Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение затрат на доставку различных грузов автомобильным транспортом в случае совместной перевозки




А.П. ИЩЕНКО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ»

Караганда 2017


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Транспортной техники и логистических систем

 


А.П. ИЩЕНКО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к практическим занятиям по дисциплине

 

 

«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ»

 

 

Модуль PTE 2 «Производственная и техническая эксплуатация»

 

 

для магистрантов специальности 6M071300 «Транспорт, транспортная техника и технологии»

 

 

Караганда 2017


УДК 658

 

 

Ищенко А.П. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Производственная эксплуатация. Методы и модели»

 

Караганда: КарГТУ, 2017. 60 с.

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Производственная эксплуатация. Методы и модели» и включают все необходимые сведения по выполнению тем практических занятий курса.

Методические указания предназначены для магистрантов специальности «Транспорт, транспортная техника и технологии».

 

 

Рецензент – член Редакционно-издательского совета КарГТУ

 

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

© Карагандинский государственный технический университет, 2016 г.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема 1 Организация взаимодействия видов транспорта. Выбор вида транспорта                                                                                                                7

1.1 Определение оптимального срока замены транспортного средства                                                                                                                7

1.2 Определение затрат на доставку различных грузов автомобильным транспортом в случае совместной перевозки                                                                                                                9

Тема 2 Оценка участников рынка транспортных услуг                                                                                                              15

2.1 Сравнительная оценка участников рынка транспортных услуг экспертным методом                                                                                                              15

2.2 Комплексная оценка качества транспортного обслуживания методом экспертных оценок                                                                                                              15

Тема 3 Вероятностная оценка времени выполнения транспортных операций                                                                                                              23

3.1 Расчет статистических параметров логистического цикла                                                                                                                23

3.2 Определение продолжительности логистического цикла с заданной доверительной вероятностью                                                                                                              24

3.3 Расчет вероятности выполнения логистического цикла 25

Тема 4 Формирование оптимальных маршрутов....................................................................................................................... 26

Тема 5 Оптимизация распределения ресурсов                                                                                                              28

5.1 Математическая постановка задачи в общем виде                                                                                                              28

5.2 Математическая модель задачи в соответствии с заданием............... 31

5.3 Поиск опорного плана методом северо-западного угла                                                                                                              32

5.4 Оптимизация опорного плана методом потенциалов                                                                                                              33

5.5 Решение транспортной задачи в Microsoft Excel....................................................................................................................... 34

Приложение А. Исходные данные к практической работе по теме 1                                                                                                              41

Приложение Б. Исходные данные к практической работе по теме 2.                                                                                                              47

Приложение В. Исходные данные к практической работе по теме 3                                                                                                              50

Приложение Г. Исходные данные к практической работе по теме 4                                                                                                              54

Приложение Д. Исходные данные к практической работе 5                                                                                                              56



Введение

Методические указания предназначены для магистрантов КарГТУ, обучающихся по специальности 6М071300 «Транспорт, транспортная техника и технологии».

Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена тем, что современная экономика все в большей степени поворачивается в сторону системных структурных преобразований в области управления транспортными процессами. Условия рыночной конкуренции заставляют компании осуществлять поиск мероприятий по совершенствованию своей деятельности через координацию сложного набора функций: маркетинга, производства, финансирования, снабжения, транспортирования, распределения и и т.д.

Транспорт как объект управления чрезвычайно сложен. Это обусловлено переплетением в этой отрасли интересов общества, государства и бизнеса, глубокими различиями между отдельными видами транспорта, территориальной удаленностью взаимодействующих объектов транспортной системы, а также вовлеченностью в транспортную деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, имеющих противоречивые интересы. Поэтому эффективность транспортной системы определяется сочетанием множества технических, организационных, экономических и социальных факторов, что в условиях рыночной конкуренции заставляет компании при осуществлении транспортных процессов производить выбор наилучшей альтернативы из нескольких имеющихся.

Цель настоящих практических работ - получение навыков и формирование компетенций самостоятельного проведения оценки в области выбора наилучшей альтернативы организации транспортных процессов.



Тема 1 Организация взаимодействия видов транспорта. Выбор вида транспорта

Определение оптимального срока замены транспортного

Средства

 

Цель работы — изучение метода определения срока (точки) замены транспортного средства, основанного на точном учете затрат на ремонт в процессе его эксплуатации, а также на маркетинговых исследованиях рынка транспортных средств, бывших в употреблении.

План практического занятия:

– ознакомление с теоретическим материалом и исходными данными;

– расчет затрат на ремонт транспортного средства за срок его эксплуатации;

– расчет величины потребленного капитала;

– представление результатов в табличной и графической форме;

– анализ полученных результатов и выводы о замене транспортного средства.

Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволит своевременная замена транспортного средства [1,2].

Решение данной задачи основано на понимании того, что всякое транспортное средство (автомобиль, погрузчик и т. д.), несмотря на массовый характер сборки, «болеет по-своему», т. е. в процессе эксплуатации имеет индивидуальные расходы на ремонт. Система учета затрат, направленных на поддержание работоспособности транспортного парка, должна обеспечивать выявление «слабой» техники, замену которой необходимо осуществлять в первую очередь.

Как свидетельствует практика, данная задача ставится и решается прежде всего на предприятиях, имеющих в своем составе службу логистики.

Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости [1,2]:

f1(x) — зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;

f2 (x) — зависимость расхода капитала (амортизация или потеря рыночной стоимости вследствие материального и морального износа), приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.

Найденные зависимости f1(x) и f2 (x) позволят определить функцию F(x) — зависимость суммарных затрат, т. е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) укажет срок замены транспортного средства.

Количество выполненной работы измеряется, в рамках практической работы, пробегом автомобиля. Для другой техники, например, погрузо-разгрузочной, работа будет измеряться в машино-часах.

Расчет точки замены выполняется по форме, представленной в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1

Расчет точки замены транспортного средства (или погрузо-разгрузочной техники)

 

Год Пробег (наработка) нарастающим итогом, км (маш.час) Годовые затраты на ремонт, тг. Затраты на ремонт нарастающим итогом, тг. Стоимость ремонта на 1 км пробега (1 маш.час работы) к концу периода, тг. (функция f1(x)) Рыночная стоимость машины к концу периода, тг. Величина потребленного капитала к концу периода, тг. Величина потребленного капитала на 1 км пробега (1 маш.час работы), тг. (функция f2(x)) Общие затраты на 1 км пробега, тг. (функция F(x))
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1-й                
2-й                
3-й                
               
n                

 

Для определения f1(x) необходимо:

– определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить графу 4 таблицы 1.1;

– определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчисленные нарастающим итогом, т. е. данные графы 4 таблицы 1.1 необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в графу 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции f1 (x).

Для определения f2 (x) необходимо:

– определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные графы 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в графу 7 итоговой таблицы.

– определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения графы 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные графы 2). Результаты, образующие множество значений функции f2 (x), заносятся в графу 8.

Для определения F(x) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные граф 5 и 8 , а результаты, также построчно, вписать в графу 9. Данные графы 9 образуют множество значений целевой функции F(x), минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.

Графы 2, 4 и 6 заполняются в соответствии вариантом задания на основании исходных данных, приведенных в таблице А1.

По результатам расчетов строятся графические зависимости, аналогичные представленным на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Определение оптимального срока замены автомобиля

 

Полученные результаты подвергаются анализу и по его результатам принимается решение о целесообразности замены или дальнейшей эксплуатации транспортного средства.

Кроме этого, возможно рассчитать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающийся от оптимального срок.

Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы используемой в логистических процессах техники в привязке к количеству работы, выполненной данной единицей.

В рассмотренном примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объем произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках, штабелерах и т. п. устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.

Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники. Другая зависимость f2 (x) определяется в результате проведения маркетинговых исследований, включающих анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники. Задачей службы маркетинга является также и реклама реализуемой предприятием техники.

Определение затрат на доставку различных грузов автомобильным транспортом в случае совместной перевозки

Цель занятия — ознакомиться с методом определения затрат, приходящихся на одно из наименований груза, перевозимого совместно с другими наименованиями в одном автомобиле.

План практического занятия:

– ознакомление с теоретическим материалом и исходными данными;

– расчет затрат, приходящихся на одно из наименований груза, перевозимого совместно с другими наименованиями в одном автомобиле, с помощью коэффициента использования грузоподъемности автомобиля;

– расчет затрат, приходящихся на одно из наименований груза, перевозимого совместно с другими наименованиями в одном автомобиле, с помощью коэффициента использования грузовместимости автомобиля;

– анализ полученных результатов.

Решение многих задач в логистике основывается на правильной оценке затрат, связанных с транспортировкой продукции. В случае, если автомобильным транспортом перевозится один вид груза, эти затраты определяются расходами на транспортировку. Перевозка нескольких наименований груза осложняет задачу [1].

Допустим, что в автомобиле грузоподъемностью 20 т и грузовместимостью 80 м3 совместно перевезены табачные изделия и напитки. Количество перевезенного груза представлено в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2

Характеристика транспортировки

 

Наименование груза

Количество груза

масса, т объем, м3
Табачные изделия 14 70
Напитки 5 10
ИТОГО 19 80

 

Затраты компании, связанные с данной транспортировкой, составили 10000 ден.ед.

Расчет издержек, приходящихся на табачные изделия, и издержек, приходящихся на напитки, может быть выполнен следующими методами.

Расчет с помощью коэффициента использования грузоподъемности автомобиля [1].

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля определяется по формуле:

 

,                                             (1.1)

 

где Qmax – максимальное количество товара (в тоннах), которое может быть загружено в автомобиль;

Qa – грузоподъемность автомобиля, т.

Расчетная масса отправки:

 

, расчетные тонны,                             (1.2)

 

где Мф — фактическая масса отправки, т.

Значения массы и объема грузов рассматриваемого примера приведены в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3

Характеристика перевезенных совместно грузов

Наименование груза Масса 1 м3 груза, т Объем, занимаемый 1 т груза, м3
Табачные изделия 0,2 5
Напитки 0,5 2

Очевидно, что максимальное количество тонн грузов рассматриваемого примера, которое в случае однородной транспортировки можно загрузить в автомобиль грузоподъемностью 20 т и грузовместимостью 80 м3 составит:

- табачные изделия — 16 т (что составит 80 м3);

– напитки — 20 т (что составит 40 м3).

Соответственно коэффициенты использования грузоподъемности имеют значения:

– для табачных изделий

 

;

 

– для напитков

 

 

Значения расчетных масс отправки для грузов рассматриваемого примера составят:

– для табачных изделий

 

 расч. т (расчетных тонн);

 

– для напитков

 

 расч. т.

 

Всего в автомобиле перевезено 17,5 + 5 = 22,5 расч. т. Показатель “расчетная масса отправки” учитывает как характеристику массы груза, так и характеристику объема, что позволяет определить затраты на перевозку каждого из наименований груза, используя прямую пропорцию.

 

 

Таким образом, стоимость транспортировки составит:

– табачных изделий — 7778 ден.ед.

– напитков — 2222 ден.ед.

Расчет с помощью коэффициента использования грузовместимости автомобиля [1].

Коэффициент использования грузовместимости определяется по формуле:

 

,                                             (1.3)

 

где Qmax – максимальное количество товара (в м3), которое может быть загружено в автомобиль;

Qa – грузовместимость автомобиля, м3.

Очевидно, что максимальное количество кубических метров грузов рассматриваемого примера, которое в случае однородной транспортировки можно загрузить в автомобиль грузоподъемностью 20 т и грузовместимостью 80 м3, составит:

– табачные изделия — 80 м3 (что составит 16 т);

– напитки — 40 м3 (что составит 20 т).

Соответственно коэффициенты использования грузовместимости имеют значения:

– для табачных изделий

 

;

 

– для напитков

 

.

 

Расчетный объем отправки определяется по формуле:

 

, расч.м3,                                  (1.4)

 

где Оф – фактический объем отправки, м3.

Значения расчетных объемов отправки для грузов рассматриваемого примера составит:

– для табачных изделий

 

 расч. м3;

 

– для напитков

 

 расч. м3.

 

Таким образом, всего в автомобиле перевезено 90 расч. м3.

Так же, как и «расчетная масса отправки», показатель «расчетный объем отправки» учитывает массовую и объемную характеристики груза, что позволяет определить затраты на перевозку каждого из наименований, используя пропорцию:

 

 

Таким образом, стоимость транспортировки, как и при расчете первым методом, составила:

– табачных изделий — 7778 ден.ед.;

– напитков — 2222 ден.ед.

В соответствии с целью практической работы задание заключается в следующем.

Компания регулярно в больших объемах перевозит на автомобилях два вида товара (товар А и товар В), различающихся по весообъемным параметрам.

Перевозки выполняют однотипные автомобили. Понятно, что самая экономная по издержкам перевозка будет, если грузовики будут максимально загружены как по весу, так и по и объему.

Если брать крайние варианты, т. е. возить товар А и В отдельно, то грузовики будут либо по весу, либо по объему недогружены. Следовательно, товары надо смешивать в одном грузовике.

Задание:

– определить оптимальные доли товаров в грузовике;

– определить долю транспортных издержек, приходящихся на товар А и на товар В, при условии оптимальной загрузки транспортного средства.

Варианты исходных данных представлены в приложении А в таблице А2.

Рекомендуемая литература

 

1 Гаджинский А. М. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. — 8-е изд. — М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 312 с.

2 Алесинская Т.В., Макарова И.В., Ланкина М.Ю., Сербин В.Д. Логистика. Практикум.– Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 91 с.

3 Мочалин С.М., Чебакова Е.О. Практикум по логистике. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. –90 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1605.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...