Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общенаучные и специальные научные методы




Предисловие

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов исторических факультетов, а также может использоваться всеми, кто занимается исследованием социальных явлений по другим специальностям (социология, психология, филология). Эта книга имеет учебные и методические цели, она не является научной монографией, хотя некоторые идеи и формулировки предложены здесь впервые и имеют самостоятельное научное значение. В силу учебного характера текста в нём не содержится обширного критического обзора других текстов, посвящённых методам исторического исследования и методам научного познания.

Преподнесение знаний о методах научного исследования только в лекционной форме без отработки применения этих методов на практике является малоэффективным. Во-первых, большинство студентов не смогут самостоятельно, без помощи преподавателя, соотнести теоретический материал с собственными исследовательскими работами – курсовыми и дипломными. Во-вторых, даже если самостоятельное соотнесение теории и практики произойдёт, нужен специальный стимул для осознанного, ответственного и систематического применения научных методов в своей самостоятельной работе.

Всё сказанное о студенческой работе в полной мере относится и к аспирантской работе над диссертацией. В большинстве случаев, во введении к диссертации по историческим дисциплинам небольшой раздел об используемых методах если и присутствует, то исключительно формально, с обыкновенным упоминанием в самых общих словах сравнительно-исторического метода, анализа, обобщения, типологизации или системного подхода. Пишется такой раздел уже после написания основного текста диссертации и вовсе не является начальной проектной установкой и планом исследования. Собственно обработка исторической информации и реконструкция образа прошлого часто происходит интуитивно, стихийно, неотрефлексированно, а в плане использования теоретических и методологических понятий подчас и некомпетентно.

«Методологическая невинность» может привести историка к полному отсутствию проблематизированности его текста, к отсутствию самостоятельного выдвижения предположений, их доказательства или опровержения, к размытости и плохой структурированности изложения, к тривиальности обобщений, к поверхностности анализа или к отсутствию такового вообще, когда даётся только пересказ или даже сплошное перечисление фактов. Возможна и другая крайность, порождённая отсутствием методологических навыков – эмоциональный оценочный анализ событий, изложение в публицистическом идеологически ангажированном стиле, логические противоречия, вольное и некорректное отношение к фактам.

Главными образцами и ориентирами при создании пособия были следующие работы:

1) Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2003. (1-е изд. – 1987 г.)

2) Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учеб. 3-е изд.- Томск: Изд-во НТЛ, 2001 (1-е изд. – 1989 г ., 2-е изд. - 1997).

3) Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1992 и переработанные варианты этой книги - Ивлев Ю.В Экспериментальный учебник для студентов гуманитарных вузов. М., Наука 1994., Ивлев Ю.В Логика Учебник для студентов высших учебных заведений 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

Из всего многообразия отечественных работ, касающихся методов научного исследования социальных систем, эти книги представляются наиболее удачными. Однако книга И.Д. Ковальченко не предназначена для использования на практических и семинарских занятиях для самостоятельного освоения студентами. Кроме того, эта замечательная книга, сохраняя в целом своё научное значение, уже не во всём соответствует современным историко-методологическим потребностям. Учебник Ф.И. Перегудова, Ф.П. Тарасенко и учебник Ю.В. Ивлева не ориентированы специально на историков, они носят общенаучный междисциплинарный характер. Во всех современных учебных пособиях по методологии истории тема основных методов исторического исследования упоминается вскользь. То же самое можно сказать и о многочисленных изданиях типа «как написать диссертацию». Таким образом, назрела задача создания современного полноценного специализированного учебника по методам исторического исследования. Предлагаемое учебное пособие «Основные методы исторического исследования», является попыткой решения этой задачи применительно к студентам и аспирантам исторических факультетов.

Некоторые формулировки и идеи взяты из вышеперечисленных работ, но они (в тех случаях, когда нет прямой ссылки) даны в переработанном, дополненном, а иногда существенно переосмысленном виде. Большинство разделов пособия являются авторскими не только по содержанию текста, но и по новизне и оригинальности прикладного использования методологических идей. Подбор иллюстративно-пояснительных примеров и комментарии к ним, примечания и графические схемы также авторские. В целом аналогов предлагаемого учебного пособия для студентов и аспирантов по методам исторического исследования до сих пор не имелось.

Цели данного пособия и основанных на нём практических семинарских занятий следующие:

1) Выработать у студентов и аспирантов навыки постановки исследовательских проблем и системного проектирования путей решения этих проблем.

2) Стимулировать к методологической рефлексии над своими текстами.

3) Прививать стремление к строгости, чёткости, структурированности, логичности и внутренней связности описаний и рассуждений.

4) Дать фундаментальное и систематизированное знание о возможности приложений научных методов к гуманитарной сфере познания.

5) Показать, что каждый научный метод имплицитно и потенциально содержит в себе все остальные методы. Научить осознанно и целенаправленно раскрывать этот потенциал.

6) Показать, что любой предмет научного исследования может быть всесторонне изучен, а цель исследования наиболее точно достигнута, только с помощью применения всех без исключения методов исторического исследования.

Предлагаемое учебное пособие не переходит на уровень изучения узко-специальных методик исследования, разных в каждой из исторических субдисциплин. Освоение таких методик требует отдельных спецкурсов, отдельных учебных пособий, и уже сделанного студентом выбора профессиональной специализации. Иногда такие спецкурсы даются студентам без предварительной фундаментальной методологической подготовки. Освоение сложных специальных методик, таких как использование математической статистики в историческом исследовании, применение к историческому материалу концепций и методик из других дисциплин (психологии, социологии, лингвистики, литературоведения) нуждается в предварительной фундаментальной подготовке. Поверхностных обобщённых введений и расчёта на интуитивное понимание в таких случаях оказывается, как правило, недостаточно. Действительно компетентного специалиста таким путём не вырастает. Максимум, чему можно научиться при таком «перескакивании через ступеньки» – это интуитивному умению понимать контексты и вставлять подходящие термины и формулировки в подходящие места текста. Или научиться механически производить преобразования эмпирических конкретно-исторических данных, не задумываясь о корректности и адекватности этих преобразований. Такое положение дел относится не только к этапу студенческого обучения, но и к этапу самостоятельного освоения специалистом новых методик и концепций. Поэтому автор стремился внушать в учебном пособии уважение к конвенциям научного сообщества об эталонных правилах проведения научного исследования. У начинающего исследователя должно сформироваться убеждение, что незнание этих правил может привести к некомпетентности, профанации и дилетантизму, а на более высоком профессиональном уровне – к ошибкам эклектизма, к модернизации истории, к сухой фактографичности без выявления связей и закономерностей или к туманному псевдотеоретическому пустословию.

В современном историко-методологическом образовании существует тенденция неосознанно понимать теоретическую компетентность как умение отделываться от поиска решения сложных проблем отговорками о субъективности, относительности, сложности, неизбежной неполноте и неточности в историческом познании. По убеждению автора, в первую очередь, исследователям стоит знать основные методы уменьшения этой субъективности, сложности, неполноты и неточности. В связи с этим ещё одна цель предлагаемой книги - сформировать у начинающих историков установку руководствоваться в начале стремлением к объективному научному познанию, и только во вторую очередь, на основе достигнутой интеллектуальной зрелости, позволять себе скепсис в возможностях такого познания. Это установка на «гносеологический оптимизм», даже в условиях отрефлексированной беспредпосылочности такого оптимизма. Без такого оптимизма невозможно плодотворное научное творчество.

Главным стимулом и источником идей при работе над учебным пособием стал четырёхлетний опыт практических семинарским занятий «Основные методы исторического исследования» на третьем курсе исторического факультета ТГУ. Аудиторный объём в часах – по 2 аудиторных часа на каждую тему. Всего спецкурс предусматривает 10 тем, то есть 20 аудиторных часов. Вести подобные занятия имеет смысл только в хронологической середине обучения – на первых курсах ещё рано - у студентов недостаточно общей подготовки, а на последних курсах уже поздно - квалификационное исследование почти завершено, и отработка навыков применения научных методов уже малоактуальна.

При подготовке к каждому тематическому занятию студенты сначала самостоятельно осваивают текст пособия, затем на занятии коллективно обсуждаются все методологические положения по одной из глав, но обязательно на примерах собственных курсовых работ или проектов. Преподаватель должен здесь выступать в качестве модератора и активного участника своеобразного мозгового штурма. Студенты могут помогать своим одногруппникам в постановке проблем или проектированию возможного использования методов в их курсовых работах. При этом вырабатываются не только навыки сопряжения теории и практики, но и навыки оперативного аналитического консультирования на заданную тему.

За одно такое занятия выступить всем невозможно, иногда обсуждение трёх-четырёх исследовательских проектов может занять всё время. Однако в этом и цель данного этапа практических занятий - окончательно разъяснить на актуальных для студентов примерах и их собственном опыте все методологические и методические идеи и приёмы, наглядно показать как можно и нужно применять изученные методы. Для более глубокого освоения имеет смысл возвращаться на каждом текущем занятии к предыдущим темам. С заданий первого занятия, где вырабатываются навыки постановки и формулирования научной проблемы, обучаемый должен начинать любое своё самое первое выступление (если на других занятиях он ещё не раскрывал тему своего исследования), независимо от того какая тема на текущем занятии. Иначе не будет иметь смысла рассуждение об используемых методах в презентируемом исследовании.

На последнем этапе изучения каждой темы студенты, не выступавшие на практическом семинаре по заданиям к каждой теме, пишут письменные контрольные ответы по каждому заданию, при этом данные ответы одновременно могут стать частями их курсовых работ. Таким образом, косвенная цель практических семинаров по методам исторического исследования стимулировать активную работу над курсовыми исследованиями.



Общенаучные и специальные научные методы

Методы научного познания – это совокупность приёмов, норм, правил и процедур, регулирующих научное исследование, и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Научный метод – это способ поиска ответов на научно поставленные вопросы и одновременно способ постановки таких вопросов, сформулированных в виде научных проблем. Таким образом, научный метод – это способ добывания новой информации для решения научных проблем.

Использование научных методов познания выделяет историческую науку в таких сферах как историческая память, историческое сознание и историческое познание, конечно при условии, что использование этих методов будет правильным.

Научные методы можно разделить на общенаучные и специальные методы, свои в каждой научной дисциплине. Логические аксиомы, постулаты и каноны лежат в основе любого общенаучного метода познания и используются на всех этапах применения специально-исторических методов. Общенаучные и философские парадигмы и концепции взаимодействуют с общенаучными методами и взаимоизменяются с течением времени вместе с развитием общественного сознания и сменой поколений в научном сообществе.

Общенаучные методы разделяются на эмпирические (от греческого empeiria - опыт) и теоретические (от греческого theoréo – рассматриваю). Эмпирические методы – это:

1) наблюдение – пассивное созерцание объекта изучения без вмешательства в него и накопление качественной информации о нём;

2) измерение – получение количественной информации из результатов наблюдения;

3) эксперимент – активное вмешательство в изучаемый объект и наблюдение уже за вызванными изменениями. Эксперимент может быть реальным и мысленным. Мысленный эксперимент называют теоретической моделью.

Теоретические методы – это обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, индукция, дедукция, системный подход, формализация, алгоритмизация, моделирование.

Эмпирические и теоретические общенаучные методы взаимосвязаны. Так, или иначе, в каждом из видов этих методов содержатся элементы всех остальных методов.

Основные методы исторических исследований следующие: абстрагирование в историческом познании, сравнительно-исторический метод, причинно-следственный анализ связей между историческими событиями, типологизация исторических явлений, историко-системный анализ, структурно-диахронный анализ исторических процессов[1].

Каждый из основных исторических методов содержит в себе комплекс общенаучных методов и логических процедур (например, логическая процедура аналогии лежит в основе общенаучного метода сравнения, на общенаучном методе обобщения основан метод исторической типологизации).

Научно-исторические теории и концепции – основа для выработки новых специально-исторических методик и для определения корректности используемых методов и оценки адекватности[2] результатов, полученных с помощью этих методов.

Специальные методики исторических исследований разделяются на специальные методы, заимствованные из других дисциплин (социологии, демографии, географии, экономики, психологии, математики, лингвистики; химии, если анализируется материальный исторический источник и из любых других наук) и специальные методы, возникшие внутри исторического познания. При интерпретации древних летописей или хроник, археологических источников, административных документов прошлого, личных записей исторических деятелей и так далее, используются особые непохожие друг на друга специальные методы. Какой бы заимствованный из других наук методический и понятийный аппарат не использовал историк, он в любом случае явно или неявно исходит из основных методов исторического познания, то есть он либо сравнивает какие-то исторические явления, либо проводит их типологизацию, либо изучает их системные свойства и т.д. Обобщающая схема этих взаимосвязей показана на рис. 1.

 

 

 


Принципы исторического познания.

Принципы научного познания – это фундаментальные общие черты, объединяющие применение основных методов научного исследования. Главным общенаучным принципом является принцип объективности. В исторической науке этот принцип имеет свою специфику и дополняется принципом историзма и принципом партийности или ценностным подходом.


Принцип объективности

Какой же смысл вкладывается учеными в понятие "объективность"?

Абсолютную объективность можно определить как воспроизведение объекта таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Это условие полностью не реализуемо даже в естественных науках, поскольку мир всегда отражается через познающий субъект и всегда отражается с разной, но неизбежной степенью искажений и упущений. Поэтому можно стремиться только к уменьшению субъективности и увеличению относительной объективности. В историческом познании увеличение объективности затрудняется, прежде всего, тем, что исследователь лишен возможности непосредственного наблюдения своего объекта, поскольку прошло уже не существует в данный момент времени, а все знание о нем преломляется сквозь призму источников. Кроме того, историку, помимо собственной субъективности, приходится иметь дело со свидетельствами, созданными людьми прошлого и несущими отпечаток их субъективности, которая к тому же часто для нас до конца никогда не станет полностью понятной из-за разницы во времени и в культуре (так называемая проблема «двойной субъективации»). Однако увеличение объективности возможно уже благодаря самому осознанию наших различий с людьми прошлого и стремлению с помощью как можно большего количества разнообразных современных научных методов и теорий раскрыть эти отличия.

Принцип историзма

Принцип историзма окончательно формируется позитивистской науке XIX века. Его значение заключается, прежде всего, в обосновании глубинной связи времен, обусловленности настоящего и будущего историческим прошлым. Принцип историзма – это установка на изучение любого явления в его генезисе и развитии, это поиск в широком смысле истоков событий и этапов их развития и объяснение событий именно с точки зрения их истоков и этапов. Принцип историзма относится и к самому историческому познанию, которое также изменяется и развивается. Никакие современные, равно как и прошлые исторические теории, объяснения, оценки и иногда даже констатирование достоверности фактов не должны претендовать на непогрешимость и окончательную истинность. Историк должен обращаться к историографии изучаемой проблемы, к причинам её возникновения и контексту её развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 581.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...