Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место и роль учебно-исследовательской практики в учебном процессе




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по учебно-исследовательской практике для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика» очной формы обучения

 

      

 

Воронеж 2013



Составители: канд. экон. наук Г.Н. Чернышева, канд. экон. наук Е.В. Шкарупета

 

УДК 65.050.9

Методические указания по учебно-исследовательской практике для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика» очной формы обучения / ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Г.Н. Чернышева, Е.В. Шкарупета. Воронеж, 2013. 45 с.

Методические указания содержат рекомендации по организации учебно-исследовательской практики, характеристику этапов практики и последовательность их выполнения, рекомендуемую схему и рабочий план, указания по написанию отчета по практике.

Табл. 1. Ил. 1. Библиогр.: 7 назв.

Рецензент д-р экон. наук, проф. С.В. Амелин

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

 

© ФГБОУ ВПО «Воронежский

государственный технический

университет», 2013



ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения направлений подготовки бакалавров 080100 «Экономика».

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с требованиями, изложенными в следующих законодательных документах:

· в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

· в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 747;

· в рабочем учебном плане по направлению 080100 «Экономика», утвержденным ректором ВГТУ, Воронеж, 2013 г.

Настоящие методические указания включают разделы: цели и задачи учебно-исследовательской практики, содержание и организация практики, порядок отчета.

Тематика исследований соответствует научному направлению работы кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения, а также отвечает задачам, имеющим теоретическое, практическое, прикладное значение для соответствующей отрасли экономических знаний.

 



Место и роль учебно-исследовательской практики в учебном процессе

 Основными задачами высшей школы является повышение качества подготовки специалистов, развитие у них творческих способностей, инициативы и потребности постоянного обновления и расширения своих знаний.

В связи с этим большое значение в совершенствовании учебного, воспитательного и исследовательского процессов имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Участие студентов в научно-исследовательской работе дает им возможность определить сферу научных интересов, а также способствует формированию будущего научно-педагогического потенциала высшего учебного заведения.

Система НИРС в Воронежском государственном техническом университете, как едином учебно-научно-производственном комплексе, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.

Основной принцип организации системы НИРС - ее комплексность, которая предполагает:

– постепенность и всесторонность усвоения и использования методов, техники выполнения научных исследований, а также реализации их результатов;

– последовательность (от простого к сложному) в освоении принципов, методов и технологий выполнения научных исследований в соответствии со стадиями образовательного процесса;

– системность и преемственность научно-исследовательской работы на всех этапах (курсах) обучения с логичным усложнением методов и форм научного творчества студентов;

– интеграцию учебно-воспитательного, научного и практического процессов;

– участие студентов в научно-исследовательской деятельности в разнообразных формах организации системы НИРС, как предусмотренных учебными планами, так и выполняемых вне их, на всех этапах (курсах) и организационных уровнях (кафедральном, факультетском и вузовском) учебного процесса.

НИРС по отношению к учебному процессу освоения образовательных программ высшего профессионального образования классифицируется по следующим основным видам:

1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс (учебно-исследовательская работа (УИР), предусматриваемая учебными планами).

2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс (включение элементов НИР в учебные занятия, задания, работы, предусмотренные учебными планами и программами).

3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу (индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, выполняемые сверх (вне) учебных планов, в том числе такие, когда студент последовательно осваивает и углубляет постановку определенной проблемы под руководством одного преподавателя, специализируясь на его тематике в продолжение всего времени обучения в вузе).

Для реализации задач НИРС первого вида в учебных планах подготовки бакалавров предусмотрено изучение дисциплины «Организация научных исследований в экономике» и прохождение рассредоточенной учебно-исследовательской практики.

 

 

Структура учебно-исследовательской работы студента

 

Продолжительность учебно-исследовательской практики по    направлениям

Направление подготовки

Количество часов на практику

Всего

В том числе по семестрам

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

7 семестр

недель час недель час недель час недель час недель час
Менеджмент 54             1/2 27 1/2 27
Экономика 108     1/2 27 1/2 27 1/2 27 1/2 27
Инноватика 144 1/3 18 1/3 18 2/3 36 2/3 36 2/3 36

 

В процессе учебно-исследовательской практики студент должен получить знания, приобрести навыки и умения для решения следующих задач:

знания основных принципов научной культуры и мировоззренческих основ учебно-исследовательской деятельности в области экономики; основ методологии и методов экономических исследований, организации эксперимента в экономических исследованиях; приемов научного мышления; способов апробации результатов экономических исследований;

умения, используя отечественный и зарубежный опыт, разрабатывать новые и адаптировать известные методические подходы для решения задач конкретных исследований;

умения разрабатывать программу проведения исследования, обосновывать методику и технику её реализации, составлять календарный план, определять комплекс всех видов ресурсов, необходимых для реализации программы исследований;

умения формировать информационные массивы, используя аудит источников информации для оценки их достоверности, необходимости и достаточности;

умения составлять, оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской деятельности; в соответствии с российскими и международными нормативными документами и стандартами, научными и специальными требованиями презентации;

владения навыками выявления исследовательской проблемы, выбора и обоснования темы исследования, применения методов и приемов в собственном исследовании; навыками самостоятельной работы с источниками получения информации и данных, необходимость в которых вытекает из темы исследовательской работы студента, из особенностей поставленной в ней проблемы и выбранного вида проводимого научного исследования; навыками подготовки аналитических обзоров, научных статей и докладов, анализа и обсуждения результатов исследовательских работ; навыками культуры научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...