Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2 Оценка участников рынка транспортных услуг




Цель работы — приобретение навыков сравнительной оценки перевозчиков с использованием экспертного метода согласно алгоритма «вариант – максимум» [1].

План практического занятия:

– ознакомление с теоретическим материалом и исходными данными;

– расчет весов критериев;

– расчет рейтинга перевозчиков по отдельным критериям;

– расчет суммарного рейтинга перевозчиков;

– анализ полученных результатов и выбор перевозчика.

Сравнительная оценка участников рынка транспортных услуг

Экспертным методом

Алгоритм выбора перевозчика, базирующийся на экспертных оценках и имеющий название «вариант – максимум» [1].

- выбор N показателей (критериев), характеризующих логистического посредника определенного вида;

- ранжирование показателей;

- присвоение балльных (ранговых) оценок;

- отбор М показателей (критериев) оценки ЛП из общего количества, равного N;

- определение весовых коэффициентов ωi для М показателей;

- выбор шкалы для балльной оценки показателей конкретных перевозчиков, например «хорошо» = 1, «удовлетворительно» = 2, «плохо» =3 и т. п.;

- присвоение баллов каждому j - му перевозчику, т. е. собственно процедура оценивания в виде баллов аij для i-строк (показатели) и j-столбцов (конкретные перевозчики);

- расчет интегрального показателя (ранга) Аj  для каждого j - го перевозчика;

- выбор перевозчика по суммарному рейтингу.

Результаты расчетов представляются в виде таблицы 2.1.

Ранжированные показатели, используемые экспертами для выбора перевозчиков, и экспертные оценки перевозчиков по этим показателям представлены в приложении Б в таблице Б1.

Варианты исходных данных представлены в приложении Б в таблице Б2.

 

 

Комплексная оценка качества транспортного обслуживания

Методом экспертных оценок

 

Наиболее распространенной задачей управления качеством сервисного транспортного обслуживания является оценка уровня качества сервиса [2].

 

Таблица 2.1

Результаты расчета рейтинговых оценок для выбора перевозчика

 

Критерий (i)

Ранг

Вес*

ωi

Первый

перевозчик

Второй

перевозчик

n – ый

перевозчик

оценка рейтинг** оценка рейтинг оценка рейтинг
1.                
2.                
…..                
n.                
Суммарный рейтинг Аi                

Примечание: *Вес определен делением количества критериев на соответствующий ранг; ** Рейтинг — произведение «оценки» на «вес».

 

Несмотря на несовершенную конкуренцию видов транспорта между собой, операторские компании, оказывающие примерно одинаковый комплекс услуг, конкурируют между собой. Поэтому следует оценивать качество этих компаний. Оценка качества сервиса по возможности производится несколькими экспертами, имеющими разные интересы. Для выбора наилучшей транспортной операторской компании эксперты производят оценку по системе критериев.

На рисунке 2.1 представлен алгоритм выбора транспортной операторской компании.

Выбор критериев оценки транспортных операторских компаний зависит от целей исследования. Однако все большее количество аналитиков приводят экспертные ранжированные оценки по стандартным системам критериев, что значительно упрощает процедуру принятия решения.

Группировка критериев предполагает разделение выбранных критериев в целях удобства их дальнейшей обработки. Выделяют три группы критериев.

Количественные критерии - определяются по фактическим значениям критерия. К этой группе относят:

-  своевременность - вероятность поставки в оговоренный интервал времени по системе «Точно вовремя», рассчитывается как коэффициент или в процентах;

-  время доставки, сут.;

-  частота отправок, отправок в неделю;

-  транспортный тариф, ден.ед./т.

Качественные критерии оцениваются присвоением определенного балла от «Отлично» до «Скверно». К этой группе относятся:

-  сохранность;

-  финансовая стабильность;

-  квалификация персонала;

-  информативность.

Релейные показатели имеют только две оценки: «Да» и «Нет». К этой группе относятся:

 

 

Рисунок 2.1 – Алгоритм выбора транспортной операторской компании

 

- договор страхования груза;

-  слежение за грузом в пути следования;

-  наличие сертификата качества.

Первичный выбор претендентов среди транспортных операторских компаний осуществляется исходя из всех возможных (если их в данном регионе немного) или самых популярных и только что появившихся на рынке транспортных услуг.

Формирование общей таблицы показателей, в которой отображены критерии качества, их ранги и оценки конкретных транспортных логистических посредников.

Проверка соответствия показателей работы транспортно-экспедиционных компаний основным ограничениям осуществляется следующим образом.

По количественным показателям проверка осуществляется исходя из нормативных значений критерия, например [2]:

– своевременность - не меньше 0,75;

– время доставки - не больше 10 дней;

– частота отправок - не реже 5 раз в неделю;

– стоимость доставки - не больше 1,5 ден.ед./т.

Таким образом, по количественным показателям все транспортные операторские компании удовлетворяют основным ограничениям.

По качественным показателям проверка осуществляется исходя из удовлетворительных и неудовлетворительных оценок транспортных операторских компаний. Если транспортная компания не имеет неудовлетворительных оценок, то она соответствует основным ограничениям.

По релейным показателям проверка осуществляется исходя из отрицательных значений основополагающих критериев. Если такие критерии как «Договор страхования» и «Слежение за грузом в пути следования» желательны, но необязательны, то критерий «Наличие сертификата качества» носит обязательный характер. Поэтому транспортная операторская компания, не соответствующая этому ограничению, исключается из рассмотрения.

Ранжирование критериев оценки качества сервиса осуществляется методом экспертных оценок и производится в несколько этапов.

Формирование группы экспертов должно осуществляться с учетом количественного и качественного аспекта. Качественный аспект заключается в личностных свойствах каждого из экспертов: эксперты должны обладать определенными знаниями и навыками, достаточной квалификацией и опытом. Количественный аспект заключается в определении минимального и максимального количества экспертов. Минимальное количество опрашиваемых экспертов равно четырем.

Статистический анализ результатов опроса экспертов предусматривает анализ рангов отданных тому или иному критерию и расчет среднего ранга по группе экспертов.

Ранжированные показатели и их значения для различных перевозчиков представлены в приложении Б в таблице Б3. Варианты заданий с указанием перевозчиков, для которых необходимо рассчитать суммарный рейтинг, представлены в таблице Б2.

Определение весовых коэффициентов (ωi) осуществляется для критериев качества с учетом их ранга по формуле [1,2]:

 

                       (2.1)

 

где хi — середина i-го интервала, i=1,2,…, N, на шкале удовлетворительных оценок, соответствующего рангу критерия;

Δx — величина интервала деления шкалы удовлетворительных оценок, рассчитываемых с учетом размаха вариации качественных оценок (R) и количества критериев.

Величина интервала деления шкалы удовлетворительных оценок определяется по формуле [2]:

 

,                                             (2.2)

 

где N – количество критериев (для условий практической работы N=10);

R – размах вариации качественных оценок (для условий практической работы R=4 (отл., оч.хор., хор., удовл.)).

Общий вид шкалы оценок представлен в виде таблицы 2.2.

Расчет рейтинговых оценок для количественных показателей осуществляется с учетом эталонных значений критерия.

 

Таблица 2.2

Общий вид шкалы оценок

 

Ранг

1

2

3

n-1

n










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...