Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации по оформлению отчета о прохождении учебной практики




Методические указания

К проведению учебной практики  по ландшафтоведению

Для студентов IV курса ЛХФ, обучающихся по специальности 250203  

«Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

 

Брянск 2010

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства

 

    Утверждены научно-методическим советом БГИТА протокол №___ от «__»______2010 г.  

                                                                            

Методические указания

к проведению учебной практики по ландшафтоведению

 для студентов IV курса ЛХФ, обучающихся по специальности 250203 

«Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

Брянск 2010

 

 

УДК 911.52 (072)

 

 

Методические указания к проведению учебной практики  по ландшафтоведению для студентов IV курса ЛХФ, обучающихся по специальности 250203  «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. И.Н. Глазун. – Брянск: БГИТА, 2010. – 36 с.

Представлены программа учебной практики по ландшафтоведению и методика полевых ландшафтных исследований. Даны рекомендации по составлению ландшафтной карты, анализу морфологической структуры и разработке проекта оптимизации ПТК лесопарка.

 

 

Рецензент:

к. с.-х. наук, доцент кафедры лесоводства, лесных  культур и почвоведения

Марченко С.И.

 

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями

 лесохозяйственного факультета БГИТА

 

Протокол №___ от «__»_______ 2010 г.

 


 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1 Программа учебной практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2 Методика полевых ландшафтных исследований . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2 Подготовительный этап. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3 Полевой этап. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.4 Камеральный этап. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3 Рекомендации по оформлению отчета о прохождении учебной практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   19
3.1 Общая характеристика природных условий лесопарка. . . . . . . . . 19
3.1.1 Краткая характеристика физико-географического района. . . . . 19
3.1.2 Геологическое структура, рельеф, почвенный покров, гидрология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   20
3.1.3 Климат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1.4 Растительность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1.5 Антропогенное воздействие на природу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.2 Составление ландшафтной карты лесопарка . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3 Морфологическая структура ПТК лесопарка . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.4 Ландшафтная структура лесопарка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.5 Анализ материалов ландшафтной таксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.6 Проект оптимизации ПТК лесопарка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

 


 

Введение

 

Важное место в подготовке будущих специалистов садово-паркового и ландшафтного строительства занимает учебная практика по ландшафтоведению.

Целью ландшафтоведения является изучение не отдельных сторон природы какого-либо участка земной поверхности, а комплексное, синтезированное изучение природно-территориальных образований.

Именно учебная практика подводит студентов к наиболее полному пониманию всесторонних взаимосвязей существующих между отдельными компонентами природно-территориальных комплексов различного ранга. Необходимо, чтобы каждый студент научился видеть вокруг себя не отдельно и независимо существующие растения, животных, реки, холмы и т.д., а природно-территориальные комплексы, в которых все компоненты теснейшим образом связаны друг с другом, воздействуют друг на друга и развиваются сопряженно. Через такое понимание окружающая человека природа предстает перед ним как единое целое. На этом принципе основывается ландшафтный подход при проектировании объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.

В ходе учебной практики студенты должны освоить методику полевой ландшафтной съемки, приобрести навыки выделения в натуре и картографирования природно-территориальных комплексов различного ранга, оценки степени антропогенного воздействия на них, проектирования мероприятий по оптимизации природной среды.



Программа учебной практики

Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний по ландшафтоведению и овладение методами полевой ландшафтной съемки, включающих выделение морфологических частей ландшафта в ходе натурного обследования природно-антропогенных систем и составление ландшафтной карты.

Учебная практика проводится в летний период в течение 3 дней (18 часов). Объекты практики - лесопарки г. Брянска (лесопарковая часть Снежетьского участкового лесничества ГУ «Брянское лесничество», ГУ «Учебно-опытное лесничество» Управления лесами Брянской области). Работы выполняются бригадами по 6-8 студентов. Каждая бригада проводит ландшафтную съемку определенного участка территории лесопарка.

В первый день практики (6 часов): на основе материалов лесоустройства (таксационного описания и плана лесонасаждений М 1:10000) на части территории лесопарка проводится первичный анализ компонентов ландшафта (литогенной основы (горных пород), рельефа, почвы, гидрологических условий, растительности (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров), животного мира) и характера антропогенного воздействия на них; по результатам предварительного анализа выделяются предполагаемые границы фаций и урочищ (составляется ландшафтная кар­та-гипотеза).

Во второй день практики (6 часов) в ходе натурного маршрутного обследования и на учетных пунктах уточняется характеристика и степень антропогенного изменения компонентов в морфологических частях ландшафта, наносятся их границы на карту М 1:5000; намечаются мероприятия по оптимизации природно-антропогенных систем.

На третий день практики (6 часов): составляется отчет, включающий ландшафтную карту в М 1:5000 на обследованную территорию с пояснительной запиской, в которой дается баланс территории по морфологическим частям и компонентам ландшафта, общие выводы о состоянии природно-антропогенных систем и рекомендации по их оптимизации; проводится конференция по итогам практики, сдается отчет и принимается зачет.


 

 


Методика полевых ландшафтных  исследований

Общие положения

 

Целью ландшафтоведения является изучение не отдельных сторон природы какого-либо участка земной поверхности, а комплексное, синтезированное изучение природно-территориальных комплексов (ПТК).

Основной единицей физико-географического комплексного районирования является ландшафт. Широко распространено такое определение ландшафта: "Ландшафт - генетически обособленный ПТК, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и присущие только ему группировки растительных ассоциаций, почв и зооценозов" [9].

По предложению лаборатории ландшафтоведения географического факультета МГУ, ПТК более крупного ранга, чем ландшафт, т.е. состоящие из нескольких ландшафтов условно называют таксономическими единицами, а более мелкие, т.е. входящие в состав ландшафта, - морфологическими частями ландшафта.

В настоящее время хорошо разработаны диагностические признаки природно-территориальных единиц для более низких классификационных групп - для ландшафта и его морфологических частей (фаций, урочищ, местностей).

Во время прохождения учебной практики студенты, конечно, не могут заниматься обширными территориями (например, каждый ландшафт занимает обычно площадь в несколько сотен или тысяч квадратных километров). Поэтому на этой практике они знакомятся с морфологическими частями ландшафта (фациями, урочищами, реже местностями).

Исследование ландшафтов и их морфологических частей основывается на непосредственном полевом изучении территории.

Фация - самый простой ПТК, характеризующийся наибольшей однородностью природных условий. В ней на всем протяжении сохраняется одинаковая литология поверхностных пород, одинаковый характер рельефа и увлажнение, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз. Обычно фации занимают часть элемента мезоформы рельефа или часть микроформы рельефа. Классификации фаций ещё недостаточно разработаны.

Б.Б.Полынов выделил три основных группы "элементарных ландшафтов" (фаций): 1) элювиальные - формируются на повышенных элементах рельефа с глубоким залеганием грунтовых вод; 2) супераквальные (надводные) - формируются на пониженных участках рельефа, с близким залеганием грунтовых вод; 3) субаквальные (водные) - формируются на дне континетнальных водоемов[12].

Классификация фаций требует учета изменений, обусловленных воздействием человека. Поэтому различают коренные (исходные) и производные (измененные, вторичные) фации.

Коренными фациями следует называть такие, в которых биогенные компоненты наиболее полно отвечают условиям данного местообитания: в лесной зоне - определенному типу леса, в степной зоне - определенному типу степной растительности и т.д.

Производные фации могут образовываться на коренных путем изменения биогенной группы компонентов как при воздействии человека, так и стихийных сил природы (лесные или степные пожары, вырубки лесов и т.д.).

В прикладных ландшафтных исследованиях даже при крупномасштабной съемке нет смысла изучать каждую фацию, и в большинстве случаев ограничиваются выделением сопряженной группы фаций, приуроченных к определенному элементу рельефа: склону или вершине холма, плоской поверхности террасы определенного уровня. Такой ПТК принято называть подурочищем. Подурочище - ПТК, состоящий из группы фаций. тесно связанных генетически и динамически вследствие их общего положения на одном из элементов формы мезорельефа одной экспозиции [9]. Среди морфологических единиц ландшафта подурочище занимает промежуточное положение между фацией и урочищем.

Важнейшей морфологической частью ландшафта является урочище. При любом ландшафтном исследовании оно является основной единицей изучения и картирования. На ландшафтной карте должны оконтуриваться по возможности все урочища исследуемой территории. Поскольку ландшафт является еще более сложным ПТК, чем урочище, то не изучив характерных сочетаний урочищ, нельзя оконтурить и весь ландшафт. Урочищем называются ПТК, представляющие закономерно построенную систему генетически, динамически и территориально связанных фаций или их групп (подурочищ); обычно урочища формируются на основе какой-либо одной мезоформы рельефа и являются важной составной частью ландшафта [9].

Примерами характерных урочищ платформенных равнин могут служить ПТК, сформировавшиеся на основе таких мезоформ рельефа, как балки, овраги, плоские водораздельные равнины на однородных покровных суглинках, надпойменные террасы однообразного строения и уровня, моренные холмы, замкнутые западины между моренными холмами, одиночные камы и др. В зависимости от различной сложности морфологического строения выделяют простые и сложные урочища. Обычно к простым урочищам относят те, у которых каждый элемент мезорельефа занят только одной фацией, а к сложным - такие, в которых на каждом элементе рельефа выделяются системы фаций (подурочища).

По месту в системе морфологической структуры ландшафта они подразделяются на две главные группы: 1) основные урочища и 2)дополняющие урочища. К первым относятся все наиболее широко распространенные и многочисленные типы урочищ данного ландшафта. Ко второй группе относятся редкие урочища и урочища-одиночки.

Основные урочища, в свою очередь, подразделяются на фоновые урочища (или доминанты) и субдоминанты.

К фоновым урочищам относятся те, которые занимают в ландшафте большую часть его площади и тем самым образуют его фон. Это обычно наиболее древние урочища данного ландшафта. Урочища-субдоминанты всегда более молодые ПТК, возникшие на исходной поверхности под влиянием геологических и геоморфологических процессов (например, эрозионного, эолового процессов и т.д.). Они широко распространены. но занимают в ландшафте значительно меньшую площадь, чем фоновые.

Фации и урочища являются главными категориями морфологического деления ландшафта. Однако во многих случаях возникает необходимость выделять морфологическую часть ландшафта более высокого ранга, чем урочище, которая называется географической местностью, представляющей группировки закономерно повторяющихся особых урочищ в пределах ландшафта, связанные с вариациями литогенной основы.

Исходя из ведущей роли литогенной основы, главной причиной обособления и формирования различных типов урочищ служит возникновение на земной поверхности разных форм мезорельефа. Типология таких форм строится по генетическим признакам (от слова "генезис" - возникновение, происхождение, образование).

В существующих генетических классификациях форм мезорельефа в основу кладутся процессы, создающие и изменяющие данную форму: эрозионные, ледниково-аккумулятивные, водно-ледниковые, карстовые, эоловые и др. В каждой такой генетической группе различаются две основные категории урочищ: 1) формирующиеся на положительных формах рельефа (моренные холмы. камы, озы, прирусловые валы и т.д.) и 2) формирующиеся в отрицательных формах рельефа (в балках и оврагах, карстовых котловинах, просадных западинах и т.д.). Обычно для первых характерно глубокое залегание грунтовых вод, хороший поверхностный сток, интенсивное перемещение минеральных частиц сверху вниз.

Для второй категории урочищ, наоборот, характерно неглубокое залегание грунтовых вод, временное или постоянное избыточное поверхностное увлажнение, более или менее значительное накопление поступивших сверху минеральных частичек.

К.В.Пашканг с соавторами [12] выделяют следующие генетические категории урочищ: 1) урочища моренных равнин и холмов; 2) урочища зандровых равнин, камов и озов; 3) урочища балок, оврагов и речных долин; 4) урочища древнеозерных котловин; 5) урочища древнеэоловых поверхностей (аккумулятивные и дефляционные) и т.д.

В ходе практики студентам необходимо познакомиться с основными морфологическими частями ландшафта. Нужно добиваться того, чтобы студент видел вокруг себя не отдельно и независимо существующие растения, животные, реки, холмы и т.д., а природно-территориальные комплексы, в которых все компоненты теснейшим образом связаны друг с другом, воздействуют друг на друга и развиваются сопряженно. Необходимо воспринимать природу как единое целое.

Умение различать природно-территориальные единицы и понимание того, что каждая из них обладает своими особыми свойствами, имеет и глубокое практическое значение. Особенно оно важно в садово-парковом и ландшафтном строительстве, лесохозяйственном и сельскохозяйственном производстве, охране окружающей среды.

Ландшафтные исследования требуют серьезных познаний по целому ряду отраслевых естественных наук, таких как геология, геоморфология, гидрология, почвоведение, геоботаника. дендрология и др. Необходимые навыки и знания по этим дисциплинам студенты, обучающиеся по специальности 250203, получили на I и II курсах, поэтому, как показывает опыт, студенты IV курса вполне успешно овладевают методикой полевого ландшафтного картографирования.

Комплексные физико-географические (ландшафтные) исследования, как и любые другие экспедиционные исследования, включают в себя три основных этапа работы: подготовительный, полевой и камеральный.

 

Подготовительный этап

 

Подготовительному этапу посвящается первый день учебной практики. В ходе ознакомления с литературными источниками, фондовыми отраслевыми материалами и топографическими картами студенты получают представление о возможных ПТК территории, подлежащей исследованиям. Очень важно до начала полевых работ изучить отраслевые материалы (геолого-морфологическое описание и карты, почвенный план, геоботанические материалы (таксационные описания) и карты (план лесонасаждений)), дающие возможность заранее составить четкое представление о ландшафтах изучаемой территории и их морфологических частях.

Особо важная роль отводится подготовке картографической основы. Желательно, чтобы масштаб топографической основы соответствовал масштабу предстоящего ландшафтного картирования. Морфологические части ландшафтов картируют в наиболее крупных масштабах (до 1:10000), группы фаций и урочищ хорошо отражаются на картах масштабов 1:5000-1:25000 и, наконец, ландшафты - на картах масштабов 1:25000-1:100000. Желательно располагать следующими картами на район работ: топографическими. геологическими, почвенными, растительности (можно планы насаждений и планшеты), физико-географического районирования. Вместо крупномасштабной топографической карты масштаба 1:10000, которая относится к секретным картографическим материалам и на ее использование требуется специальное разрешение в соответствующих органах, на учебной практике можно использовать лесоустроительные планшеты М 1:10000 вместе с почвенными планами с горизонталями такого же масштаба. Для уточнения геоморфологической ситуации можно прибегать к глазомерной съемке местности в районе полевых работ, т.к. инструментальная съемка требует много времени и средств.

К объекту исследований предъявляют определенные требования: 1) относительное разнообразие каждого из компонентов ПТК; 2) наличие древних и четвертичных отложений и их обнажений; 3) разнообразие разных форм и типов рельефа, геоморфологическая неоднородность территории; 4) наличие более или менее значительного водоема - реки, озера, разнообразных условий увлажнения; 5) наличие различных типов, подтипов, видов и разновидностей почв; 6) разнообразие типов растительности и растительных группировок; 7) наличие участков неодинаково измененных деятельностью человека; 8) максимальная типичность для данного ландшафта урочищ и фаций.

Результатом работы студентов на подготовительном этапе являются следующие материалы: 1) описание опорных обнажений; 2) сводный геологический разрез района работ и анализ его геологической истории; 3) сведения об основных типах и формах рельефа - их морфологии, генезисе и возрасте; 4) сведения о климатических особенностях района работ; 5) характеристика почвенного покрова; 6) характеристика растительности и сведения о хозяйственном использовании территории на основе материалов ландшафтной таксации; 7) физико-географическое районирование в соответствии с Ландшафтной картой Брянской области [7] и литературными источниками [15]; 8) предварительные данные о морфологических единицах ландшафта в пределах выбранного региона - их характере, границах и особенности выявления; 9) выкопировка на кальке лесоустроительного планшета в масштабе 1:5000 с указанием горизонталей, почвенных разностей и предполагаемых границ ПТК (фаций, урочищ) - ландшафтная карта-гипотеза.

Решаются все организационно-хозяйственные вопросы, связанные с проведением практики. Студенты знакомятся с программой и календарным планом практики. Проводится вводный и первичный инструктаж по технике безопасности при выполнении полевых работ. Устанавливается количество и состав бригад студентов (по 6-8 человек), назначаются бригадиры. Каждая бригада получает задание на ландшафтную съемку определенной территории и необходимые для проведения полевых ландшафтных исследований инструменты и оборудования.

Для проведения полевых ландшафтных исследований требуются: папки, прессы ботанические, копалки, лопата обыкновенная или саперная, почвенный нож, мерная вилка, рулетка, сантиметр, ножницы, лупа 10х, мешочки для сбора семян, компас, эклиметр, планшеты, визирная линейка, рейки и вехи, геологический молоток. ящики для почвенных монолитов, соляная кислота 10-процентная и пипетка, термометры, фотоаппарат, топор, бумага чертежная, восковка. миллиметровка, оберточная бумага, газетная бумага (для сушки гербария), бланки этикеток и описаний, клей, черные и цветные карандаши, тушь (разная), набор чертежных принадлежностей, шпагат, тетради с оформленными полевыми журналами.

 

Полевой этап

 

На выполнение работ полевого этапа программой практики отводится 1 день. Полевые исследования студентов начинаются лекцией руководителя о природе изучаемой территории. После лекции студентов инструктируют о приемах и методике полевой ландшафтной съемки, разбирают все виды полевой работы, знакомят с бланками ландшафтных описаний и сообщают перечень материалов картографических и описательных, которые необходимо составить: 1) топографический план глазомерной съемки участка исследований или выкопировку из крупномасштабной топографической карты в масштабе 1:10000 или 1:5000; 2) ландшафтный профиль участка; 3) ландшафтную карту участка; 4) описание фаций, урочищ; 5) геоморфологический профиль участка; 6) почвенная карта участка; 7) геоботаническая карта (план насаждений).

Основная задача крупномасштабных ландшафтных исследований заключается в изучении морфологической структуры ландшафта и картографирование его основных частей. Объектом полевого изучения и картографирования служат морфологические единицы ландшафта: урочища, подурочища, отдельные типичные фации и их ряды. Внутри каждого ПТК обязательному исследованию подлежат: состав и генезис поверхности отложений, рельеф, условия увлажнения и стока. почвенно-растительный покров. а также современные природные процессы, изменяющие ландшафты. На территориях, освоенных человеком, особое внимание уделяют тем природным явлениям и свойствам морфологических единиц ландшафта, которые оказывают непосредственное влияние на хозяйственную деятельность человека или привнесены в природную среду этой деятельности. Объектом полевого ландшафтного картографирования могут служить все ПТК (независимо от их ранга), которые можно изобразить в масштабе карты. Так, например, на карте масштаба 1:10000 могут быть показаны все контуры, имеющие площадь более 0,5 га, или 0,5 см2 на карте. Практически на крупномасштабных картах можно показать не только все урочища и подурочища, но в большинстве случаев и самые мелкие - фации.

Непосредственная работа в поле начинается с экскурсии или рекогносцировки изучаемой территории и ее окружения. Экскурсия или рекогносцировка позволяет в натуре познакомиться с геологическим и геоморфологическим строением и с характером увлажнения местности, ее почвенно-растительным покровом, выявить и уточнить положение геологических обнажений, карьеров и других выработок, выходы грунтовых вод и бытовые колодцы, степень заболоченности местности, наличие овражно-балочной сети, ее распространение и дренирующее значение, выяснить характер и состав гидрографической сети.

Во время рекогносцировки на конкретных примерах вырабатывают единый подход к выбору площадок для комплексных физико-географических описаний и составляют пробные описания ПТК. Пробные описания помогают унифицировать используемую исследователями терминологию и выработать единые методические приемы собственно полевых исследований. Рекогносцировка дает возможность наметить направление комплексных физико-географических описаний (ландшафтных) профилей.

Во время экскурсии или рекогносцировки сверяют с натурой, имеющийся топографический материал, служащий основой для ландшафтной съемки. В случае отсутствия топографической карты необходимого масштаба при картировании ПТК могут быть использованы планы и планшеты лесоустройства. Выкопировки из них могут служить основой для глазомерной съемки местности.

Экскурсии и рекогносцировке отводится второй день практики. Эта работа проводится по маршрутам, которые в лесопарке для лучшей привязки к местности прокладываются по квартальным просекам. Ведется ландшафтная таксация обследуемой территории.

Ландшафтная таксация включает:

1) оценку типа ландшафта;

2) рекреационную оценку;

3) эстетическую оценку;

4) оценку устойчивости насаждений;

5) стадии рекреационной деградации участка.

Исходными материалами являются выкопировки с планшетов лесоустройства в М 1:10000 или 1:5000 на территории, подлежащей обследованию и полевой журнал. Форма полевого журнала приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Полевой журнал ландшафтной таксации

 

 

N выдела

Площадь , га

Таксационная характеристика

Классификация ландшафтов

Вид антропогенного воздействия

Мероприятия по оптимизации ПТК

Состав Возраст Класс бонитета Тип леса /ТЛУ Полнота Подрост Подлесок Хозяйственно-.генетическая группа почв Растительная формация Тип ландшафта Рекреационная оценка Эстетическая оценка Оценка устойчивости Стадии рекреационной деградации
                                   

Таксационные показатели берутся из материалов лесоустройства.

Классификация и оценка типов пространственной структуры участков проводится по приведенной ниже шкале (таблица 2).


 

Таблица 2 - Шкала оценки типов ландшафта

 

Группа ландшафтов Тип ландшафтов Шифр
I. Закрытые пространства а) полнотные древостои горизонтальной сомкнутости 0,6-1,0 б) полнотные древостои вертикальной сомкнутости 0,6-1,0 Iа   Iб
II. Полуоткрытые пространства а) изреженные древостои сомкнутостью 0,3-0,5 с групповым размещением деревьев б) изреженные древостои с сомкнутостью 0,3-0,5 с равномерным размещением деревьев IIа   IIб
III. Открытые пространства а) рединные древостои с сомкнутостью 0,1-0,2 б) участки с единичными деревьями в) участки без древесной растительности IIIа IIIб IIIв

 

Рекреационная оценка дается ландшафтным выделам в отношении их пригодности к рекреационным и оздоровительным функциям (таблица 3).

 

Таблица 3 - Шкала рекреационной оценки ландшафтного выдела

 

Класс рекреационной оценки Характеристика участка Оценка
1 Участок имеет наилучшие показатели по состоянию древесно-ярусной растительности и других элементов. Возможно использование для отдыха без дополнительных мероприятий, передвижение удобно во всех направлениях. Высокая
2 Участок имеет хорошие показатели. Отдельные компоненты требуют проведения несложных мероприятий по улучшению условий для отдыха, передвижение ограничено по некоторым направлениям Средняя
3 Участок имеет больше плохих показателей, чем хороших. Требуется проведение восстановительных мероприятий, значительных капитальных затрат для организации отдыха, передвижение затруднено во всех направлениях Слабая

 

Эстетическая оценка должна отражать красочность и гармоничность сочетания всех компонентов растительности. Объективность эстетической оценки получается при сочетании относительно субъективного зрительного впечатления, которое зависит от времени года, погодных условий, степени освещенности, настроения (таблица 4).

 

 

Таблица 4 - Шкала эстетической оценки ландшафта

 

 

Класс эстетической оценки   Характеристика   Оценка
1 Повышенное, хорошо дренированное местоположение. Обозримость и проходимость хорошие, захламленности и сухостоя нет, разнообразный живой напочвенный покров, привлекательные и доступные для отдыха берега водоемов, тип ландшафта соответствует проектированию. Высокая
2 Слабо дренированные влажные местоположения. Обозримость и проходимость пониженные; захламленность и сухостой до 5 м3 на 1 га; в насаждении требуется формирование другого типа ландшафта. На поляне и лужайках травяной покров однообразный по увлажненным местам с кочковатой поверхностью, требуется планировка поверхности; берега водоемов низкие, недоступные. Средняя
3 Пониженные заболоченные места с насаждениями IV-Vа классов бонитета. Требуется осушение и коренная реконструкция. Открытые пространства заболоченные или собственно болота, требующие осушения. Водоемы не доступны для посещения и отдыха Низкая

 

Устойчивость насаждений – их способность противостоять неблагоприятным условиям роста и развития, влекущим к преждевременному распаду древостоев и смене пород. Этот показатель характеризует общее состояние насаждения, качество роста и развития, уровень естественного возобновления (таблица 5).

 

Таблица 5 - Шкала устойчивости насаждений

 

Класс Характеристика и основные признаки
1 Насаждения совершенно здоровые, хорошего роста, подрост, подлесок и живой напочвенный покров хорошего качества и полностью покрывают почву. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях не менее 90%, в лиственных – 70%.
2 Насаждения с замедленным ростом, подрост отсутствует, подлесок и живой напочвенный покров вытоптаны, почва уплотнена. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях от 71 до 90%, в лиственных – 51-70%.
3 Насаждения с резко ослабленным ростом. Почва уплотнена, многие деревья имеют механические повреждения или следы действия вредителей и болезней. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях от 51 до 70%, в лиственных – от 31 до 50%.
4 Насаждения с прекратившимся ростом. Почва сильно утоптана. Лесная обстановка нарушена. Распад зеленого сообщества вступает в заключительную стадию. Здоровых деревьев в хвойных насаждениях менее 50%, в лиственных – 30%.

Оценка стадий рекреационной деградации проводится по нижеприведенной шкале (таблица 6).

 

Таблица 6 - Шкала стадий рекреационной деградации территории лесопарка

 

Стадии Характеристика
I Изменение лесной среды не наблюдается. Подрост, подлесок и напочвенный покров не нарушен и является характерным для данного типа леса. Проективное покрытие мхов составляет 30-40%. Древостой совершенно здоров, с признаками хорошего роста и развития. Регулирование рекреационного использования не требуется.
II Изменение лесной среды незначительно. Проективное покрытие мохового покрова уменьшается до 20%, а травяного покрова увеличивается до 50%. Появляются в травяном покрове луговые травы (5-10%) не характерные данному типу леса. В подросте и подлеске поврежденные экземпляры составляют 5-20%. В древостое больные деревья составляют не более 20% от их общего количества. Требуется незначительное регулирование рекреационного использования путем увеличения дорожно-тропиночной сети.
III Изменение лесной среды средней степени. Мхи встречаются только около стволов (5-10%). Проективное покрытие травостоя – 80-90% из них 10-20% луговые травы. Подрост и подлесок средней густоты, где усыхающих и поврежденных экземпляров до 50%. В древостое больных и усыхающих деревьев от 20 до 50%. Требуется значительное регулирование рекреационной нагрузки различными лесопарковыми мероприятиями (дорожно-тропиночная сеть, защитные опушки и др.).
IV Изменение лесной среды сильной степени. Мхи отсутствуют. Проективное покрытие травяного покрова составляет 40%. Из них – 50% - луговые травы. В древостоях от 50 до 70% больных и усыхающих деревьев. Подрост и подлесок редкий, сильно поврежденный или отсутствует. Требуется строгий режим рекреационного использования.
V Лесная среда деградирована. Моховой покров отсутствует. Травяной покров занимает не более 10% площади участка, Причем состоит он почти полностью из злаков (80%). Подрост, подлесок отсутствует. Древостой изрежен, больные и усыхающие деревья составляют 70% и более. Рекреационное использование запрещается, требуется восстановление насаждений.

 

В период натурных оценочных работ отмечается вид антропогенного воздействия (повышенная рекреационная нагрузка, пожары прошлых лет, замусоренность, свалки мусора, выбросы автотранспорта и др.) и намечаются мероприятия по благоустройству лесопарка. Они включают в себя:

1 Рубки формирования ландшафтов

2 Рубки ухода

а) с целью улучшения состава;

б) декоративных качеств древостоя;

в) формирование опушек;

г) ухода за подростом и подлеском;

д) вырубки малоценной растительности.

3 Санитарные рубки: сплошные и выборочные.

4 Проектируются дороги, мостики и мосты.

5 Намечаются мероприятия по благоустройству.

6 Гидромелиоративные мероприятия.

7 Биотехнические мероприятия.

8 Противопожарные мероприятия.

9 Побочное пользование (сбор грибов и ягод).

После рекогносцировки и ландшафтной таксации начинается сплошное ландшафтное картографирование территории. Этому посвящается третий день практики. Выбираются ключевые участки с наиболее типичными для данной местности элементарными ПТК (не менее 5 для каждой бригады студентов). Выбрав типичную фацию, приступают к ее комплексному описанию. Запись результатов исследований ведется на бланках комплексного физико-географического описания (приложение). Анализ собранного фактического материала, выводы, маршрутные наблюдения, различные дополнительные характеристики, не предусмотренные бланковой формой, а также зарисовки и т.п. делаются в полевом дневнике.

Бланки комплексного описания предусматривают запись общих сведений и местоположении, рельефе, поверхностной породе, увлажнении, а также детальное описание почвенно-растительного покрова. Записи ведутся разборчиво, простым карандашом, сокращения слов, помимо общепринятых, не разрешаются. В поле необходимо заполнять все графы. В том случае, если какое-то явление или свойство отсутствует. нужно писать "нет", "не наблюдалось" и т.п.  

Площадь участка, выбранного для комплексного описания должна обеспечивать правильный учет особенностей всех компонентов ландшафта. Описание участков, занятых культурой, болотной или луговой растительностью. проводится на площадках размером 10х10 м (100 м2), описание леса на площадках 20х20 м. а в редколесьях и парковых лесах на площадке 50х50 м. На каждом ключевом участке проводятся визуальные наблюдения, морфометрические работы, описываются почвенный разрез, ботаническая площадка, обнажения и источники (если таковые имеются), собираются образцы почв горных пород, растений. Устанавливаются связи описанной фации со смежными; выясняются, какие фации объединяются в ПТК более высокого ранга (подурочища, урочища), выявляются признаки, на которые можно опереться при проведении границы исследуемого ПТК. Лишь после всей этой работы проводятся границы изученного ПТК на карте.

Наиболее ответственным моментом полевого описания является определение названия фации. Название фации должно отражать ее главные типологические черты и генетические признаки и содержать сведения о рельефе, почвенном покрове и фитоценозе. Например: 1) фация низинного осокового болота с торфяно-перегнойно-глеевой почвой в притеррасном понижении первой надпойменной террасы реки; 2) фация придолинной, хорошо дренированной полосы водораздельной озерно-ледниковой равнины с сосняком-беломошником со среднеподзолистой песчаной почвой.

Пункт описания наносят на карту жирной точкой или мелким четырехугольником и рядом проставляют номер.

Помимо заполнения бланков описаний, обязательно ведутся полевые дневники. На титульном листе полевого дневника указывается название группы, номер бригады, состав бригады, руководитель практики, даты начала и окончания записей. Ежедневная запись начинается с указания числа, маршрута (или размещения рабочего участка), цели работ. Записи ведутся на правой стороне дневника, левая - остается для зарисовок и других обозначений. Все рисунки в дневнике должны иметь сквозную нумерацию. Зарисовки профилей и обнажений должны быть ориентированы по азимуту и снабжены масштабом изображения.

 


Камеральный этап

Камеральный этап является завершающим этапом учебной практики по ландшафтоведению, на котором проводится составление итогового отчета, карт, профилей (в научно-производственных также проводятся лабораторные анализы взятых образцов горных пород, отложений, почв, воды и пр.). Данному этапу отводится последний день практики.

Итоговый отчет составляется индивидуально для территории одного квартала лесопарка.

Предлагается следующая структура итогового отчета:

Введение

1 Программа учебной практики

2 Методика полевых ландшафтных исследований

2.1Общие положения

2.2 Подготовительный этап

2.3 Полевой этап

2.4 Камеральный этап

3 Общая характеристика природных условий лесопарка

3.1 Краткая характеристика физико-географического района.

3.2 Геологическая структура, рельеф, почвенный покров, гидрология.

3.3 Климат.

3.4 Растительность.

3.5 Антропогенное воздействие на природу.

4 Составление ландшафтной карты лесопарка.

5 Морфологическая структура ПТК лесопарка

6 Ландшафтная структура лесопарка

7 Анализ материалов ландшафтной таксации

8 Проект мероприятий по оптимизации лесопарка

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

В заключительный день практики после написания итогового отчета проводится конференция, на которой каждая бригада представляет материалы полевых исследований и результаты их камеральной обработки. Конференция дает возможность руководителю практики получить представление о том, как студенты освоили методику полевых ландшафтных исследований, насколько сумели осмыслить проведенные ими наблюдения и сделать из них соответствующие выводы. В результате итоговой конференции легче обнаружить недостатки в организации и проведении учебной практики, учет которых будет способствовать дальнейшему улучшению и совершенствованию этой важнейшей формы учебной работы в подготовке высококвалифицированных специалистов по садово-парковому и ландшафтному строительству. По окончании конференции проводится зачет, на котором производится приемка итогового отчета.

 

Рекомендации по оформлению отчета о прохождении учебной практики

3.1 Общая характеристика природных условий лесопарка

В учебных целях в качестве объекта учебной практики каждому студенту предлагается один квартал ГУ «Учебно-опытное лесничество» Управление лесами Брянской области.

Из книги таксационных описаний для исследуемых кварталов выписывается таксационная характеристика каждого выдела в полевой журнал ландшафтной таксации лесопарка (приложение), в котором указываются номер квартала, выдела, площадь выдела (га), категория земель, состав, возраст (лет), высота (м), класс бонитета, полнота насаждений, тип леса и тип лесорастительных условий, запас древесины (мз/га), характеристика подроста (состав, возраст, количество (тыс. шт./га), высота (м)) и подлеска (видовой состав, густота, хозяйственно-генетическая группа почв (ХГГ), тип ландшафта, рекреационная и эстетическая оценка, оценка устойчивости насаждений, проходимости участка, просматриваемости, сомкнутости полога, стадии рекреационной деградации.

С плана лесонасаждений делается выкопировка изучаемых кварталов, на которой наносятся границы кварталов выделов, дорог и других объектов, подписываются номера и площади кварталов и выделов. Выкопировка вычерчивается на белом листе писчей бумаги формата А4, название рисунка и условные обозначения не подписываются. С выкопировки делаются 2 ксерокопии, которые затем будут использованы в качестве топографической основы для ландшафтной карты лесопарка и проекта оптимизации ПТК лесопарка. Сама выкопировка используется для составления плана лесонасаждений лесопарка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...