Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Демократия для групп — плюралистическая концепция




В плюралистической концепцииполитика рассматривается как кон­фликт групп интересов в поле их политической борьбы, где решения при­нимаются на основе компромисса ради удовлетворения максимального объе­ма интересов. По сути дела такая демократия представляется не как власть народа, а как власть с согласия народа. Для плюралистов основное пред­назначение демократии — защита требований и прав меньшинств.

Элитарная модель демократии

 

Образование политической воли в плюралистическом обществе про­исходит в открытом столкновении различных интересов, при котором ну­жен только минимум общих взглядов. Учитывая многообразие мнений и социальных конфликтов, невозможно принять абсолютно справедливое для всех решение. Поэтому основа для согласия — принцип большинства, од­нако не должна возникнуть его диктатура, нарушающая демократические правила игры и покушающаяся на неотъемлемые права человека, ибо от ошибок не застраховано и большинство. Избранные на срок своих полно­мочий (легислатура) представители общества особо не связаны обязатель­ствами; по истечении же его они подвергаются вотуму*избирателей.

Плюралисты исходят из аристотелева определения, что «люди по при­роде своей социальные существа» и им свойственно создавать организа­ции и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста. Ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества; следовательно, кон­центрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого граждани­на очень редко сводятся к какому-нибудь одному, а это препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки.

Главная характеристика модели плюралистической демократии — со­ревнование между партиями во время выборов и возможность групп инте­ресов (или давления) свободно выражать свои взгляды — устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на из­вестную удаленность данной системы властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточ­ный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократичной. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мне­ние — за них это сделают группы интересов, причем намного эффектив­нее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как бы дважды представлены: выборны­ми лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стре­мятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.

Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию*масс, так как политическое простран­ство насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов.

Плюралистическая модель демократии

 

Критики плюралистической модели пишут: 1) лишь небольшое коли­чество людей формально являются членами каких-либо групп, значит, ин­тересы всех граждан недопредставлены; 2) группы интересов способны стать настолько мощными, что весь политический процесс превратится в компромисс, удовлетворяющий интересы только сильнейших групп, поли­тическая система будет парализована из-за их острейшей конкуренции, а требования всех граждан останутся без внимания; 3) развитие группового представительства интересов отводит гражданину пассивную роль, что может привести к появлению государства «политических зрителей», кото­рые в итоге утратят контроль над системой. Если свести политическое уча­стие и активность граждан к частичному представительству (как в плюра­листической концепции) группами интересов или к пассивному участию в выборах (элитарная модель), то гражданское общество во всем своем мно­гообразии окажется неспособным формулировать политику; люди будут считать себя исключительно управляемыми, а не управителями.

 

Интерпретация Гарри Экстайн (1924—1999), автор концепции конгруэнтности (со­ответствия) моделей власти, считает, что образцы политического поведения формируются не только в политических отношениях, но и в семье, школе, экономических и общественных организациях. Для достижения стабильности любой политической системы мо­дель ее управления должна быть конгруэнтна преобладающим схе­мам руководства обществом. Экстайн говорит о двух типах конгруэнтности: полной (когда модели власти во всех сферах иден­тичны) и неполной (когда модели власти в разных сферах только похожи друг на друга). Полная конгруэнтность не подходит для демократии, ибо неко­торые сферы просто не могут быть демократизированы (семья, школа, экономические организации). То есть те сферы, которые ученый называет важными для выработки моделей политичес­кого поведения, обязательно будут недемократичны. Неполная конгруэнтность с преобладающими моделями власти может быть достигнута, однако в этом случае модель политического управле­ния перестанет быть «чисто демократичной» и будет иметь «эле­мент здорового авторитаризма». По мнению Экстайна, во-первых, только «элемент авторитаризма» позволит принимать эффектив­ные политические решения, а во-вторых, психология людей тре­бует наличия сильного лидера-автократа, и для сохранения ста­бильности системы эта потребность должна быть удовлетворена (см. «Теория стабильной демократии»).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...