Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неявные количественные суждения и лингвистические переменные




Неявные количественные суждения в текстах, описывающих историческое прошлое или конструирующих образ события можно выделить по наличию следующих лексических индикаторов:

1) Использование сравнительной степени или лексических выражений, означающих сравнение: сильнее (слабее); выше (ниже); чаще (реже); бо́льший (ме́ньший); дальше (ближе); шире (у́же); не более, чем; не менее, чем; скорее…, чем; нестолько…, сколько; равновеликие (разновеликие) силы; в той же мере (степени); с той же силой и т.п.

2) Употребление так называемых кванторов или квантификаторов (термины лингвистики и математической логики).Квантор (от лат. quantum - сколько), логическая операция или лексическая форма, дающая количественную характеристику области предметов, к которой относится выражение.

Кванторы всеобщности: каждый; любой; все; весь; всё; всегда; никто; ничто; никакой. При этом стоит учитывать что ноль (отсутствие какого-то качества) – это тоже число и количество, которое также нужно посчитать и доказать.

Кванторы исключения описывают сходные ситуации действительности, которые обобщенно охарактеризуются следующим образом: имеется множество или объект, причем больше половины его элементов (или частей) обладает некоторым свойством (эти элементы составляют основную часть), а остальные элементы этим свойством не обладают (эти элементы составляют исключение). Лексические формы кванторов исключения:кроме; за исключением; за вычетом; если не считать; не считая; единственный; только; лишь; практически; фактически; почти; в основном; в общем; в целом; большинство; меньшинство; большая часть; львиная доля; меньшая часть; обычно; многочисленные (малочисленные); по большей части; большинство (меньшинство) и т.п.

3) Наличие количественных наречий и прилагательных, обозначающих степень качества или интенсивность действия: зачастую; часто; нередко (редко); большой (небольшой); много (мало); малый (немалый); сильно или слабо (развитый, выраженный); быстро (медленно); столь широко; постепенно (резко, внезапно); достаточно (недостаточно); полный (неполный); частичный; весьма; слишком; несколько; едва-едва; зрелый (незрелый); активно (пассивно); очень (не очень); чрезвычайно; чрезмерно; нормально (нормальный, ненормальный); настолько…, насколько и т.п.

4) Наличие существительных, обозначающих изменение степени качества или интенсивности действия: уровень чего-либо; завершённость (незавершённость); спад; упадок; подъём; активизация; по мере… и т.п.

В формализованном языке математики всё лексическое разнообразие количественных суждений естественного языка сведено к нескольким знакам: > < сравнительные знаки больше и меньше, = знак равенства, ¹ знак неравенства, $ квантор существования, " квантор всеобщности, !$ квантор единственности.

Всю совокупность вышеперечисленных слов и выражений, показывающих богатство в естественном языке количественных суждений, можно назвать также значениями лингвистических переменных. Лингвистической называется переменная, значениями которой являются не числа, а слова или предложения естественного или искусственного языка. Например, возраст – лингвистическая переменная, если она принимает лингвистические, а не числовые значения, то есть значения (молодой, не молодой, очень молодой, вполне молодой, старый, не очень старый, и т.п.), а не 20 лет, 21 год, 30 …и т.д. Понятие лингвистической переменной предложил американский математик азербайджанского происхождения Лотфи Заде[15]. В 60-е годы XX века Л. Заде ввёл новое понятие для количественной характеристики неопределённости, а именно нечёткость (или размытость) и создал новую область математики теорию нечетких множеств. Нечёткие множества можно описывать либо с помощью интервальных, либо с помощью лингвистических переменных.

Лингвистические значения неизбежны в неподдающихся количественному описанию ситуациях. Они более реалистичны, чем числовые значения, для описания явлений, чью динамику мы недостаточно понимаем, и отражение которых нашим сознанием имеет нечёткую или размытую природу. К такого рода явлениям относятся, в том числе, социальные явления и исторические события. Одной из основных лингвистических переменных, подробно рассмотренной Л. Заде в своей теории и активно использующейся в социальном познании является вероятность. Суждения о возможности и вероятности исторических событий – также являются неявными количественными суждениями.

Лингвистические переменные и неявные количественные суждения в историческом исследовании в зависимости от контекста могут подразумевать следующие количества:

1. Количество похожих признаков у разных исторических явлений или количество разных признаков у похожих исторических явлений. Такие измерения применяются в сравнительно-историческом методе (см. Главу 4).

2. Количество похожих событий или материальных объектов (хозяйственных, художественных, военных и т.д.) в определенный промежуток времени на определённом географическом пространстве. Такие измерения используются в структурно-диахронном методе с анализом частоты событий (см. Главу 8).

3. Количество социальных групп или их численность. Такие измерения используются не только в исторической демографии (науке о народонаселении в прошлом), но и в любых суждениях об исторических тенденциях.

4. Количество ситуаций, в которых участниками исторического события руководил один и тот же определённый психологический мотив. Количество каких-либо поступков участников исторического события. Такие измерения используются в причинно-следственном объяснении исторических событий (см. Главу 5).

5. Размеры природных ресурсов или интенсивность природных процессов, влияющих на общество. Такие измерения используются в социо-естественной истории, занимающейся изучением взаимодействия ландшафтно-климатических и исторических процессов.

6. Денежные суммы. Методики измерения финансовых процессов пришли в историческую науку из эконометрики – математического приложения экономики, сформировавшегося как самостоятельная дисциплина в начале XX века.

7. Количество каких-либо слов, выражений или идей в текстах исторических источников. Для таких измерений применяются различные методики так называемого контент-анализа (от английского content – содержание). Контент-анализа – это метод количественного изучения содержания текста или комплекса текстов путём подсчёта каких-либо смысловых элементов (слов, словосочетаний, частей речи, предложений, тем, символов). При этом понятие текста может трактоваться очень широко: письменный текст, устная речь, визуальные изображения, любая символика.

Анализ неявных количественных суждений имеет следующие исследовательские цели и задачи:

§ Уменьшение доли абстрактности и увеличения доли конкретики в историческом исследовании;

§ Расшифровка и деконструкция выражений литературного языка историка численными характеристиками для создания более адекватного образа исторического прошлого в той мере, в какой это позволяют исторические источники;

§ Выявление несоответствия смыслов неявного количественного суждения и действительных количественных характеристик явлений и процессов исторического прошлого;

§ Определения доли гипотетичности и доли достоверности в суждениях историка;

§ Представление, иллюстрация и объяснение перехода количества в качество или качества в количество.

Неявные количественные суждения используются в любом тексте, описывающем события. Причём исследователь может использовать эти суждения, не осознавая их количественной природы или не пытаясь её выявить. Ошибки измерения в подобных случаях связаны, прежде всего, с употреблением суждений, чьё конкретное количественное содержание либо отсутствует в принципе, либо его невозможно проверить даже приблизительно. Автор таких суждений подразумевает, что читатель сам додумает, что имеется в виду или же примет суждения автора на веру. Такие авторские установки уместны в публицистике, но их следует избегать в научном историческом исследовании. Иначе читатель исторического исследования будет принимать на веру ошибочные суждения об историческом прошлом.

В публицистическом тексте, посвящённом историческому прошлому или событиям современности, манипуляция кванторами и другими неявными количественными суждениями является наряду с эмоциональными и оценочными фразами одним из средств манипуляции общественным сознанием. Для публициста главная цель – убеждение читателя. Эта цель часто противоречит цели приближения к научной истине – приближения к наиболее адекватному историческим источникам и современному этапу развития науки отражению исторического прошлого. Кодекс интеллектуальной честности учёного гласит, что нужно измерить всё, что вообще возможно измерить в изучаемом предмете исследования, и только после этого делать однозначные выводы, при этом всегда оговаривая степень гипотетичности выводов.

Если автор научного текста не может объяснить, что конкретно может подразумевать неявное количественное суждение в его тексте и как с помощью исторических источников можно наполнить данное суждение конкретным содержанием, то такое количественное суждение лучше вообще не употреблять. В противном случае, текст, призванный описывать историческую действительность, будет описывать никогда не существовавшую в историческом прошлом виртуальную реальность, отражающую степень некомпетентности автора этого текста.

Задание:

1.Рассмотрите небольшой фрагмент из исторической литературы или из Вашего исследования, и установите, какие неявные количественные суждения и типы лингвистических переменных употребляются в тексте этого фрагмента.

2. Каким конкретно-историческими количественными данными можно было бы расшифровать эти суждения, то есть, что конкретно в предмете Вашего исследования можно было бы посчитать?

3.Кого типа будет измерительная шкала признака, отражённого в Вашем количественном суждении (порядковая, интервальная, безразмерная, номинальная, абсолютная или относительная, вариационная или динамическая)?

4.Позволяют ли сохранившиеся исторические источники сделать такую количественную расшифровку качественных характеристик Вашего объекта исследования?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...