонды собственных денежных средств.

Для формирования фондов денежных ресурсов субъекты экономиче­ской деятельности могут использовать также заемные средства на основе прямых кредитных сделок или путем выпуска облигационных займов. Это обстоятельство объединяет кредит с финансами в части решения за­дачи формирования денежных фондов. Различие заключается в том, что в результате финансовых операций образуются денежные фонды собст­венных средств, а кредитные ресурсы являются привлеченными заемны­ми средствами. Они предоставляются на возвратной основе и под про­центы, хотя в период срока действия кредита участвуют в обороте денеж­ных ресурсов заемщиков наряду с их собственными средствами.

Финансовая система. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на следующие пять секторов:

— нефинансовые предприятия;

— финансовые учреждения;

— государственное управление;

— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяй­ства (НКООДХ);

— домашние хозяйства.

К каждому из этих секторов относятся соответствующие институцио­нальные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяй­ствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоря­жается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйствующих субъектов принимаются как юридические ли­ца (предприятия, органы государственного управления, кредитные орга­низации, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, посколь­ку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте фи­нансовыми ресурсами. Между ними образуются финансовые потоки. Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодейст­вии между собой и институциональными единицами других стран. Рас­смотрим составные части финансовой системы.

К нефинансовым предприятиям относятся находящиеся на экономи­ческой территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получе­ния прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реа­лизации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др. Под квазикорпоративными предприятиями понимаются институциональные единицы, аналогичные корпорациям по своим функциям и способу финансирования, но не имеющие формально стату­са корпорации (например, государственные унитарные предприятия).

В секторе нефинансовых предприятий финансовые отношения и ин­струменты обслуживают процесс образования и движения доходов в про­цессе общественного воспроизводства. Нефинансовые предприятия пу­тем образования денежных доходов и фондов обеспечивают условия для выпуска продукции и оказания услуг. Финансовые ресурсы используют­ся в качестве источника средств для развития производства. При недос­татке собственных финансовых ресурсов предприятия привлекают заем­ные средства. Заимствование позволяет приобретать или арендовать ре­сурсы, используемые в производстве. Привлекая денежный капитал, предприниматели получают возможность пользования реальными фак­торами производства и получения связанных с этим доходов.

В зависимости от целевых установок нефинансовые предприятия мо­гут быть сгруппированы по отраслям экономики, по организацион­но-правовым формам, размерам и другим признакам. По отраслевому признаку различают, например, финансы добывающей и обрабатываю­щей промышленности, транспорта, связи, торговли и других отраслей в соответствии с используемой классификацией. По организацион­но-правовым формам выделяются финансы акционерных обществ, коо­перативов, государственных унитарных предприятий и др.

К сектору финансовых учреждений относятся институциональные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность — органы денежно-кредитного регулирования, коммерче­ские банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество. На основе посреднической деятельности финансовые учреждения полу­чают прибыль, образуют и расходуют фонды денежных средств как само­стоятельные институциональные единицы. Источником образования их денежных фондов как составной части финансов страны является глав­ным образом доход в виде разницы между процентами, получаемыми от предоставления пользователям финансовых ресурсов, и процентами, уп­лачиваемыми за привлечение финансовых ресурсов.

Государственное управление. К сектору государственного управле­ния относятся институциональные единицы, наделенные правом на власть на территории страны или ее частей. Их основной функцией является обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления, а также пере­распределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. К услугам этого сектора относятся общегосударственные услуги, связан­ные с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, об­щественной безопасностью, услуги социального характера, услуги, связанные с экономической деятельностью. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспече­ния нерыночных услуг обществу.

Органы государственного и муниципального управления с помощью налогово-бюджетной системы и внебюджетных фондов аккумулируют де­нежные ресурсы для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической по­литики. Государственные и муниципальные финансы удовлетворяют по­требность населения страны и ее частей в коллективном потреблении и объединяются в общую категорию общественных (публичных) финан­сов. Денежные фонды, которыми оперируют общественные финансы, формируются как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ре­сурсов. Собственные средства сектора государственного управления фор­мируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых в бюджеты и внебюджетные фонды предприятиями, учреждениями и орга­низациями, относящимися ко всем секторам, а также за счет доходов от соб­ственности, продажи рыночных услуг и заимствования. Источниками кре­дитных ресурсов являются прямые займы финансово-кредитных организа­ций и денежные средства, привлеченные путем выпуска и продажи долговых обязательств — облигаций, казначейских обязательств и др.

В сфере государственных и муниципальных финансов в зависимости от выполняемых функций могут быть выделены бюджеты органов вла­сти и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В федератив­ных государствах, к которым относится Россия, в зависимости от уров­ней управления бюджеты органов власти подразделяются на финансы центрального правительства, финансы региональных органов власти и местные (муниципальные) финансы. Государственные внебюджетные фонды имеют, как правило, целевое назначение. В России, в частности, функционируют три социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицин­ского страхования. Государственные внебюджетные фонды также могут существовать на различных уровнях управления.

К некоммерческим учреждениям, обслуживающим домашние хозяйст­ва (население), относятся частные некоммерческие организации, оказы­вающие нерыночные услуги домашним хозяйствам. Это общественные организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т. д., а также политические партии, проф­союзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ас­социации. Источниками их доходов являются в основном добровольные взносы и пожертвования, а также доходы от собственности. В состав сек­тора некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйст­ва, включаются также нерыночные подразделения корпораций и квази­корпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома куль­туры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций. В составе финансов некоммерче­ских организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в зависимости от вида деятельности могут быть выделены финансы потребительских кооперативов, финансы организаций, оказывающих услуги в сфере здра­воохранения, культуры, отдыха, финансы общественных движений, по­литических партий, профсоюзов, религиозных организаций и др.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домашние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, зани­маются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хо­зяйства лиц, работающих по найму, домашние хозяйства предпринима­телей, домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоративных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студен­ты). Это сектор, в основном потребляющий товары и услуги и производя­щий их для собственного потребления и реализации.

Домашние хозяйства получают доходы в денежной форме в виде за­работной платы, пенсий, пособий, выручки от реализации товаров и ус­луг принадлежащих им мелких некорпорированных предприятий, дохо­ды от собственности на капитал, землю и недра, проценты за предостав­ление денежных средств. Заработная плата является трудовым доходом. Она представляет собой выплачиваемое предприятием или государст­венным учреждением совокупное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т. е. плату за предоставленный труд как фактор производства. Дивиденды по акциям можно рассматривать в качестве процентного дохода на реальный капитал, приобретенный предприятием на деньги, предоставленные лицом, купившим акции. В то же время вла­делец акций может рассматриваться в качестве владельца соответствую­щей доли уставного капитала предприятия, и тогда дивиденд может трак­товаться как часть дохода от предоставления этой доли в пользование предприятия. Доходы от собственности на землю и недра — это доходы, получаемые их владельцами за передачу их в пользование другим инсти­туциональным единицам (предприятиям). Часть доходов домашние хозяйства получают за счет предоставления взаймы денежного капитала в виде процентов по займам.

Распределение доходов по отдельным категориям населения не­равномерно. Соотношение отдельных видов доходов, связанное с ин­тересами различных социальных групп населения, всегда было и будет оставаться сложнейшей практической проблемой и соответственно проблемой дискуссий между теоретиками-экономистами. Предметом постоянных дискуссий являются, в частности, такие вопросы: нужно ли и в каких размерах устанавливать уровень минимальной заработной пла­ты, насколько обоснованными являются текущие субсидии фермерам, следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли, как со­кратить неравенство в личных доходах? Широко обсуждаются проблемы распределения собственности среди широких масс населения как средст­ва разрешения противоречий. Проблема богатства и бедности может рассматриваться как проблема распределения доходов между владельцами факторов производства, действия механизма спроса и предложения, функциональной зависимости экономических явлений, общих условий рыночного хозяйства.

Углублению характеристики доходов отдельных социальных групп населения может способствовать разграничение типов домашних хо­зяйств в зависимости от основного источника дохода. Можно выделить следующие типы домашних хозяйств:

— домашние хозяйства лиц, работающих по найму;

— домашние хозяйства предпринимателей;

— домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, мелких фермеров и др.);

— домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты и т.д.).

Рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение то­варов, услуг и людей привели к развитию международных финансов, воз­никновению мировых финансовых рынков, международных финансо­вых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отно­шений и других аспектов международной финансовой деятельности. Поэтому наряду с секторами внутренней экономики выделяется также сектор «остального мира». Он объединяет все институциональные еди­ницы-нерезиденты, которые вступают в экономические, и в том числе финансовые, отношения с единицами-резидентами. В состав «остального мира» включаются в том числе институциональные единицы-нерезиден­ты, располагающиеся на географической территории Российской Феде­рации: посольства, консульства, а также международные организации.

В экономических единицах, входящих в сектора экономики, в том числе в домашних хозяйствах и соответственно в секторах экономики, осуществляются финансовые операции, формируются и расходуются фонды денежных средств. При осуществлении финансовых операций ин­ституциональные экономические единицы взаимодействуют как с ин­ституциональными единицами данного сектора, так и с институциональ­ными единицами других секторов. Финансы каждого сектора экономики могут рассматриваться самостоятельно, как составные части общей фи­нансовой системы страны, взаимодействующие друг с другом. В этом смысле финансы страны представляют собой совокупность финансов секторов экономики с учетом их финансовых отношений с другими стра­нами.

Одновременно финансы каждого сектора экономики являются под­системами общей финансовой системы страны. Основным критерием выделения подсистем является особая роль каждого сектора экономики в общей экономической системе страны и наличие собственной финансо­вой базы, образующейся в процессе формирования первичных доходов и их перераспределения. Вместе с тем субъекты хозяйствования взаимо­действуют друг с другом как в пределах, так и за пределами секторов. Их финансы тесно переплетены и находятся в органическом единстве, пре­допределяемом их общим участием в процессе общественного воспроиз­водства. Экономические и финансовые интересы отдельных участников и секторов экономики нередко противоречат друг другу и общим эконо­мическим интересам страны. Согласование интересов осуществляется на основе общей экономической и финансовой политики в стране.

Ведущая роль в экономической деятельности принадлежит институ­циональным единицам, в которых создается валовой внутренний про­дукт и образуются первичные доходы. Это экономические единицы, в ко­торых производятся товары и услуги. Уровень их развития и нормальное функционирование предопределяют устойчивое образование доходов и экономическое развитие общества.

В экономической теории рыночного хозяйства институциональные единицы подразделяются на виды деятельности, производящие товары, имеющие, как правило, натурально-вещественную форму, и производя­щие услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но не имею­щие, как правило, вещной формы. К отраслям, производящим товары, от­носятся промышленность, строительство, сельское хозяйство и др. От­расли, производящие услуги, в свою очередь, подразделяются на отрасли, производящие рыночные и нерыночные услуги. К рыночным услугам от­носятся услуги транспорта, связи, торговли и др. К нерыночным услугам относятся бесплатные услуги, оказываемые за счет бюджетных средств. В этом состоит существенное отличие от использовавшейся в плановой

системе хозяйствования системы баланса народного хозяйства (БНХ). В балансе народного хозяйства экономика подразделяется на две сфе­ры — на сферу материального производства, создающую материальные блага, и непроизводственную, потребляющую материальные блага. Сфе­ра услуг рассматривается как сфера, потребляющая материальные блага. Создаваемая в сфере материального производства продукция по стоимо­сти подразделяется на перенесенную стоимость (фонд возмещения) и вновь созданную стоимость (национальный доход). По натурально-ве­щественной форме созданная в производственной сфере продукция под­разделяется на средства производства и предметы потребления. Итоговый результат развития народного хозяйства страны в системе баланса народ­ного хозяйства, называемой также системой материального производства, определяется величиной национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства. Соответственно первичные доходы форми­руются только в сфере материального производства.

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономиче­ской категории, ее экономическое назначение. Основной функцией фи­нансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспре­деления доходов в процессе производства, распределения, обмена и по­требления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регу­лирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и про­водимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только по­средством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участ­вующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собст­венникам, являются основой распределения доходов между собственни­ками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отноше­ний.

Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.

Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономически­ми единицами — резидентами страны в течение какого-либо периода, об­разует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих това­ров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточный продукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т. п. обеспечивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом про­межуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономических единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов — обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государ­ственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) фи­нансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.

Основой доходов всех секторов экономики является валовой внут­ренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства — это стоимость всех про­изведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребле­ния, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных ко­нечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость, харак­теризует одновременно непосредственное приращение стоимости в про­изводстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку за­траты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих пози­ций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавших­ся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это дохо­ды, полученные в результате трудового участия в производстве и владе­ния используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата на­емных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.

Оплата труда — это трудовой доход, включающий заработную пла­ту (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на со­циальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В со­став заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая прибыль и валовой смешанный доход — это та часть добавленной стоимо­сти, которая остается у институциональных единиц после вычета расхо­дов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убы­ток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чис­тая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибы­ли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. В России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов — 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства — на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы, фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производ­ство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, по­скольку само государство рассматривается как участник воспроизводст­венного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуще­ствления.

Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использо­вать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит по­средством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контр­агентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллель­но. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетаю­щихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перерас­пределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно про­ходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распреде­ления доходов и их использования. Эта группировка является схематич­ной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перерас­пределительных процессов и их последствия.

Первичное распределение доходов. В процессе первичного распре­деления доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость, переходят другим эконо­мическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс формирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, по­лучаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с пре­доставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных ак­тивов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируе­мые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирова­ния страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит, уп­лаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полу­ченных от собственности.

Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу де­нежные средства и другое имущество для использования и соответствен­но получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полу­ченные от «остального мира», — это проценты по кредитам, предостав­ленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компа­ниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного ин­вестирования и т. п. Величина доходов, образовавшихся в процессе про­изводства, скорректированная на сальдо полученных и переданных дохо­дов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в ре­зультате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала — чистый национальный доход. Национальный доход — это показатель доходов и представляет со­бой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как вало­вой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризую­щий результаты производства.

Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от соб­ственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как пра­вило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах ва­ловой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма вну­шительный внешний долг, требующий значительных процентных плате­жей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд. руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.

В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не за­канчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образо­вавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.

Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распре­деления формируются так называемые располагаемые (конечные) дохо­ды экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основ­ным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции, как правило, предполагают участие двух сто­рон — участников, между которыми происходит движение потоков раз­личной природы. Большинство операций отражает два встречных пото­ка: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой про­стые платежи без потока в обратном направлении, т. е. без предоставле­ния в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ни­чего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на до­ходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, со­циальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рассматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, полу­чаемые в результате перераспределительных процессов.

Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате опера­ций между секторами экономики (без учета операций с «остальным ми­ром») в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличива­ет доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы оказываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые по­лучают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и других социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.

В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов об­разуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина до­ходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики — это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обяза­тельств перед другими секторами.

Трансферты осуществляются не только между секторами националь­ной экономики, но и между национальной экономикой и «остальным ми­ром». Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой националь­ный располагаемый доход, а за вычетом амортизации — в чистый нацио­нальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход — это доход, который может быть использован страной на цели потребле­ния и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отли­чается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, пере­данных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, по­страдавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами рези­дентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характери­зует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на ко­нечное потребление и сбережение, т. е. величину совокупного платеже­способного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд. руб., или 0,2% от ВВП.

Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превы­шение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основ­ного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление пре­вышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2004 г. доля нацио­нального конечного потребления в валовом национальном располагаемом доходе составила 66,4%, а национального сбережения — 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинте­ресованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использова­нии на цели развития производства. В развитых странах объемы сбереже­ния и накопления примерно совпадают.

Финансовый баланс. Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образо­вание и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспреде­лительных процессов институциональные единицы всех секторов эконо­мики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинан­совых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.

Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряже­нии прибыль и амортизация, для органов государственного и муници­пального управления — бюджетные и внебюджетные фонды, для неком­мерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, — добро­вольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль, для домашних хозяйств — заработная плата, доходы от собственности, пенсии и пособия.

Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов эко­номики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, пе­реданных ими другим секторам и полученных от них. Располагаемые до­ходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребле­ние и сбережение.

В финансовом балансе страны в целом общая величина доходов, ко­торые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отра­жающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам — доходы и их передачу в другие сектора.

Финансовый баланс

  Расходы

Экономические секторы, передающие доходы

Итого доходов
\ Доходы     нефинан­совые пред­при­ятия фи­нан­совый сек­тор государственное управление некоммерческие организа­ции до­маш­ние хо­зяйст­ва    
Экономиические сек­торы — получате-ли Нефинансовые предприятия            
    Финансовый сек­тор            
    Государствен-ное управление            
    Некоммерчес-кие организации            
    Домашние хозяй­ства            

Итого расходов

           

 

Финансовый баланс используется для моделирования финансовых потоков и выработки финансовой политики на основе сравнения различ­ных вариантов.

Финансовый контроль является важным элементом управления фи­нансами. Это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспече­ния интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Финансовый контроль движения денежных фондов осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, и на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля является оценка финансового состояния экономических субъектов, оценка их пла­тежеспособности, выработка рекомендаций, направленных на улучше­ние их финансового состояния.

Объектом финансового контроля является процесс образования, рас­пределения, перераспределения и использования доходов. Контролю подлежат выручка от реализации товаров и услуг, затраты на производст­во и реализацию продукции, оплата труда, используемые цены и тарифы, прибыль, ее использование и др. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и норматив­ных актов по финансовым вопросам, формирование и исполнение бюд­жетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств. Объектом финансового контроля является также ведение фи­нансовой документации, ее соответствие установленным нормам.

Субъектами финансового контроля являются органы государствен­ной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые ауди­торские организации.

Органы государственной власти осуществляют контроль над бюд­жетными средствами и финансово-хозяйственной деятельностью госу­дарственных предприятий. Финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств осуществляется на стадиях обсуж­дения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмот­рения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органа­ми, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главны­ми распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Таможен­ным комитетом. Контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты осуществляется налоговой службой. Для контроля над исполнением федерального бюджета Федеральное Собра­ние РФ создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюд­жетного законодательства виновные несут ответственность в соответст­вии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Внутрифирменный контроль осуществляется финансовыми подраз­делениями предприятий, ревизионными комиссиями, внутренними ау­диторскими службами предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по на­стоянию заинтересованных организаций-контрагентов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного независимого анализа хозяйственно-фи­нансовой деятельности и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Органы госу­дарственной власти, например налоговая инспекция, могут заключить договор с аудиторской фирмой в целях проверки правильности бухгал­терского и финансового учета и правильности уплаты налогов. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские, фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур. Наряду с отчетностью ана­лизируется ее соответствие действующему законодательству и норма­тивным документам предприятий (уставу, учредительным документам, хозяйственным договорам и др.). Внешняя аудиторская проверка не мо­жет проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве. Не могут осуще­ствлять аудит фирмы, по отношению к которым проверяемые субъекты хозяйствования являются учредителями, собственниками, акционерами, страховщиками и кредиторами, а также аудиторские фирмы, оказываю­щие проверяемому объекту услуги по составлению бухгалтерской и финансовой отчетности.

Финансовый контроль предприятий осуществляется также банками и страховыми организациями при выдаче кредитов и заключении страхо­вых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основными формами финансового контроля являются проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности.

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и прежде всего на рас­пределительной функции, характеризующей способ действия категории

финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределитель­ные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимо­сти от конкретной экономической ситуации, экономической и финансо­вой политики формирование финансовых фондов и их расходование мо­гут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и фи­нансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономиче­ское и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом ко­нечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной дея­тельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ве­дущих экономических рычагов организации общественного воспроиз­водства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инстру­ментом формирования денежных средств, используемых для продолже­ния и развития производства на основе распределительных и перерас­пределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производст­вом. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секто­ров экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут сущест­венно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздей­ствия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Та­кое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т. д. и создает предпосылки для изменений в эконо­мике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процес­сов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирова­ния развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти на­правления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирова­ние денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализа­ции товаров и услуг, расширению и технологическому развитию произ­водства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повыше­ния уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирова­ние являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональ­ное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности — к уменьшению ресурсов для конеч­ного потребления и ухудшению условий жизни.

Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хо­зяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении пред­приятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накап­ливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государст­венного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и креди­тов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формиро­вания фондов собственных денежных средств для возврата долгов и вы­платы процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических еди­ниц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свиде­тельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъ­ект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участни­ки самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалан­сированное пропорциональное развитие производства достигается в про­цессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Ос­новой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соот­ветствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Фи­нансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъекта­ми хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечива­ют оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к эко­номическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потреб­ность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуще­ствляется путем стимулирования или ограничения экономического рос­та и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информацион­но-индустриального общества требуют усиленного внимания к разви­тию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зару­бежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также от­расли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечиваю­щее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в разви­тии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожден­ных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, мораль­но-психологического и физического здоровья, обеспечивающих возмож­ность приносить доход. На стадии формирования нового информацион­но-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы част­ных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их пред­приятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как катего­рия, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и фи­нансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной эко­номике существенную роль играет государственное регулирование эко­номики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позво­ляет согласовывать интересы частного предпринимательства с интереса­ми общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягче­нию кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и круп­ным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институцио­нальные преобразования, обеспечивать создание инфрастуктуры, спо­собствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной поли­тики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, госу­дарственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяю­щим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципаль­ных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов де­нежных средств предприятий, которые могут быть использованы на на­копление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налого­вой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секто­рами экономики и отраслями производства. В то же время органы госу­дарственной власти могут использовать систему налоговых льгот и уско­ренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные от­расли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуще­ствлением государством своих функций. Расходы складываются в основ­ном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воз­действие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем рас­ходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:

— расходы на государственные услуги общего назначения (на зако­нодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, обо­рону, поддержание общественного порядка, безопасности и т. п.);

— расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-ком­мунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т. п.);

— расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйст­венной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т. п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тес­но связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходя­щих из органов государственного управления, приводят к изменению ак­тивов и пассивов. На этой основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находя­щихся в его собственности в определенный момент времени, и финансо­вых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принад­лежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финан­совым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимство­вания, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся ос­новные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Ве­личина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотно­шением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в Других сферах экономики, является не только необходимым, но и неиз­бежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масшта­бы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешатель­ство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодей­ствии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено об­щим стратегическим целям социально-экономического развития, зада­чам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

Выводы:

1.В процессе производства, распределения и перераспределения ва­лового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денеж­ных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассмат­риваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности. Финансы обеспечивают моби­лизацию средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государст­венной и муниципальной власти для реализации своих функций. С помо­щью целого комплекса операций финансы аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образова­ния и расходования являются носителями финансовых отношений. Субъектами финансовых отношений являются юридические и физиче­ские лица и органы государственного и муниципального управления.

2.Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Составными частями финансовой системы являются финансы не­финансовых предприятий, финансовых учреждений, органов государст­венного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства, и домашних хозяйств.

3.Финансы выполняют распределительную и контрольную функ­ции. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс фор­мирования у экономических единиц доходов, образующихся в процессе производства, и их перераспределения на разных стадиях воспроизводст­венного процесса. На ее основе реализуется основное назначение финан­сов — обеспечение субъектов экономической деятельности (предпри­ятий, органов государственного и муниципального управления, домаш­них хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансо­вых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе приня­тия долговых обязательств.

Финансовый контроль — это контроль за образованием и расходова­нием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности. Его задачей является обеспечение интересов и законных прав экономиче­ских субъектов в процессе формирования и расходования фондов денеж­ных средств. Он осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, причем на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля являются оценка финансового состояния экономических субъектов, их платежеспособности, выра­ботка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состоя­ния.

4. При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирова­ния развития экономики. Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологиче­скому развитию производства. Образующиеся в различных секторах эко­номики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие про­изводства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого ка­питала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...