Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели и задачи учебно-исследовательской практики




Целью учебно-исследовательской практики является подготовка студента к решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на исследовательскую работу в области экономики, а также использованию современных методов исследования, технологий сбора, обработки и интерпретации информации по проблемам экономики.

Задачами учебно-исследовательской практики является реализация на практике теоретических знаний, накопленных как в процессе всего обучения, так и полученных в ходе изучения дисциплины «Организация научных исследований в экономике»; совершенствование практических навыков выполнения самостоятельных учебно-исследовательских работ в сфере профессиональной деятельности.

Организация прохождения практики

Организационно-методические основы практики

 

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр") определяет следующие положения (п. 7.15):

«Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными вузом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию);

участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции».

 

Выбор направления исследований

Подготовка к учебно-исследовательской практике предполагает выбор темы исследований и определение места прохождения практики. Учебно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения, согласованной с научным руководителем, с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится или, как самостоятельная часть исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления выпускающей кафедры.

Тематика исследовательских проектов по направлению 080100 «Экономика» формируется руководителями учебно-исследовательской практики и утверждается заведующим выпускающей кафедры.

В соответствии с выданной темой исследования, руководитель практики и студент составляют схему и рабочий план исследования. Рекомендуемая схема и рабочий план учебно-исследовательской практики представлены в приложениях 7-15.

 



Место и сроки проведения практики

 

Практика проводится в лабораториях выпускающей кафедры экономики и управления, в библиотеке и на предприятии машиностроения. В лабораториях кафедры, где проходит практика, студентам выделяются рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики. В период практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедре и на рабочих местах. Сроки и продолжительность практики регламентируются учебным планом и годовым календарным учебным графиком (таблица 1).

Руководство и контроль за прохождением       практики

 

Руководство и контроль за прохождением практики возлагаются приказом ректора на руководителей практики по направлениям подготовки.

Общее методическое руководство практикой осуществляется ответственными за организацию учебно-исследовательской практики, назначенными выпускающей кафедрой экономики и управления на предприятии машиностроения.

Ответственные за организацию учебно-исследовательской практики оказывают непосредственным руководителям практики и студентам организационное содействие и методическую помощь в решении задач выполняемого исследования.

Непосредственными руководителями практики являются:

- руководитель практики;

- научный руководитель.

Руководитель практики:

· согласовывает программу учебно-исследовательской практики и тему исследовательских проектов;

· обобщает тематику исследовательских проектов, которая утверждается заведующим кафедрой;

· осуществляет выдачу индивидуального задания по сбору необходимых материалов для написания исследовательского проекта;

· проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики (консультации, конференции, семинары, круглые столы, формирование сборников статей, защита отчетов);

· определяет общую схему выполнения исследования, график проведения практики, режим работы студента и осуществляют систематический контроль за ходом практики и работы студентов;

· оказывает помощь студенту по вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета.

Научный руководитель:

· осуществляет постановку задач по самостоятельной работе студентов в период практики и оказывает соответствующую консультационную помощь;

· дает рекомендации по изучению специальной литературы и методов исследования;

· участвует в проведении научных конференций, семинаров в рамках учебно-исследовательской практики;

· консультирует студента по вопросам подготовки статей по результатам исследования;

· участвует в работе комиссии по защите исследовательского проекта.

 

Содержание практики

В ходе учебно-исследовательской практики студент-бакалавр:

· проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом места прохождения практики;

· получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;

· посещает консультации с руководителем практики в соответствии с утвержденным графиком;

· посещает консультации с научным руководителем;

· принимает участие в работе научных и научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, готовит статьи и аннотации по результатам исследования;

· отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

На протяжении всей учебно-исследовательской практики проводятся консультации студентов с руководителем практики. График консультаций представлен в приложении 11. Кроме этого в ходе всей учебно-исследовательской практики студент заполняет дневник практики (приложения 3, 4).

Учебно-исследовательская практика включает два этапа и предполагает выполнение следующих работ.

Этап 1 - Исследование теоретических проблем экономики в рамках программы подготовки (в скобках указаны номера недель, рассчитанные из продолжительности одного семестра в 18 недель):

· выбор и утверждение темы исследования (1-4 неделя 4 семестра);
· составление рабочего плана и графика выполнения исследования (3-6 неделя 4 семестра);
· проведение теоретического исследования (7 неделя 4 семестра - 6 неделя 5семестра), в том числе:
ü       постановка целей и конкретных задач теоретического исследования (7-10 неделя 4 семестра);
ü      формулировка рабочей гипотезы (9-10 неделя 4 семестра);
ü      подбор статей по теме исследования (11-12 неделя 4 семестра);
ü      обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования (13 неделя 4 семестра - 2 неделя 5 семестра);
ü      описание результатов исследования в виде реферата (3-6 неделя 5 семестра);
· выступление на научном семинаре (круглом столе) с обсуждением результатов теоретического исследования (5-6 неделя 5 семестра);
· компоновка отчета по первому этапу практики (7-10 неделя 5 семестра);
· подготовка аннотации (статьи) по первому этапу практики для опубликования в сборнике студенческих работ (9-12 неделя 5 семестра);
· формирование рабочей программы проведения исследования на объекте (11-14 неделя 5 семестра);
· предоставление отчета руководителю практики и его защита (15-18 неделя 5 семестра).

Рабочий план представляет собой схему предпринимаемого исследования, он имеет произвольную форму и состоит из перечня связанных внутренней логикой направлений работ в рамках планируемого исследования. График исследования определяет конкретные сроки выполнения этих работ.

Рабочий план составляется студентом под руководством руководителя учебно-исследовательской практики.

Описание результатов исследования проводится в форме реферата, который является промежуточным отчетом и включает в себя описание полученных теоретических результатов и выводы. Объем научного отчета 15-20 страниц компьютерного текста, включая рисунки и таблицы.

При проведении аналитического исследования студент пользуется знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения дисциплины «Организация научных исследований в экономике».

Выступление на научном семинаре (круглом столе) с обсуждением результатов теоретического исследования проходит в форме сообщений студентов, рассчитанных на 3-5 минут.

Студентом готовится аннотация (статья) для включения в сборник трудов студентов после завершения учебно-исследовательской практики. Объем статьи – 2 листа формата А5.

11-14 неделя 5 семестра заканчивается формированием рабочей программы проведения исследования на объекте (которое будет проводиться на втором этапе практики) в виде методики исследования, представленной презентацией в Power Point. Объем презентации – 5-7 слайдов.

Отчет по первому этапу практики является промежуточным и включает в себя описание полученных результатов и выводы. Объем научного отчета 25-30 страниц компьютерного текста, включая рисунки и таблицы.

Этап 2 – Исследование проблем экономики на реальном объекте:

· формирование программы сбора информации на объекте (1-2 неделя 6 семестра);
· разработка рабочей методики исследования и анализа информации на объекте (3-4 неделя 6 семестра);
· проведение индивидуальных исследований на объекте (5 неделя 6 семестра - 6 неделя 7 семестра), в том числе:
ü      сбор и анализ информации о предмете исследования (5-8 неделя 6 семестра);
ü      изучение отдельных аспектов рассматриваемой проблемы (9-18 неделя 6 семестра);
ü      аналитическая обработка информации (17 неделя 6 семестра - 4 неделя 7 семестра);
ü      составление аналитического отчета по результатам исследования на объекте, включая обоснование рекомендаций по решению изучаемой проблемы на реальном объекте (3-6 неделя 7 семестра);
· выступление на научном семинаре (круглом столе) с обсуждением результатов практического исследования (5-6 неделя 7 семестра);
· компоновка отчета по практике (7-10 неделя 7 семестра);
· подготовка по итогам второго этапа практики презентации для выступления на студенческой конференции (9-10 неделя 7 семестра);
· выступление на научной конференции (11-12 неделя 7 семестра);
· подготовка аннотации (статьи) по второму этапу практики для опубликования в сборнике студенческих работ (11-14 неделя 7 семестра);

Студент составляет аналитический отчет по результатам исследования на объекте, включая обоснование рекомендаций по решению изучаемой проблемы на реальном объекте, который является промежуточным отчетом и включает в себя описание полученных практических результатов и выводы. Объем научного отчета 15-20 страниц компьютерного текста, включая рисунки и таблицы.

Проводится научный семинар (круглый стол) с обсуждением результатов практического исследования в виде докладов на 3-5 минут.

Проводится студенческая научно-практическая конференция с выступлениями в виде презентаций в Power Point. Объем презентации – 5-7 слайдов.

Студентом готовится аннотация (статья) для включения в сборник трудов студентов после завершения учебно-исследовательской практики. Объем статьи – 2 листа формата А5.

По окончании второго этапа практики студент готовит отчет, который включает в себя результаты двух этапов практики и описание полученных теоретических и практических результатов и выводы. Объем научного отчета 40-45 страниц компьютерного текста, включая рисунки и таблицы.

Подведение итогов практики

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...