Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 7. Операции по торговле лицензиями




 на изобретения и ноу-хау

Изобретение- техническое решение, представлен­ное в документарной форме, а также в виде полезной моде­ли или промышленного образца, обладающее существенной новизной и явной производственной или иной полезностью. Изобретение может принадлежать физическому лицу или орга­низации, которые имеют право использовать его для своей пользы и запатентовать в государственных органах для защи­ты от несанкционированного использования другими людьми.

Ноу-хау представляет собой оригинальное приспособле­ние (полезную модель), технологический процесс, техничес­кие или коммерческие знания, не обладающие существенной новизной. Они содержат полезную информацию, но не настоль­ко новую и очевидную, чтобы подлежать патентной защите. Право их использования может быть передано продажей со­ответствующих лицензий.

Лицензия- оформленное письменным договором разре­шение одного лица (лицензиара) на передачу принадлежащих ему прав на использования изобретения или ноу-хау другому лицу (лицензиату).

В международной практике торговли различают два вида лицензий: чистые и сопутствующие.

Чистые лицензии являются договорами, основным содержанием которых является передача прав на предмет изобретения или ноу-хау.

Сопут­ствующие лицензии включаются в общие договоры на постав­ку продукции и при этом отдельные лицензионные соглаше­ния не подписываются.

Различают два вида лицензионных договоров: договор на исключительную и неисключительнуюлицензии. Они раз­личаются тем, что в первом случае лицензиар лишается пра­ва продавать лицензию на ту же собственность другим людям, а во втором - договор не ограничивает прав продавца на про­дажу аналогичных лицензий другим покупателям.

Лицензионные договоры могут предусматривать различные способы платежей:

• паушальный платеж - платеж заранее оговоренной твердой суммы;

• постепенная выплата стоимости лицензии частичными пла­тежами (роялти) пропорционально согласованным показа­телям производства и сбыта продукции, выпущенной с использованием лицензии;

• смешанные способы платежей, сочетающие выплаты аван­совых паушальных сумм и роялти.

Паушальные платежи обычно применяются в тех случаях, когда цена лицензии относительно невелика по сравнению со стоимостью одновременно поставляемого оборудования или когда контроль за показателями деятельности лицензиата зат­руднен.

Роялти могут начисляться в согласованных пропорциях к следующим показателям: дополнительной прибыли лицензи­ата от использования лицензии; общей прибыли лицензиата; стоимости реализации продукции, произведенной с использо­ванием лицензии, и др.

Лицензионные договоры содержат ряд условий по обяза­тельствам и ответственности сторон.

Обязательства лицензиаров могут включать:

1.Передачу в установленные соглашением сроки в предусмотренной комплектности всей документации, необходимой лицензиату для эффективного использования изобретения или ноу-хау.

2.Направление в предусмотренные соглашением сроки специалистов для оказания содействия лицензиату в освоении изобретения или ноу-хау.

3.Гарантирование лицензиату оговоренного в соглашении эффекта от использования изобретения или ноу-хау при условии соблюдения лицензиатом всех инструкций лицен­зиара.

4.Юридическую и финансовую ответственность за нару­шение условий исключительной лицензии и других условий, исходя из конкретного соглашения,

Обязательства лицензиатов обычно включают:

1.Сохранение секретности сведений, содержащихся в приобретенных лицензиях на изобретения и ноу-хау.

2.Информирование в установленные сроки лицензиаров о тех технических и экономических показателях, на основании которых производится начисление роялти.

3.Предоставление лицензиарам подтверждения показа­телей согласованной сторонами аудиторской фирмой и т.д.

Структура лицензионных договоров схожа со структурой контрактов купли-продажи.

Вопрос 8. Производственная и сбытовая кооперация

 

Кооперация при производстве и сбыте товаров - это различные формы сотрудничества независимых производителей или оптовых продавцов, осуществляемые с целью повышения конкурентоспособности и увеличения объема производства и сбыта товаров или услуг.

 Главный документ - соглашение о производственной и сбытовой кооперации. В данном соглашении должны быть  четко разграничены права, обязанности и ответственность кооперирующих сторон.

Основные разделы таких соглашений:

1.Предмет соглашения, определяющий основные задачи производственно-сбытовой кооперации.

2.Коммерческий блок, фиксирующий основные моменты сотрудничества:

2.1. Базисные условия взаимных поставок комплектующих узлов и деталей с определением моментов перехода рисков их утраты или повреждения.

2.2. Цены или способы определения цен на подлежащие взаимной поставке узлы и детали

2.3. Способы расчетов за взаимные поставки.

2.4. Ответственность сторон за своевременность поставок и качество поставляемых узлов и деталей.

2.5. Порядок распределения между сторонами общих зат­рат на рекламу и другие издержки обращения.

3.Юридический блок, содержащий оговорки о форс-мажорных обстоятельствах, досрочном расторжении сторонами соглашения, порядке арбитражного разбирательства и др.

4.Комплект приложений к соглашению, который охватывает все технические вопросы, включая графики взаимных поставок, порядок окончательной сборки изделий, порядок контроля качества выпускаемой продукции и др.

Как правило, различают два вида кооперации:

• сбытовая;

• производственно-сбытовая.

Одним из наиболее распростра­ненных видов сбытовой кооперации является франчайзинг.

Франчайзинг - это организация сбыта товаров и услуг известной компании (франшизера) через специально созданные ею сбытовые фир­мы с использованием ноу-хау и товарного знака франшизера. Последний дает право сбытовику работать под его товарным знаком и поставляет товар на склад франшизи на условиях со­глашения консигнации. Кроме того, франшизер может дать сбытовику льготный кредит на расширение деятельности, обу­чить специалистов сбытовика, принять участие в финансиро­вании рекламы.

Наибольшее развитие производственно-сбытовая коопера­ция получила в отраслях машиностроения. Наиболее распространены консорциумы.

Консорциумы - это союзы юри­дически и хозяйственно обособленных компаний, создаваемые в целях кооперирования производства и сбыта товаров или услуг.

Основная задача - сложение на­учных, производственных и сбытовых преимуществ его членов для повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Инициатор - любое предприятие, желающее повысить эффективность и конкурентоспособность в кооперации с другими.  Между кооперирующими ком­паниями определяется лидер консорциума, которым, как правило, выбирается поставщик основного оборудования.

 



Лекция 2.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЭД

Вопросы:

Гаагские конвенции об унификации международной купли-продажи товаров

Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров

ВТО: структура, основные функции










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...