Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 7. Операции по торговле лицензиями
на изобретения и ноу-хау Изобретение- техническое решение, представленное в документарной форме, а также в виде полезной модели или промышленного образца, обладающее существенной новизной и явной производственной или иной полезностью. Изобретение может принадлежать физическому лицу или организации, которые имеют право использовать его для своей пользы и запатентовать в государственных органах для защиты от несанкционированного использования другими людьми. Ноу-хау представляет собой оригинальное приспособление (полезную модель), технологический процесс, технические или коммерческие знания, не обладающие существенной новизной. Они содержат полезную информацию, но не настолько новую и очевидную, чтобы подлежать патентной защите. Право их использования может быть передано продажей соответствующих лицензий. Лицензия- оформленное письменным договором разрешение одного лица (лицензиара) на передачу принадлежащих ему прав на использования изобретения или ноу-хау другому лицу (лицензиату). В международной практике торговли различают два вида лицензий: чистые и сопутствующие. Чистые лицензии являются договорами, основным содержанием которых является передача прав на предмет изобретения или ноу-хау. Сопутствующие лицензии включаются в общие договоры на поставку продукции и при этом отдельные лицензионные соглашения не подписываются. Различают два вида лицензионных договоров: договор на исключительную и неисключительнуюлицензии. Они различаются тем, что в первом случае лицензиар лишается права продавать лицензию на ту же собственность другим людям, а во втором - договор не ограничивает прав продавца на продажу аналогичных лицензий другим покупателям. Лицензионные договоры могут предусматривать различные способы платежей: • паушальный платеж - платеж заранее оговоренной твердой суммы; • постепенная выплата стоимости лицензии частичными платежами (роялти) пропорционально согласованным показателям производства и сбыта продукции, выпущенной с использованием лицензии; • смешанные способы платежей, сочетающие выплаты авансовых паушальных сумм и роялти. Паушальные платежи обычно применяются в тех случаях, когда цена лицензии относительно невелика по сравнению со стоимостью одновременно поставляемого оборудования или когда контроль за показателями деятельности лицензиата затруднен. Роялти могут начисляться в согласованных пропорциях к следующим показателям: дополнительной прибыли лицензиата от использования лицензии; общей прибыли лицензиата; стоимости реализации продукции, произведенной с использованием лицензии, и др. Лицензионные договоры содержат ряд условий по обязательствам и ответственности сторон. Обязательства лицензиаров могут включать: 1.Передачу в установленные соглашением сроки в предусмотренной комплектности всей документации, необходимой лицензиату для эффективного использования изобретения или ноу-хау. 2.Направление в предусмотренные соглашением сроки специалистов для оказания содействия лицензиату в освоении изобретения или ноу-хау. 3.Гарантирование лицензиату оговоренного в соглашении эффекта от использования изобретения или ноу-хау при условии соблюдения лицензиатом всех инструкций лицензиара. 4.Юридическую и финансовую ответственность за нарушение условий исключительной лицензии и других условий, исходя из конкретного соглашения, Обязательства лицензиатов обычно включают: 1.Сохранение секретности сведений, содержащихся в приобретенных лицензиях на изобретения и ноу-хау. 2.Информирование в установленные сроки лицензиаров о тех технических и экономических показателях, на основании которых производится начисление роялти. 3.Предоставление лицензиарам подтверждения показателей согласованной сторонами аудиторской фирмой и т.д. Структура лицензионных договоров схожа со структурой контрактов купли-продажи. Вопрос 8. Производственная и сбытовая кооперация
Кооперация при производстве и сбыте товаров - это различные формы сотрудничества независимых производителей или оптовых продавцов, осуществляемые с целью повышения конкурентоспособности и увеличения объема производства и сбыта товаров или услуг. Главный документ - соглашение о производственной и сбытовой кооперации. В данном соглашении должны быть четко разграничены права, обязанности и ответственность кооперирующих сторон. Основные разделы таких соглашений: 1.Предмет соглашения, определяющий основные задачи производственно-сбытовой кооперации. 2.Коммерческий блок, фиксирующий основные моменты сотрудничества: 2.1. Базисные условия взаимных поставок комплектующих узлов и деталей с определением моментов перехода рисков их утраты или повреждения. 2.2. Цены или способы определения цен на подлежащие взаимной поставке узлы и детали 2.3. Способы расчетов за взаимные поставки. 2.4. Ответственность сторон за своевременность поставок и качество поставляемых узлов и деталей. 2.5. Порядок распределения между сторонами общих затрат на рекламу и другие издержки обращения. 3.Юридический блок, содержащий оговорки о форс-мажорных обстоятельствах, досрочном расторжении сторонами соглашения, порядке арбитражного разбирательства и др. 4.Комплект приложений к соглашению, который охватывает все технические вопросы, включая графики взаимных поставок, порядок окончательной сборки изделий, порядок контроля качества выпускаемой продукции и др. Как правило, различают два вида кооперации: • сбытовая; • производственно-сбытовая. Одним из наиболее распространенных видов сбытовой кооперации является франчайзинг. Франчайзинг - это организация сбыта товаров и услуг известной компании (франшизера) через специально созданные ею сбытовые фирмы с использованием ноу-хау и товарного знака франшизера. Последний дает право сбытовику работать под его товарным знаком и поставляет товар на склад франшизи на условиях соглашения консигнации. Кроме того, франшизер может дать сбытовику льготный кредит на расширение деятельности, обучить специалистов сбытовика, принять участие в финансировании рекламы. Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в отраслях машиностроения. Наиболее распространены консорциумы. Консорциумы - это союзы юридически и хозяйственно обособленных компаний, создаваемые в целях кооперирования производства и сбыта товаров или услуг. Основная задача - сложение научных, производственных и сбытовых преимуществ его членов для повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Инициатор - любое предприятие, желающее повысить эффективность и конкурентоспособность в кооперации с другими. Между кооперирующими компаниями определяется лидер консорциума, которым, как правило, выбирается поставщик основного оборудования.
Лекция 2.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЭД Вопросы: Гаагские конвенции об унификации международной купли-продажи товаров Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров ВТО: структура, основные функции |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |